КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 11.01.2003
21:05  Госсекретарь Кыргызстана О.Ибраимов предлагает переименовать страну
20:52  Завтра.ру - Россия в "системном кризисе, выхода из которого не видно"
18:28  Китай открыл для Киргизии воздушный коридор в Индию
15:51  В США ждут террористов на пункте регистрации
10:06  В Кабуле состоялось первое заседание американо-афганского женсовета
09:21  СНГ-7: Конференция по экономике семи самых бедных стран содружества
08:37  "Умри, но не в Корее". Сеул и Пхеньян как никогда сплотились... против агента 007
05:53  А.Дербисали (муфтий Казахстана) - "У политики и религии различные сферы деятельности, но они пересекаются..."
05:43  "Мемориал" - Узбекистан: обзор событий в области прав человека за декабрь 2002 года
03:24  Его называли звездой... Узбекистан отмечает 90-летие со дня рождения поэта Усмана Насыра
01:17  З.Бжезинский - Я обеспокоен. До сих пор мы шли верной дорогой...
01:03  DW - "Из-за какой чепухи в Азии возникают конфликты?!",- Как ломали мост на киргизо-узбекской границе
00:57  В Афганистане образована первая ассоциация женщин-судей
00:52  Der Tagesspiegel - Москва собирается создавать альтернативную ОПЕК из Казахстана, Туркменистана и пр.
00:49  Россия и Таджикистан: разногласия по вопросу о нелегальных мигрантах
00:42  А.Бекназаров - "Национальной безопасности угрожают те люди, которые нарушили целостность кыргызской земли..."
00:37  "МС" - В Киргизии рассыпалось "многообещающее" дело о заговорщиках из ИДУ (инспирированное СНБ Узбекистана?)
00:00  В Германском аэропорту схвачен казначей Бен Ладена с другом
Пятница, 10.01.2003
21:37  В Узбекистане в 2002 году денежные доходы на душу населения составили $18,4 в месяц
20:25  10-я международная конференция по Центразии и Кавказу пройдет в Тегеране
19:58  Лидер ЛДПР Жириновский вернулся на родину. В родную Алматинскую баню
19:54  Киргизские власти успокаивают... Похищенный европий неприменим для производства ядерного оружия
18:06  "Оценка упадка России" - аналитики Оля и Таня ищут применение ВВС США
17:52  Оптимальные пути перехода к рыночной экономике (по версии ЦРУ)
17:43  В Кабуле официально восстановлено отделение Синьхуа
16:27  ВАЗ-21213 - первые "Нивы" казахстанской сборки в Усть–Каменогорске
14:49  Р.Абдухоликзода - Ожившие "тени" генерала Грубова. Насмешки над таджиками стали модными
14:22  Независимую киргизскую газету "Моя Столица" приговорили к 5 млн. сомов штрафа. Будем жаловаться В.Путину!
14:19  Узбекистан в одностороннем порядке демонтировал пограничный с Киргизией мост в Кара-Суу
14:15  А.Хамидов - Беспорядки на кыргызско-таджикской границе свидетельствуют о росте межэтнической напряженности в Средней Азии
14:12  Х.Пеймани - Почему США против российско-иранских атомных проектов
13:29  Казахстанская экспедиция зафиксировала в Монголии 120 памятников Орхонской тюркской письменности
04:33  И инспекторы в Ираке ничего не нашли, и Хуссейн бежать не собирается
03:30  Чья ракета страшнее. Индия и Пакистан пугают атомной войной
03:01  Le Monde обзывает С.Ниязова "маленьким отцом туркмен" и "сатрапом с приветом"
02:48  Казахский кумыс поднимал на ноги Толстого и Чехова! Возвращение к истокам
02:01  Д.Джунушалиев - Еще Бань Гу и Сыма Цянь писали о кыргызском государстве в сотых годах до нашей эры!
01:36  The Right Man - Как была сфабрикована "ось зла"
01:20  А.Собянин - Сближение России и Казахстана есть нечто большее, чем грубая геополитика
01:16  А.Дубнов - Ниязов думает о бренности жизни... и боится живого Шихмурадова
01:08  Глас народа: 1) присвоить А.Акаеву "Народного героя", 2) "провести великий той 2200-летия кыргызской государственности в Таласе"
00:54  МАК - Ан-140 потерпел катастрофу в Иране из-за "отклонения от схемы захода на посадку"
00:46  Международная Амнистия опасается депортации из России туркменских "террористов"
00:33  В Монголии пересчитали автомашины, заповедники и иностранцев
00:29  АКИpress - Качество обучения в узбекских школах Кыргызстана выше, чем в кыргызских
00:14  Кому мог понадобиться киргизский европий. Рассказывают: российский министр и академик
00:09  "Серый кардинал" А.Акаева генерал Болот Джанузаков вновь возглавил "силовой" отдел президентской администрации
00:06  Т.Исмаилова - Хватит заниматься информационным терроризмом, свободу газете "Моя Столица"! Открытое письмо А.Акаеву
00:04  Le Monde - Легко ли быть молодым в Иране. Число временных браков ("сигэ") выросло за полгода на 122%
00:01  Бодхи - Полет над гнездом туркменской кукушки (дорожные впечатления)
00:00  Guardian - Конголезские повстанцы едят пигмеев... (Будущее России через 20 лет?)
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
А.Дербисали (муфтий Казахстана) -  У политики и религии различные сферы деятельности, но они пересекаются... А.Дербисали (муфтий Казахстана) - "У политики и религии различные сферы деятельности, но они пересекаются..."
05:53 11.01.2003

Верховный муфтий Абсаттар хаджи Дербисали: "Нельзя политизировать религию"

Александр НОВИКОВ,

Корр. - Казахстан отметил 10-летие своей независимости. Срок небольшой, но и немалый. Какими стали эти годы для казахстанцев? Насколько трудным был отход от атеизма и коммунистической идеологии?

А.Д. - Вполне естественно, что каждая страна должна обладать подлинным суверенитетом. И 10-летие независимости республики стало знаменательным событием, благодаря которому у всех появилась возможность выбора собственного пути развития. За эти годы мы не затерялись среди других стран мира. Более того, благодаря президенту Нурсултану Назарбаеву, созидательному труду соотечественников Казахстан как суверенное и независимое государство получает все большее международное признание и уважение в мировом сообществе.

У многих спала пелена с глаз: атеизм и коммунистическая идеология полностью себя дискредитировали. В начале пути многим казалось, что нашей стране не нужна никакая идеология, никакие жизненные ценности. Мы все находились в состоянии эйфории от обретенной независимости.

Как мы помним, переходный период был трудным не только в экономическом, но и в духовном плане. Но постепенно наше общество стало выбираться из этих трудностей. Одну из важных ролей в этом процессе сыграла религия - ислам. С каждым годом число казахстанцев, исповедующих ислам, увеличивается, возводится все больше мечетей. Недавно, по случаю окончания Уразы, в Центральную мечеть Алматы пришли десятки тысяч верующих. Это означает, что все больше наших сограждан встают на праведный путь.

Корр.- Современный мир все больше напоминает пороховую бочку: обостряются старые конфликты, появляются все новые "горячие точки". XXI век называют веком конфликта цивилизаций. Какое место в этих условиях отводится религии?

А.Д.- В условиях глобализации религиозный фактор играет не меньшую роль, чем, скажем, экономический. Развитые страны стараются распространить свое влияние и мировоззренческие ценности на других. Для чего это делается? Понятно, что инвестируемые капиталы должны приносить не только финансовые дивиденды, но и служить инструментом идеологической, в том числе религиозной, обработки населения разных стран в нужном направлении. В этом легко убедиться, стоит только включить телевизор или подойти к газетно-журнальным киоскам - и вы сразу же наткнетесь на какую-нибудь проповедь зарубежных миссионеров, легко отыщете иностранные журналы и газеты религиозного содержания.

Сложные, противоречивые процессы в различных сферах жизни, происходящие в современном мире, американский ученый Хантингтон назвал конфликтом цивилизаций, другие ученые определяют это как раскол цивилизации. Все это не может привести ни к чему хорошему.

В этой связи всех нас, в том числе и меня, больше всего беспокоят вопросы безопасности людей, т.е. экзистенциальной безопасности, а значит, насилия, ущемления прав женщин, наркомании, экологии и многие другие, которые не дают людям спокойно жить и работать, растить детей. Не может не беспокоить меня и возможная война в Ираке.

В свое время У. Черчилль сказал, что у Великобритании нет постоянных партнеров, а есть постоянные интересы. То, что на поверхности кажется конфликтом цивилизаций, на самом деле - новый передел мира, сфер, зон экономического, политического, культурного, идеологического и религиозного влияния.

В перестроечный период М. Горбачев носился с идеей приоритета общечеловеческих ценностей по отношению к традиционным ценностям разных стран, так как мир стал взаимозависимым, взаимосвязанным, но эта идея была утопической. Пока ни одна страна не поступилась своими интересами во имя общечеловеческих, а самые влиятельные придерживаются практики двойных стандартов. Другое дело, что мировым сообществом все больше осознается: глобальные проблемы необходимо решать сообща. Такой самой актуальной проблемой ныне стала борьба с мировым терроризмом. Казахстан вносит свой посильный вклад в эту борьбу. И в этом вопросе исламское духовенство республики полностью поддерживает курс главы нашего государства.

Корр.- Между тем международные террористы довольно часто прикрываются исламом и считают себя чуть ли не проводниками идей Аллаха...

А.Д. - Я хотел бы сразу отделить ислам, в традиционном его понимании, от терроризма, поскольку испокон веку ислам представляет собой религию милосердия и прощения, призывает к справедливости и миру, выступает за свободу и честь человека. Это основополагающие принципы ислама. Всевышний, Аллах, послал своего пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует!) как милость к обитателям мира. О своей миссии пророк сказал: "Я был послан, чтобы совершить благородные, нравственные деяния".

Ислам предписывает делать добро и запрещает предосудительные деяния и беззаконие. Само слово "ислам" восходит к тому же корню, что и слово "ас-салам", которое в арабском языке означает мир. В конце всех пяти ежедневных молитв мусульманин обращается попеременно к двум сторонам света с пожеланиями мира. Из этого следует, что в исламе не было и не должно быть места экстремизму, насилию, террору, покушению на жизнь другого человека, посягательству на его имущество. Шариат твердо выступает за защиту основных прав человека, принципиально не приемлет агрессию в любой форме. "Если кто-либо убьет человека... то это приравнивается к убийству всех людей..." (сура "Трапеза", аят 32).

Поэтому причины, истоки терроризма следует искать в другом. Все более растет пропасть между странами "золотого миллиарда" и другими. 80 проц. населения земного шара относится к бедным или находятся за чертой бедности. Терроризм является крайней, экстремистской формой протеста, попыткой путем насилия перераспределить богатства, принадлежащие 20 проц. населения планеты. Можно было бы перечислить и другие истоки терроризма, но все они вне религии.

Корр.- Но в современном мире мусульман нередко представляют как некий дестабилизирующий фактор. В странах Азии и Африки существуют исламские партии и объединения. Каково ваше отношение к таким представлениям и вообще к политизации ислама?

А.Д.- Нельзя относить людей к дестабилизирующим элементам только по религиозной принадлежности.

Да, у политики и религии различные сферы деятельности, но это не означает, что эти два мира ни в коем случае не соприкасаются. Тем не менее их взаимосвязь должна иметь свои пределы. В полиэтническом, поликонфессиональном обществе, как показывает мировой исторический опыт, не должно быть политических партий, общественных движений, созданных по этническим, религиозным признакам. В современном обществе люди в первую очередь - граждане своей страны, а потом уже представители различных этносов, религиозных верований.

Действительно, в ряде стран существуют религиозные партии и объединения, но эти страны, являются моноэтническими и, соответственно, монорелигиозными. Ведь не зря при определении ролевых функций и статусов в западной социологии одной из важнейших в шкале измерения является религиозная идентичность людей. Поэтому вполне объяснимо, что, когда люди создают партии, объединения для защиты своих интересов, то они оказываются религиозными. Более того, поскольку религия регламентирует почти все стороны общественной жизни, постольку и религиозные нормы при желании можно трансформировать в политические доктрины, программы.

Что касается Казахстана, то в процессе формирования гражданского общества будет происходить рост самосознания и национально-культурного самоопределения различных социальных групп и отдельных людей, но это не должно вести к политизации религий, и в частности ислама.

Корр.- В Казахстане представлены различные конфессии. Учитывая сегодняшнюю ситуацию в мире, каким вам видится их сосуществование в будущем?

А.Д.- Действительно, различных конфессий в республике более чем достаточно. И задача государственной политики в том, чтобы это сосуществование было взаимоуважительным. Во всяком случае, Духовное управление мусульман Казахстана проводит именно такую политику в отношении других конфессий.

За годы тяжелых испытаний наша страна стала родным домом для многих народов, люди привыкли жить в мире, согласии. Казахстанцы не делили друг друга по национальным, языковым и религиозным признакам, и Казахстан мог бы стать примером религиозного плюрализма и взаимоуважения. Думаю, и сейчас, и в будущем многие страны могут перенять опыт не только межнационального, но и межрелигиозного согласия, которое установилось в нашем обществе. В этом плане Ассамблея народов Казахстана, созданная по инициативе президента, Духовное управление мусульман, Русская православная церковь, многие общественные и политические движения проводят курс на сохранение и укрепление общественно-политической стабильности, решение возникающих проблем цивилизованными методами в рамках действующего законодательства.

Корр.- В России продолжаются споры - вводить или нет в школьную программу Закон Божий. Как вы думаете, какое место должна занимать религия в воспитании и образовании молодежи?

А.Д.- Я считаю, что большое внимание должно уделяться не только профессиональной подготовке молодежи, но и воспитанию у нее гражданственности, которая невозможна без знания основ своей культуры. Ее составной частью и являются традиционные религии. Поэтому в учебных заведениях различных уровней необходимо также и религиозное просвещение. Основы мировых религий, которые ориентированы на подлинные человеческие ценности, органично вписываются в курс по самопознанию человека.

Корр.- Что вы можете сказать о духовном и образовательном уровне имамов? Везде ли, особенно в отдаленных регионах, служители ислама готовы к выполнению своей высокой миссии?

А.Д.- Это очень важный вопрос. Как известно, в советское время в республике не было высших теологических учебных заведений, а имевшиеся медресе не отвечали необходимым требованиям. После обретения независимости появилась острая потребность в высокообразованных имамах. Следует отметить, что их не хватает и сейчас. По мере возможности мы стараемся укомплектовывать мечети не только высококвалифицированными, но и высоконравственными религиозными наставниками.

В 2001 году был открыт Египетский университет исламской культуры Нур-Мубарак, где впервые в республике началась подготовка имамов-хатыбов, которые через несколько лет будут направлены для работы в мечети. Мы регулярно проводим аттестации, открыли институт по повышению квалификации имамов, упорядочили тематику проповедей, провели конкурс на лучшее чтение Священного Корана. Это дало свои результаты. На конкурсе выразительного чтения Священного Корана, который проходил недавно в Дели, один из наших чтецов занял четвертое место.

Мы можем сказать, что через несколько лет многие мечети и в отдаленных районах будут обеспечены образованными и достойными служителями ислама.

Корр.- Говорят, что человек сам находит свой путь к вере. Каким был ваш духовный путь?

А.Д.- К вере приобщили меня родители: все это происходило через знакомство с волшебным миром арабских сказок, которые в детстве мне рассказывала мама. Это определило мой жизненный путь. Написал сотни работ по арабо-тюркоязычной культуре, литературе и языку. Многие годы руководил Ассоциацией дружбы с арабскими странами, побывал почти во всех странах Ближнего и Среднего Востока с докладами и лекциями. Одной из особенностей арабо-тюркоязычной литературы является то, что почти все тексты по традиции начинаются с обращения к Всевышнему, Аллаху, что позволило мне глубоко изучить исламскую теологию. Два с половиной года назад мусульмане республики оказали мне высокую честь, избрав своим духовным лидером, и я прилагаю все силы, чтобы оправдать это доверие.

Досье "НН"
Абсаттар хаджи Дербисали, 1947 года рождения, академик Академии наук Высшей школы Казахстана, доктор филологических наук, профессор, ученый-востоковед, дипломат, один из основоположников казахстанской школы арабистики. В 1977 году в КазГУ им. Аль-Фараби впервые в Казахстане ввел обучение арабскому языку и литературе как специальности, организовал и заведовал кафедрой восточных языков, в 1989 году создал факультет востоковедения и был его первым деканом, с 1991 по 1997 год - проректор по языкам и международным связям.

В 1997 году по приглашению МИД РК перешел на дипломатическую службу и по 2000 год успешно работал советником посольства Республики Казахстан в Королевстве Саудовская Аравия. Имеет дипломатический ранг "советник первого класса".

В июне 2000 года, на третьем съезде мусульман Казахстана, избран верховным муфтием - председателем Духовного управления мусульман Казахстана, а в июле на IV международной конференции Евразийской исламской Шуры, которая прошла в Сараево, был избран первым заместителем председателя этой международной организации.

В июне 2002 г. Абсаттар хаджи за основание школы арабистики в Казахстане, фундаментальные труды в области арабской филологии и исламских наук был награжден египетским орденом "Наука и искусство" I степени.

№ 1 (117) от 08 Января 2003

Источник - Новости недели
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1042253580
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх