КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 02.01.2003
20:44  Открылся сайт Суфизм.ру: "Если у вас нет Шейха, то Ваш шейх - шайтан!"
18:18  В районе Ахваза (Иран) горит бензопровод. Погибло 7 и 17 ранено
15:01  Администрация Пекина призвала горожан не пользоваться ...китайскими хлопушками
14:37  Взрыв на Бишкекском рынке был терактом! Составлены фотороботы двух подозреваемых
14:11  "Зачистка" в афганской деревне. Фото 1 января 2003 года
14:07  China daily - До полета китайского Гагарина осталось не более полугода
13:49  Тупой взгляд - это нарушение аккомодации. Комитет+15 против психотропных средств в Туркмении
13:37  В Монголии пресечен контрабандный вывоз в Китай ... динозавра
13:30  М.Горелик - Как мы снимали "Ермака". История подлинная и киношная
12:47  У.Хакназаров - Ислам Каримов и его "хозяин". Возвращение "серого кардинала" узбекской политики
12:45  Хорошо встретили... Турецкий танкер с керосином в Ла-Манше налетел на уже затонувший паром "Триколор"
12:20  Стоп переговоры. Индия опять поссорилась с Пакистаном из-за "трансграничных террористов"
12:04  Рушайло срочно летит в Ашхабад. Поможет допрашивать "врагов народа"?
11:45  "НП" - Байконуров узел, или Хроника пикирующего космодрома
10:52  Зарегистрирована новая партия Кыргызстана - "Эл мурасы" ("Наследие народа")
10:51  По обе стороны стены. Что принес Н.Назарбаеву 8-й визит в Китай, кроме мантии доктора Пекинского университета
10:50  В Джалал-Абадской области Киргизии осужден на 2,5 года очередной активист "Хизб ут-Тахрира". Хранил оружие
10:46  Каспийский порт Актау с 1 января стал Казахстанской Свободной экономической зоной
01:28  Кого избрали, с тем и живите. Россия не будет вступаться за врагов Туркменбаши
01:05  Агентство "Кабар" объявляет список лучших 2002 года
00:52  Иран - Россия. Основы стратегического взаимодействия
00:33  Депутаты требуют. Конституционный Суд Киргизии начнет 15 января рассматривать соглашение об уступке земель Китаю
00:01  Г.Павловский - Я за Туркменбаши! Заглядывая в кривые глазки демократов пустыни... (размышлизмы)
Среда, 01.01.2003
18:09  Владеть частным самолетом - мода для состоятельных китайцев
16:16  Президент Туркменистана поздравил соотечественников с Годом Овцы
15:20  На месте взрыва в Бишкеке найдены следы неизвестной науке взрывчатки! Утверждают взрывотехники авиабазы "Ганси"
15:07  Афганские женщины возродят страну. В Кабуле открылись курсы полисвумен
13:08  Neue Zuercher Zeitung - Странное признание, прозвучавшее в Туркменистане
12:56  The Times - Черный шарик. Цены на нефть рухнут, как только США уберут Хуссейна
12:48  В Иранском Ахвазе борются с порнографией: закрыто 7 школ, сожжен банк, 300 человек арестовано
11:01  "Радио Свобода": Новый, 2003-й год - предсказания буддистских монахов
10:59  Т.Рейд - Всем воздастся. Стремясь напакостить Ирану, США сами поставили Саддаму сибирскую язву и бубонную чуму
10:55  В Киргизии 1 тысяча иностранных религиозных миссионеров. Пора делать... мониторинг
10:49  Г.Ишанов - Настанет твой час... и тебе не будет больно. Туркменские оппозиционеры поздравляют Баши
10:11  "Очень скоро огромная энергия молодых народов может бросить их на сытый и успокоившийся Запад".... (афганские заметки)
10:01  Все в самолет! Наступил год посещения Монголии. 130 турбаз и 205 гостиниц ждут вас (на правах рекламы).
09:44  "Я, дочь бывшего 1-го секретаря Коми обкома..." Обращение Татьяны Шихмурадовой к Владимиру Рушайло
08:42  Алтайская Республика или Швамбрания в Казахстане. Лимонов категорически отверг все обвинения
08:05  "Известия" - В Туркмении наступил 1937-й год. "Врага №1 изверги накачали героином..."
07:23  Есть рекорд. Такого товарооборота России с Китаем еще никогда не было
05:22  В Афганистане наличных денег оказалось на четверть больше, чем ожидалось
Вторник, 31.12.2002
23:59  Маг Юрий Лонго: "С Востоком у России будет все нормально"
18:56  Путин дал Олегу Козлову гражданство, а Рахмонов - квартиру
12:42  Где отметить Новый Год. Открытый Тибет - новая Мекка туризма (на правах рекламы)
12:38  Президент А.Акаев пляшет и рассказывает на студенческом балу
12:34  BBC - Судьба Британии завершится под сугробами Сибири
12:14  О.Оксикбаев (секретарь СовБеза Казахстана) - Зачем нужен Антинаркотический центр в ЦентрАзии (интервью)
11:59  Канал Обь-ЦентрАзия. Омский губернатор Л.Полежаев пожаловался в правительство
11:53  В Казахстанском Мажилисе три новых депутата - Елеубаев, Максимонько и Тиникеев. Итоги довыборов
11:48  "Вашингтон пост" обнаружила у "Аль-Каеды" собственный морской флот
11:47  В Шанхае пущена монорельсовая дорога на "магнитной подушке"
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
М.Горелик - Как мы снимали  Ермака . История подлинная и киношнаяМ.Горелик - Как мы снимали "Ермака". История подлинная и киношная
13:30 02.01.2003

Покорение "Ермака"
Сергей Комиссаров,
кандидат исторических наук

Автор предлагаемых вниманию заметок - известный московский востоковед Михаил Викторович Горелик, выпустивший в свет научный бестселлер "Оружие Древнего Востока" (М., 1993). Он также руководит фирмой "Яррист", в которой в буквальном смысле куют оружие и доспехи, изготовляя как факсимильные копии известных образцов, так и воссозданные на основе научных реконструкций новоделы для частных и музейных коллекций (среди последних можно назвать собрания Государственного Исторического музея), а также для съемки исторических фильмов. Его мастера снабжали клинками и всем другим необходимым воинским убранством создателей таких фильмов как "Ричард Львиное Сердце", "Королева Марго" и, конечно, "Ермак". Именно за последнюю работу М.В. был удостоен высшей российской кинопремии - "Ники".

Работы у мастеров всегда много, поэтому квартира М.В. напоминает небольшой средневековый арсенал, где охапками лежат мечи, копья, стрелы, висят кольчуги, седла, уздечки. Помню, как в один из своих визитом мне пришлось поработать манекеном, надевая сначала доспехи короля Ричарда, а затем - его благородного противника Салах-ад-Дина. Арабский вариант показался мне более удобным. Возможно, именно это позволило великому рыцарю Востока наголову разгромить крестоносцев. Другой раз я удостоился чести примерить пластинчатый панцирь половецкого воина, изготовленный для Национального музея Казахстана. При этом М.В. увлеченно рубил и колол меня половецкой же саблей, радостно восклицая: "Ну, теперь то ты видишь, что панцирь надежно защищал воина и в ближнем бою!" Я - видел, но от заманчивого предложения дополнительно пострелять в меня из лука все-таки отказался.

При съемках "Ермака", располагая небольшой конной армией, М.В. смог смоделировать различные варианты боя между кавалеристами и пехотинцами. Таким образом, научные и производственные составляющие его деятельности поддерживают и дополняют друг друга. Поэтому его прекрасно иллюстрированные книги и статьи по истории военного дела (которые, увы, в последнее время издаются в основном в Англии) пользуются заслуженным признанием специалистов и вызывают устойчивый интерес у читателей.

*****

"Ермак"
Горелик М. В.

Фильм о Ермаке снимался долго. Помнится, сам главный герой завоевывал Сибирское ханство за два года. А вот киноверсия этого события потребовала в четыре раза большего времени. В результате эпопеи его создания, полной драматических эпизодов, и родился исторический суперколосс в двух фильмах по две серии.

Сначала меня пригласили на картину консультантом. Сценарий на первый взгляд выглядел сравнительно солидно, хотя и вполне традиционно - и в смысле подхода к историческим событиям и персонажам, и в смысле насыщенности "киношной романтикой" (хотя опыт последних лет показывает, что наибольший успех приносит жесткая правда). Романтика заключалась в "любовях". Естественно, трагических, и, естественно, абсолютно невозможных. Ведь обе героини - натурально, возлюбленные Ермака и Ивана Кольца - являются, соответственно, женой Кучума и дочкой турецкого паши. Это - киношная традиция, с которой ничего сделать нельзя, таков закон жанра. Зато историческая часть - ну точно в лучших традициях "идеологической революции" И.В. Сталина 1944-1953 гг., с ее параноидальной идеей мирового заговора против Росси. Леденящие душу истории жутких интриг, задуманных пашой - папашей будущей боевой подруги Ивана Кольца, должны убедить бедного зрителя в коварстве турок, решивших объединить всех татар, от Крыма до Сибири, с целью уничтожения Московского царства. И только невероятное геройство героев фильма разбило коварные замыслы Стамбула; лишь захват гнезда разбоя - ногайской столицы Сарайчика и Сибирского ханства - спас Россию.

И не вдолбить никак авторам, что все было совсем не так. Вот, к примеру, почему это за разгром Сарайчика царь отрядил карательную экспедицию против казаков? Для человека, взращенного на мифах "идеологической революции", всякий погром "нашими" инородцев и иноверцев, особливо татарских "поработителей", являлся подвигом. И в сценарии - это подвиг. Для всех наших авторов сценариев на историческую тему, за редким исключением, источником служит исторический роман потолще, или, в самом лучшем случае, историческое сочинение постарее: они по наивности думают, что чем ближе сочинитель к ушедшей эпохе, тем больше он о ней знает, хотя история, оказывается, тоже наука, которая постоянно развивается, и изучать, скажем, русскую историю по Карамзину - все равно что изучать астрономию по Улугбеку. Поэтому и невдомек сочинителям-"профессионалам", что ногайский хан Урус был ближайшим и надежнейшим союзником царя московского Ивана IV Грозного, и вся московская конница ремонтировалась ногайскими конями. Бандитский налет волжской вольницы на беззащитную в тот момент ногайскую столицу в одночасье практически подорвал одну из становых жил российской военной мощи. Так что проигранная Ливонская война - отчасти вина Ермака и его "коллег". Что же касается всеобъемлющего заговора Стамбула против Москвы, то и тут все обстояло прямо наоборот. Недавно рассекреченные документы XVI - XVII веков из архива МИДа показали ни с чем не сравнимую сеть агентуры Москвы, густо опутавшую все эшелоны власти Османской империи (и не только ее, конечно). И Восток, и Запад охотно продавались Москве, и ценнейшие сведения стекались к приказным дьякам за универсальную валюту средневековья - меха. Именно это "мягкое золото" было основой беспрецедентного могущества московской разведки. И именно в этом отгадка причины завоевания Сибири. Поэтому особенно смешной показалась умильная сцена со стругом, полным борон и плугов, который с караваном стрельцов плывет утверждать власть Московии над Сибирью (как будто русские мужички не сладили бы эти инструменты на месте). Не за хлебом шли в Сибирь, а за меховой данью.

В конце концов, сценарий все же довели до вполне приемлемой исторической кондиции. Дальше пошли проблемы с костюмами, воинским и конским снаряжением. Художников по костюмам перебрали - одни не хотят, другие не могут. Русский-то материал вроде знакомый, а вот турки, ногайцы, сибирцы… темный лес-тайга. Да и объем громадный - завязнешь. Одна дама-художник придумала выход: поехать в Софию, взять напрокат там. Уж болгары-то турок знают, да и про степняков-праболгар монументальное полотно отсняли. Им ведь, киношникам, все едино - что болгары VII в., что сибирские татары XVI в. Съездила дама, прогулялась, поучилась. Результат меня ошеломил: представьте, когда человек делает упрощенную стилизованную копию с плохо понятой упрощенной стилизованной копии с плохо понятого оригинала, которого никогда не видел и понятия не имеет о том, как он устроен. После всех передряг предложили сделать эскизы костюмов мне, что в конечном счете вылилось в целую серию из 90 комплектов.

Лучших исполнителей для исторического костюма, чем на Мосфильме, не найти во всем СНГ, да и в дальнем зарубежье. Много лучше Голливуда. А вот воинское снаряжение… Была мысль опять-таки позаимствовать в Болгарии. Естественно, за доллары. Но зачем за большие деньги арендовать вещи из другой страны и другой эпохи? И я предложил студии вложить гораздо меньшие деньги - и не доллары, а рубли - в создание вещей, нужных именно Ермаку, Кучуму и их сподвижникам. Так возник наш "Яррист". В Петрозаводске "ваяли" Ермаковы струги. А под Пермью, в волшебном архитектурно-природном заповеднике над притоком Камы, возник городок с подлинными старыми солеварнями, церковью, а также свежесрубленными палатами Строгановых и причалами. А под Барнаулом (почти что "на диком бреге Иртыша"), на высоком мысу вознеслись башни и минареты Искера. В мастерских Мосфильма волшебные руки закройщиков, портных, вышивальщиц и сапожников оживляли мои эскизы костюмов. И не менее искусные руки молодых и пожилых мастеров "Ярриста" воскрешали воинское снаряжение казаков и сибирцев, воевод царя Московского и султана Турецкого. Всего за полгода с небольшим картина была практически полностью экипирована. Да так, что костюмы и снаряжения спокойно можно ставить в витринах музеев Москвы и Стамбула, Киева и даже Новосибирска - так точны и реальны оказались вещи.

Но тут возникла проблема с актерами. Ермака с Кольцом искали долго, пробовали разных актеров, очень хороших и известных, пока не остановились на Степанове (Ермак) и Джигурде (Кольцо) как светлой и мутной ипостасях "Казака" (с большой буквы).

А вот с "оппонентами" Ермака дело оказалось сложнее. Режиссеры Усков и Краснопольский - художники очень основательные и ответственные. Серьезных знаний от них, понятно, требовать трудно, да и тема не только трудная, нехоженная, но по нашим временам, еще и довольно скользкая. Вот они и пригласили в ассистенты по актерам на роли сибирцев одного казахского литератора. Мужик он, сам по себе, оказался добрый, но, как абсолютное большинство наших литераторов, чудовищно темный во всем, что касается давно прошедших дней, и набитый дикими и безграмотными домыслами других столь же темных литераторов. И вот сей джентльмен приступил к работе, имея в голове мысль, что сибирские татары XVI в. - никто иные, как… казахи (идея эта вентилировалась в высказываниях другого - конечно же, выдающегося - казахского литератора, видимо не знавшего, что в это время процветало отдельное Казахское ханство). Не отрицая определенной этнической и полной антропологической близости тех и других, заметим, что подобного отождествления придерживаются лишь двое упомянутых выше литераторов. Самое же ужасное, что этот ассистент по актерам жутко комплексовал по поводу своей (и всех остальных казахов) монголоидности, почему-то считая ее уродством (может быть наслушался в Москве про "чурку косоглазую"?). А потому для первоплановых и второплановых ролей: Кучума, Али, Маметкула, Карачи, - он тщательно подбирал актеров "покрасивше" (на его взгляд). Кандидатами оказывались все больше орлинолицие представители Кавказа. Особенно тяжко было с Кучумом. Это ведь фигура очень сложная, мощная и трагическая, и в сценарии его образ отражен неплохо, верно. Актер тут нужен и с соответствующим талантом, и соответствующей внешности. Я с самого начала советовал обратиться в Казахстан, Узбекистан, Киргизию, где есть великолепные трагические актеры того самого внешнего облика. Ан нет! Вдруг, как говорил литератор-ассистент, все зрители, особенно иностранцы, решат, что казахи в старину были такие некрасивые. И пошла актерская чехарда. Ее вершиной были пробы великого армянского трагика Соса Мкртяна. Надо заметить, что внешность у него не просто закавказская, а утрированно-арменоидная - большие круглые глаза, огромный орлиный нос, запавшие скулы. Словом, абсолютная противоположность монголоидной внешности Кучума. Режиссеры показали мне его фото в пышной меховой шубе, и с ожиданием спросили, на кого похож персонаж на фото. Ну, я и ответил, что больше всего - на армянского торговца мехами. Наконец, остановились наши авторы на известном туркменском актере и режиссере Ходжадурды Нарлиеве. Конечно, есть в нем и трагизм, и азиатское величие. Да только лицо у него - никак не потомка Чингисхана. Ему турецкого султана, а то и самого Ермака играть. Слава Богу, не сработали ассистентские критерии красоты на исполнителях ролей первого министра Карачи, и первого полководца ханства, ханского племянника Маметкула: узбекский и киргизский актеры идеально вписались в образы и, что было особенно важно для меня - в костюмы (которые сами по себе образы). Ведь видно невооруженным глазом, что европеоидам - североевропейским ли, арменоидам ли, безразлично, - не идут белые колпаки и малахаи, они в них просто смешны. Ну да ладно, если араб Омар Шариф осмелился играть Чингисхана… Правда, это было в Голливуде в 50-х годах, и давно стало примером ушедшей в историю "развесистой клюквы".

Начало съемок было праздником, хотя и, особенно в экспедициях, одновременно тяжелым трудом с нелимитированным рабочим днем (по 12-14 часов) при любой погоде и в любых обстоятельствах. Тщательно одетые, экипированные, загримированные исполнители казались, особенно в натурных кадрах на ладьях, подлинно ожившей историей. Забавно, что во время съемок в теремном дворце Кремля, в реальных интерьерах подлинными казались на экране костюмы, а не интерьеры. Разгадка этого эффекта в том, что костюмы и сами персонажи были отфактурены, то есть где-то потерты, где-то запылены, пообношены, тогда как кремлевские интерьеры сияют постоянно свежей реставрацией: они красивы, но безжизненны.

Радовались долго, пожалуй, слишком долго - с 1991 по 1993 годы. Три года длились приключения героев, актеров, постановщиков. Самые захватывающие приключения выпали, пожалуй, на долю дирекции. Мы ведь все помним, как изменились цены, и куда делись средства на культуру в эти годы. А тут еще всякие передряги. К примеру, украли кучу вогульско-остяцких шуб из оленьего меха в Барнауле. Зачем, кто будет носить эти этнографические раритеты, увешанные бронзовыми подвесками?

Тем не менее, каким-то чудом удавалось находить замены, и фильм неспешно двигался дальше. Что в результате получилось в художественном плане - судить зрителям; но за аутентичность используемого актерами оружия и снаряжения, насколько об этом можно было судить по имеющимся материалам, могу ручаться.

Справка ЦА.
Ермак (1-5 серии) 1996 г., 257 мин., Россия, Мосфильм.
Режиссер: Валерий Усков, Владимир Краснопольский; Главные роли: Никита Джигурда, Евгений Евстигнеев, Петр Вельяминов, Ирина Алферова, Виктор Степанов, Нарлиев Ходжадурды, Колесник Алексей, Михаил Жигалов, Александра Колкунова, Виктор Сергачев.
1 серия - `Рождение атамана`, 2 серия - `Царские ослушники`, 3 серия - `Неизведанная Сибирь`, 4 серия - `От плахи к почестям`, 5 серия - `Бессмертие`.
Вторая половина XVI века, время Ивана Грозного... Фильм рассказывает об одной из наиболее ярких, трагических фигур той эпохи - легендарном атамане Ермаке Тимофеевиче, чей поход за Урал послужил присоединению сибирских земель к Московскому царству.

Источник - Сибирская Заимка
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1041503400
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх