КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 07.04.2002
17:54  Митрополит Владимир - "В мусульманском мире нравственная атмосфера неизмеримо чище, чем на Западе, да и в нынешней России..."
14:22  За всю 130-летнюю историю православия в Центразии владыко Владимир стал третьим митрополитом во главе кафедры
13:04  Будни Афганистана. Министр Абдулло - Не все добились влияния, на которое рассчитывали
12:12  В Актюбинске создается "система территориальной обороны". От кого?
11:49  Последний довод Мушаррафа. В крайнем случае мы сбросим на Индию атомную бомбу
11:44  Д.Атовуллоев - Примирение по-таджикски. Положительный опыт
11:40  В Нарыне (Киргизия) мусульмане и христиане-баптисты делят кладбище
11:34  "Навигатор" - Нищета меняет рацион питания кыргызстанцев
11:27  А.Дугин - "От сакральной географии к геополитике". Чингисхан - образцовый император
11:23  В Бишкеке никак не могут выбрать директора Центрального универмага
00:33  А.Чеботарев - "Кадровые перестановки в Казахстане". Часть 2-я
00:21  "Русский журнал" - Модернизация по-конфуциански. Колониализм может быть полезен. Часть 1-я
00:18  Л.Гевелинг - "Клептократия как социальный феномен". Как коррупция растворяется в бюрократии. Анонс книги
00:14  СВМДА - история умирания одной геополитической инициативы. С "мерами доверия" в Азии чем дальше, тем - хуже
00:11  В Киргизии свой кассетный скандал. Парламент рассматривает видеозапись подавления бунта - милиция стреляет в толпу!
00:05  "Нан" не намолотил... Первая попытка казахстанских комбайнеростроителей закончилась неудачей
Суббота, 06.04.2002
14:01  Новый парламент Узбекистана будет двухпалатным. Выборы состоятся в конце 2004 года.
11:52  В Казахстане продолжается национальная кампания "Не соглашайся на рабство"?!
10:43  "Оси зла" понравилось в Москве. Итоги визита МИД Ирана Харази в Россию
10:41  "НГ" - Добровольные помощники. Болгария и Румыния помогают НАТО "осваивать" Кавказ и ЦентрАзию
01:10  Куала-Лумпурская декларация Организации Исламская Конференция по международному терроризму (текст)
00:56  Нефть в обмен на мир в Палестине. Аятолла Хаменеи призывает лишить Запад нефти (пока на месяц)
00:47  "Жэньминь Жибао" - "В Синьцзяне учрежден поселок Лобнор". Бывший ядерный полигон Lop Nur обрел свою столицу
00:41  Талибы промахнулись? "Источники Граней.Ру в Пентагоне" опровергают информацию "источников Страны.Ру в Кабуле"
00:34  "Немецкая волна" - Афганистан: эйфория проходит, жертвы среди мирного населения растут
00:22  К.Сыроежкин - "Почему молчит Китай? Пекин держит паузу внимательно следя за центральноазиатской игрой США"
00:15  Соотечественники из Кокчетава (Казахстан) требуют от Путина отменить закон "О гражданстве"
00:08  О визите депутатов ГосДумы РФ в Киргизию. Официальная справка
00:03  С.Горак - Геополитические аспекты Панкисской проблемы. Овладение Кавказом и ЦентрАзией - стратегическая цель США
Пятница, 05.04.2002
22:02  Cтрана.Ру - Американцы под Гардезом потеряли 100 человек и 4 вертолета "Апач"
14:13  Узник Лефортово и пламенный революционер Э.Лимонов набрал 6,5% на выборах в ГосДуму РФ
13:36  И.Каримов - "США сделали для Узбекистана больше, чем СНГ"
13:08  "Караван" - Куклы и кукловоды казахстанского театра абсурда. На КТК стартует программа "Куклы"
12:28  Генерал Ивашов - "Вокруг России разворачивается "петля Анаконды". Сценарии будущего
11:54  В туристической Иссык-Кульской области Киргизии восстановлено полноформатное вещание российского ОРТ
11:47  Парламент Киргизии с перевесом в один голос проголосовал против иностранного военного присутствия! Заставили переголосовать...
11:44  "Правда РУ" - Дороги жизни. Караваны добра ползут по горным тропам Памира в Афганистан
10:04  Die Zeit - "Как в трясине. Американцы отчаянно ищут в Афганистане фронт"
10:02  Второе пришествие шурави. Кабульские заметки - "Вы пришли и снова пошел снег..."
09:56  "НВО" - Американский десант в Казахстане. Окончательно определился вектор внешней политики Астаны
09:52  Надо чаще встречаться! Тернистые тропы постсоветской интеграции - у пяти союзов, пять стратегий
09:40  "Россия не на того поставила. Она многого не понимает"... Воспоминания об Отахоне Лотифи
01:31  "На страну Туркменбаши я дивился от души". Впечатления журналиста
01:16  Президент Пакистана Мушарраф готовит референдум о продлении полномочий еще на 5 лет
01:05  Пограничное состояние. Накаляется ситуация вокруг "спорных участков" казахстано-узбекской границы
00:57  В Кабуле арестовано 700 заговорщиков. Хекматияр собирался подвинуть Карзая
00:52  Д.Ашимбаев - Кадровая политика в современном Казахстане. Часть 4-я. (1995-1997)
00:46  5 стран Центразии ждут президента группы Всемирного банка Джеймса Д. Вулфенсона
00:37  В Узбекистане началась подготовка к 2700-летию Шахрисабза(Кеш)
00:32  В трубе КТК нашли 8 "врезок", сквозь которые капала "левая" нефть на миллионы $
00:27  Китай к запуску космонавта готов. Результаты обследования спускаемой капсулы "Шэньчжоу-3"
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
А.Чеботарев - "Кадровые перестановки в Казахстане". Часть 2-я
00:33 07.04.2002

Очередной раунд кадровых перестановок (продолжение)
Андрей Чеботарев,
политолог

2. Национальная компания "Казмунайгаз" и другие

Ряд кадровых перестановок произошел вследствие создания 20 февраля этого года указом президента РК национальной компании "Казмунайгаз". Данная компания образовалась путем слияния двух национальных компаний - нефтегазовой "Казахойл" и "Транспорт нефти и газа". Ее главной задачей является участие в единой государственной политики в нефтегазовой отрасли. Можно предположить следующие причины создания компании "Казмунайгаз".

Во-первых, как уже отмечалось в первой части данной статьи, государство решило упорядочить систему управления своим имуществом и на этой волне усилить свой контроль за деятельностью национальных компаний и особенно их финансовыми потоками.

Безусловно, что в этом ракурсе было замечание главы государства во время его выступлении в Астане 7 февраля этого года перед составом нового правительства о том, что национальные компании республики ведут себя как "удельные княжества", забывая о том, кто является их собственником. По словам президента, руководители этих компаний сами формируют бюджет, определяют свою деятельность и считают ниже своего достоинства согласовывать свои действия с правительством. Теперь же вопросами их деятельности президент поручил заниматься правительству и соответствующим министерствам (см. "Панорама", № 5, 8.02.2002 г.).

Во-вторых, вполне объяснимо, что власти начали осуществлять такую политику в первую очередь в нефтегазовом секторе, на котором практически держится весь бюджет республики. В связи с этим была произведена концентрация в рамках одной структуры всех ресурсов управления процессами разведки, добычи, переработки, реализации готовой продукции, а также транспортировки нефти и газа внутри страны и за рубеж.

Надо отметить, что тенденция к такой концентрации, или даже монополизации, в нефтегазовом секторе прослеживается уже давно. Первоначально в мае 2001 года произошло объединение двух национальных транспортно-трубопроводных компаний "Казтрансойл" и "Казтрансгаз", а также ряда вспомогательных структур типа "Казмортрансфлот", вертолетная компания "Евро-Азия Эйр" и др., в компанию "Транспорт нефти и газа". Теперь же, как видим, государство пошло дальше.

В-третьих, вероятно также, что государство решило прекратить бесконтрольные самодеятельные действия прежних нефтегазовых структур, которые, по разным оценкам, приводили к уходу мимо бюджета республики больших финансовых средств, вырученных с эксплуатации и экспорта нефти и газа. Судя по всему, это особенно касается компании "Казахойл", которая за последние два года довольно часто была в центре различных скандалов и объектом всевозможных претензий со стороны депутатов парламента и чиновников некоторых исполнительных органов власти.

В частности, в начале февраля 2000 года бывший тогда председателем Таможенного комитета Министерства государственных доходов Мараткали Нукенов заявил о том, что "Казахойл" и другие нефтяные компании в 1999 году продавали казахстанскую нефть по 120-130, в редких случаях - 170 долларов за тонну, тогда как на мировом рынке цена нефти равнялась в среднем 176 долларов (см. "Караван", 17.03.2000 г.).

В октябре 2000 года с разоблачительным заявлением в адрес "Казахойла" выступил депутат мажилиса парламента Гани Касымов. По его данным, в течение 11 месяцев с октября 1999 по август 2000 гг. данная компания поставила на Херсонский нефтеперерабатывающий завод, который сперва находился у нее в доверительном управлении, а затем перешел в ее собственность, более 1 млн. тонн сырой нефти. При этом цена за тонну углеводородов на заводе составляла в среднем 120 долларов, в то время как цена на мировых рынках колебалась от 160 до 200 долларов. Таким образом, потеря казахстанской стороны, по оценкам Касымова, от поставок продукции на ХНПЗ составила от 40 млн. до 80 млн. долларов. Соответственно за указанный период снизилась налогооблагаемая база "Казахойла" и его дочерних нефтедобывающих предприятий, что нанесло заметный ущерб бюджету республики. Касымов также обратил внимание на наличие обязательства "Казахойла" и его дочерних предприятий инвестировать в реконструкцию и модернизацию ХНПЗ 60-70 млн. долларов. Его заинтересовало, откуда "Казахойл" берет эти деньги, тогда как для реконструкции собственного Атырауского НПЗ он привлекает японский заемный капитал под гарантию правительства (см. "ГазетаСНГ.ру", 3.10.2000 г.).

Чуть позже против "Казахойла" выступило Министерство энергетики, индустрии и торговли во главе с министром Владимиром Школьником. В своем письме, адресованном тогдашнему премьер-министру Касымжомарту Токаеву, МЭИТ отметило нецелесообразность участия "Казахойла" в тендере на приобретение пакета акций Херсонского НПЗ. По мнению специалистов министерства, объемные поставки нефти на это предприятие и желание "Казахойла" вложить инвестиции в данный объект не имеют рационального основания.

В данном документе также приводится мнение министерства государственных доходов, согласно которому сделка с ХНПЗ есть не что иное, как реэкспорт сырья с использованием схемы ухода от уплаты налогов. Наконец, проанализировав данные о поставках казахстанской нефти на ХНПЗ в период с октября 1999 по август 2000 гг. и сопоставив их с возможными доходами ННК "Казахойл" от экспорта сырья в дальнее зарубежье, МЭИТ пришло к выводу, что упущенная выгода "Казахойла" составила примерно 50 млн. долларов. Ввиду этого МЭИТ рекомендовало правительству с начала будущего года прекратить поставки нефти на Херсонский НПЗ. В ответ на это президент "Казахойла" Нурлан Балгимбаев, выступая перед депутатами парламента, обвинил министра энергетики, индустрии и торговли Владимира Школьника во лжи и некомпетентности (см. "Хабар", 24.11. 2000 г., "Деловое обозрение "Республика", №№ 29, 30, 7, 14.12.2000 г.).

В первой декаде января 2002 года на телеканалах КТК и ОРТ-Казахстан прозвучали обвинения в адрес национальной нефтегазовой компании "Казахойл" в связи с ее участием в приватизации украинских нефтяных компаний. По информации журналистов указанных телеканалов, украинская сторона считает, что Казахстан незаконно получил доли в местной фирме, "Эксимнефтепродукт", а также в недавно построенном нефтепроводе Одесса - Броды. Если правительство Украины согласится с доводами Генеральной прокуратуры, то все эти предприятия будут возвращены в государственную собственность. "Казахойл" же через свою пресс-службу поспешил опровергнуть эту информацию, назвав ее не соответствующей действительности (см. "Панорама", № 1, 11.01.2002 г.).

Судя по всему, все это не могло долго оставаться без соответствующей реакции со стороны руководства республики. Первые "санкции" в отношении "Казахойла" были приняты в декабре 2000 года. Компанию лишили права получать роялти от казахстанских нефтяных активов и представлять Казахстан в будущих соглашениях о разделе продукции с иностранными компаниями. Однако в конце концов понадобилось пойти на более "крайние" меры - реорганизовать "Казахойл" путем его слияния с компанией "Транспорт нефти и газа" в "Казмунайгаз" и назначить новое руководство объединенной структурой.

В-четвертых, не исключено, что с созданием "Казмунайгаза" государство решило изменить свою политику в нефтегазовом секторе страны. В частности, некоторые эксперты полагают, что оно будет делать теперь упор не на зарубежные компании, что практиковало руководство "Казахойла", а на отечественных предпринимателей. Это также подтверждает заявление нового правительства внести изменения в законодательство, регулирующее сферу инвестиций, которые уравняют в правах иностранных и отечественных инвесторов.

Президентом "Казмунайгаза" был назначен Ляззат Киинов, который до этого был акимом Мангистауской области. Очевидно, что с профессиональной и управленческой точек зрения государство выигрывает от данного назначения. Киинов по окончанию в 1971 году Казахского политехнического института им. В.И.Ленина (специальность - горный инженер, доктор технических наук - прим.) постоянно работает в нефтегазовом секторе, занимая руководящие должности в различных предприятиях.

С 1992 года он работает в госаппарате. Примечательно, что он дважды - в 1993-1995 и 1999-2002 гг. - руководил Мангистауской областью, где, кстати, сосредоточены немалые запасы нефти. В 1995-1997 гг. Киинов занимал должность заместителя министра нефти и газа, а затем до февраля 1999 года представлял Казахстан в известном Каспийском трубопроводном консорциуме, где также был замгенерального директора. Помимо профессиональных качеств на его карьерный рост, видимо, повлиял и тот факт, что он был доверенным лицом Нурсултана Назарбаева по Мангистауской области во время президентских выборов в декабре 1991 года.

Что касается бывшего президента "Казахойла" Нурлана Балгимбаева, больше известного тем, что он в 1997-1999 гг. возглавлял правительство республики, то ему, по некоторой информации, предлагали довольно солидные должности в госаппарате, в том числе в системе дипломатической службы. Однако, как Балгимбаев сам заявил журналистам, он отказался от всех предложений и выразил намерение заниматься бизнесом, причем создав собственную частную нефтяную компанию.

Хотя Балгимбаев намерен сделать свою компанию на одном уровне с бывшим "Казахойлом", можно предположить, что вряд ли ему это удастся. С потерей официального статуса снижается уровень и его влияния на процесс принятия решений в нефтегазовом секторе и системе госуправления в целом. К тому же не исключено, что в лице "Казмунайгаза" и его руководителей Балгимбаев и его команда встретят конкурентов, которые имеют большое превосходство перед ними. Наконец, в условиях обострившегося в последнее время соперничества различных ведущих групп внутри правящей элиты Балгимбаев и его предприятие рискуют стать объектами "пристального внимания" со стороны налоговых и таможенных органов. Последние же, как видно из приведенных выше данных, сильно "досаждали" его еще в "Казахойле".

Первым вице-президентом "Казмунайгаза" стал бывший председатель правления национальной компании "Транспорт нефти и газа" Тимур Кулибаев. На первый взгляд новое назначение является понижением для Кулибаева. Однако некоторые обстоятельства говорят о том, что реальным хозяином ситуации в "Казмунайгазе" является именно он.

Прежде всего, в пользу этого говорит то, что Кулибаев является членом семьи, средним зятем президента Назарбаева. Ввиду этого его позиции перед руководством страны более весомые, чем у Киинова. К тому же Кулибаев работает в нефтегазовом секторе республики с 1997 года, занимая руководящие должности в компаниях "Казахойл", "Казтрансойл" и "Транспорт нефти и газа". Причем за время его руководства последними из них в деятельности этих компаний наблюдались заметные успехи.

В этих условиях, вероятно, больше подходит на роль своего рода топ-менеджера, в задачи которого входит налаживание эффективного функционирования вновь образованной компании, а также исправление определенных ошибок и недостатков своих предшественников. Не исключено, что по мере выполнения им этих задач следующим главой "Казмунайгаза" станет именно Кулибаев. Пока же назначением Киинова власти пытаются продемонстрировать всему миру, что нефтегазовый сектор не монополизирован семьей президента РК, как это преподносят многие представители казахстанской оппозиции и независимые наблюдатели.

Обращает также на себя внимание профессионализм и немалый опыт работы в нефтегазовом секторе других представителей руководства "Казмунайгаза". В частности, еще одним вице-президентом здесь стал бывший руководитель компании "Казахойл-Эмба" Махамбет Батырбаев. Директор департамента по инвестиционным проектам и управлению долями в совместных предприятиях Жакып Марабаев в 1997-2002 гг. работал на разных должностях в "Казахойле" и "Казтрансойле". За юридическое обеспечение деятельности "Казмунайгаза" отвечает Канатбек Сафинов, который делал ту же работу в "Казахойле" в 1997 году. Вопросами инфраструктуры и сервисных проектов занимается бывший вице-президент "Казтрансойла" Каиргельды Кабылдин.

Нельзя не отметить, что большинство из этих лиц в разное время работали с Тимуром Кулибаевым в указанных выше нефтегазовых компаниях, а теперь вновь находятся у него в некотором подчинении. Это лишний раз подтверждает предположение о том, что доминирующие позиции в "Казмунайгазе" занимает именно он.

Кроме того, социальные вопросы в "Казмунайгазе" курирует еще один близкий родственник президента РК, его родной племянник Кайрат Сатыбалды (Назарбаев). До этого он был вице-президентом "Казахойла". Примечательно, что до 2000 года, то есть до своего назначения в "Казахойл", Сатыбалды никогда не работал в нефтегазовом секторе. В 1991-1998 гг. он работал в органах КНБ, где занимал пост замначальника управления по борьбе с коррупцией высших должностных лиц КНБ. А в 1998-2000 гг. занимал должность заместителя акима города Астаны.

Учитывая все это, можно предположить, что пребывание Сатыбалды в "Казахойле", а теперь и в "Казмунайгазе" связано с необходимостью получения президентом РК дополнительной информации о состоянии дел в нефтегазовом секторе экономики страны. Иначе говоря, вероятно, что с его помощью глава государства обеспечивает свой контроль над данным сектором. Помимо этого президент обеспечил трудоустройством на вполне солидной и хорошо оплачиваемой должности одного из своих близких родственников.

Очевидно также, что перестановки не обойдут и других сотрудников упраздненных компаний, стоящих рангом ниже. В интервью информационному агентству "Казахстан тудей" от 25 марта этого года Киинов высказал свое намерение о сокращении управленческого персонала "Казмунайгаза". В частности, известно, что из 450 работников "Казахойла" и 130 "Транспорта нефти и газа" в объединенной структуре останутся только 370-400 человек.

Еще одним кадровым изменением, связанным, правда, косвенно, с созданием компании "Казмунайгаз", является назначение новым акимом Мангистауской области Болата Палымбетова. Он является представителем новой волны управленцев, вышедших из сферы бизнеса, так называемых "младотюрков". В 1993-1999 гг. Палымбетов работает на руководящих должностях в таких компаниях, как "Астана-Полис", "Астана-Инвест", "Астана-Холдинг", Народный сберегательный банк Казахстана. В 1999-2001 гг. он переходит на работу в госаппарат сперва заместителем акима Атырауской области, когда акимом был Имангали Тасмагамебтов, после - вице-министром экономики и торговли. В 2001-2002 гг. - генеральный директор "Казтрансойла", затем первый замгенерального директора национальной компании "Транспорт нефти и газа".

Судя по всему, в нынешнем назначении Палымбетова заинтересованы сразу две элитные группы - премьер-министра Тасмагамбетова и первого вице-президента "Казмунайгаза" Кулибаева, с которыми он раньше тесно работал. Вероятно, что каждая из них так или иначе пролоббировала его назначение акимом области, которая к тому же является нефтяной.

3. Общие моменты и прогнозы

Тот факт, что действующее правительство проработало пока лишь чуть больше месяца, не позволяет делать какие-либо прогнозы о его будущей перспективе. В определенной мере это станет ясно осенью этого года, когда будут подведены итоги деятельности правительства. Пока же правительство приступило к выполнению задач, поставленных перед ним главой государства и определенных в его собственной программе действий на 2002-2004 гг.

Вероятно, что в этом году могут быть произведены замены среди акимов областей и приравненных к ним городов Астана и Алматы. Такую перспективу можно связать со следующими моментами.

Во-первых, со сменой правительства и его главы. Судя по всему, новый премьер-министр так или иначе заинтересован в том, чтобы областями руководили люди, относящиеся лояльно лично к нему и возглавляемому им правительству. Такое отношение было бы хорошей гарантией конструктивного взаимодействия между правительством и акимами, а также могло поднять уровень их подотчетности перед ним.

В настоящее время из акимов, с которыми Тасмагамбетов, видимо, может хорошо ладить, можно выделить главу Западно-Казахстанской области Крымбека Кушербаева, а также уже упомянутого выше Палымбетова. С первым из них Тасмагамбетов раньше тесно работал в правительстве и администрации президента. Вероятно, что по мере заинтересованности главы государства в подъеме политического веса премьера и повышении степени контроля правительства за положением дел в регионах Тасмагамбетову удастся продвинуть своих кандидатов на должности акимов некоторых областей страны или хотя добиться удаления с должностей наиболее нелояльных ему акимов.

Во-вторых, выступая 25 января этого года в Астане на республиканском совещании с участием членов правительства, депутатов парламента и акимов всех уровней, президент страны подверг критике некоторые моменты деятельности акимов. В частности, он отметил выявленное в ходе проверок финансового контроля нецелевое использование в областях бюджетных средств почти на 600 млн. тенге. Президент также обратил внимание на несоблюдение законов, особенно на местах, приведя в пример отмену 670 незаконных актов акимов, принятых ими только по вопросам землепользования. В целом же, по мнению президента, многие крупные проблемы у государства возникают именно на нижних уровнях государственного управления, которые в основном и взаимодействуют с людьми (см. "Казахстанская правда", 26.01.2002 г.). Такую критику вполне можно считать одним из оснований для будущих кадровых перестановок среди акимов областей.

Приведенные же выше факты об увеличении уровня правительственного контроля за деятельностью национальных компаний и довольно резкая критика главы государства в их адрес может также привести к смене руководства, и даже реорганизации многих из них. Одним из первых шагов в этом направлении стало уже рассмотренное создание национальной компании "Казмунайгаз", а также недавнее преобразование "проштрафившейся" РГП "Казахстан темир жолы" в одноименную национальную компанию со 100-процентным пакетом акций государства с назначением ее президентом Ерлана Атамкулова.

Источник - APR
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1018125180
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх