КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 24.10.2002
21:46  Среди заложников в Москве также оказались два гражданина Казахстана - В.Коваленко и А.Зеленин
16:50  Экс-премьер К.Бакиев стал депутатом Законодательного собрания Жогорку Кенеша Киргизии
16:20  "Эксперт" - Состоявшееся государство. Президент Назарбаев делится успехами и считает, что зря забыли идею поворота Оби в Арал (интервью)
15:47  Представители нацменьшинств Казахстана настивают на принятии специального закона и утверждают, что 40% из них хотят покинуть страну
11:41  "Э-К" - Не могу молчать! Из-за чего поссорились экс-зам. президента Казахстана Терещенко с экс-вице-президентом Асанбаевым
11:09  РИАН - Среди захваченных в Москве заложников есть граждане Туркмении
10:37  "Радио Азаттык" - Билингвизм подвел? Главу СНБ Киргизии Иманкулова судят за язык
09:51  В.Шандыбин - Уроки Туркменбаши. Правда о жизни в Туркменистане от российских граждан скрывается.
09:33  МОНЦАМЭ - Американские копы окажут помощь монгольским копам
09:27  Оппозиционный депутат А.Бекназаров возглавил киргизскую политическую партию "Асаба"
09:09  EurasiaNet - Как это бывает. История одной узбекской семьи, невольно вовлеченной в деятельность ИДУ
08:59  Дж. Кьеза - Тоталитарная диктатура Америки. Американское общество уже находится вне рамок демократии...
08:58  "Эхо" - Почему Азербайджан отказался от помощи Казахстана в спасении "Меркурия"? Сенсационные подробности катастрофы
08:48  DW - Сотрудники ООН решили судиться с бедными киргизскими фермерами. Дети гор разворовали кредиты
08:35  "Э-К" - Правительство гордится собой. Экономические успехи Казахстана 2002 года: рост промышленности - 12%, инвестиций - 8% и т.д.
08:17  АКИpress - Киргизские идеологи не знают, что делать с президентской идеей "Кыргызстан - страна прав человека"?
07:11  "Известия" - "У нас один менталитет"... Страны СНГ объединят энергетическую отрасль
06:16  УзА - Новым вице-премьером Узбекистана (курирующим ВЭС) назначен Элер Ганиев
01:30  Д.П.Смит - Афганский федерализм: единственное средство сохранить стабильность в стране и регионе
01:29  "ПГ" - Что нам стоит ГЭС построить. Ввод в строй Рогунской станции даст свет Таджикистану и воду Аралу
01:23  В Москве создан "Международный совет российских соотечественников". Почетный президент - Ю.Лужков
01:19  "НГ" - Американцы засекретили катастрофу российского "Ила" в Бишкеке. На борту был таинственный груз?
01:05  АПИ - Кто есть кто в узбекской оппозиции. Доклад казахстанских специалистов
00:54  "Репортеры без границ" так и не смогли замерить степень "свободы слова" в Туркмении. Ее просто нет вообще!
00:38  "Красная звезда" - Десять лет спустя. Что бы стало с Таджикистаном без Российских пограничников
00:18  Р.Абдулло - Наметились сдвиги в решении таджикско-узбекского пограничного вопроса. 86% границы согласовано
00:10  "Эркин Туркменистан" считает "Рухнаму" С.Ниязова греховной с точки зрения ислама. (рецензия)
00:05  А.Садуллоев - ИДУ идет с повинной головой… Или притворяется, что идет?
00:01  РБК - Бери кетмень, пошли домой... 30 тысяч сезонных рабочих из ЦентрАзии поработали в этом году в России
Среда, 23.10.2002
19:49  "Новости-Лукойл" - Крушение парома на Каспии привело к экологической катастрофе. Пятно 8х15 км. закрыло море
14:08  "Кабар" - В Киргизии начали выдавать т.н. "социальные паспорта". 82% селян живут на $7 в месяц
13:59  Последние данные о кораблекрушении "Меркурия" на Каспии. Из 54 матросов и пассажиров спасено 13
13:50  "Вести-РТР" - Займемся перераспределением поставок. В СНГ будет создан Энергетический совет - решили министры
11:54  "РГ" - На Вахше снова заговорят по-русски. Балтийская строительная компания завершит строительство Рогунской ГЭС в Таджикистане
11:41  В.Тимирбаев - Политический кризис в Кыргызстане: причины и следствие. Небывалый политический кризис 2002 года пройден?
11:25  "Къ" - Уломали. Иран обязался поставлять в Россию ядерные отходы... под присмотром США
11:09  The Financial Times - Союзники и партнеры. Как США будут строить отношения с КНР и РФ в свете создания "Сил быстрого реагирования" НАТО
09:46  В г. Туркестан (юг Казахстана) начинает работу 2-й Всемирный Курултай Казахов (программа)
09:22  В аэропорту Бишкека ("Манас") потерпел аварию и горит российский Ил-62
09:18  DW - Как поживает немецкая диаспора в Узбекистане? До сих пор дразнят "фашистами" и "диверсантами"
08:52  "Экспресс-К" - Панацея от радиации. Казахстанские ученые разработали уникальный фито-препарат
08:41  Кто "заказал" "Казахмыс"? Крупнейшее медное производство Казахстана отберут у корейских инвесторов
08:34  Пресс-центр Ру - "Лукойл" сворачивается с азербайджанского сектора Каспия. Проблем больше чем нефти
08:05  Китай провел военные учения на территории Киргизии, как ответ на активизацию России и США (взгляд из Бишкека)
07:56  EurasiaNet - Антиниязовская оппозиция собралась в Нью-Йорке и предрекает "скорые коренные перемены" в Туркмении
07:34  Ю.Александров - Битва за "военную премию". Ценообразование нефти в предвоенных условиях
00:43  Пост премьер-министра Пакистана предложен женщине-политику Зубейде Джалал
00:30  О.Сидоров (Казахстан) - Запад и исламский мир – диалог или …
00:27  ОБСЕ призывает готовить полицейских и пограничников для ЦентрАзии
00:25  Ниязов просит Генсека ООН поддержать проект трансафганского газопровода. Потом на ипподром (опять коня подарит?)
00:20  "The Washington Post" - Россия не желает прекращать строительство атомного реактора в Иране
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Узбекистан   | 
АПИ - Кто есть кто в узбекской оппозиции. Доклад казахстанских специалистовАПИ - Кто есть кто в узбекской оппозиции. Доклад казахстанских специалистов
01:05 24.10.2002

Аналитический доклад о политической оппозиции в Республике Узбекистан
(публикуется в сокращении)

С момента обретения в декабре 1991 года государственной независимости Узбекистан представляет собой государство с авторитарным режимом сверхпрезидентского правления. За 10 прошедших лет, используя, с одной стороны, демократические институты, правда, в основном на уровне декларации, и, с другой стороны, традиционалистскую ментальность народа, основанную на патернализме и послушании "младших" "старшим", был создан и укреплен режим личной власти президента Ислама Каримова.

Руководство Узбекистана сумело сформулировать и внедрить в сознание масс новую государственную идеологию, в основе которой лежат культ основателя среднеазиатской империи Тамерлана (Тимура) как историко-культурного символа нации, а также идейные установки и произведения Каримова. Стержнем нового мышления узбекского общества стала тема преданности человека государству и лично его главе. На ее реализацию направлена вся система существующих государственных органов, инициируемых властями политических партий, общественных фондов и ассоциаций. Основная цель новой государственной идеологии Узбекистана - обеспечить консолидацию общества вокруг государственной власти и гарантировать общественную поддержку официальному политическому курсу.

Парламент республики - Олий Маджлис представляет собой абсолютно зависимый от президента орган. Его депутатами главным образом являются государственные чиновники и представители пропрезидентских партий: Народно-демократической партии Узбекистана, "Ватан тараккиети" ("Прогресс отечества"), "Адолат" ("Справедливость"), Демократическая партия Узбекистана "Миллий тикланиш" ("Национальное возрождение") и общественного движения "Халк бирлиги" ("Народное единство"). С их помощью власть создала видимость политического плюрализма в стране.

В этих условиях политическая оппозиция режиму Каримова фактически запрещена. В статье 34 Конституции Узбекистана говорится, что "граждане Республики Узбекистан имеют право объединяться в профсоюзы и другие общественные организации и участвовать в массовых движениях. Никто не может ограничивать права, свободы и достоинства лиц, составляющих оппозиционное меньшинство в политических партиях, общественных организациях, массовых движениях и также в органах представительской власти". Как видно, Основной закон закрепил за оппозицией положение меньшинства на внутреннем уровне отдельных организаций, но никак не в общенациональном масштабе. Действующее законодательство о выборах, партиях и т.п. сильно ограничивает пространство для возможных оппонентов. Ряду оппозиционных партий и общественных организаций было отказано в регистрации. Их руководители и многие активисты увольнялись с работы, подвергались аресту и другим преследованиям.

В то же время оппозиция в Узбекистане сама имеет такие моменты, не способствующие ее становлению как влиятельной политической силы в стране, как слабая организационная работа, особенно с населением, неразработанность и противоречивость идейно-теоретической (программной) базы, отсутствие ярких общепризнанных лидеров, отсутствие четких позиций и стратегии своего прихода к власти и ее осуществления, а также невозможность находиться в абсолютной конфронтации с режимом по причине определенной взаимосвязанности с ним через систему клановых и общинных (махаллинских) связей.

Узбекскую оппозицию можно разделить на три группы:
а) национально-демократическая, выступающая за создание демократического гражданского общества в сочетании с акцентированными национальными ценностями;
б) клановая, основанная на противоречиях между правящим и другими кланами узбекского общества;
в) исламская, приверженная идеи создания исламского государства.

Национально-демократическая оппозиция

Национально-демократическая оппозиция включает в себя следующие объединения и течения.

Народное движение "Бирлик" ("Единство"). Учредительный съезд движения состоялся 28 мая 1989 года. Инициаторами создания "Бирлика" выступили секретарь Союза писателей Узбекистана Мухаммад Солих, академик Бек Ташмухамедов, доктор технических наук Абдурахим Пулатов, его брат Абдуманноб Пулатов, поэт Усман Азим и др. 11 ноября 1991 года движение было зарегистрировано как общественно-политическая организация. По некоторым явно завышенным данным, в движение на момент его начальной деятельности вошло около 400 тыс. человек. Коллективными членами или союзниками движения были Союз свободной молодежи, женская организация "Тумарис", Свободная дехканская партия, Партия зеленых и др. Движение имело свои отделения в наиболее крупных городах республики.

Летом 1990 года на базе движения "Бирлик" была создана Демократическая партия Узбекистана (в настоящий момент - партия "Бирлик"). В нее входило 8 тыс. человек. После создания партии движение передало ей свои политические функции и сосредоточило свою деятельность на социальных, экологических и культурных вопросах. Председателем партии был избран один из сопредседателей движения Абдурахим Пулатов. Однако, власти не позволили "бирликовцам" зарегистрироваться в качестве политической партии и, как следствие, выдвинуть своих кандидатов на выборные должности. Власти также не разрешили регистрацию и печатного органа движения - газеты "Бирлик". В настоящее время движение выпускает "Независимый еженедельник" ("Мустакил хафталик"), который издается в России.

В сентябре 1989 года в движении произошел раскол, вследствие которого из его состава вышли умеренно настроенные представители во главе с писателем Солихом, которые затем учредили партию "Эрк". Некоторые другие лидеры движения (Ташмухамедов и др.), разочаровавшись в конструктивных возможностях организации, вышли из нее и примкнули к пропрезидентскому лагерю, другие эмигрировали за рубеж.

В начале деятельности "Бирлика" его программными целями были отстранение компартии от власти, овладение ключевыми позициями во властных структурах, придание узбекскому языку статуса государственного. После распада СССР лидеры движения выступали за построение в Узбекистане светского демократического государства, проведение радикальных экономических реформ. Одно время госчиновники пытались наладить с движением взаимолояльные отношения. С их стороны "Бирлику" было предложено помещение, от которого, правда, его лидеры отказались из-за некоторых неудобств для работы.

Наиболее жесткие репрессивные меры со стороны властей против "Бирлика" были предприняты после организации им ряда антиправительственных выступлений, прежде всего широкомасштабных студенческих волнений в Ташкенте в январе 1992 года. В январе 1993 года решением Верховного суда Узбекистана деятельность организации была приостановлена на три месяца по обвинению в оскорблении чести и достоинства президента республики и поддержание связей с исламскими фундаменталистами. Затем движению было отказано в перерегистрации.

8 декабря 1992 года в Бишкеке сотрудниками узбекских спецслужб был буквально похищен и доставлен в Узбекистан Абдуманноб Пулатов, принимавший участие в работе проходившей там международной конференции "Права человека и судьбы наций". Ему было предъявлено обвинение в оскорблении чести и достоинства президента с использованием средств массовой информации во время студенческих выступлений 16-17 января 1992 года. Несмотря на то, что Пулатов отверг это обвинение, в январе 1993 года он был приговорен к трем годам лишения свободы в колонии общего режима. Однако тут же в зале суда он был освобожден по статье 2 Указа Президента РУ "Об амнистии в связи с годовщиной провозглашения независимости Республики Узбекстан" от 28 августа 1992 года. Одно время Пулатов находился в США. Однако в сентябре 1996 года по личной просьбе президента Каримова он вернулся на родину, где сделал заявление о том, что в Узбекистане заметны признаки улучшения в сфере уважения прав человека. Он также отказался от оппозиционной деятельности и выразил желание сотрудничать с властями в сфере осуществления просветительских программ по основам демократии и улучшения положения с правами человека.

По некоторым данным, в настоящее время движение "Бирлик" продолжает вести подпольную антиправительственную работу, развивает сотрудничество с исламскими оппозиционными кругами.

Демократическая партия "Эрк". Учредительный съезд партии состоялся 30 апреля 1990 года. В августе 1991 года партия была зарегистрирована. По заявлениям ее лидеров, на декабрь 1992 в рядах партии насчитывалось 54 тыс. членов. В Верховном Совете Узбекистана она была представлена 11 депутатами. Председатель партии Мухаммад Солих был единственным альтернативным кандидатом во время президентских выборов в декабре 1991 года, набравший 14% голосов избирателей и проигравший, таким образом, Исламу Каримову.

На первых порах своей деятельности партия "Эрк" в основном выступала за немедленную и полную независимость Узбекистана, что соответствовало интересам Каримова, ставшего в 1989 году первым секретарем ЦК Компартии республики. Партия также выступила за укоренные темпы создания рыночной экономики в республике, открытую куплю-продажу земли, устранение государства от регулирования экономикой.

Одно время партия отказалась от митинговой тактики в своей деятельности и поддерживала конструктивные отношения с властью. Она, в частности, договорилась с властями не только о регистрации и выпуске своей одноименной газеты, но и получила возможность печатать ее в типографии ЦК КПУ тиражом около 60 тыс. экземпляров и распространять по каналам официальной прессы. Партия "Эрк" также получила в Ташкенте здание бывшего Куйбышевского исполкома, необходимые средства связи, включая правительственную, и транспорт. Власти рассчитывали на лояльность "Эрка" и поддержку своего курса с ее стороны.

Январские события 1992 года в Ташкенте резко изменили отношение между партией, принявшей в них активное участие, и властями. В марте 1992 года активисты "Эрка" пытались создать внеконституционный орган Милли Маджлис, альтернативный действующему парламенту и призванный осуществлять общественный контроль за исполнительной и законодательной властью. Представители партии в парламенте пытались инициировать выражение недоверия президенту и правительству. В знак протеста по поводу принятия в июле 1993 года закона о перерегистрации общественных объединений лидер партии Солих сложил с себя депутатские полномочия. Осенью 1992 года власти закрыли газету "Эрк". У партии постепенно были отобраны занимаемые ею помещения. А осенью 1993 года партии было отказано в прохождении перерегистрации, вследствие чего она была объявлена вне закона.

В апреле 1993 года Солих был арестован по обвинению в причастности к краже одного из экспонатов краеведческого музея в Хорезмской области, освобожденный затем из-за недостатка доказательств. С марта по июнь 1994 года прошли массовые аресты, связанные с распространением подпольно изданной газеты "Эрк". Всего было арестовано около 50 членов партии, которым было предъявлено обвинение в подготовке государственного переворота.

Впоследствии Солих был вынужден эмигрировать в Турцию. До закрытия партии он в своем выступлении на ее съезде в сентябре 1993 года выступил за открытое противодействие политике реформ президента Каримова и поэтапный переход к социально ориентированной рыночной экономике при ведущей роли государства. Из-за несогласия с этой линией партию покинул ряд ее авторитетных активистов. Постепенно партия "Эрк" начинает переходить к позиции политической лояльности правящему режиму. В октябре 1997 года под началом исполняющего обязанности председателя партии Арипова в Ташкенте состоялся легальный пленум ее Центрального совета, на котором делегаты проявили законопослушность.

Коммунисты. Официальная Коммунистическая партия Узбекистана в ноябре 1991 года была переименована в Народно-демократическую партию Узбекистана. Попытки приверженцев коммунистических идеалов воссоздать партию в 1992 году были жестко пресечены властями. Выступивший с этой инициативой бывший министр иностранных дел, известный писатель Азимов был подвергнут сильному моральному и психологическому давлению, которое способствовало его кончине в результате инфаркта. По мнению президента Каримова, коммунисты не имеют в Узбекистане никаких перспектив, так как их идея привнесена извне, в то время как партии здесь могут быть созданы только на узбекской почве. По некоторым данным, в республике нелегально действует Коммунистическая партия трудящихся Узбекистана, ядро которой сплотилось вокруг нескольких профессоров Ташкентского государственного университета. Данная партия поддерживает отношения с Союзом коммунистических партий-КПСС в России.

Оппозиция в эмиграции. В основном узбекскую оппозицию в эмиграции представляют лидеры разогнанных режимом Каримова движения "Бирлик", партии "Эрк" и других неправительственных организаций Солих, Абдурахим Пулатов, Ахунов, Шариф, Усманов, Бекжанов, Мусин и др. Практически они не имеют никакого влияния на политическую ситуацию в Узбекистане. Их также отличает то, что они возлагают большие надежды на содействие становлению и развитию демократии в республике на Запад и Россию, хотя не встречают здесь большой поддержки своей деятельности.

В ноябре 1993 года попросил политическое убежище в США посол Узбекистана в этой стране Мухаммад Маликов. Он обвинил режим Каримова в попрании всех основ демократии, нарушении основных прав человека и назвал его фашистским. Еще одним потенциальным источником антикаримовского протеста является так называемая "новая эмиграция", представленная узбекскими бизнесменами, разочаровавшимися в способности режима создать условия для предпринимательства и вынужденные перенести свою деятельность за рубеж. Все они продолжают оставаться гражданами Узбекистана и, судя по всему, благодаря своим финансовым возможностям, готовы при удобном моменте внести свой вклад в расстановку сил на политической арены Узбекистана.

Умеренные либералы. Еще в 1991-1992 годах в Узбекистане появилось несколько организаций, которые объединили молодых интеллектуалов, ученых, предпринимателей: "Ташкентский форум", "Ассоциация молодых ученных", "Движение деловых людей". Они поддержали начатые преобразования и предложили правительству свои наработки. Активисты этих организаций, фактически слившихся в один интеллектуальный клуб, стали тем самым стратегическим резервом, из рядов которого руководство страны стало рекрутировать специалистов для проведения реформ. Многие из этих молодых людей впоследствии были назначены на ключевые посты, составили костяк управленческих кадров предприятий, банков, государственных учреждений. Эти 30-40-летние специалисты органически не связаны с бюрократически-клановой правящей элитой. Можно предположить, что в Узбекистане положено начало созданию ядра новой государственной управленческой элиты. По мнению экспертов, этот процесс могут поддержать по возвращению на родину обучающиеся за рубежом узбекские студенты. Не исключено, что этот слой может в перспективе составить либеральную умеренную контрэлиту, которая постепенно будет выражать несогласие с политикой правящего режима.

Клановая оппозиция

Осуществляемые в Узбекистане с 1992 года реформы затронули различные стороны общественно-политической жизни страны, в том числе и такое явление как клановость. Как известно, под кланом понимается группа людей объединенных родовой (родственной) или территориальной общностью происхождения. Кланы в Узбекистане сформировались на основе территориальной общности происхождения предположительно в конце XIX - начале XX веков. Выделяются самаркандский (самаркандско-бухарский), ташкентский, ферганский, хорезмский, кашкадарьинский кланы. Их основу в прошлом составляла местная хозяйственно-политическая элита конкретного региона. Несмотря на социальные потрясения, вызванные крушением Российской империи и образованием СССР, кланы сохранились и продолжали оставаться важным фактором внутренней политики.

Представитель самаркандского клана Ислам Каримов пришел к власти в Узбекистане в июне 1989 года в результате компромисса между элитами упомянутых кланов. В течение трех последующих лет с положением Каримова укрепились и позиции самаркандского клана. Это вызвало недовольство элиты ферганского и особенно ташкентского кланов. Решающее столкновение между самаркандским и ташкентским кланами произошло в октябре 1991 года. Тогда около 200 депутатов Верховного Совета выступили с открытым письмом, в которой подвергли резкой критике политику президента. В частности, они обвинили Каримова в поддержке августовского путча ГКЧП, потребовали переноса президентских выборов и их проведения на альтернативной основе, ограничения полномочий президента и отмены цензуры. Инициатором данной антикаримовской акции был признан тогдашний вице-президент РУ Шукурулло Мирсаидова, выходец из ташкентского клана. Однако попытка оттеснить Каримова от власти окончилась неудачей. С тех пор и по настоящее время пока ни один другой клан не решается оспаривать лидирующие позиции самаркандского клана.

Что же касается Мирсаидова, фактического лидера ташкентского клана, то после своей победы на выборах 1991 года Каримов предложил ему маловлиятельный пост государственного секретаря, хотя до этого обещал назначить премьер-министром. В ответ на это Мирсаидов на сессии парламента публично отказался от предложенного ему поста и подал в отставку, выразив тем самым свое нежелание работать в команде Каримова. После этого он подвергался всевозможным преследованиям, около пяти лет фактически находился под домашним арестом. В 1993 году Мирсаидов предстал перед судом по обвинению в нанесении ущерба государству в размере 5,5 млн. долларов США, был приговорен к трем годам лишения свободы с конфискацией имущества, но тут же амнистирован. По некоторым данным, имели место попытки покушения на его жизнь.

Осенью 1996 года, вскоре после визита Каримова в США, Мирсаидову позволили заняться общественно-политической деятельностью. В октябре того же года он возглавил Координационный центр оппозиционных сил Узбекистана, куда вошли основательно поредевшие "Бирлик", "Эрк", Союз свободной молодежи и некоторые другие организации, каждая из которых не играет существенной роли в политической жизни республики. Мирсаидов также создал партию "Хак йюл адолат" ("Партия верного пути и справедливости"), главной программной целью которой является социальная защита населения. Нужно отметить, что явная ангажированность оппозиционной группы Ш.Мирсаидова со стороны борющегося за власть ташкентского клана не позволяет отнести ее в разряд демократической оппозиции.

Таким образом, в руководстве Узбекистана преобладает самаркандско-бухарский клан. В то же время с самого начала своего пребывания на посту главы государства Каримов взял генеральный курс на поддержание равновесия между кланами с определенным перевесом самаркандского клана. Возникающие межклановые противоречия президент старается сгладить. Представители клановых элит получили возможность приложить свою энергию и реализовать свои интересы в сфере экономики и бизнеса. В государстве проводится особая кадровая политика, предусматривающая регулярную ротацию государственных чиновников в центре и на местах. Тем самым Каримов не дает им застояться и обрасти прочными деловыми знакомствами, сомнительными обязательствами и криминальными связями. В связи с этим влияние тех или иных клановых группировок на политическую жизнь в республике является незначительным. Хотя при определенных обстоятельствах они могут представить большую угрозу для правящего режима.

Исламская оппозиция

Религиозную (исламскую) оппозицию характеризуют следующие черты. Во-первых, крайняя организационная рыхлость и отсутствие ярких общепризнанных лидеров: последние либо отсутствуют, либо их число неадекватно велико. Во-вторых, неразработанность и противоречивость идейно-теоретической (программной) базы. Кроме того, для подавляющего числа исламских лидеров вопрос о приходе к власти, по крайней мере в среднесрочной перспективе, не просматривается. Программа-минимум исламской оппозиции в настоящее время сводиться к задаче создания в стране партийно-политической структуры, которая вберет в себя все легализованные исламские движения.

Потенциальную силу исламской оппозиции в республике существенным образом подорвал закрепленный в Конституции Узбекистана запрет на недопустимость принудительного насаждения религиозных взглядов, а также запрет на создание политических партий по религиозному признаку. В результате принятых законодательных актов последовали запрет исламских партий и движений, закрытие мечетей и репрессии против духовенства и активистов религиозных организаций, что автоматически перевело практически все исламские структуры Узбекистана в разряд оппозиционных.

"Хизб ут - Тахрир". Суннитская религиозно-политическая организация "Хизб ут - Тахрир" ("Партия освобождения") была основана в 1953 году известным религиозным деятелем, судьей шариатского апелляционного суда в Иерусалиме Такиуддином ан-Набхани. После его смерти в декабре 1977 года амиром партии стал палестинец Абдул Кадим Заллум. Согласно документам этой организации "Хизб ут - Тахрир" является политической партией, идеологией которой является ислам. Цель партии - содействие возращению мусульман к исламскому образу жизни. Она нацелена на то, что бы все стороны жизни общества основывались и регулировались нормами шариата, а также на распространение исламской веры в мире путем джихада. При этом декларируется, что реализация этой цели возможна лишь путем воссоздания единого теократического государства (Халифат), объединяющего весь исламский мир. Филиалы "Хизб ут - Тахрир" проявляли активность в Египте, Иордании, Тунисе, Кувейте, Палестине, Турции и Западной Европе.

Поскольку члены узбекской организации"Хизб ут - Тахрир" до последнего времени избегали контактов со светскими структурами, у правозащитных и исследовательских групп имеется отрывочная информация о времени ее создания и деятельности. Первые свидетельства о ее деятельности относятся к 1995 году. Организаторами "Хизб ут - Тахрир" в Узбекистане стали граждане Носиров и Сайдаминов, которые создали ее отделения в Андижанской, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областях. Однако в Коканде аналогичная организация появилась еще в 1992-1993 гг.

Организации в Ташкенте и Коканде были преимущественно молодежными по своему составу. Их членов отличало стремление не столько к строгому соблюдению исламских канонов, сколько к оппозиционной религиозно-политической деятельности. Халифатисты осуждали "безбожную" власть в Узбекистане, зарубежных "врагов" ислама в лице США и Израиля, и призывали к созданию всемирного исламского государства.

Принципиальной позицией партии был отказ от насильственных методов борьбы за создание Халифата. Дискуссии о возможном приходе к власти носили теоретический характер и не подкреплялись подготовкой к насильственным действиям. Тем не менее, в Узбекистане сформировалось мнение, что "Хизб ут - Тахрир" является радикальной организацией, более опасной для узбекских властей, чем ваххабиты.

Первоначально деятельность "Хизб ут - Тахрир" не привлекала внимания узбекских властей до мая 1998 года. Но уже июле 1998 года в руки правоохранительных органов попали листовки с соответствующими призывами. Массовые аресты членов "Хизб ут - Тахрир" в Ташкенте были проведены со 2 января по 10 февраля 1999 года. Число находящихся по арестом превысило 80 человек. Изучение материалов по этим делам показывает, что узбекские силовики и судьи имели весьма смутные представления о "Хизб ут - Тахрир", нередко путали ее членов с ваххабитами.

В целом, до февраля 1999 года узбекские власти не воспринимали существование "Хизб ут - Тахрир" в качестве серьезной политической проблемы. Но после этого, президент Узбекистана И.Каримов впервые изложил официальную позицию в отношении "Хизб ут - Тахрир". "Представители "Хизб ут - Тахрир" пытаются вести скрытую, тайную деятельность. Они стремятся увлечь в свои сети незрелую, неопытную молодежь……не жалеют средств, чтобы превратить эту молодежь в заклятых врагов своего народа. Естественно, мы не можем допустить и не допустим подобных враждебных происков" - сказал он.

Уже в середине февраля 1999 года вопрос о деятельности "Хизб ут - Тахрир" обсуждался на специальном совещании республиканского Совета улемов с участием госсоветника президента Максудова и вице-премьера Караматова. А после террористических актов в Ташкенте 17 февраля 1999 года "Хизб ут - Тахрир" упоминается официальной пропагандой наряду с таким врагами государства, как ваххабиты и исламские фундаменталисты.

По утверждению представителей "Хизб ут - Тахрир", в результате усилившихся репрессий со стороны власти, в 1999 году было арестовано до 500 человек. Сроки заключения, определенные судом сторонникам этой религиозной партии колебались примерно от 5 до 20 лет. На репрессии властей "Хизб ут - Тахрир" ответила "листовочной" войной. Но при этом она декларировала мирные методы, отвергнув обвинения в причастности к насилию.

В целом, несмотря на репрессии, можно констатировать растущую популярность "Хизб ут - Тахрир", ставшего массовым движением, вокруг которого консолидируется часть оппозиционно настроенных мусульман. Особенно из числа узбекской молодежи, представляющей практически все социальные слои населения. Успех "Хизб ут - Тахрир" в Узбекистане обусловлен тем, что представители этого движения, в отличие от других существующих в Узбекистане мусульманских структур, не боятся открыто критиковать действия властей, развязавших, по их мнению, массовые репрессии против мусульман, сопоставимых по масштабам со сталинскими чистками 30 годов.

Исламская партия освобождения Узбекистана (ИПВУ). Запрещенная, но тайно действующая исламская оппозиционная организация, созданная в 1991 в году как филиал всесоюзной ИПВ и утвержденная на съезде представителей мусульманской общественности Астрахани в 1992 году. С момента создания партия была запрещена как юридически не санкционированная. Низовые организации базируются на региональном уровне при мечетях.

ИПВУ поддерживала и продолжает поддерживать активные контакты с саудовской "Лигой поощрения добродетелей и осуждения греха", с "Братьями мусульманами", принимает у себя проповедников и миссионеров, пользуется значительной зарубежной помощью. В 1992 году ИПВУ создала в Ферганской долине легальную молодежную группировку "Адолат" (около 10 тысяч человек), которая развернула борьбу с преступностью, осуществляла контроль за нравственностью, даже вмешивалась в работу местных органов власти. ИПВУ и "Адолат" поддерживали тесные контакты с таджикской оппозицией.

В конце 1991 - начале 1992 гг. с ИПВУ и "Адолат" провели в Наманганской области широкомасштабную антиправительственную кампанию с требованием отставки правительства, усиления роли ислама в политической жизни страны. В ответ ИПВУ и "Адолат" были запрещены, а в феврале 1993 года подразделения "Адолат" были разгромлены узбекской милицией. На исламистов обрушились массовые репрессии. Пропал без вести лидер ИПВУ Утаев, установлен жесткий контроль над проповеднической деятельностью мечетей, выдворены иностранные миссионеры.

За счет массовых арестов удалось предотвратить массовое противостояние с исламистами и поставить ситуацию под контроль. Тем не менее, социальна база в лице верующих, связи с ведущими исламскими зарубежными центрами, тесные контакты с представителями исламской оппозиции Таджикистана и Афганистана, мощная финансовая база партии сохранились.

Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Вследствие жестких мер со стороны властей исламские партии и движения вынуждены были уйти в глубокое подполье. Но это породило вооруженную оппозицию, ядром которой стали религиозные радикалы. Глава одной их таких организаций "Ислом лашколари" Тахир Юлдашев перебрался в Афганистан и стал духовным лидером моджахедов. Джумабой Ходжиев, больше известный под именем Джума Намангани, влился в ряды таджикской оппозиции и стал одним из самых влиятельных людей в Таджикистане. Он прошел военную подготовку в лагерях боевиков в Афганистане, Иране и Пакистане (Пешавар). Вернувшись в Каратегинскую долину Таджикистана, Намангани открыл собственный лагерь по подготовке боевиков, где собирались узбекские эмигранты, покинувшие родину из-за преследований властей по религиозным мотивам. К ним стали также примыкать обычные уголовники, разыскиваемые правоохранительными органами за совершенные преступления, а также наемники из числа чеченцев, арабов, уйгуров, афганцев, пакистанцев и т.д.

Исламское движение Узбекистана (ИДУ), возглавляемое Намангани и Ходжиевым, оформилось примерно в 1998 году. Его цель - свержение режима Каримова и создание исламского государства в Ферганской долине, которое в будущем должно войти в состав гипотетического халифата. Финансовую поддержку ИДУ оказывал "террорист № 1" Усама бен Ладен. Более же тесно боевики ИДУ сблизились с афганскими талибами, получая от них всевозможную помощь.

Наиболее ярко ИДУ проявило себя в 1999-2000 гг., когда его боевики вторглись на территорию Киргизии и Узбекистана, где оказывали вооруженное сопротивление властям в течение нескольких месяцев. Причем в первую "баткенскую кампанию" им удалось взять в плен командующего внутренними войсками Киргизии. По некоторым данным, ими вынашивались планы вторжения в Центральную Азию и в 2001 году. Но, судя по всему, этому помешали начатая осенью того года антитеррористическая операция США в Афганистане и активизация наступления афганских антиталибских сил.

Известно, что в конце 2001 - начале 2002 гг. боевики ИДУ во главе с Намангани активно сражались на стороне талибов против американцев и сил Северного альянса. С учетом численности самих боевиков ИДУ и поддерживающих их наемников из других исламских государств, в том числе переданных в оперативное управление талибами, под началом Намангани насчитывалось, по разным данным, от 5 до 10 тыс. человек. Однако затем в боях под Кандагаром эта группировка была рассеяна, а сам Намангани погиб. Правда, официальные лица и СМИ некоторых зарубежных стран, включая Киргизию, одно время сообщали, что Намангани жив и скрывается на неконтролируемой властями территории Афганистана иил в Пакистане.

По данным американских спецслужб в августе этого года, отряды ИДУ проводят перегруппировку своих сил и готовятся к новым акциям. Об этом свидетельствует резкое увеличение объемов перехваченных ими радиопереговоров между представителями ИДУ и их партнерами из различных исламских государств. При этом США опасаются, что целями очередных подрывных акций ИДУ могут стать их дипломатические представительства в странах Центральной Азии и особенно военнослужащие, размещенные на военных базах в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане. А секретарь Совета безопасности Киргизии Мисир Аширкулов заявил, что в районе афганского Горного Бадахшана сосредоточено около 300 боевиков ИДУ, которые стремятся к новому проникновению в Центральную Азию. Причем, по информации Аширкулова, часть боевиков уже переправилась в Таджикистан. Правда, его таджикский коллега Амиркул Азимов опроверг это сообщение.

В целом же, несмотря на поражение от антиталибских сил в Афганистане и гибель своего лидера, ИДУ еще способно представлять собой угрозу для безопасности центрально-азиатских государств. Во главе движения остается другой его авторитетный лидер Тахир Юлдашев, который вполне может заменить своего погибшего соратника если не по военной, то во всяком случае организационной и идеологической линии. Несмотря на существенное сокращение численности своих боевиков, погибших, попавших в руки властей или разбежавшихся по разным странам, ИДУ все же располагает боеспособными кадрами, прошедшими Таджикистан, Чечню, Бактен и Афганистан. Судя по всему, ИДУ также не утратило всех своих спонсоров, заинтересованных в распространении "исламской революции" по всему миру, включая и Центральную Азию.

В любом случае разбитым в боях с антиталибскими силами боевикам ИДУ просто некуда деваться. Дальнейшее пребывание на территории Афганистана чревато для них если не гибелью, то попаданием в плен с далеко не гостеприимными условиями. Эмиграция в другие страны означает для них пребывание без дела и в нищете. Поэтому самым оптимальным вариантом для них видится уход на законсервированные базы в труднодоступных горных районах Таджикистана. Оттуда же боевики ИДУ вполне могут прорываться, в том числе и вооруженным путем, через Киргизию на свою родину в расчете затеряться среди сельского населения или осесть в глубоком подполье.

Нельзя не отметить, что руководство Узбекистана, используя фактор угрозы исламского экстремизма, антитеррористическую операцию США и их союзников в Афганистане и оказываемую им помощь, включая предоставление военных баз и аэродромов, развернуло кампанию репрессий по отношению ко всем инакомыслящим, обвинив многих из них в терроризме и связях с ИДУ. В их число, кстати, попал осужденный заочно лидер партии "Эрк" Мухаммад Солих. Заочно также были осуждены и приговорены к смертной казни Юлдашев и Намангани. Преследования коснулись даже родственников боевиков ИДУ.

Следует также отметить, что ИДУ и любой другой радикальной оппозиционной организации есть на кого опереться в Узбекистане. Это в основном безработная молодежь, преимущественно из сельской местности, люди, которые видят в "торжестве" ислама единственный выход из социально-экономического кризиса, студенты мусульманских учебных заведений, в том числе обучающиеся за рубежом, а также все те, кто так или иначе пострадал от действий властей или просто недоволен их политикой.

В целом же, подавив и загнав в подполье или эмиграцию демократическую часть оппозиции, узбекские власти тем самым расчистили пространство для деятельности радикальной оппозиции исламского толка. При отсутствии демократических ценностей и традиций и фактическом неприятии действующей официальной идеологии идеи и взгляды исламистов более доходчиво воспринимаются большой частью граждан, в том числе как руководство к дальнейшим действиям. Таким образом, роль исламского фактора в Узбекистане сводится прежде всего к распространению и закреплению традиционных исламских моделей поведения как на индивидуальном, так и на общественном уровне. С учетом этого можно ожидать, что в краткосрочной или долгосрочной перспективе у исламской оппозиции при наличии благоприятных объективных обстоятельств есть все потенциальные шансы стать реальной силой, способной кардинально трансформировать узбекское общество и государство.

Служба политического анализа Центральноазиатского агентства политических исследований
23.10.02

Источник - АПИ
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1035407100
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх