КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 23.01.2003
23:19  Почему терроризм работает? Книга американского юриста вызвала шок в Америке
22:25  Синьхуа - Индийско-пакистанская провокация против дипломатов
20:00  На кантском аэродроме Киргизии разместятся российские авиагруппы
19:27  Глобализация - это "фиговый листок", которым пытаются прикрыть американизацию планеты
18:35  Высший экономический суд Таджикистана отменил приватизацию АО "Сугдгаз"
17:06  Анатолий Гужвин - В каспийской политике России активно проявляется региональный аспект
15:49  Страна.Ru - Голая баба на кресте как символ правозащитного движения
15:01  Алишер Таксанов - Оценка Конституции Узбекистана с точки зрения прав и свобод человека
14:23  Аль-Каида "заказала" политиков разных стран. №1 - Карзай, №2 - Мушарраф, №3...
13:39  Книга судеб. Генпрокуратуре Туркмении поручено издать фолиант о "предателях родины"
13:36  Акаев, вслед за Каримовым, отказался ехать на саммит СНГ в Киев. Референдум мешает
13:26  "НГ" - Покушение на Туркменбаши переплюнуло знаменитое "дело врачей"
13:08  "Доктрина Путина" и раздел Каспия. В Кремле новое увлечение... геополитикой
13:03  Российские фрегаты не хотят стрелять в руках индийцев. Срывается миллиардный военный заказ
13:00  Президент Мушарраф впервые едет в Россию. Обсуждать сотрудничество в ЦентрАзии
12:56  Диаспора постаралась. Татарстан снабжает Киргизию учебниками на русском языке
12:39  Иранские эксперты вынесли вердикт. В катастрофе украинского Ан-140 под Исфаханом виноват пилот
12:18  Выдан в Туркмению... на растерзание. Как Россия отказалась от своего гражданина Гарабаева
11:31  А.Умаров - Иных уж нет... Закончилась государственная перерегистрация казахстанских партий.
11:17  Древнейшим владением кыргыз оказалось государство усуней. Новости истории от "Слова Кыргызстана"
11:15  Издана книга "Зодчий независимости. Штрихи к портрету Ислама Каримова"
11:08  Рустам Азимов назначен вице-премьером-министром экономики Узбекистана, а Гафур Кудратов возглавил Госкомстат
11:00  Демократия плюс согласие. Полковник Батырбаев анализирует новый проект Киргизской Конституции
10:49  А.Акаев - "Кыргызский референдум станет еще одной победой демократии". Интервью "МК"
10:42  The New York Times - Кондолиза Райс хвалит Казахстан и уверяет, что знает почему лжет Ирак
10:38  А как же Таможенный союз? Российские пошлины ударили по... казахстанским иномаркам
10:35  Закрытая тема. Амбарный замок на казахстано-узбекской границе повис надолго?
10:22  Контрабандная водка как угроза нацбезопасности Киргизии. Правительство меняет акцизы
08:25  Полпред Киргизии в ООН Баялинов признан "дипломатом года"... по версии американской русскоязычной радиостанции
07:50  Монгольский академик просит Хусейна не сравнивать Дж.Буша с великим Чингис ханом
07:00  Мехти Сафари - Иран никогда не требовал делить Каспий на пять равных частей, но наша доля - 20%
05:12  Мемориал - В Туркменистане завершено следствие по делу эколога Фарида Тухбатуллина
04:44  В Душанбе нашли выход из кризиса в Киргизии и поддержали президента А.Акаева
03:13  Иран.Ру - Странам Центразии не хватает качественного и компетентного управление
02:55  В Туркмении обратили внимание на призыв МИД РФ к СМИ "о деликатности к соседям"
01:59  Красная звезда - Начальник погрангруппы России в Таджикистане генерал А.Маркин рассказывает...
00:21  Баткен (Киргизия) просит Узбекистан смягчить таможенные процедуры на границе
00:03  Самый масштабный проект клонирования. Китайская компания "Цзиньню" пыталась осеменить 479 коров
Среда, 22.01.2003
22:35  Экологи призывают Таджикистан и Узбекистан прекратить минную войну на границе
21:19  Пакистан хочет привлечь Индию к проекту газопровода из Туркменистана
20:18  Марта Олкотт - Россия любит говорить, что она лидер в ЦентрАзии. Теперь она может это доказать
18:10  "Восьмое чудо света". Погребальный комплекс "Эпангун" первого императора Китая Цинь станет парком-музеем
16:59  Иранские судовладельцы готовы инвестировать капитал в астраханские порты
16:00  Генерал Наговицын (спец по авианосцу Kitty Hawk) обсуждает в Киргизии размещение российской авиабазы
15:44  Около 100 афганцев сидят в тюрьмах Таджикистана, в хороших условиях
14:17  Вновь прилетевший в Ташкент сотрудник "Мемориала" задержан в аэропорту и вновь депортирован
13:29  Синьхуа - Армия США против "синдрома войны в Персидском заливе"
11:31  "Къ" - Россия возглавила антитеррористическую коалицию... но Дж. Буш этого еще не знает
11:23  Процесс начнется 3.02.2003. Киргизия готовится судить пресс-секретаря Джумы Намонгони
11:15  Одаренные невозвращенцы. Более 20 стипендиатов президентской программы не вернулись в Казахстан
10:54  Кофи Аннан поддержал Туркменбаши. Форум ООН по предотвращению конфликтов в ЦентрАзии пройдет в Ашхабаде
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Анатолий Гужвин - В каспийской политике России активно проявляется региональный аспектАнатолий Гужвин - В каспийской политике России активно проявляется региональный аспект
17:06 23.01.2003

Выступление губернатора Астраханской области Анатолий Гужвин на заседании Государственного совета, посвященного текущим вопросам международной деятельности России:

Рассмотрение на Госсовете международной деятельности российского государства позволяет связать воедино ее федеральные и региональные аспекты. Это очень важно, поскольку каждый второй субъект Федерации является приграничным и, следовательно, занимается региональной дипломатией, внося свой вклад во внешнюю политику государства. Нам важно понять, насколько вмонтированы региональные инициативы в структуру международной деятельности России, каковы их результативность и перспективы.

Россия в Прикаспии граничит сразу с четырьмя государствами ближнего и дальнего зарубежья. Здесь наши границы проходят не только по суше, но и по Каспийскому морю, которое является жизнеобразующим для миллионов граждан Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана.

Уникальность Каспийского бассейна и, соответственно, национальные интересы России в этом регионе мира определяются сочетанием важнейших геополитических факторов – месторождениями углеводородного сырья, ключевыми транспортными маршрутами, ценными рыбными ресурсами, обширными рынками сбыта и трудовых ресурсов. Здесь обнажена непростая связь христианского и мусульманского миров, налицо жесткая зависимость человеческого сообщества от состояния природы. И самое существенное – в Прикаспии до конца не определены правила межгосударственного взаимодействия.

Еще несколько лет назад внешняя политика России на Каспии была вялой и невнятной. Сегодня перемены очевидны. Переговорный процесс по статусу моря-озера сдвинулся с мертвой точки: усилиями федерального центра достигнуты договоренности с Казахстаном и Азербайджаном о разграничении сопредельных участков морского дна в интересах недропользования. Россия инициировала и добилась заключения с Ираном и Индией соглашения о транспортном коридоре "Север - Юг". В пяти-стороннем формате действует теперь комиссия по водным биоресурсам Каспийского моря.

Два прикаспийских государства: Россия и Казахстан в 2001 году стали членами новой международной организации – Евразийского экономического сообщества, которое открывает для нас возможности более глубокой экономической интеграции с центрально-азиатскими странами, в первую очередь, с Киргизией и Таджикистаном, вошедшими в ЕврАзЭС.

Недавние широкомасштабные военно-морские маневры с участием 13-ти министерств и ведомств продемонстрировали стремление России решать проблемы в комплексе и не сдавать доминирующих позиций в Каспийском регионе. Всему этому способствовала наступательная позиция президента Российской Федерации, последовательные шаги правительства, МИДа, специального представителя президента по урегулированию правового статуса Каспия.

Интенсивность развития международных связей в Каспийском регионе потребовала оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию МИД РФ. Для этого в прикаспийских регионах (в Астрахани и Махачкале) были открыты представительства Министерства иностранных дел. Российско-иранские межрегиональные связи вышли на качественно новый уровень с началом функционирования в феврале 2001 года в Астрахани Генерального консульства Ирана. В ближайшее время в Астрахани откроется консульство Республики Казахстан.

В международной деятельности страны все более отчетливо проявляется региональный аспект. Так, благодаря активной работе представителей прикаспийских регионов удалось отстоять позиции России при определении координат модифицированной срединной линии на межправительственных переговорах по разграничению дна Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование. Грамотная работа с руководителями секретариата СИТЕС (Конвенция ООН по контролю за торговлей видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения) позволила снять с нашей страны запрет на промысел осетровых.

Сегодня все прикаспийские субъекты Федерации имеют международные договорные отношения с соседями. Дагестан заключил соглашение о сотрудничестве с Азербайджаном. Деятельность Астраханской области в Прикаспии базируется на договорах и соглашениях практически со всеми его регионами – с Атырауской и Мангистауской областями Республики Казахстан, с северными провинциями Исламской Республики Иран, с правительством Азербайджанской Республики. Рассчитываем, что весной нынешнего года область подпишет соглашение о сотрудничестве с Республикой Туркменистан.

Как результат, в 2002 году торговый оборот только астраханских участников внешнеэкономической деятельности с контрагентами из прикаспийских стран в два раза превысил уровень 1995 года. За последние семь лет почти в десять раз увеличился объем внешнеторговых перевозок через Астраханский воднотранспортный узел.

Вместе с тем потенциал экономического сотрудничества в Каспийском регионе остается во многом нереализованным. Не урегулирован комплекс вопросов, связанных с судоходством, рыболовством, недропользованием, экологической безопасностью, сохранением водных биоресурсов.

Сказывается дефицит целого ряда важных межгосударственных договоров и соглашений между всеми прикаспийскими странами. Так, отсутствие современного документа, регулирующего торговое мореплавание на Каспии, затрудняет страхование грузов, создание идентичных условий в портах государств и единого порядка поведения судов.

Десять лет идет согласование другого не менее важного межгосударственного соглашения – о сохранении биоресурсов Каспийского моря. Исходя из позиции нашего государства о неделимости водной толщи моря и его биоресурсов, частью будущего статуса Каспия необходимо сделать пакетное соглашение о создании системы и органа солидарной ответственности прикаспийских государств за рациональное природопользование на Каспии и неприкосновенность его заповедных зон.

В этой связи хочу обратить внимание на нерешенную до сих пор проблему по созданию межгосударственного пятистороннего центра по мониторингу Каспийского моря. Активизация хозяйственной деятельности в бассейне, отсутствие соответствующей системы контроля и реагирования на чрезвычайные ситуации привели к ухудшению экологической обстановки на Каспии. Последние два-три года мы уже сталкивались с аварийными разливами нефти на скважинах Казахстана и с ее утечкой из потерпевшего аварию азербайджанского парома. Проблема усугубляется отсутствием у прикаспийских государств технических средств локализации подобных аварийных ситуаций.

Федеральному центру необходимо добиваться в переговорном процессе по статусу Каспия, чтобы каждое прикаспийское государство брало на себя обязательства об ответственности за любые последствия санкционированной им хозяйственной деятельности в Каспийском море. Это возможно при согласованном введении всеми государствами региона системы обязательного страхования экологических рисков на Каспии.

Объективно новый правовой статус нужен прикаспийским государствам, чтобы поделить его ресурсы. Но вопросы политической и экономической безопасности требуют юридических оснований для ее поддержания. Уверен, следует вести речь о применении к пространствам Каспия и Прикаспия принципа "устойчивого развития". Он реализуется только совместными усилиями и подразумевает исключение военных угроз, экологическую безопасность с решительным искоренением биотерроризма, а также недопущение в этих уникальных по культурному разнообразию краях сокрушительных этнических или религиозных конфликтов, что полностью соответствует логике задач Шанхайской Организации Сотрудничества, членами которой являются Россия, Казахстан и другие страны.

Если мы хотим, чтобы Россия доминировала в данном регионе, то должны создать более выгодные для этого условия в рамках своего государства. Необходимо вносить коррективы в национальное законодательство, в частности, сделать более гибкими нормы таможенного регулирования.

Положение дел с коридором "Север-Юг" наглядно демонстрирует уровень готовности нашей страны к включению в крупные межгосударственные экономические проекты. Инициировав его создание, Россия оказалась поставлена перед многочисленными проблемами правового и технического характера. В первую очередь они связаны с ограниченными возможностями наших транспортных узлов. Уже сейчас на Каспии наши порты перестают справляться с объемами грузов. В результате грузопотоки переориентируются на порты соседних государств, особенно на современный казахстанский порт Актау. Нас могут вытеснить из транспортного рынка.

Анализ показывает, что успеху наших соседей по Каспию – Ирана и Казахстана способствовало совершенствование национальной законодательной базы, в частности, учреждение территорий со специальным экономическим статусом в портах Энзели и Актау. Это способствовало привлечению на их развитие значительных инвестиций. Объективность требует создания в прикаспийских субъектах России столь же выгодных экономико-правовых условий для инвесторов. Это позволило бы эффективно развивать приграничную транспортную инфраструктуру, привлекая меньше бюджетных средств.

На уровне регионов мы вносим свой вклад в каспийскую политику федерального центра. В частности, совместно с партнерами из северных иранских провинций нам удалось сформировать единую позицию по паритетному снижению портовых сборов. Но для закрепления этой региональной инициативы требуются согласованные действия соответствующих российских министерств и их иранских коллег.

С началом буровых работ на Каспии мы связываем перспективы получения заказов для российского судостроительного комплекса. Уже выполнен ряд заказов международных компаний. Правительство должно быть заинтересовано в поддержке отечественного производителя, чтобы нефтегазовые компании размещали судостроительные заказы непосредственно на наших предприятиях.

Несовершенство российского законодательства создает сложности в осуществлении контактов на уровне приграничных территорий. В условиях фактической прозрачности и необустроенности границы с Казахстаном осуществление полноценного пограничного и таможенного контроля на отдельных ее участках затруднено. Созданию необходимой приграничной инфраструктуры способствовало бы законодательное определение и закрепление статуса приграничных территорий России, скорейшая разработка и принятие федерального закона о приграничном сотрудничестве.

При этом задачей федерального центра должно стать недопущение излишней бюрократизации правил въезда на территорию страны и пребывания здесь иностранных граждан. Так как вступивший в действие с 1 ноября 2002 года федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" порой неоправданно усложняет процесс осуществления международных связей, особенно на уровне регионов.

Несмотря на перечисленные проблемы, море играет консолидирующую роль для народов, живущих на его берегах. Традиции народной дипломатии оказываются чрезвычайно эффективными, когда заходит речь о налаживании отношений в столь многонациональном регионе мира. Гуманитарные акции, которые проводятся в странах Прикаспия, в том числе и по инициативе Астраханской области, способствуют обогащению культур и взаимопониманию народов.

Вот почему мы придаем большое значение проведению в нынешнем году фестиваля национальных культур "Каспий – море дружбы", международной парусной регаты, совместной работе по поддержанию мемориального комплекса казахскому композитору Курмангазы. Мы делаем ставку на те программы, которые нужны молодому поколению, – на образование, спорт, культуру. Активно действует Ассоциация университетов прикаспийских государств, в российских вузах открыты отделения персидского языка, а в нынешнем году в Гилянском университете Ирана планируется начать изучение русского языка.

Интеграция – единственный продуктивный сценарий для Каспия. Согласованная политика на федеральном и региональном уровнях в международном сотрудничестве в Прикаспии является важным условием решения проблем России. Оно позволяет унифицировать экономическую, оборонную и природоохранную политику, снижает общую конфликтность в этом стратегически важном регионе и тем самым уменьшает возможность внерегиональных сил играть на внутрикаспийских противоречиях.

*****

Владимир Путин согласился с предложение Анатолия Гужвина создать при МИД России Совет глав регионов

Алена Губанова
Пресс-секретарь Губернатора
22 Января 2003

Сегодня астраханский губернатор Анатолий Гужвин принял участие в заседании Госсовета, на котором рассматривались региональные аспекты международной деятельности России и сотрудничество со странами СНГ. Накануне эти проблемы обсуждались в более узком составе на президиуме Госсовета, куда был также приглашен Анатолий Гужвин.

Активное привлечение руководителя нашей территории к выработке региональной стратегии во внешней политике страны объясняется тем, что, имея ключевое положение на Каспии, Астраханская область давно и успешно занимается здесь дипломатией. В частности, пример астрахано-иранских связей был отмечен Госсоветом как один из самых продуктивных. Не случайно первому на Госсовете слово было предоставлено Анатолию Гужвину.

По сути, Астрахань уже начала создавать свою часть "пояса добрососедства", о необходимости которого говорил вчера Президент РФ Владимир Путин. "От того, насколько хорошо будут развиваться приграничные регионы России, зависит имидж страны", - заявил президент на заседании Президиума Госсовета.

В числе сорока субъектов РФ Астраханская область внесла свои предложения по развитию приграничного сотрудничества, торгово-экономических и культурных связей со странами СНГ и сопредельными государствами еще на стадии подготовки заседания. Анатолий Гужвин не раз привлекал внимание федерального центра к тому, что приграничным субъектам РФ нужен особый статус. Теперь есть уверенность, что эти территории будут иметь режим наибольшего благоприятствования для развития внешней торговли. По предложению Анатолия Гужвина на заседании Госсовета принято решение о создании при МИД России Совета глав регионов. Этот Совет поможет руководителям регионов и соответствующих ведомств прорабатывать ключевые вопросы внешнеполитической и внешнеэкомической деятельности российского государства.

Источник - Астраханский регион
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1043330760
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх