КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 25.06.2002
19:08  Лучше всех бил по лицу ногами... Серик Танжарыков (Казахстан) взял Кубок Мира по кикбоксингу
18:57  Мамаюсупов (глава ГК по делам религий) - В Киргизии 23 религиозных направления и мы тщательно изучаем их причастность к аксыйским событиям
14:59  Газета KZ - Куда потекут транзитные потоки? Страны ШОС хотят быть скованными одной целью/цепью
12:36  За участие в "заговоре Назарова" снят со всех постов и осужден экс-глава Центробанка Туркмении Гандымов. Сердар покарал "любимого еврея"
12:29  "Слово Кыргызстана" - Начнется ли 3-я Баткенская война? Мелкие группы "идушников" просочились, но... рассосались
11:34  Узбекистан продает 46% Алмалыкского ГМК (медь, молибден, золото) за $ 478 млн. Наскребем по сусекам?
11:16  Крис Шюп - "Гражданская война в Кирзиии... это высосано из пальца" (оторвать бы тот палец)
11:06  "МС" - Босая правда аксыйских ходоков. Кто кого первым "уходит" - народ Акаева, или наоборот?
10:58  К.Тогузбаев - Старший жуз казахов - троянский конь… замедленного действия (анатомия трайбализма)
10:39  РосБалт - Скучно шпионить в Дании. Четыре агента иранской разведки попросили убежица
10:25  "КазПравда" - Казахстанский уголь по-прежнему нужен России. Тулеев поднимает политический "шум", без учета экономики
10:17  Лента Ру - "Проект-636". Россия построит Китаю 8 ракетных подлодок за 1,6 млрд. $
09:59  "Кабар" - Узбекская диаспора Киргизии требует сделать узбекский язык государственным
09:19  Казахстанский криминал: главный налоговый инспектор Талдыкоргана задержан за взятку в 300$. Дело экс-акима Павлодара Жакиянова передано в прокуратуру
09:11  Вокзал на двоих. Офицер УГРО МВД России задержан в Казахстане - вез из Таджикистана в Кемерово 1,5 кг. героина
08:53  НГ - По следам Джумы Намангани. В Таджикистане (даже в Тавильдаре) сегодня нет исламских боевиков
02:52  "Номад" - Братки, в натуре. Организованная преступность Казахстана. Кто есть Кто в основных ОПГ
02:43  УзА - Новым главой МЧС Узбекистана стал экс-заместитель МВД Ботир Парпиев
02:33  Митинг в Оше отменил сам "начальник похода" Бекназаров. В затишье парламент принял новый закон о собраниях
02:28  ЦентрАзийская Ичкерия. 448 экс-граждан Чечни требуют от киргизских властей дать им статус беженцев
02:17  Туркменбаши - великий зодчий. Ашхабад скоро украсят - еще один грандиозный фонтан, стадион и 3 отеля
00:07  "Basler Zeitung" - Ядерные отходы России для ядерной бомбы Ирана. Куда денется отработанное топливо?
00:04  Карзай привел свой родо-племенной кабинет к присяге. Демократия по-афгански: один выстрел - минус один голос
00:02  "Гундогар" - Зачем Ниязову "Туркменское море". Более вредоносной затеи трудно придумать
00:01  Сын за отца не отвечает... Сын зав. отделом киргизской прокуратуры Шейшеналиева задержан с 3 кг. героина
Понедельник, 24.06.2002
11:46  Экс-глава Джеты-Огузского района Киргизии Курманбеков осужден на 3 года за кражу гумпомощи
11:42  Началась демаркация новой киргизо-китайской границы. 13 специалистов из КНР устанавливают правильные столбики
11:21  Washington Times разоблачает - боевиков "Аль-Каеды" готовили китайские военные инструкторы!
11:06  Туркменбаши - чудотворец! Получив за лично-собранный урожай 10-38 тыс.$ Сердар все отдал в мечеть
10:47  П. Фельгенгауэр - Где-то в заволжско-казахстанских степях СССР уже испытывал т.н. "грязную" радиоактивную бомбу
10:20  Газета КZ - В Астане начался суд над экс-министром энергетики Аблязовым. По делу идут 47 свидетелей
10:09  К.Тогузбаев - Лойя Джирга в Афганистане. Большой совет при Большом брате?
10:00  "The New York Times" - Иран и борьба идей. Нефтедоллары позволяют Тегерану купить друзей и давить внутренних врагов
09:48  Хунвейбины Акаева -молодые госслужащие поддержали президента. "Демократический кодекс" как "центр кристаллизации нового порядка"
09:01  Предложение, от которого невозможно отказаться? Ниязов просит "Итеру" и "Роснефть" войти в трансафганский проект
08:52  Три на одном. "Газпром", "Роснефть" и "Казмунайгаз" полюбовно поделили Курмангазы (подписано соглашение)
08:46  "ВН" - Каспийский поход Украины. Киев не знает, как лучше лечь, чтобы попасть под магистральную трубу
08:36  "Э-К" - Евроазиатский еврейский конгресс во главе с А.Машкевичем (Казахстан) поможет Израилю бороться с терроризмом
08:22  FLB.ru - Как "русская" мафия уводила из Казахстана и Узбекистана миллиарды долларов (международное расследование)
08:11  "Къ" - Мафиозо Баньолини назвал подельников. Срели них известный в ЦентрАзии бизнесмен Г.Лучанский
02:09  Как нас ссорилили с Соросом. Скандальный фонд наращивает присутствие в ЦентрАзии - создается аналитический форум
02:00  Феномен Бекназарова. "Мои сыновья тоже участвуют в пикетах и голодовках" (интервью с главным пикетчиком Киргизии)
01:53  Просто Мать. Майрам Акаева - "Я несу ответственность за судьбу каждого ребенка"
01:10  Краповый берет для суперменов. Репортаж о спецназе ВВ МВД Казахстана "Беркут"
01:06  Старший зять президента Казахстана Р.Алиев назначен послом в Австрию
00:07  Полный Вардак. Не назначив экс-главу МВД таджика Кануни Карзай нажил себе смертельного врага?
00:05  Лебедев (зам. минатом РФ) - Атомное сотрудничества Ирана с Россией, в принципе, не закончится ядерной бомбой
00:04  "РС" - "Попытайся Путин не пустить США в ЦентрАзию, попал бы в глупое положение" (диалог Т.Гудава с А.Пионтковским)
00:02  Хаттаб в иллюминаторе... На Байконуре более 2 лет успешно действовала ячейка (20 чел.) экстремистов из "Хизб-ут-Тахрир"
00:01  "Аль Джазира" успокоила. Бен Ладен жив, здоров, полон планов и хвастает, что взорвал синагогу в Тунисе
Воскресенье, 23.06.2002
18:27  Болельщик от радости за сборную Турции умер от сердечного приступа
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Газета KZ - Куда потекут транзитные потоки? Страны ШОС хотят быть скованными одной целью/цепью
14:59 25.06.2002

КУДА ПОТЕКУТ ТРАНЗИТНЫЕ ПОТОКИ?

На недавней встрече лидеров стран-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Санкт-Петербурге было решено провести осенью этого года в Бишкеке первую встречу министров транспорта государств, входящих в эту международную структуру. Тем самым как бы получают продолжение и развитие на новом политическом уровне идеи транзитных трансконтинентальных потоков, которые пытаются реализовать новые независимые государства Центральной Азии все последние десять лет.

Суть этих идей в использовании географического положения региона для переключения на себя части огромного потока грузов, который идет в страны Западной Европы и Ближнего Востока из Китая, Японии, Южной Колеи и наоборот. Сейчас большая часть этих грузоперевозок, исчисляемых многими миллиардами долларов, приходится на морской транспорт. Кое что везут по российской Транссибирской магистрали. Хотя теоретически грузы с Дальнего Востока удобнее было бы возить по железной дороге через Китай с выходом на среднеазиатские страны СНГ и дальше в зависимости от конечного пункта назначения. Либо через Киргизию, Узбекистан и Туркмению на Иран, Турцию и регион Средиземноморья, либо через Казахстан в европейскую часть России и далее на Запад. Это направление позволит выигрывать несколько дней в сроках доставки грузов по сравнению с морским путем.

С начала 90-х годов страны Центральной Азии пытались использовать этот географический потенциал, "конвертировав" его в потенциал экономический. Важность для экономического развития Казахстана использования его географического расположения отмечена в "Стратегии развития до 2030 года". Руководство министерства транспорта традиционно пыталось привлечь внимание общественности и иностранных инвесторов к железнодорожному переходу между транспортными системами Казахстана и Китая на стыке станций Дружба и Алашанькоу. Южные соседи - Киргизия и Узбекистан - пытались осуществить свой проект выхода на транспортные коридоры Китая, по сути. альтернативный казахстанскому. Нельзя сказать, что эти проекты оказались очень успешными. Киргизско-узбекский осуществляется, но очень медленно, и будущее его под вопросом, учитывая что эта строящаяся магистраль проходит через потенциально взрывоопасные в политическом плане регионы: Ферганскую долину Узбекистана, юг Киргизии. В Казахстане, где транспортная структура уже существовала с советских времен, дела лучше, все последние годы шел рост объемов перевозок через стыковку Дружба - Алашанькоу. Правда, справедливости ради надо отметить, что огромного роста объемов транзитных перевозок не произошло, в основном везли лом цветных и черных металлов из Казахстана в Китай. Трансконтинентальные же перевозки грузов по прежнему идут по морю.

Вполне ожидаемо было, что с развитием ШОС страны-члены этой организации начнут искать кроме политического и экономическое наполнение для этой структуры. И обратятся к идее развития транзитных магистралей.

Можно сказать, что сейчас судьба трансконтинентальных транспортных евразийских проектов оказалась на распутье. Либо их участники делают объединенные и мощные усилия для реализации проектов, делая их значимым фактором международной экономики. Либо они постепенно "заговариваются" на различных встречах ответственных чиновников, уходя на задний план внимания политиков.

К "плюсам" нынешней ситуации можно отнести, в принципе, только одно, хотя и большое обстоятельство: необходимость для всех участников ШОС в развитии какого-нибудь мегапроекта, который показал бы жизнеспособность этой континентальной межгосударственной структуры. Можно еще упомянуть вероятность вступления России и Казахстана во Всемирную Торговую организацию; это будет стимулировать Китай к развитию транспортных коридоров для еще большего облегчения экспансии своих товаров на рынки нашего региона. Но этот фактор начнет действовать лишь после того, как вступление Казахстана и России в ВТО станет реальностью.

В общем, желания всех стран ШОС развивать проект уже не мало. Совместной и согласованной политикой понижения тарифов для транзитных грузов, комплексом мер по обеспечению их сохранности и безопасности перевозок можно сделать доставку грузов по направлению "Восток - Запад" более конкурентоспособной по сравнению с морскими перевозками.

Теперь о "минусах" нынешней ситуации для проекта. Первый из них это геополитическая ситуация. С одной стороны после разгрома талибов и некоторого умиротворения в Афганистане среднеазиатские страны СНГ избавились от самой большой внешней угрозы, которая нависала над ними все последние годы. Но в то же время положение в регионе стало за последний год не намного стабильнее, может быть даже наоборот. С одной стороны обострились внутренние проблемы в Киргизии, при чем как раз в той части республики, по которой и должна проходить одна из веток трансконтинентального железнодорожного коридора. Достаточно неясной остается ситуация в фактически закрытом для подробного анализа Узбекистане. Для Казахстана это, в общем, не проблема: чем больше сложностей у южного, киргизско-узбекского, направления, тем более востребованным становится казахстанское. Но есть и другая проблема, общая для всех участников проектов. Она в том, что приход в Центральную Азию США и их союзников сделал общую геополитическую ситуацию здесь очень сложной и запутанной. Теперь любой масштабный проект должен учитывать интересы всех геополитических "игроков", а не только ближайших соседей. А насколько заинтересованными будут они в интеграции между собой стран региона, а тем более в усилении их торговых, транспортных и политических контактов с Россией и Китаем? История знает не мало примеров, когда вполне востребованные экономически транспортные проекты тормозились в реализации из-за чисто геополитических причин. Далеко ходить за примером не надо: та же стыковка советских железных дорог с китайскими на станциях Дружба - Алашанькоу, выгодная и СССР и Китаю, была невостребованной тридцать лет из-за возникшего соперничества между Москвой и Пекином. И работать этот проект начал только в суверенном Казахстане.

Очевидно, что для реализации масштабного проекта трансконтинентальных коридоров странам региона придется проявить не малое дипломатическое искусство. И у Казахстана, опять же, шансов в этом больше, учитывая, что в военно-политическую орбиту крупных стран он вовлечен пока меньше, чем его южные соседи.

Евгений МИХАЙЛОВ

Источник - Gazeta.kz
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1025002740
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх