КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 18.04.2002
16:02  Бен Ладен становится теле-героем. Канал МВС показал еще одну пленку с записями террориста №1
13:00  Центральная Азия - семь месяцев без России. Дискуссия в Институте стран СНГ
12:24  Бери шинель... Только в Оренбургской области и только на учете состоит 15 тысяч "вынужденных переселенцев" из Казахстана
12:18  Генпрокуратура обещает - суда не будет. Главу киргизского комитета по правам человека Дырылдаева заманивают на родину
11:15  В Уральске (Казахстан) обнаружен уникальный склад сверх-секретной технической документации СССР. Кому бы продать?
11:11  И.Савин - "Этнические конфликты в Казахстане: будут/не будут!?"
10:43  Куда ушли деньги с секретного счета правительства Казахстана. Глава Нацбанка Г.Марченко рассказывает
10:38  Н.Исингарин (зам. генсека ЕврАзЭс) - "В транспортном коридоре "Север-Юг" появились углы, причем острые..."
10:32  "Итоги" - Охотники за сайтами. Государства наступают на Сеть, обвиняя пользователей в интернет-терроризме
10:28  Американские летчики стали лучше целиться. Под Кандагаром бомбой убито 4 канадца
10:20  В.Хлюпин и др. - Вооруженные силы Казахстана: армия, ВПК, система ВТС. Территория хаоса или опора стабильности? Часть 1-я
01:43  В Москве (около м."Полянка") скинхеды убили афганца. Посольство Афганистана подало ноту протеста
01:36  В Туркмении вышла книга о недавно найденной цивилизации Маргуш. Автор - первооткрыватель Сарианиди
01:27  В Бишкеке продолжается съезд Объединенной оппозиции. 800 делегатов предлагают создать коалиционное правительство
01:20  Нужно ли регулировать информационно-коммуникационные технологии? Обсуждают в Ташкенте
01:02  Д.Ашимбаев - "Кадры решают все". Кадровая политика в Казахстане. Часть 5-я. (1997-1999 гг.)
00:57  Б.Шихмурадов - "Туркменистан существует не в вакууме". Интервью о Каспии, внутриполитической ситуации и др.
00:46  Турсунбай Бакир уулу (депутат парламента Киргизии) вновь выступает за ввод многоженства
00:43  Делить нельзя модифицировать... Споры вокруг Каспия вступают в завершающую фазу. Все решится в Ашхабаде
00:26  Кадровые перестановки в Узбекистане. Вместо Т.Холтоева вице-премьером-минсельхозом назначен Н.Юсупов
00:21  Торг здесь неуместен. Афганские крестьяне пока еще просят официально купить у них урожай мака
00:18  В Туркмении все растет: ВВП на 11%, нефтепереработка на 52%, легкая пром-ть на 33%... Итоги 1-го квартала 2002 года
00:12  Кулекеев (глава Счетной палаты Казахстана) - "Главное, чтобы руководители не покушались на госсобственность"
00:09  "The Financial Times" - Азиатская западня. Запад не знает во что он ввязывается в ЦентрАзии
00:02  Полковник таджикского спецназа Тагаев оказался террористом и получил 25 лет по 12 статьям
Среда, 17.04.2002
16:53  "Жэньминь Жибао" - 4 китайца получили по 10 лет за надругательство над маньчжурской тигрицей по кличке "Хуахуа"
12:05  Глава ФСБ РФ Патрушев прилетел секретно пошептаться к Акаеву. Об чем сговариваются?
11:01  "The Washington Post" - Администрация США признала, что Бен Ладен сбежал благодаря грубейшим ошибкам военных
10:20  Габриель Гарсиа Маркес - Два Чавеса. Загадки чудесной жизни
10:09  П.Мушарраф и Д.Рогозин договорились расширять пакистано-российское сотрудничество вертолетами
10:05  В Маргелане (Узбекистан) беспрецедентный процесс - судят 4 офицеров СНБ убивших арестованного исламиста
10:02  В Бишкеке вышел любопытный бюллетень. "Ислам в современном мире" (посвящен исламу в Киргизии и США)
09:57  Экс-король Захир-шах, его сын Мир-Ваис и внук Мустафа не успев вернуться уже ссорятся - кому править Афганистаном
09:54  Архивная сенсация. Найдена неизвестная рукопись генерала Игнатьева об истории туркмен
09:46  Собкор "Аль Джазиры" Т.Аллюни - "Бен Ладен... спокойный, благовоспитанный человек. Никаких отклонений или особой агрессивности"
09:44  "НГ" - Круглый стол вместо импичмента. Власти Киргизии в очередной раз пытаются помириться с оппозицией
01:10  Когда пойти сдаваться. Утвержден график приема членов казахстанской комиссии по борьбе с коррупцией
01:01  Русская церковь не признает "Ось зла". Митрополит Кирилл: "Нет санкциям, нет бомбежкам"
00:58  Транссиб встал. Беженцы из Таджикистана перекрыли дорогу митингом на казахстанском участке
00:45  Сладкие слиплись. Кондитеры России, Беларуси, Казахстана и Украины решили создать супер-вкусную компанию
00:38  Прошли довыборы в Парламент Таджикистана. Победили 2 члена правящей НДПТ и 2 беспартийных: зам.нач. УВД и прокурор
00:31  15-й раунд пограничного балета. Бишкек и Ташкент согласовали 290 из 1.400 км. Фактор сговорчивости - долги за газ...
00:27  В Душанбе прошла конференция ариеведов. Дню рождения арийца №1 А.Гитлера, навстречу?
00:16  Потери - 4 ушибленных. Курсанты из Казахстана и российские солдаты затеяли в Воронеже большую драку
00:11  В Бишкекском аэропорту начался "Юг - Антитеррор 2002". Ожил Антитеррористический центр СНГ
00:07  В Таджикистане обнаружено: активист "Хизб-ут-Тахрир" (один), антиправительственных листовок (10), героина (2 кг)...
00:02  Иран будет стоять за свою долю Каспию до конца... до 20%!
Вторник, 16.04.2002
17:50  На казахстано-российской границе задержаны трудовые мигранты из Киргизии и ...Сомали
17:13  Сегодня стартовала экспедиция Федора Конюхова "По следам Великого Шелкового Пути"
16:59  В Бишкеке приступила к работе новая госкомиссия по расследованию Джалал-Абадской трагедии
16:03  "The Sunday Times" - В Кабуле арестованы 7 хазарейцев-охранников Карзая... Стреляли в британских "шурави"
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
И.Савин - "Этнические конфликты в Казахстане: будут/не будут!?"
11:11 18.04.2002

Предупреждение конфликтов должно включать последовательную реализацию задач как на практическом, так и на теоретическом уровне. На теоретическом уровне - построение модели возможного конфликта, позволяющей адекватно представить как действующие стороны, так и потребностно-мотивационную схему формирования их стратегий действия. С помощью такой модели можно было бы изучать динамику ситуации, прогнозировать ее развитие в перспективе, и, самое главное, решать задачи практического плана: заблаговременно способствовать созданию условий обеспечивающих снижение напряженности и толерантное взаимодействие представителей разных культур в рамках одного государства.

Применительно к Казахстану в качестве возможных конфликтующих сторон и участников формирования многокультурного общества наиболее часто рассматриваются русские и казахи. Это объясняется несколькими факторами. Во-первых, это два наиболее многочисленных народа (по данным 1999 г. около 30 % населения Казахстана составляют русские и чуть более 50 % - казахи). Во-вторых, особенности развития Казахстана в XX веке обусловили особую роль русского и шире - славянского населения в развитии экономики, общественной и культурной сфер республики. И наконец, в-третьих, специфика геополитического расположения Казахстана по соседству с Россией определяет особую роль русского населения северных областей республики во взаимоотношениях с Российской Федерацией.

Исходя из этого, мы решили рассмотреть взаимоотношения русских и казахов в постсоветском Казахстане в качестве примера, к которому попытаемся приложить модели предупреждения конфликтов и построения многокультурного общества.

Прежде всего, нужно выяснить основные характеристики двух сторон как целостных субъектов коллективного целенаправленного действия. Это позволит нам выяснить потребностно-мотивационную сферу у разных категорий населения, а также даст возможность представлять себе механизмы построения стратегии социальной активности у русских и казахов.

Материалом для подобного исследования станут результаты многочисленных массовых социологических опросов населения разных регионов Казахстана методом анкетирования, в которых автору довелось участвовать в период с 1993 по 1999 г. Кроме того, будут использованы результаты исследований методом включенного наблюдения и проведения фокус-групп среди сельского и городского населения Южно-Казахстанского региона.

На основе анализа имеющихся данных можно заключить, что русского и казахского населения как отдельных целостных субъектов целенаправленного коллективного действия с отличающимися стратегиями поведения не существует. Результаты опросов свидетельствуют о том, что на основании анализа ответов респондентов невозможно выделить устойчивую зависимость мнения отвечающих от их этнической принадлежности. Нам не удалось выделить специфический "казахский" или специфический "русский" тип восприятия ситуации и соответствующие отличающиеся закономерности социального поведения. Напротив, в ответах на большинство вопросов было обнаружено сходство позиций отвечавших независимо от их национальности по отношению ко многим явлениям современной общественно-политической жизни. Однако существует ряд вопросов, ответы на которые резко различаются в зависимости от этнической принадлежности респондентов.

Анализ показывает, что все эти вопросы касаются определения взаимоотношения респондента с национальным государством. Иначе говоря, казахи в большинстве ассоциируют себя с существующей государственной политикой, а русские - нет. Таким образом, можно заключить, что "казахи" и "русские" существуют лишь в пространстве взаимодействий индивида с государством и создаваемом этим пространством набором ситуаций, в которых человек отождествляет себя с предлагаемым государственной идеологией образом "мы" в обмен на ожидаемые преференции в государственной политике. Естественно, образ "мы" создан с использованием привлекательных этнокультурных кодов и шаблонов, призванных убедить массовое сознание в том, что за этим "мы" скрывается не государство, а существующий непрерывно на протяжении веков "этнос", выразителем и защитником интересов которого в современных условиях и является государство.

Однако за пределами этого "поля государства" человеку в жизни приходится действовать в условиях совершенно других ситуаций, где мобилизация этнокультурных качеств ничего не дает взамен. Но, в силу того, что индивид пребывает в убеждении, что человек, прежде всего, является членом "своего" этноса, он начинает видеть в безэтничной повседневной реальности "плохую" "неправильную" организацию бытия и пытается найти виновного в этом. Для казахов это ощущение можно представить в виде образа "нашего времени, которое все никак не наступит", а для русских - "нашего времени которое уже ушло".

В любом случае мы имеем дело с однозначным отождествлением своей социальной позиции и статуса с определенным культурным континуумом.

Неудовлетворенность от наличного настоящего усугубляется фатальной убежденностью в невозможность что-либо изменить, так как этническая принадлежность есть нечто данное и предопределенное.

Казалось бы, на базе подобной фрустрации и негативного самовосприятия можно было бы ожидать всплеска агрессивности и открытых конфликтов. Но все дело в том, что описанная мрачная картина характерна для весьма узкого спектра повседневной практики. Все больше ситуаций требует от индивида демонстрации его индивидуальных способностей, а не лояльности к определенной этнокультурной общности.

Итак, мы можем подвести некоторые итоги и создать информационно-теоретическую модель ситуации в Казахстане для русских и казахов с целью определения конфликтного потенциала их взаимодействия и возможностей построения многокультурного общества.

Целостных коллективных субъектов действия (в нашем случае противодействия), определяемых как русские и казахи, в Казахстане не существует. Для их существования необходимо наличие массово воспринятой разделяемой позитивной идентичности. Мы не можем ее констатировать ни по отношению к русским, ни по отношению к казахам. Целостного привлекательного образа "мы", который мог бы выступить в качестве мотива консолидации, не создано.

У казахов есть "наше" свое независимое государство, обладающее всеми этнокультурными атрибутами, но сравнение уровня жизни с советским "подневольным" временем явно будет не в пользу независимости. У русских есть ощущение утраченного "нашего" государства, но нет идеала светлого "завтра". С одной стороны, они видят, что национальное государство не принесло большинству казахов ожидаемого благоденствия. С другой стороны, ситуация в России, предписанной им "этнической родины", выглядит не очень привлекательной.

В итоге – все более распространенной становится ориентация на частную сферу, на преодоление жизненных трудностей, опираясь на самых ближайших родственников и друзей. Снижается степень подверженности людей любым формам массовых призывов и коллективной идеологии.

Анализ насильственных массовых конфликтов на постсоветском пространстве на протяжении 1990-х годов позволяет сделать вывод, что все они начинались в условиях высокой плотности населения и близкой расположенности отдельных населенных пунктов. В этих условиях была возможность визуально наблюдать тревожные признаки эскалации конфликта (вспышки огня ночью, клубы дыма дням и т.д.) в соседних селах, и на основе актуального сопереживания формировались эффективные и безальтернативные мобилизационные лояльности, которые срывали массы людей с места и толкали их на помощь "своим". Так было в Карабахе, Фергане, Оше. Но такую ситуацию трудно представить себе где-либо на территории Казахстана, даже густонаселенного Южного.

Таким образом, по нашему мнению, вероятность возникновения массовых открытых конфликтов в Казахстане является очень небольшой, если вообще существует.

В то же время однозначное отождествление этнокультурной и социально-политической идентичности является постоянным источником неудовлетворенности и скрытой агрессивности. Казахам кажется, что все никак не наступит для них время, когда они будут полными хозяевами на "своей" земле. Русские же, наблюдая за осуществлением кадровой, языковой, культурной политики, видят, что государство существует "уже" не для них. Определенный конфликтогенный потенциал существует, но в латентном виде, так как не существует каналов выведения его на поверхность. В общественном дискурсе о так называемых национальных проблемах нельзя говорить иначе как в терминах "этносов", "национальных интересов", "этнических территорий и родин" и т.д., которые никак не связаны с окружающей людей каждодневно действительностью. Не выраженная неудовлетворенность, обида постоянно подпитывает бытовые повседневные мелкие стычки и препирательства, но главное, она создает неблагоприятный фон для реализации провозглашенной модели "многокультурного гражданского общества".

Ознакомившись с теоретической моделью конфликтогенного потенциала ситуации в Казахстане, мы можем перейти к созданию практической модели предотвращения конфликтов и создания многокультурного общества.

Поскольку источником формирования негативных социальных представлений является однозначное отождествление в массовом сознании этнокультурной и социально-статусной идентичности, то главной задачей деятельности по предупреждению конфликтов будет разрушение в массовом сознании этой однозначности. С этой целью должны быть предприняты меры, направленные на преодоление убежденности в том, что лишь национальное государство путем специальных мероприятий в рамках языковой, культурной и образовательной политики способно сохранять этнокультурную самобытность того народа, интересы которого оно якобы призвано защищать.

Среди этих мер – распространение информации об альтернативных путях реализации специфических этнокультурных потребностей в условиях единого общегражданского сознания. Кроме того, важным представляется создание институтов, которые позволяли бы удовлетворять культурным сообществам свои потребности через институты гражданского общества не апеллируя при этом к государству и политическим идентичностям.

Как уже упоминалось, основным препятствием к развитию общегражданской идентичности жителей одного государства и предпосылкой к обострению межэтнических отношений служит отождествление в массовом сознании этнокультурной и социальной идентичности. Такое совпадение стало возможным благодаря целенаправленным усилиям поколений интеллектуалов в период реализации ленинской "национальной политики". Этнизированное видение социального мира по-прежнему господствует и используется для укрепления легитимности существующих в постсоветской Центральной Азии систем власти. Естественно, не приходится говорить о возможности быстрой смены мировоззренческих установок и исследовательских парадигм у населения и интеллигенции современных центральноазиатских государств. Однако, усилия, направленные на ослабление монополии этноориентированных схем восприятия и объяснения действительности, могут и должны быть предприняты. В ряду этих усилий свое место могут найти предлагаемые меры по представлению альтернативных по отношению к господствующим точек зрения на проблемы этничности в идеологии и политической практике современного Казахстана.

Источник - Навигатор
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1019113860
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх