КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 01.04.2002
13:42  Сеть CentrAsia Banner Net вводит новый "президентский" стандарт баннеров формата 800х600
13:36  В Медине умер дядя Усамы бен Ладена. На базе Баграм играет волынка в честь покойной королевы
13:01  Размышления по итогам "событий" в Киргизии. Кто виноват?
12:58  Deutsche Bank определил самые привлекательные страны для инвестиций в СНГ - Азербайджан и Казахстан
12:49  Сенсация из Ашхабада! Туркменбаши объявил сегодня о выборах президента Туркмении
12:43  А.Чеботарев - "Кадровые перестановки в Казахстане (февраль-март 2002 г.)". Аналитический обзор
12:26  Голодающих талибов в концлагере Гуантанамо носильно кормят через нос
12:15  Туркменские дипломаты обратились к Ниязову с коллективной жалобой протеста
01:32  "Foreign Affairs" - "Битва за энергетическое господство-I". Россия против Саудовской Аравии
01:16  В Афганистане назначен глава Центробанка. Им стал профессор из Род-Айленда Анвар Ахади
01:13  "El Pais" - Сетевая информационная война или NetWar. Теория войн в эпоху терроризма
01:03  В районе Трех Ущелий, где сооружается самый большой в Азии каскад ГЭС, китайские археологи откопали город династии Тан
00:53  В Казахстане встал крупнейший военный завод "Металлист". На 420 человек охраны осталось 116 рабочих
00:47  Н.Назарбаев: Законопослушание и правопорядок - основа нашей стабильности
00:42  Король Захир Шах объявил окончательную дату своего возвращения в "королевство"
00:39  ЦентрАзия - беспринципная политика. "Никто и ухом не повел, когда Иванов напомнил о ДКБ"
00:36  Казахстанец Балгимбаев победил на выборах в украинскую Раду
00:32  Саммит в Ашгабате по проблеме статуса Каспийского моря, заранее обречен на провал
00:25  Россия и индийский рынок оружия - это больше чем любовь!
00:11  Премьер-министр Казахстана выгодно вложил деньги в "Эмпайр стейт билдинг"
00:05  У озера. Американские авианосцы появятся на Каспии?
Воскресенье, 31.03.2002
21:01  "Летнее время". Лучше всего переносят смену времени жители северных стран
20:47  В Казахстане пенсионерка сдает в аренду кота-крысолова
11:34  США поймали "правую руку" Бен Ладена. Абу Зубайда - он или не он?
11:31  Шагреневая сталь. Братья Буши развязали "войну", жертвой которой стал Казахстан
10:35  Героиновая война. Репортаж с таджико-афганской границы
10:33  У Байконура будет будущее и новый аким (губернатор). Вместо проворовавшегося Дмитриенко - Мезенцев или другой...
10:29  США вводят интернет-цензуру: чтоб ни один талиб не догадался
10:04  Госпожа Сиддики - женщина, коммунистка, генерал и министр Афганского правительства (интервью)
00:31  Американцы гордятся успехами: с момента войны в Афгане убито 11 лидеров "Аль-Каеды" и Талибана, пленено - 7
00:24  НГ - Пентагон на границах России. "Средняя Азия - промежуточный результат"
00:19  Террористы взорвали рынок в индийском Кашмире. 13 погибших, 20 раненых
00:07  МИД и МВД Казахстана о ситуации вокруг Г.Жакиянова, укрывшегося в посольстве Франции
00:02  В Туркменистане выдвигаются обвинения в адрес новых оппозиционеров режиму Туркменбаши
Суббота, 30.03.2002
15:42  Рахмонов - Ситуация на Байпазинской ГЭС грозит катастрофой для всей Центразии
15:28  Астана и Бишкек никак не могут договориться о строительстве межгосударственного газопровода
15:25  В Москве прошла презентация новой книги - "Демократический контроль над военной сферой в России и странах СНГ"
13:26  3 мая Монголия будет торжественно отмечать день рождения Чингисхана
11:16  Киргизия и Узбекистан вновь дискутируют вокруг долгов за газ
11:14  Брат-3. Абдулла бен Ладен - Усама мне брат, но бизнес дороже...
11:08  BBC - Глава "Демократического выбора Казахстана" укрылся от ареста за стенами французского посольства
11:02  Афган: история движется по спирали. США упорно повторяют все ошибки СССР
10:59  Узбекистан примут в ВТО раньше России? Новые программы сотрудничества
00:55  "CNN говорит открытым текстом: Пришло время напасть на Америку!"
00:46  10 апреля состоится интернет-конференции Председателя Верховного Суда Казахстана Кайрата Мами
00:25  Открыт авиарейс Душанбе-Кабул. Слетать решились только 6 пассажиров (все - журналисты)
00:21  Н.Назарбаев призвал правоохранительные органы к "сверхактивности" и думает перевести финполицию в личное подчинение
00:14  В концлагере Гуантанамо новый начальник - ген. Баккус. Узники ответили голодовкой
00:13  Омский участок казахстано-российской границы благополучно поделен
00:09  Шантаж по-киргизски! Депутат Садырбаев вымогает пост областного акима в обмен на видеокассету...
00:05  Связи крепнут. В Ташкент прибыла делегация ДУМ Татарстана
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   |   КАДРЫ   | 
А.Чеботарев - "Кадровые перестановки в Казахстане (февраль-март 2002 г.)". Аналитический обзор
12:43 01.04.2002

Очередной раунд кадровых перестановок
(февраль-март 2002 года)
Андрей Чеботарев,
политолог

1. Администрация президента, правительство и иные исполнительные структуры

В феврале 2002 года были окончательно завершены кадровые назначения в правительстве республики, осуществленные главным образом на основании постановлений правительства. В основном эти назначения касались заместителей министров практически всех министерств, председателей не входящих в систему правительства Агентств (по статистике, туризму и спорту, чрезвычайным ситуациям, финансовой полиции и т.д. - прим.) и их заместителей, а также председателей различных Комитетов тех или иных министерств.

Такая замена кадров обусловлена тем, что указанные должности по действующему законодательству, регулирующему вопросы государственной службы, подпадают под категорию политических госслужащих. В связи с этим срок их пребывания в должности в определенной степени зависит от времени работы соответствующего правительства. В то же время нужно отметить, что в своем большинстве чиновники данной категории сохранили свои должности в новом правительстве. Хотя не обошлось и без замен. Особенно в тех министерствах, куда пришли новые министры: внутренних дел, образования и науки, финансов, юстиции и др.

Существенные замены были произведены в администрации президента страны. 22 февраля своим указом глава государства освободил от должности своего советника Абиша Кекилбаева. Примечательно, что последний пробыл в этой должности меньше месяца. Напомним, что 30 января этого года Кекилбаев "уступил" занимаемый им с октября 1996 года пост государственного секретаря экс-премьеру Касымжомарту Токаеву. В этот же раз он получил назначение сенатором (из числа 7 депутатов сената, назначаемых по Конституции президентом РК - прим.). В сенате он заменил Шамшу Беркимбаеву, занявшую пост министра образования и науки. Не исключено, что, благодаря определенному весу в госаппарате и хорошему расположению к нему главы государства и некоторой части депутатского корпуса сената, Кекилбаев вполне со временем может быть избран председателем какого-либо комитета или даже вице-спикером верхней палаты парламента. Немаловажно, что он имеет солидный опыт депутатской и к тому же руководящей работы в Верховных советах РК 12 и 13 созывов, последний из которых он тем более возглавлял, и в мажилисе парламента 1 созыва.

Вместо Кекилбаева советником президента стал уже занимавший эту должность в 1995-1998 гг. Ермухамет Ертысбаев. Он известен тем, что в 1990-1994 гг. был одним из лидеров парламентской оппозиции в Верховном совете РК 12 созыва (1990-1994 гг.) и оппозиционной Социалистической партии Казахстана, созданной в сентябре 1991 года на базе бывшей правящей Коммунистической партии Казахстана и активно действующей до 1996 года. Безуспешно участвовал в марте 1994 года в выборах в Верховный совет РК 13 созыва (1994-1995 гг.), считая свое поражение следствием целенаправленной работы властей по недопущению в парламент представителей оппозиции.

Однако уже в марте 1995 года Ертысбаев из оппозиции переходит в лагерь сторонников официального политического курса и становится советником президента. Затем с апреля 1998 г. и по текущий период он занимал сперва должность директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК (КИСИ), а потом более весомую по значимости и влиянию должность заведующего общественно-политическим отделом администрации президента.

Еще одним фактором известности Ертысбаева является его открытость для общения с прессой: частые выступления в печатных и электронных СМИ с положительными для официальной идеологии и пропаганды оценками текущей ситуации в Казахстане. Особенно запомнилась его полемика с оппонентами официального политического курса. Но самым заметным событием в его жизнедеятельности стало издание им в прошлом году своей книги "Казахстан и Назарбаев: логика перемен", в которой представлена политическая биография президента РК. Надо сказать, что эта книга от многих других, посвященных Назарбаеву изданий, отличается достаточно объективной оценкой политического развития Казахстана в советский и постсоветский период. Хотя, с другой стороны, в ней нет какой-либо критики в адрес главы государства.

Не исключено, что издание данной книги в значительной мере повлияло на возвращение Ертысбаева на пост советника президента. Судя по всему, это является для него повышением. Если прежде, будучи заведующим общественно-политическим отделом, Ертысбаев подчинялся руководителю администрации президента и в какой-то мере его заместителям, то теперь он перешел в прямое подчинение к главе государства и получил прямой доступ к нему. В то же время на Ертысбаева ложится большая нагрузка, которую раньше он преодолевал силами руководимого им отдела. Теперь же ему придется действовать самому. Хотя, видимо, с этим у него проблем нет. Тем более, что он уже проработал в должности советника чуть больше трех лет.

Вместо Ертысбаева новым заведующим общественно-политическим отделом администрации президента РК стал бывший заместитель министра образования и науки Бакытжан Жумагулов. Нужно отметить, что для многих наблюдателей назначение в данный отдел Жумагулова было неожиданным. Прежде всего, потому, что он до своего назначения замминистра образования и науки в 2000 году не работал в госаппарате. В основном вся его трудовая деятельность была сосредоточена в сфере образования и науки. По своей специальности Жумагулов является инженером-механиком, а также имеет ученую степень доктора технических наук. В 1991-1999 гг. он работал главным образом в Инженерной академии РК в качестве главного ученого секретаря президиума, вице-президента и, наконец, и.о. президента.

В сентябре 1997 году Жумагулов был избран председателем Республиканской политической партии труда (РППТ). Данная партия была создана в сентябре 1995 года на базе действующего с 1993 года Союза инженеров Казахстана. В политическом отношении она отличается пропрезидентской ориентацией. Вместе с тем данная партия активной деятельности не ведет и не оказывает практически никакого влияния на политическую жизнь республики. Во время парламентских выборов в сентябре-октябре 1999 года РППТ выдвинула свой список в составе 5 человек, а также 2 кандидатов, баллотирующихся по одномандатным округам. Однако в обоих случаях выборы для нее прошли безрезультатно. Безусловно, что за низкий уровень активности, а также известности и популярности партии большую долю ответственности несет ее руководство.
С учетом всего этого можно предположить следующие причины последнего назначения Жумагулова. Во-первых, видимо, он пользуется некоторым расположением главы государства. Известно, что последний в 1993 году был избран почетным председателем Союза инженеров, тогда как Жумагулов являлся одним из видных и активных членов этой организации. К тому же Назарбаев и Жумагулов одновременно являются академиками Международной инженерной академии.

Не менее важным для продвижения Жумагулова в госаппарате стало, наверное, и то, что во время кампании по выборам президента РК (октябрь 1998 - январь 1999 гг.) он был заместителем руководителя Общественного штаба по контролю за выборами президента РК. Данная организация была создана из числа сторонников официального политического курса и фактически создавала видимость "независимого общественного" контроля за проведением выборов главы государства. Естественно, что она после выборов дала им оценку как честным, объективным, прошедшим без каких-либо серьезных нарушений законодательства о выборах и т.п.
Во-вторых, можно предположить, что с переводом Ертысбаева в штат советников президента и назначением Жумагулова, заметно отличающегося от своего предшественника степенью работы в госаппарате и участия в общественно-политической жизни страны, связано вероятное изменение принципов, целей и задач работы общественно-политического отдела администрации президента. В частности, не исключено, что его деятельность будет сфокусирована преимущественно на работе с партиями и движениями пропрезидентской ориентации и различных механизмах их консолидации.

Возможно также, что по инициативе данного отдела будет возобновлена работа созданного еще в 1998 году круглого стола "Народный союз в поддержку реформ", объединяющего общественно-политические организации, поддерживающие официальный политический курс. В этом плане общественно-политический отдел и его новый руководитель, скорее всего, будут основную ставку делать именно на РППТ. Вместе с тем следует ожидать снижение степени идейно-политического оппонирования со стороны отдела политической оппозиции и ее представителям.
Штат советников президента также пополнил Серик Примбетов, который стал не просто советником, но и еще национальным координатором организации "Центрально-азиатское сотрудничество" (ЦАС). Как известно, договор о создании ЦАС, в которую было преобразовано Центрально-азиатское экономическое сообщество, был подписан президентами Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана в Алматы 28 февраля 2002 года. Соответствующие же договоренности были приняты главами четырех центрально-азиатских государств еще в декабре прошлого года в Ташкенте.

Очевидно, что создание ЦАС было продиктовано необходимостью развития интеграционных процессов в Центральной Азии и расширения сотрудничества государств данного региона на многосторонней основе, выходя тем самым за рамки только торгово-экономического взаимодействия. Особенно, видимо, это актуально в условиях нарастания всевозможных угроз региональной безопасности, что обуславливает необходимость сплочения центрально-азиатских республик для совместного эффективного противодействия этим угрозам. Кроме того, назрела также необходимость решить ряд острых проблем в отношениях между центрально-азиатскими государствами, которые делают эти отношения напряженными и порой выходящими на уровень конфликтов.
С созданием ЦАС была реорганизована также и организационно-исполнительская структура прежнего ЦАЭС. В частности, были введены национальные координаторы от каждой страны-участницы. Судя по всему, в их обязанности входит подготовка проектов соответствующих документов по тем или иным вопросам межгосударственного сотрудничества, а также обеспечение выполнения странами-участницами уже принятых в рамках ЦАС решений. Известно, что национальные координаторы наделены правом обращаться при необходимости напрямую к главам любой из стран-участниц ЦАС. Работе же координаторов будут помогать аппараты МИДа каждого государства.

Очевидно, что назначение национальным координатором ЦАС от Казахстана да еще в ранге советника президента РК Серика Примбетова не случайно. Он имеет большой опыт работы именно в области интеграции на постсоветском пространстве. В 1992-1994 гг. Примбетов работал в аппарате президента и Кабинета министров заместителем заведующего отделом по делам СНГ. А с июля 1994 по март 1997 гг. он занимал должность председателя исполнительного комитета Межгосударственного совета Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана. Правда, затем он переводится в заместители председателя исполкома данной организации, преобразованной затем в июле 1998 года в ЦАЭС. Судя по всему, учитывая большой работы Примбетова в области интеграции и тем более в Центральной Азии, президент РК возлагает на него большие ожидания относительно эффективного представительства и обеспечения интересов Казахстана в отношениях с его центрально-азиатскими соседями.
Примерно в этот же период проводятся некоторые реорганизации в организационной структуре администрации главы государства. В частности, был упразднен Аналитический отдел Совета безопасности. Данный отдел был в свое время создан на базе действующего в 1993-1999 гг. Информационно-аналитического центра, затем Центра анализа и стратегических исследований, который неизменно возглавлял нынешний помощник президента РК по вопросам национальной безопасности - секретарь Совета безопасности Марат Тажин. Указанный центр фактически был "мозговым" штабом главы государства и его администрации.
С назначением Тажина первый раз во главе Совета безопасности в феврале 1999 года возглавляемый им прежде ЦАСИ был интегрирован в Совбез и стал именоваться его Аналитическим отелом. Упразднение данного отдела, вероятно, так или иначе, связано со сменой руководства администрации президента. Как известно, бывшего главу администрации Сарыбая Калмурзаева сменил давний соратник президента Нуртай Абыкаев. Можно предположить, что в атмосфере соперничества в госаппарате различных групп и отдельных персон Абыкаев заинтересован в ослаблении влияния Тажина и его команды на процесс принятия важных государственных решений.

Бывший руководитель упраздненного Аналитического отдела Совбеза Маулен Ашимбаев сохранил за собой должность директора Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК (КИСИ), которую он совмещал с работой в Совете безопасности. Вероятно также, что с упразднением отдела в ближайшее время произойдет некоторое сокращение персонала аппарата Совбеза.

В целом же, полномочия, а, следовательно, и возможности и влияние данного органа заметно урезаны. Возможно, что тем самым заинтересованные круги продвигают интересы Комитета национальной безопасности, пытаясь вывести его на один уровень с Советом безопасности или даже поставить выше него в сфере обеспечения безопасности государства. Немаловажно в этом плане отметить, что в 1998-1999 гг. КНБ возглавлял Нуртай Абыкаев, а нынешний председатель этого же ведомства Нартай Дутбаев был его заместителем.

В феврале этого года в администрации президента был создан Центр системных исследований, руководителем которого назначен некто Азамат Абдымомунов. По некоторой информации, данный центр будет заниматься преимущественно вопросами экономического развития. Скорее всего, инициатором его создания является заместитель руководителя администрации президента Ержан Утембаев, курирующий вопросы социально-экономической политики и стратегического планирования.

12 марта президент РК подписал указ "О статусе и полномочиях государственного секретаря Республики Казахстан - министра иностранных дел Республики Казахстан". Как известно, этот пост занимает бывший премьер-министр Касымжомарт Токаев. Обращает на себя внимание то, что по своему статусу Токаев хотя и является членом правительства, но подчиняется непосредственно президенту. Среди других членов правительства он также теперь выделяется тем, что:
а) помимо исполнения обязанностей главы внешнеполитического ведомства курирует также деятельность таких консультативно-совещательных органов при президенте РК, как Ассамблея народов Казахстана, Комиссия по правам человека, Комиссия по государственным наградам и т.д.;
б) координирует международную деятельность центральных исполнительных органов республики,
в) координирует и обеспечивает реализацию внешнеэкономической и инвестиционной политики страны;
г) по вопросам своей компетенции вправе давать поручения структурным подразделениям администрации президента, центральным и местным исполнительным органам, а также запрашивать и получать необходимую информацию от любых государственных органов и их должностных лиц.

Таким образом, получается, что Токаев хотя и находится в составе правительства, но по своим функциям и полномочиям он фактически стоит выше правительства. Скорее всего, госсекретарь призван играть роль своего рода инструмента контроля главы государства за внешнеполитической, внешнеэкономической и инвестиционной деятельностью правительства. Однако такое раздвоение статуса госсекретаря может привести к возникновению соперничества между ним и главой правительства.

В марте этого года наиболее заметным событием в кадровой политике государства стало отстранение Аблая Мырзахметова от исполнения обязанностей министра транспорта и коммуникаций в связи с расследованием Генеральной прокуратурой РК некоторых нарушений законности в деятельности РГП "Казахстан темир жолы", в ведении которого находится управление железнодорожным сообщением страны, допущенных в 1997-2001 гг. Именно в этот период здесь и работал Мырзахметов, сперва в качестве заместителя, первого заместителя, а затем генерального директора данной организации.

В частности, руководству и ряду работников РГП инкриминируются: заключение в 2000-2001 гг. договоров с различными организациями на проведение капитального строительства на общую сумму 5 млрд. тенге без проведения требуемых законодательством соответствующих тендеров; необоснованное занижение коэффициентов на перевозку грузов; закупка неликвидной и некачественной продукции по завышенным ценам; сотрудничество с фиктивными фирмами; необоснованные отказы в продаже билетов на поезда и т.д.

Отстранение Мырзахметова от исполнения обязанностей министра транспорта и коммуникаций, судя по всему, было произведено с точки зрения соблюдения этики государственных служащих, принципы которой отражены в соответствующем законодательстве. Согласно соответствующему указу президента обязанности министра временно возложены на вице-премьера Карима Масимова, который уже работал в 2000-2001 гг. министром транспорта и коммуникаций. Вместе с тем обращает на себя внимание, что Мырзахметов не был совсем снят с занимаемой должности и, следовательно, может вернуться к исполнению своих обязанностей, если следствие признает его вину не настолько серьезной, чтобы возбуждать в отношении него уголовное дело.
Очевидно, что случай с Мырзахметовым является из категории неординарных. Прежде всего, потому, что его отстранение от должности произошло через месяц после того, как было сформировано новое правительство. Выявляя потенциальные причины данного прецедента, нужно отметить, что государство в последнее время активно взялось наводить порядок в сфере управления собственным имуществом. Прежде всего, это касается деятельности национальных компаний и РГП, за которыми неоднократно наблюдались всевозможные нарушения, приводящие к непоступлениям и потерям в бюджете страны.

В частности, известно, что с целью эффективного управления государственным имуществом и увеличения доли поступлений в бюджет от использования этого имущества Комитет по госимуществу и приватизации Министерства финансов РК разработал и представил в правительство проект постановления, предусматривающий оптимизацию структуры реестра государственных предприятий и юридических лиц с участием государства, введение дополнительного подраздела, включающего комплекс финансовых показателей. Указанные меры позволят проводить систематический мониторинг и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности РГП и акционерных обществ с участием государства, с учетом результатов которого и должны приниматься решения о размерах распределения чистого дохода этих предприятий.
Кроме того, разработаны и внесены в правительство изменения и дополнения, которые будут обязывать национальные компании представлять в комитет финансовую информацию дочерних организаций, что позволит обеспечить большую прозрачность финансово-хозяйственной деятельности национальных компаний, а также разрабатывать экономически обоснованные заключения при определении инвестиционных программ и дивидендной политики данных компаний (см. "Деловая неделя", № 4, 8.02.2002 г.).

В связи с этим, не исключено, что интерес Генеральной прокуратуры к РГП "Казахстан темир жолы" возник именно на волне оптимизации системы управления госимуществом. В этом отношении можно предположить, что государство стремится не только усилить свой контроль над данной организацией, но и устранить всевозможные нарушения, имевшие место в процессе ее деятельности. Это даст двойной эффект, так как позволит государству не только наладить эффективное управление РГП "Казахстан темир жолы" и через него - всей системой железнодорожного сообщения, но и продемонстрировать казахстанской и мировой общественности свою непреклонность в продолжении политики борьбы с коррупцией.
Вероятно также, что дело Мырзахметова стало следствием соперничества различных групп внутри правящей элиты. По мнению известного бизнесмена и политика Булата Абилова, Мырзахметов стал жертвой интриг лиц, которые занимаются всевозможными махинациями на железнодорожном транспорте. Есть данные, что министр не так давно передал президенту список компаний и людей, которые отгружают черный лом в Китай. Поскольку же вагонов для такой отгрузки не хватает, то это дает большие возможности для коррупции и так называемого "телефонного права". При этом давление оказывалось и на самого Мырзахметова, о чем он доложил главе государства (см. "Деловое обозрение "Республика", № 12, 21.03.2001 г.).

Не исключено также, что определенные круги заинтересованы в политической дискредитации нового правительства во главе с Имангали Тасмагамбетовым и именно они повлияли на начало расследования Генпрокуратурой деятельности РГП "Казахстан темир жолы" и его бывшего руководителя.

Анализируя дело Мырзахметова, надо сказать, что подобные прецеденты вокруг тех или иных высокопоставленных чиновников имели место и раньше. Например, можно вспомнить дело бывшего министра экономики Марса Уркумбаева, в отношении которого в 1994 году также было Генпрокуратурой возбуждено уголовное дело по обвинению в правонарушениях коррупционного характера. Однако, самое большее, что сделало руководство республики, это освобождение Уркумбаева от занимаемой должности. Следствие же по его делу затем как-то быстро "свернулось".
И это не единственный пример. Самое же примечательное, что ряд видных госчиновников, которые оказались вовлеченными в различные громкие скандалы или против которых в разное время возбуждались уголовные дела по разным основаниям, в настоящее время занимают солидные должности в исполнительных структурах или являются депутатами парламента. Вероятно, что нечто подобное произойдет и с Мырзахметовым. Тем более, что его прежняя работа всегда оценивалась руководством страны положительно.

Еще одним неординарным событием стала отставка заместителя председателя Национального банка Константина Колпакова, курирующего юридический департамент и хозяйственное управление Нацбанка. Его уход с этой должности связан с переходом на работу в российский банк "Петркоммерц", являющийся афилированной структурой известной нефтяной компании "Лукойл", на должность вице-президента. В связи с этим Колпаков также сменил казахстанское гражданство на российское.
Комментируя поступок своего бывшего заместителя, глава Нацбанка Григорий Марченко отметил, что Колпаков уехал в Россию по семейным обстоятельствам без всякого принуждения с чьей-либо стороны. При этом данный вопрос, по словам Марченко, был согласован с президентом РК.
Судя по всему, основной причиной отъезда Колпакова в Россию стали не только семейные обстоятельства, но и то, что новое место работы могло устраивать его больше, чем прежнее, вероятно, с точки зрения реальных перспектив карьерного роста, установления выгодных связей в российских и иностранных деловых кругах, относительной функциональной разгрузки и, естественно, материальной выгоды. Нельзя не отметить, что сегодня в России живут и работают в госаппарате и сфере бизнеса многие бывшие высокопоставленные чиновники из Казахстана.

Можно также предположить, что в России Колпаков надеется обрести стабильность своего служебного положения и возможности для карьерного роста, которые он не имел в Казахстане. Как известно, Колпаков в свое время занимал ответственные посты в госаппарате. В 1990-1994 гг. он работал в аппарате Верховного Совета РК 12 созыва, затем вице-президента РК. В 1994-1995 гг. Колпаков был личным представителем президента РК в Верховном Совете РК 13 созыва.

Пиком его карьеры можно считать пребывание на посту министра юстиции в 1995-1997 гг. Очевидно, что этим назначением он был обязан тем, что принимал участие в разработке проекта действующей ныне Конституции РК. После отставки в октябре 1997 года правительства Акежана Кажегельдина Колпакова переводят в администрацию президента на должность заместителя заведующего организационно-контрольным отделом, что можно расценить как некоторое понижение. А уже в марте 1998 года его освобождают и от этой должности, причем без предложения другой работы в госаппарате.

После этой отставки Колпаков уходит в сферу бизнеса. В 1998-2000 гг. он работал в банке "Каспийский" в должности заместителя председателя, затем председателя совета директоров. В 2000 году он вновь оказался востребованным на госслужбе и был назначен председателем вновь образованного Агентства РК по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. Однако данное ведомство просуществовало недолго, и было в том же году упразднено, а его функции переданы соответствующему комитету Министерства юстиции. Колпаков, правда, получил приглашение в Нацбанк. Очевидно, что далеко не каждый способен выдержать подобную кадровую "чехарду".

Свою версию отъезда Колпакова в Россию дает экономический обозреватель газеты "Деловое обозрение "Республика" Тулеген Аскаров. По его мнению, это как-то связано с продажей в начале этого года компанией "Лукойл" своей доли (70% акций) банке "Каспийском", где когда-то работал Колпаков. Примечательно, что уход Колпакова из Нацбанка произошел после ухода "Лукойла" из банка "Каспийский" и что он перешел на работу в банк "Петркоммерц", контролируемый все тем же "Лукойлом" (см. "Деловое обозрение "Республика", № 12, 21.03.2001 г.).

Обращает также внимание, что, по оценкам многих наблюдателей, передел акций банка "Каспийский" носит закрытый характер. Во всяком случае, новый владелец банка неизвестен. А корпорация "Казахмыс", которой приписывали покупку контрольного пакета его акций, опровергла эти предположения. Все это придает истории с продажей акций банка "Каспийский" "темный" и даже где-то сомнительный характер. Хотя связывать этот факт с отъездом Колпакова в Россию однозначно нельзя за отсутствием каких-либо четких доказательств.

Продолжение следует…

См. раздел - Персоны ЦентрАзии, Кто есть кто в Казахстане
Источник - APR
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1017650580
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх