КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 18.04.2002
16:02  Бен Ладен становится теле-героем. Канал МВС показал еще одну пленку с записями террориста №1
13:00  Центральная Азия - семь месяцев без России. Дискуссия в Институте стран СНГ
12:24  Бери шинель... Только в Оренбургской области и только на учете состоит 15 тысяч "вынужденных переселенцев" из Казахстана
12:18  Генпрокуратура обещает - суда не будет. Главу киргизского комитета по правам человека Дырылдаева заманивают на родину
11:15  В Уральске (Казахстан) обнаружен уникальный склад сверх-секретной технической документации СССР. Кому бы продать?
11:11  И.Савин - "Этнические конфликты в Казахстане: будут/не будут!?"
10:43  Куда ушли деньги с секретного счета правительства Казахстана. Глава Нацбанка Г.Марченко рассказывает
10:38  Н.Исингарин (зам. генсека ЕврАзЭс) - "В транспортном коридоре "Север-Юг" появились углы, причем острые..."
10:32  "Итоги" - Охотники за сайтами. Государства наступают на Сеть, обвиняя пользователей в интернет-терроризме
10:28  Американские летчики стали лучше целиться. Под Кандагаром бомбой убито 4 канадца
10:20  В.Хлюпин и др. - Вооруженные силы Казахстана: армия, ВПК, система ВТС. Территория хаоса или опора стабильности? Часть 1-я
01:43  В Москве (около м."Полянка") скинхеды убили афганца. Посольство Афганистана подало ноту протеста
01:36  В Туркмении вышла книга о недавно найденной цивилизации Маргуш. Автор - первооткрыватель Сарианиди
01:27  В Бишкеке продолжается съезд Объединенной оппозиции. 800 делегатов предлагают создать коалиционное правительство
01:20  Нужно ли регулировать информационно-коммуникационные технологии? Обсуждают в Ташкенте
01:02  Д.Ашимбаев - "Кадры решают все". Кадровая политика в Казахстане. Часть 5-я. (1997-1999 гг.)
00:57  Б.Шихмурадов - "Туркменистан существует не в вакууме". Интервью о Каспии, внутриполитической ситуации и др.
00:46  Турсунбай Бакир уулу (депутат парламента Киргизии) вновь выступает за ввод многоженства
00:43  Делить нельзя модифицировать... Споры вокруг Каспия вступают в завершающую фазу. Все решится в Ашхабаде
00:26  Кадровые перестановки в Узбекистане. Вместо Т.Холтоева вице-премьером-минсельхозом назначен Н.Юсупов
00:21  Торг здесь неуместен. Афганские крестьяне пока еще просят официально купить у них урожай мака
00:18  В Туркмении все растет: ВВП на 11%, нефтепереработка на 52%, легкая пром-ть на 33%... Итоги 1-го квартала 2002 года
00:12  Кулекеев (глава Счетной палаты Казахстана) - "Главное, чтобы руководители не покушались на госсобственность"
00:09  "The Financial Times" - Азиатская западня. Запад не знает во что он ввязывается в ЦентрАзии
00:02  Полковник таджикского спецназа Тагаев оказался террористом и получил 25 лет по 12 статьям
Среда, 17.04.2002
16:53  "Жэньминь Жибао" - 4 китайца получили по 10 лет за надругательство над маньчжурской тигрицей по кличке "Хуахуа"
12:05  Глава ФСБ РФ Патрушев прилетел секретно пошептаться к Акаеву. Об чем сговариваются?
11:01  "The Washington Post" - Администрация США признала, что Бен Ладен сбежал благодаря грубейшим ошибкам военных
10:20  Габриель Гарсиа Маркес - Два Чавеса. Загадки чудесной жизни
10:09  П.Мушарраф и Д.Рогозин договорились расширять пакистано-российское сотрудничество вертолетами
10:05  В Маргелане (Узбекистан) беспрецедентный процесс - судят 4 офицеров СНБ убивших арестованного исламиста
10:02  В Бишкеке вышел любопытный бюллетень. "Ислам в современном мире" (посвящен исламу в Киргизии и США)
09:57  Экс-король Захир-шах, его сын Мир-Ваис и внук Мустафа не успев вернуться уже ссорятся - кому править Афганистаном
09:54  Архивная сенсация. Найдена неизвестная рукопись генерала Игнатьева об истории туркмен
09:46  Собкор "Аль Джазиры" Т.Аллюни - "Бен Ладен... спокойный, благовоспитанный человек. Никаких отклонений или особой агрессивности"
09:44  "НГ" - Круглый стол вместо импичмента. Власти Киргизии в очередной раз пытаются помириться с оппозицией
01:10  Когда пойти сдаваться. Утвержден график приема членов казахстанской комиссии по борьбе с коррупцией
01:01  Русская церковь не признает "Ось зла". Митрополит Кирилл: "Нет санкциям, нет бомбежкам"
00:58  Транссиб встал. Беженцы из Таджикистана перекрыли дорогу митингом на казахстанском участке
00:45  Сладкие слиплись. Кондитеры России, Беларуси, Казахстана и Украины решили создать супер-вкусную компанию
00:38  Прошли довыборы в Парламент Таджикистана. Победили 2 члена правящей НДПТ и 2 беспартийных: зам.нач. УВД и прокурор
00:31  15-й раунд пограничного балета. Бишкек и Ташкент согласовали 290 из 1.400 км. Фактор сговорчивости - долги за газ...
00:27  В Душанбе прошла конференция ариеведов. Дню рождения арийца №1 А.Гитлера, навстречу?
00:16  Потери - 4 ушибленных. Курсанты из Казахстана и российские солдаты затеяли в Воронеже большую драку
00:11  В Бишкекском аэропорту начался "Юг - Антитеррор 2002". Ожил Антитеррористический центр СНГ
00:07  В Таджикистане обнаружено: активист "Хизб-ут-Тахрир" (один), антиправительственных листовок (10), героина (2 кг)...
00:02  Иран будет стоять за свою долю Каспию до конца... до 20%!
Вторник, 16.04.2002
17:50  На казахстано-российской границе задержаны трудовые мигранты из Киргизии и ...Сомали
17:13  Сегодня стартовала экспедиция Федора Конюхова "По следам Великого Шелкового Пути"
16:59  В Бишкеке приступила к работе новая госкомиссия по расследованию Джалал-Абадской трагедии
16:03  "The Sunday Times" - В Кабуле арестованы 7 хазарейцев-охранников Карзая... Стреляли в британских "шурави"
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
Кулекеев (глава Счетной палаты Казахстана) - "Главное, чтобы руководители не покушались на госсобственность"
00:12 18.04.2002

Жаксыбек Кулекеев: "Главное – повлиять на руководителей, чтобы они не покушались на госсобственность"
Наталья БУЕНКО

Возглавивший совсем недавно Счетный комитет бывший министр экономики Жаксыбек Кулекеев уже успел произвести небольшую политическую сенсацию: заявил в парламенте о необходимости придания его комитету полномочий по проверке деятельности Национального банка. Сегодня Жаксыбек Абдрахметович согласился ответить на вопросы журналиста "НН" Натальи БУЕНКО.
- До назначения на эту должность вы были министром экономики и торговли. Где, по вашему мнению, сложнее работать?

- До того как мне пришлось возглавить Минэкономики, я занимал руководящие должности в Национальном агентстве по статистике. Так что мне сейчас в какой-то степени легко, поскольку я знаю те или иные решения, которые принимались правительством Казахстана.

- Как подбираются кадры для работы в Счетном комитете? Какими навыками должен обладать сотрудник?

- Наш комитет пока небольшой. Недавно указом президента нам предоставлены вакансии еще на 17 человек, отныне аппарат Счетного комитета будет состоять из 31 специалиста. Кандидаты подбираются по определенным квалификационным требованиям. Еще не все вакантные должности заполнены, поэтому в ближайшем будущем объявим на них конкурс. Нам нужны профессионалы и честные люди.

- Жаксыбек Абдрахметович, расскажите, как выбираются объекты для проверок Счетным комитетом?

- По закону у нас есть право проверять любую организацию, которая получает деньги из республиканского бюджета. По нашим предварительным оценкам, таковых в стране около 900.

Сначала мы должны определить совокупность объектов, подлежащих проверке. Затем разбиваем их на однородные группы, из них выделяются подгруппы, которые подлежат обязательной проверке. Другие же будут подвергаться выборочному обследованию. Поскольку я работал в статистических органах, я знаю методы построения такой выборки.

- А республиканские государственные предприятия относятся к компетенции Счетного комитета? Проверялось ли, в частности, РГП "Казахстан темир жолы"?

- За те два месяца, что я здесь работаю, такой проверки мы не проводили. Поймите, мы не могли многое охватить, поскольку в Счетном комитете работали всего 14 человек. Таким количеством невозможно организовать серьезное обследование крупных хозяйствующих субъектов. Как вы знаете, КТЖ - огромное хозяйство, и браться за него своими силами просто бессмысленно.

- Как сейчас вы планируете строить свою работу, чтобы осуществлять подобные проверки? Ведь не секрет, что в РГП происходит много нарушений.

- Вы правы. В первую очередь необходимо укрепить Счетный комитет кадрами и, конечно, материально-техническую базу. Без такого подкрепления вряд ли мы сможем проводить серьезные контрольные мероприятия. Причем для этого необязательно выезжать на место. Мы собираем отчеты и, находясь здесь, проводим встречные проверки. Наши люди не должны делать лишнюю работу. Надо проверять именно ту организацию, где наверняка есть финансовые нарушения.

- Сейчас проверяются какие-то предприятия?

- Уже составлен план проверок на второй квартал. Будет обследовано всего шесть организаций, в том числе и Министерство финансов. Это ведомство давно не подвергалось контролю со стороны нашего органа. Хотя и существует Комитет финансового контроля, но он является внутренним подразделением Минфина, а поэтому не вправе проверять его деятельность. Кроме того, мы хотим выехать в Павлодарскую область.

Хочу подчеркнуть, что наши планы не являются секретными. Более того, по правилам мы заблаговременно должны предупреждать руководителей учреждений о проверках. И если у них есть недостатки в оформлении каких-то бумаг, то пусть приводят их в порядок.

- А если руководители, узнав заранее о проверке, успеют спрятать свои "грехи"?

- Многие финансовые нарушения скрыть невозможно. Конечно, это зависит и от качества самой проверки. Думаю, что со временем мы поставим ее на должный уровень.

- Проверка Павлодарской области не связана с делом Галымжана Жакиянова?

- Каждый квартал мы должны выезжать в какую-то область. Пока подбираем близлежащие регионы, поскольку у нас еще недостаточно средств. Кроме того, нами контролируются лишь объекты, финансируемые из республиканского бюджета, поэтому результаты наших проверок напрямую руководителей исполнительных органов Павлодарской области не касаются.

- Если республиканский бюджет достаточно прозрачен, то местные бюджеты проконтролировать очень сложно. Есть ли какой-то выход?

- Нарушения возможны как в республиканском, так и в местных бюджетах - где-то больше, где-то меньше. Чтобы решить проблему контроля местных бюджетов, необходимо повышать статус маслихатов, прежде всего через укрепление их ревизионных комиссий. Другое дело, как институционально укрепить ревизионные комиссии маслихатов. В Казахстане законодательно разграничены полномочия местных и центральных органов. В ближайшее время эти проблемы мы обсудим на республиканском совещании с участием руководителей всех органов финансового контроля.

- Не перекликаются ли функции Комитета финконтроля и Счетного комитета? Не мешаете ли вы друг другу?

- По действующему законодательству мы различаем внутренний и внешний контроль. Первый осуществляют ведомства, подотчетные правительству или Минфину. Помимо этого во многих странах существует орган, осуществляющий внешний или высший контроль, неподотчетный правительству. Это как раз и есть Счетный комитет. Мы должны проверять деятельность внутренних органов финансового контроля и оценивать эффективность их работы. Кроме того, бороться за чистоту исполнения бюджета путем проведения самостоятельных или повторных проверок. Цель внутреннего контроля - это прежде всего профилактика финансовых нарушений.

- Чем отличается казахстанский Счетный комитет от Счетной палаты России?

- Что касается функций и полномочий, то мы мало чем отличаемся, разве что названием. Высшим органом управления в России является палата, а у нас - коллегия. У них руководителя назначает Госдума, заместителя - Совет Федерации. В Казахстане глава государства назначает председателя и двух членов Счетного комитета, а шестерых членов сроком на 5 лет избирает парламент. Никто не имеет права освобождать их от занимаемой должности. Президент может освободить досрочно только тех членов, которые назначены его указом.

- Планируете ли вы добиваться расширения полномочий комитета?

- Сейчас мы инициируем дополнения и изменения в закон "О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов", где расписаны полномочия Счетного комитета. В нынешнем законе, на наш взгляд, использовано узкое понятие "эффективность расходования бюджетных средств", причем его связывают только с паспортами бюджетных программ. Между тем последние являются инструментом текущего контроля, при наличии которого казначейство дает разрешение на использование бюджетных средств. А "эффективность" предполагает достижение поставленных целей не только в течение года, но и в среднесрочной перспективе.

Кроме того, в нынешнем законодательстве не расписаны права и обязанности председателя Счетного комитета, его членов и аппарата управления. Да и объекты контроля требуют уточнения.

- Выходит, что вы можете проверять всех, кто пользуется республиканским бюджетом?

- По закону да. Независимо от форм собственности, кто так или иначе получает деньги из госбюджета.

Нам также среди объектов проверки хотелось бы видеть банки, создаваемые с участием государства. Таковых сейчас два: Эксимбанк и Банк развития Казахстана. Помимо этого, мы бы хотели проверять и местные бюджеты. Ведь речь здесь идет об укреплении государственности в стране. Если мы проводим единую экономическую, фискальную политику, то соответственно должен быть сильный контролирующий орган.

- Имеет ли комитет право проверять Нацбанк и Национальный нефтяной фонд?

- Оперативное управление средствами фонда осуществляет Национальный банк. Движение средств Нацфонда контролировать несложно, потому что здесь механизм достаточно прозрачен. Один раз в год Нацбанк отчитывается перед парламентом об использовании средств этого фонда.

Что же касается бюджета самого Национального банка, правильности использования денег на свои цели, то мне кажется, здесь нет должного контроля. Во многих странах мира высший орган финансового контроля проверяет правильность расходования бюджетных средств нацбанка, не вмешиваясь в проведение монетарной политики. Однако пока таких прав у нас нет.

- Есть ли еще какие-то объекты, которые вы не имеете права контролировать?

- Это государственные фонды, в том числе и пенсионный.

- Скажите, как осуществляются проверки самых сложных структур? Например, управления делами президента?

- Управделами имеет много структур, и как раз сейчас проводится проверка архива президента, на содержание которого выделяются серьезные ресурсы. Последовательно мы будем проверять и другие подразделения управления.

- Не осложняются ли ваши отношения с руководителями тех структур, которые проверяет комитет?

- А кто с радостью встречает проверяющих? Я еще таких людей не видел. Но в целом, будучи еще министром экономики, я сам был заинтересован в том, чтобы все ресурсы, получаемые из бюджета, использовались по назначению.

- Хорошо. А личные отношения не страдают?

- Думаю, нет. Руководители ведомств правильно воспримут необходимость жесткого контроля. Я же не за своими деньгами туда хожу. Речь идет о чистоте использования народных денег.

- Но ведь и фактов предостаточно, когда "берут" там, где плохо лежит...

- Сейчас мы находимся на том этапе развития, когда в стране создано нормальное законодательное поле. И если даже руководители правительства захотят совершить что-то неподобающее, закон этого не позволит. Многие нарушения, которые совершались еще пять лет назад, сегодня в принципе невозможны.

Кроме того, задача Счетного комитета не только наказать кого-то. Главное - оказать положительное влияние на поведение руководителей, чтобы они не покушались на государственную собственность. Тем более сейчас, когда в стране идет борьба с коррупционными правонарушениями. А они в основном связаны с незаконным использованием государственной собственности.

Досье "НН"

Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета был создан по поручению президента Н. Назарбаева 19 апреля 1996 года, так что на текущей неделе он отметит шестилетие своего создания. С момента образования и до недавних пор его возглавлял Мусиралы Утебаев, ныне сенатор казахстанского парламента.

В прежние годы Счетный комитет был отмечен на ниве борьбы с неплатежами и бартерными операциями, ликвидации кредиторских и дебиторских задолженностей – в целом в работе по нормализации финансовых потоков внутри государства.

Неоднократно именно по "подсказке" Счетного комитета выявлялись недостачи товарно-материальных ценностей в РГП и других государственных хозяйственных структурах, велась борьба с невозвратом иностранных кредитов, выданных в 1992–1994 годах.

Источник - Новости недели
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1019074320
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх