КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 07.01.2003
21:05  10 самых популярных китайских выражений за 2002 год
18:59  Homeland Security в действии! Как афганский "художник" не угодил дочери минобороны США
16:48  4000 кыргызских женщин проданы в сексуальное рабство
15:46  Венецианский суд решил выдать "Тайваньчика" в США
14:29  В.Путин в Багдаде? Президент России может спасти жизнь С.Хуссейну и лицо Дж.Бушу
14:00  У.Хакназаров - Закир Алматов (МВД) и Рустам Иноятов (СНБ): два топора верховного палача Узбекистана
13:59  С.Бекжан - Центральноазиатцы! Сегодня мы должны быть вместе с нашими туркменскими братьями... (обращение)
13:23  Кто есть Кто в Узбекской оппозиции (дискуссия открыта по просьбе читателей)
13:04  Монголия начинает приватизацию земли каждым жителем. Остается незанятой - 86% площади страны!
12:55  "Эхо": Каспий - наш! Тегеран и Ашгабат договорились против планов России и США
12:49  Демократические повстанцы сожгли в Ашхабаде центральный универмаг?
12:45  В Туркмении вступил в силу закон о выборах "халк векиллери" (народных представителей)
10:48  К.Сыроежкин - Год 2002-й в Казахстане: политические итоги в комментариях лидеров основных партий
10:40  Елена Милюк - Как я училась в Вест-Пойнте. Рассказ "плебейки" из Казахстана. Часть 2-я
10:33  А.Чеботарев - Демократическое совещание в Казахстане как форма квазидиалога власти с обществом
10:28  Gazeta.kz - Казахстан завершил строительство экспортного нефтепровода Карачаганак-Атырау
10:20  "Опыт Израиля в борьбе терроризмом". Сергей Иванов намерен воевать в Чечне еще 50 лет
10:16  Инцидент на Памире. Российским пограничникам стреляют в спину таджикские наркокурьеры
10:12  Киргизия и Таджикистан решили убрать таможенные посты в районе Воруха... уже разрушенные местными жителями
10:06  Немецкие СМИ о Двойных стандартах внешней политики США и уходе России из Азии
10:02  Любимец Всевышнего и народа Великий Сердар! Поздравления спикера Туркменского Меджлиса
10:01  Видит око... Почему никак не удается добыть золота на богатейшем Бакырчикском месторождении в Казахстане
09:57  DW - Туркменбаши приказал отселять от госграницы "недостойных жителей" - этнических узбеков
09:32  КазИнформ - В Казахстане за 10 лет выросло в 5 раз число православных приходов
09:22  Медиа-пресс - Иран продолжает попытки убедить соседей в нужности строительства газопровода в Индию
00:59  А.Нысанбаева - Языковая политика в Казахстане. "Казахстанский патриотизм должен перенять черты американского..."
00:44  Акил Акилов - Таджикистан обеспечен электроэнергией лишь на две трети
00:13  "Аврору" и казахстанцев выставили вон. Продажа Киргизского лампового завода мафиози Столповских признана законной
00:02  Куда пропали $40-80 млрд? Иностранная помощь странам СНГ растворилась в карманах чиновников
00:00  США закрыли "Благотворительный фонд", поддерживавший чеченцев и Аль-Каеду... по договору с С.Шойгу
Понедельник, 06.01.2003
23:59  До первой звезды. Православное Рождество в Вифлееме (Палестина)
20:41  Бен Ладен проник в сети США благодаря программе, купленной в России?
20:09  Советская армия в Афганистане победила американскую во Вьетнаме. Считают армейские аналитики
18:36  Успешное возвращение на Землю китайского беспилотного корабля "Шэньчжоу-4"
17:32  И.Сафаргалиева - Конец "Время и мы". Единственное русскоязычное негосударственное издание Узбекистана на грани закрытия
16:08  Таджикское агентство по наркотиками изъяло их в 2002 году на 5% больше, чем в 2001
15:29  Взрыва в Бишкекском супермаркете "Beta Stores" не было, был пожар...
13:51  Задание для России и Китая. Международная арена стала цирком с тремя манежами
13:20  А.Таксанов - Посиделовка в Астане, Или что означает "Центрально-азиатское сотрудничество"?
13:07  М.Бахадыр - Еще раз о канонизировании кланов в Узбекистане, Или в каком клане состоит А.Таксанов?
11:30  Le Soir - По тарелочкам... Раэлиты: секта, захотевшая, чтобы миром правили гении
11:19  Новогодний сувенир. Казахстан выдал России пойманного в Атырау чеченского террориста Гасанова
11:15  "Построено семь новых очагов..." Назарбаев выдал стипендии лучшим деятелям культуры
10:46  "Цайт" - Огнедышащий Ислам и западная близорукость. Почему США любят тиран-демократов Азии
03:30  Власти Ирана пытаются запретить интернет-сайты, созданные журналистами взамен запрещенных газет
02:51  Казах А.Тулеев один из самых положительных политиков России 2002 года. Итоги опроса
00:22  Редактор киргизской газеты "Моя Столица" считает, что его "заказала" исполнительная власть
00:19  Иран и Туркменистан вновь провели "поворотную встречу" по проблеме Каспия. В который раз...
00:08  Монголия стремительно опустынивается. Направим в Гоби Миссисипи?
Воскресенье, 05.01.2003
19:18  У.Хакназаров - О "сером кардинале" узбекской политики. Продолжение темы в полемике с А.Пулатовым
19:04  Взрыв в кафе крупнейшего супермаркета Бишкека "Бета-сторес". Есть жертвы
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
А.Нысанбаева - Языковая политика в Казахстане. "Казахстанский патриотизм должен перенять черты американского..."
00:59 07.01.2003

Алия М. Нысанбаева

Язык, являясь одной из главных характеристик общества, выполняет коммуникативную функцию. По частоте употребления языка, по тому, какой язык де-юре наделен тем или иным официальным статусом, а де-факто порой не обладает законными правами, можно охарактеризовать рассматриваемое общество.

В Законе "О языках в Республике Казахстан" казахский язык определен в качестве государственного языка Республики Казахстан. В тоже время в сфере государственного управления русский язык наряду с казахским языком используется в качестве официального.

Основная сложность в проведении дальнейшей языковой политики в Казахстане состоит в "создании оптимального языкового пространства государства", требующего "четкого определения функционального соотношения языков, при котором государственный язык должен занять достойное место" (Концепция языковой политики РК). Дело в том, что соотношение фактического использования русского и казахского языков не соответствует данному требованию. На практике фактический показатель использования русского языка соответствует уровню применения государственного языка, а казахского языка - официального языка. Для изменения сложившейся языковой ситуации требуется проведение широкомасштабной государственной политики по фактическому наделению казахского языка статусом государственного.

Языковой политикой называют государственную политику по развитию языков народов, населяющих территорию данного государства. Языковая политика проводится в языковой среде, т.е. в среде носителей того или иного языка. Она направлена на изменение языкового поведения носителей языка, т.е. языковая политика осуществляется по отношению к представителям языковых групп.

Эффективность и результативность языковой политики зависит от регулирования языкового поведения субъектов и объектов языковой политики. Субъектом языковой политики обычно бывает само государство, иные официальные государственные органы. В качестве объекта языковой политики выступают носители языка, представители языковых групп.

Так, в качестве субъектов языковой политики выступают Президент Республики Казахстан, Правительство Казахстана, официальные государственные органы. В то же время сложность проведения целенаправленной и последовательной языковой политики вызвана необходимостью охарактеризования объектов языковой политики. В данной роли в республике выступают несколько групп населения, определяемые как "носители языковой политики". В первую языковую группу, на наш взгляд, входят казахстанцы, родившиеся до 1995 года. Ко второй языковой группе можно отнести остальную часть казахстанцев, родившихся после 1995 года. Первую группу составляют носители языковой политики, проводившейся в СССР. Данную языковую группу характеризует неготовность адаптироваться к новой языковой среде, представители данной группы смену языковой среды воспринимают болезненно и остро. Вторая языковая группа представлена молодым подрастающим поколением казахстанцев, готовых адаптироваться к новосоздающейся языковой среде, одновременно при этом участвующими в создании этой языковой среды.

Языковая политика формируется как реакция государства на ту или иную возникшую языковую ситуацию или языковую проблему. Поэтому рассматриваемую языковую ситуацию или проблему можно назвать источником языковой политики. "Языковая политика - это совокупность законодательных актов государства, предназначенных для развития государственного, этнических языков общества. К чему относятся языковые аспекты национальной политики, проблемы и вопросы, связанные с развитием, норматизацией и стандартизацией языков". Языковая политика, проводимая тем или иным образом в определенной ситуации может способствовать регулированию межэтнических отношений или наоборот их обострению в данном регионе. По мнению А.А. Цуциева, сотрудника Института гуманитарных и социальных исследований РСО-А: "Принципиальной целью языковой политики можно назвать обеспечение условий для функционирования языка как культурного фактора, способствующего общенациональной интеграции".

В качестве интересов, лежащих в основе языковой политики, можно обозначить интересы представителей языковых групп, а также государственные интересы в сфере языка на данном этапе национального развития. Языковая политика, как и любой тип государственной политики, проводится определенными средствами, в ходе официально проводимых процедур. Так, например, в Казахстане средствами языковой политики являются законодательные акты, Указы Президента РК, постановления Правительства РК, решения акимов областей, городов, районов, приказы министров образования, культуры, информации и общественного согласия, регулирующие отношения в сфере языка.

Существуют различные виды и типы языковой политики. В зависимости от того, какими средствами и мерами она проводится, языковая политика бывает радикально-этатистской или либеральной (умеренной). К видам языковых политик относят ассимиляцию, культурный плюрализм и автономизм.

Языковая ассимиляция, проводимая радикально-этатистскими методами, подразумевает подавление языка меньшей языковой группы представителями большей языковой группы. Во времена Российской империи проводилась имперская языковая политика, направленная на повышение статуса русского языка, всяческое подавление языков этнических меньшинств даже на их титульных территориях.

В последующем, в Советском Союзе данный тип языковой политики получил дальнейшее развитие, принял гипертрофированные формы. Повсеместная "русификация" в СССР привела к культурной деградации национальных языков в языковых группах, в результате такой политики языки многих "этнических меньшинств" оказались забыты представителями самих этнических меньшинств. Таких носителей языка стали называть "русскоязычными".

Культурный плюрализм в русле радикально-этатистской политики подразумевает поддержку языков всех языковых групп. Культурный плюрализм может быть умеренным или либеральным, при этом официальные власти проявляют толерантность по отношению к языковым меньшинствам. В Казахстане, на наш взгляд, придается особое внимание решению языковых проблем, в качестве положительных примеров политики государства в названной сфере можно назвать Концепцию о языковой политике, Закон о языках в Республике Казахстан.

Каковы цели, направления, задачи и этапы языковой политики, проводимой в Казахстане? Законодательно-правовое, нормативно-правовое регулирование и формирование языковой политики Республики Казахстан осуществляется рядом документов, принятых Парламентом РК, Президентом РК и Правительством РК. Это Закон "О языках в Республике Казахстан" (от 15 июля 1997 г.), Указ Президента Республики Казахстан "О Государственной программе функционирования и развития языков на 2001-2010 годы" (утверждена Указом Президента РК Назарбаевым Н.А. от 7 февраля 2001 г. № 550), "Концепция языковой политики Республики Казахстан" (принята распоряжением Президента Республики Казахстан от 4 ноября 1996 года N 3186).

"Языковое самоопределение" нашло реальное отражение в принятом в сентябре 1989 года Законе РК о языках. В нем за казахским языком был впервые законодательно закреплен статус государственного языка, русский язык получил статус языка межнационального общения. Нормативно-правовое измерение направления языковой политики в Казахстане происходит в 1997 году в связи с принятием нового Закона "О языках в Республике Казахстан", в котором было признано, что "в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык" (ст.5 Закона "О языках в Республике Казахстан"). Изменение курса языковой политики в Казахстане было связано с невозможностью в настоящее время исключительного доминирования казахского языка в качестве государственного в полиэтническом государстве. И наиболее приемлемой стала новая политика формирования государственного механизма выработки соотношения применения всех языков в республике. Приоритетное место в новосозданном языковом пространстве стали занимать проблемы дальнейшего функционального развития лингвистической базы казахского языка в качестве государственного языка Республики Казахстан.

Официальными государственными структурами за последние годы была разработана Государственная программа функционирования и развития языков на 2001-2010 годы. В ней первостепенное значение имеет "расширение и укрепление социально-коммуникативных функций государственного языка; сохранение при этом общекультурных функций русского языка и дальнейшее развитие языков этнических групп" (Государственная программа функционирования и развития языков на 2001-2010 г.).

В данном направлении развития языковой политики предусмотрен ряд задач. В их числе "обеспечение функционирования государственного языка в качестве языка государственного управления; совершенствование нормативно-правовой базы; обеспечение функционирования государственного языка в качестве основного языка делопроизводства во всех государственных органах, организациях и органах местного самоуправления с определением графика перехода делопроизводства на государственный язык (с указанием конкретных сроков и мероприятий); в целях реализации статей 7 и 93 Конституции Республики Казахстан организация в масштабах Республики единой системы курсов по бесплатному обучению граждан государственному языку за счет средств республиканского и местных бюджетов, организаций, а также других источников финансирования; обеспечение функционирования русского языка в качестве языка, официально употребляющегося в государственных организациях и органах местного самоуправления; научно-лингвистическое обеспечение функционирования русского языка; оказание государственной поддержки в обучении представителей этнических общностей (диаспор) родным языкам" (Государственная программа функционирования и развития языков на 2001-2010 г.).

В перечисленных направлениях языковой политики приоритетное место занимает дальнейшее развитие нормативно-правового обеспечения, расширение, углубление терминологической и лингвистической базы казахского языка.

На современном этапе применение казахского языка затрудняется рядом обстоятельств, среди которых - низкий уровень развития современного казахского языка в целом, проблемы развития "его возможностей в отображении новых социокультурных реалий путем взаимодействия с другими мировыми языками, так и использовании в этом внутреннего потенциала языка".

Изменение направления языковой политики получило отражение и в других документах, касающихся нормативно-правового регулирования нового языкового пространства. В "Концепции языковой политики Республики Казахстан" были определены следующие цели государственной языковой политики, такие как "разработка стратегии государственной политики в области сохранения и функционального развития языков в переходный период, определение задач государства по созданию условий для развития казахского языка как государственного" (Концепция языковой политики Республики Казахстан). Основной задачей Концепции языковой политики стало проведение мероприятий по формированию государственного механизма функционирования языков на территории Республики Казахстан. Также по Концепции язык был определен в качестве "основы национальной культуры", а языковая политика в Казахстане должна быть направлена на "гармоничное, устойчивое развитие отдельных этносов".

Основной задачей новой языковой политики стала необходимость изменения существующей языковой ситуации в Казахстане: "Несмотря на принимаемые меры не удается пока в полной мере реализовать государственный статус казахского языка. Основная причина заключается в том, что этот статус до сих пор лишь декларирован, но не подкреплен в достаточной мере механизмом, который обеспечил бы его повсеместное изучение и использование. Делопроизводство и служебное общение на государственном языке носит вторичный характер" (Концепция языковой политики РК).

По нашему мнению, казахский язык де-юре имеет статус государственного, но де-факто он не обрел пока такого статуса. До сих пор в сфере образования нет высококачественной учебно-методической базы как изучения казахского языка, так и формирования новой системы высшего, среднего образования, базирующихся на казахском языке. В то же время, в последнее время в таких сферах, как законодательство, государственное управление, образование, наука, культура, средства массовой информации казахский язык начинает применяться все более активно. Например, в сфере государственного управления одним из требований трудоустройства для будущих государственных служащих становится требование знания государственного языка, в объеме необходимом для выполнения своих служебных полномочий.

Тем не менее, есть определенные сложности. По данным социологического исследования "Языковая ситуация в Республике Казахстан", проведенного в апреле-мае 2000 г. (выборка репрезентативная, 2000 респондентов, опрошенных во всех регионах страны) Институтом сравнительных социальных исследований "ЦЕССИ-Казахстан" совместно с Департаментом по развитию языков МКИОС Республики Казахстан основным языком общения среди государственных служащих является русский язык (75,4% ответов респондентов), казахским языком пользуются лишь 21,9% опрошенных.

Исключение составляют районы "титульных территорий" компактного расселения казахов. К ним относятся Западно-Казахстанская, Атырауская, Кызылординская, Южно-Казахстанская, Мангистауская области. Здесь казахский язык в сфере государственного управления является основным языком общения, соответственно показатели колеблются для респондентов южных (51,0%) и западных (25,5%) областей республики (по данным того же опроса).

Начиная с 2002 года ситуация с языковой политикой в Республике Казахстан будет зависеть от степени готовности высших официальных органов к реальному созданию новой языковой среды, которая будет базироваться на использовании государственного языка Республики Казахстан в качестве единственного государственного официального языка. Другая же сторона данной проблемы заключается в определении готовности населения Казахстана адаптироваться к новосоздающейся языковой среде. Со стороны государственных структур создание языковой среды потребует новых реформ в сфере образования, культуры, науки, государственного управления.

Рассматриваемый процесс реформирования приведет не только к необходимости финансовых вливаний из государственной казны в указанные сферы, но и огромной деятельности по закладке фундамента для нормального функционирования, развития, распространения государственного языка, или формированию государственных органов, основной целью деятельности которых станет проведение мероприятий по институционализации государственного языка.

Под институционализацией понимают процесс упорядочения, проведения мероприятий, направленных на организационное оформление рассматриваемого политического явления. Институционализация языка означает создание государственного механизма, способного обеспечить функциональное регулирование, постоянное развитие, расширение и обогащение лингвистической базы всех языков на территории Республики Казахстан.

На начальном этапе институционализации государственного языка в Казахстане созданы следующие официальные органы:
- Государственная терминологическая комиссия при Правительстве Республики Казахстан (утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 апреля 1998 г. N 367);
- Республиканское государственное казенное предприятие "Республиканский центр ускоренного обучения государственному языку" (Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 октября 1999 года N1545).

Каждый из рассматриваемых официальных органов имеет свои функциональные особенности. "Государственная терминологическая комиссия при Правительстве Республики Казахстан (далее - Комиссия) является консультативно-совещательным органом, вырабатывающим предложения в области терминологической лексики казахского языка по всем отраслям экономики, науки, техники, культуры" (Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 апреля 1998 г.).

Основной же целью деятельности Республиканского центра ускоренного обучения государственному языку является "организация создания всех необходимых организационных и материально-технических условий, а также учебно-методическое и научное обеспечение интенсивного обучения государственных служащих казахскому языку" (Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 октября 1999 г.).

Основным документом, а также новосозданным государственным механизмом, призванными регулировать процесс институционализации государственного языка Республики Казахстан можно назвать Государственную программу функционирования и развития языков на 2001-2010 годы. Программа рассчитана на 10 лет, включает поэтапную реализацию новой языковой политики в Казахстане, минимальная расчетная потребность в бюджетных средствах на реализацию Программы составляет 3087,7 миллиона тенге. Бюджет Программы включают ежегодные отчисления из республиканского и местного бюджетов.

Программа реализуется в нескольких направлениях: нормативное правовое обеспечение, развитие государственного языка в сфере государственного управления, законодательства, судопроизводства, делопроизводства, в Вооруженных Силах и правоохранительных органах, международной деятельности, языковое развитие в сфере образования и обучение языкам, научное обеспечение языкового развития, языковое развитие в сфере культуры и средств массовой информации, а также сфере здравоохранения и обслуживания населения.

По расчетным показателям на 2002 год, минимальная потребность в бюджетных средствах, необходимых для реализации Программы составляет 274,5 млн.тенге, из них наибольшие финансовые ассигнования нужны для проведения мероприятий в сфере культуры, средств массовой информации и обслуживания населения (32%); для реализации Программы в сфере образования и обучения языкам (26%); для функционирования языков в сфере государственного управления и делопроизводства, законодательства и судопроизводства (25%). Наименьшие затраты необходимы в нормативно-правовом обеспечении (5%) и научно- лингвистическом обеспечении (12%).

Проведение языковой политики должно способствовать сохранению гражданского согласия в Казахстане, укреплению дружбы между представителями различных этносов и народов, проживающих в Казахстане, сохранению стабильности и мира. Поэтому институционализация государственного языка должна носит поэтапный, постепенный характер. Сама идея придания казахскому языку статуса государственного языка способна стать основой казахстанского патриотизма и национальной идеи, необходимой для сплочения казахстанцев как единой нации. Казахстанский патриотизм должен перенять лучшие черты американского патриотизма, основанного на едином гражданстве, свободе, независимости для всех граждан.

Источник - КИСИ
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1041890340
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх