КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 17.10.2002
23:37  "ОР" - Правительство Киргизии в срочном порядке присягнуло на верность народу, депутаты уже требуют его отставки
20:39  В Киргизии продолжается сбор подписей с требованием вернуть уступленные Китаю земли Узенги-Кууша
15:51  Инициатива министра обороны ОАЭ - "Выучил Коран - свободен"
12:42  ГенСек ЕврАзЭС Рапота получил рекомендации от Назарбаева. Единой энергосистеме - да, а вот общий рубль пока подождет
12:13  "РС" - Узбекские правозащитники свидетельствуют - заключенных в тюрьмах заставляют просить прощение у И.Каримова
12:08  КазААГ - Куда пропадают казахстанские вертолеты? Депутат Иванов запросил правительство
12:00  Горькая правда против сладкой лжи. Реальное социально-экономическое положение Киргизии в оценках МВФ, ЮНИСЕФ и др.
11:19  Новая афера? Киев и Варшава решили строить нефтепровод в Гданьск для "каспийсой нефти". У первых нет нефти, у вторых - денег...
10:57  Пьяный чеченец с радиоактивными материалами задержан на российско-азербайджанской границе. Нес в Иран уран (версия Баку)
10:40  Отстранен от должности Генпрокурор Киргизии Ч.Абышкаев и назначен новый глава Погранслужбы К.Садиев
10:34  "Известия" - Танкерная война - новое слово в военном искусстве террористов
10:32  Gazeta.kz - Друг 1-й степени. Генсек ООН К.Аннан прилетел в Казахстан и тут же получил орден
09:48  "Э-К" - Чужую честь имеем. Казахстанский парламент разбирает неэтичных депутатов и ищет авторов оскорбительных листовок
09:47  В.Школьник (министр энергетики Казахстана) - Мы продадим Херсонский НПЗ и будем крепче дружить с Россией (интервью)
09:01  "Время" - Бизнес на кровавых самолетах. Зачем Казахстан гостеприимно пригрел известного торговца оружием В.Бута?
08:44  Газета Ру - Нью-Йоркская Академия наук приняла в свои члены "всемирно известного ученого" С.Туркменбаши
08:41  "Третий мир" резко сократил потребление оружия (доклад американских экспертов)
08:38  "НГ" - Пакистан изменит внешнюю политику? В Парламенте стало слишком много оппозиционеров
06:47  Саммит ЭКО - Стамбульская декларация 14 октября 2002 года (текст)
06:23  Конди Райс - Мы разбомбим каждого, кому не нравится американская демократия, гамбургеры и доллар
01:28  "Континент" - Ислам Каримов. Сильный человек в "заложниках" у слабого государства? (штрихи к политпортрету)
00:48  La Stampa - Большое видится на расстоянии. Израильтянка Тами Лалос видела в аэропорту Бали Бен Ладена
00:43  "НН" - Религиозная ситуация по южно-казахстански. Здесь есть все: "Жамия", "Забия", РПЦ, бахаи и мулла - майор полиции...
00:39  EurasiaNet - Сила в камне. Панджшерские изумруды были и будут основой боеспособности "Северного Альянса"
00:35  "Центральная Азия: надвигающийся шторм?" Новая книга Гарвардского университета
00:18  "МС" - В ЗакСобрание Киргизии полезли "зятьки". Шофер Тиллаев очень хочет рулить по-крупному
00:10  Tageszeitung.- Обмен денег в Афганистане грозит хаосом. Правительству никто не верит
00:03  В Ашхабаде заседает комитет по реализации трансафганского трубопроекта. Готовится документ о созыве Консорциума
00:00  Казахстан возвращает участки желдороги арендованные Россией, и никак не может договориться о том же с Узбекистаном
Среда, 16.10.2002
18:34  Страна.ру - Дестабилизации Америки. Как Бен Ладен руководит действиями вашингтонского снайпера
11:35  С.Аламанов (правительство Киргизии) - "Узбекская сторона требует, чтобы мы передали водохранилище в их собственность..." Споры за ферганскую землю (интервью)
11:18  "Итоги" - Без царя в СНГ. Почему Россия сама и добровольно отказалась от лидерства в Содружестве?
11:06  "Новое время" - Героиновые герои. Шокирующая ЦентрАзия: столицы наркобаронов и страны-наркокоридоры
10:51  "Къ" - С возвращеньицем! Дустум поднял флаг над российским Генконсульством в Мазари-Шарифе
10:45  Gazeta.kz - Казахстанские таможенники задержали в Бахты 18 мешков радиоактивного груза, ехавшего из России в Китай
10:32  "МН" - Международный терроризм финансируют две арабские банкирские семьи через американские "благотворительные" фонды. Расследование дела Арнаута
10:13  "Крисчен сайенс монитор" - Войны не будет. Казахстано-узбекский опыт мирного разрешения пограничного конфликта
10:07  "Э-К" - Горючими слезами. Начальник службы горючего ВВС Казахстана полковник Меленчук экстрадирован из Украины и получил 7 лет
09:46  "Комсомольская правда" продолжает акцию поддержки переселения русских в Россию. В Брянск прибывает первая семья из Киргизии
09:17  DW - Откуда "импортированы" идеи? Сторонники Халифата множатся по всей ЦентрАзии
09:10  Политком Ру - Террор как стиль жизни. Запад шокирован коммерциализацией международного терроризма
08:48  К.Пауэлл - Россия и США не борются за сферы влияния, а сотрудничают. Есть, правда, две принципиальные проблемки - Иран и Чечня...
08:38  А.Коэн - Новые "большие игры" на Каспии: конкуренция будет обостряться
07:24  "Известия" - Рабочие Иртышского (Казахстан) металлургического комбината не дают "хозяевам" разобрать завод
00:45  "ВН" - У СНГ обнаружился близнец. Стамбульский саммит ОЭС не проявил интерес к трансафганской трубе
00:35  В Англии состоялся турнир по курашу имени Президента Республики Узбекистан
00:32  Очередной доклад ГосДепа о свободе вероисповеданий в Евразии похож на программу защиты свидетелей ...Иеговы
00:30  КазААГ - В Алматы и Шымкенте задержаны студенты местных университетов за расклеивание листовок "Хизб-ут-Тахрир"
00:08  Интерфакс - В Узбекистане отменена монополия на доступ в Интернет. Вместо 1-го провайдеров сразу стало 100
00:07  "МС" - Депутат Бакир уулу раскрыл страшную тайну - имя преемника Президента Акаева
00:04  Туркменбаши лично развеял слухи и выдумки - календарь в Туркмении меняться не будет
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
"Время" - Бизнес на кровавых самолетах. Зачем Казахстан гостеприимно пригрел известного торговца оружием В.Бута?
09:01 17.10.2002

У нас и Бут, а мы летаем...

Похоже, наша страна гостеприимно пригрела человека, которому мировое сообщество приписывает снабжение оружием практически всех конфликтных зон в Африке, торговлю так называемыми "черными" алмазами. Ему указали на дверь такие страны, как Бельгия, Арабские Эмираты, ЮАР. Его сегодня разыскивают спецслужбы практически всех западных стран и Интерпол.

Имя этого человека Виктор Анатольевич Бут. В Интернете можно выяснить, что ему 35 лет, что он бывший офицер Советской армии, получивший образование в институте военных переводчиков, бегло говорит на шести языках, имеет на руках по меньшей мере семь паспортов разных стран мира, два из которых российские и один украинский, и известен под фамилиями Бадд, Булакин, Бутов, Вадим Аминов. По мнению специалистов, на сегодняшний день Виктор Бут является владельцем крупнейшего в мире частного парка грузовых самолетов, руководителем авиакомпаний "Air Cess", "Air Pass" и "Air Bus". А эксперты ООН утверждают, что на самолетах этих авиакомпаний Бут поставлял и поставляет оружие антиправительственным группировкам Анголы, Сьерра-Леоне, режиму в Либерии... Именно он в середине 90-х вооружил племена хуту, устроившие кровавую резню в Руанде и Конго, унесшую около миллиона человеческих жизней. Он делает бизнес по всей Африке, а за автоматы, танки и ракетные установки ему платят африканскими алмазами, добываемыми нелегальным путем, за что их прозвали "черными".

Имя Виктора Бута фигурировало в докладе британского министра по делам Африки Питера Хейна, первым публично обвинившего его в незаконных поставках оружия отрядам УНИТА в Анголе. По мнению британского министра, Бут с 1995 года поставлял оружие и в Афганистан, причем всем враждующим сторонам - и Северному альянсу, и Талибану, и боевикам "Аль-Кайды". В 1995 году зафрахтованный Виктором Бутом для перевозки оружия в Кабул самолет российской авиакомпании из Казани "Аэростан" был принудительно посажен в Кандагаре истребителями Талибана. В результате больше года российские летчики просидели в плену, а потом, захватив и угнав из-под носа у охраны свой самолет, совершили дерзкий побег. А втравивший их в эту историю Виктор Бут приобрел нового друга в лице лидера Талибана муллы Омара.

По данным правоохранительных органов ЮАР, самолеты Виктора Бута 146 раз нарушали национальное законодательство их страны о гражданской авиации. В 1998 году правительство Свазиленда исключило из своего регистра 43 самолета Бута. Которые, впрочем, тут же перебазировались в Экваториальную Гвинею и Центральноафриканскую Республику. А в марте 2000 года военный трибунал Центральноафриканской Республики приговорил Виктора Бута к двум годам тюрьмы за использование на его самолетах чужих опознавательных знаков.

Эксперт вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Ли Уолоски считает, что Виктор Бут – цитирую дословно - "крупнейший делец в области незаконных поставок оружия, пособник криминальных и террористических структур, организатор одной из самых крупных в мире контрабандных организаций". На Западе полагают, что доходы этого человека от нелегальной торговли оружием и алмазами составляют по меньшей мере 150 миллионов долларов.

В феврале 2002 года полиция Бельгии провела весьма результативные обыски в офисах Виктора Бута, что позволило заочно предъявить ему обвинение в отмывании криминальных доходов и получить у прокуратуры ордер на его арест. Однако нынешнее место пребывания этого человека считается неизвестным.

Такая вот "короткая" справка.

Вноябре 1998 года, и не иначе как по случайному совпадению в те самые дни, когда в далекой Африке Виктору Буту дали от ворот поворот власти ЮАР, в казахстанской Караганде был создан и зарегистрирован частный холдинг, включающий в себя авиакомпанию, туристическую компанию и газету. Своих самолетов у только что открывшейся авиакомпании не было. А потому были взяты в лизинг три самолета Ил-18. Из… Экваториальной Гвинеи. Причем владельцами этих самолетов были уже хорошо к тому времени известные спецслужбам всего мира и, как это водится, совершенно "неизвестные" у нас авиакомпании Виктора Бута "Air Cess"/"Air Pass"/"Air Bus". Короче, три обосновавшихся в Казахстане самолета были как раз из тех, что с треском вытурили из ЮАР.

Летали обычными шоптуровскими маршрутами. Возили - как об этом записано в таможенных декларациях – тюки со шмотками на продажу. И если где-то к этим бортам и были претензии, то в Казахстане к ним никаких претензий не возникало. Ни у таможни, ни у пограничников, ни у Комитета гражданской авиации. Летают - да и пусть себе летают. Все бы ничего, если бы не одно обстоятельство. Карагандинский холдинг, о котором идет речь, записан на имя некоего гражданина Казахстана. Причем на то же имя, которым, судя по утверждениям разных западных экспертов, а также интернетовским раскладкам и зарубежным газетным публикациям, время от времени называется Виктор Бут. Однако мы доподлинно выяснили, что наш, казахстанец, - лицо не вымышленное, а вполне реальное. Кроме паспорта имеет и СИК, и РНН. И внешне, если сравнить фотографии, совсем вроде и не похож на Виктора Бута.

А самолеты – те самые.

Между тем в газете "Совершенно секретно" была опубликована статья "Убойное дело: черный рынок оружия в руках "наших". В ней утверждается, что в результате объявленной спецслужбами всего мира облавы на Виктора Бута ему пришлось перебазироваться, так сказать, "на юга" и отсиживаться в одной из "теплых" стран СНГ. И указывалось, что в Алматы была открыта компания грузовых авиаперевозок "Irbis", которая, опять же, своих самолетов не имеет, а фрахтует исключительно самолеты "Air Cess" - самолеты Бута.

Проверить эту информацию нам большой проблемы не составило. Выяснилось, что авиакомпания "Ирбис" в Алматы действительно существует. Является чуть ли не наследницей карагандинской авиакомпании, о которой шла речь выше. И летает на тех же самых трех самолетах Ил-18, арендованных у авиакомпании из экваториальной Гвинеи "Air Bus", принадлежащей Виктору Буту. Но только теперь, несмотря на то что их непосредственный владелец находится в международном розыске, его самолеты зарегистрированы как казахстанские. Вы не поверите, но три борта Виктора Бута включены в государственный регистр Казахстана под номерами 75002, 75003, 75004. И Комитетом гражданской авиации выдана им лицензия на международные полеты.

Они и летают. В Таджикистан, Пакистан, Бишкек, Турцию, Арабские Эмираты и Китай.

Нет, никто не утверждает, что авиакомпания "Ирбис" занимается контрабандой оружия. Мы только хотим сказать, что в партнеры к ней затесался человек с репутацией, мягко говоря, подмоченной. А учитывая, что принадлежащие Буту самолеты оказались занесенными в государственный регистр Казахстана, то, не дай Бог, случись завтра вдруг с ними какое злополучное недоразумение - стволы, боеприпасы или что другое нелегальное на их борту обнаружится - ответственность за чьи-то чужие грехи придется нести нашей стране. А как это бывает, мы уже в курсе. Свежа еще, знаете ли, память о скандале с МиГами для Северной Кореи, судебном разбирательстве из-за продажи в обход международного эмбарго зенитных ракет в Югославию, нескольких неприятных историях с продажей различной авиатехники для воюющей Сьерра-Леоне...

Мы пообщались с авиаторами и выяснили, что внесение таких самолетов, как Ил-18, в регистр – нонсенс. Потому что они из поколения еще 50-х годов и уже лет 20-30 как не выпускаются. 3 апреля этого года заместитель премьер-министра РК, исполнявший тогда обязанности министра транспорта и коммуникаций, Карим Масимов подписал приказ №116-1 "О мерах по упорядочению эксплуатации гражданских воздушных судов", которым запретил внесение в государственный реестр и признание иностранных сертификатов летной годности на самолеты старше 25 лет. А лизинг и аренду иностранных самолетов разрешил только при наличии соглашения между авиационными властями Казахстана и страной - владельцем самолета. Понятное дело, что в случае с самолетами Виктора Бута оба пункта этого приказа были нарушены.

Мы связались с Минтранскомом, но там ни про Бута, ни про его самолеты и слыхом не слыхивали. И как получилось, что самолеты человека, которого Интерпол ищет по всему миру, могут летать под казахстанским флагом, ответить не смогли. Но обещали выяснить...

А в КНБ нам подтвердили, что информация, которая изложена выше, достоверна. Для прикрытия нелегальной деятельности авиакомпании Виктора Бута осуществляют грузовые и пассажирские авиаперевозки. В течение полугода руководство авиакомпании "Ирбис" предпринимает безрезультатные попытки открытия чартерного шоп-рейса по маршруту Алматы - Карачи через Иран, в обход закрытого воздушного пространства Афганистана. Но, по мнению специалистов, этот маршрут является экономически нерентабельным, и это дает возможность предположить, что авиакомпания имеет внешние источники финансирования и, будучи подконтрольна Буту, ищет выход на рынок Пакистана.

Самое интересное: в КНБ утверждают, что в ходе проведенных тендеров на предоставление регулярных авиамаршрутов на территории Казахстана предложения авиакомпании "Ирбис" не рассматривались.

Ну, насчет участия "Ирбиса" в тендерах мы, конечно, спорить не будем, но летать эта авиакомпания летает. С завидной интенсивностью. В сентябре она совершила 20 рейсов, в октябре – уже 12.

Выходит, не случайно в Минтранскоме и в комитете гражданской авиации темнят и тянут с ответом?..

Геннадий БЕНДИЦКИЙ
пейджер 50-41-61,
абон. 4343,
benditsky@time.kz

№42 ЗА 17.10.2002

Источник - Время
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1034830860
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх