КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 01.04.2002
13:42  Сеть CentrAsia Banner Net вводит новый "президентский" стандарт баннеров формата 800х600
13:36  В Медине умер дядя Усамы бен Ладена. На базе Баграм играет волынка в честь покойной королевы
13:01  Размышления по итогам "событий" в Киргизии. Кто виноват?
12:58  Deutsche Bank определил самые привлекательные страны для инвестиций в СНГ - Азербайджан и Казахстан
12:49  Сенсация из Ашхабада! Туркменбаши объявил сегодня о выборах президента Туркмении
12:43  А.Чеботарев - "Кадровые перестановки в Казахстане (февраль-март 2002 г.)". Аналитический обзор
12:26  Голодающих талибов в концлагере Гуантанамо носильно кормят через нос
12:15  Туркменские дипломаты обратились к Ниязову с коллективной жалобой протеста
01:32  "Foreign Affairs" - "Битва за энергетическое господство-I". Россия против Саудовской Аравии
01:16  В Афганистане назначен глава Центробанка. Им стал профессор из Род-Айленда Анвар Ахади
01:13  "El Pais" - Сетевая информационная война или NetWar. Теория войн в эпоху терроризма
01:03  В районе Трех Ущелий, где сооружается самый большой в Азии каскад ГЭС, китайские археологи откопали город династии Тан
00:53  В Казахстане встал крупнейший военный завод "Металлист". На 420 человек охраны осталось 116 рабочих
00:47  Н.Назарбаев: Законопослушание и правопорядок - основа нашей стабильности
00:42  Король Захир Шах объявил окончательную дату своего возвращения в "королевство"
00:39  ЦентрАзия - беспринципная политика. "Никто и ухом не повел, когда Иванов напомнил о ДКБ"
00:36  Казахстанец Балгимбаев победил на выборах в украинскую Раду
00:32  Саммит в Ашгабате по проблеме статуса Каспийского моря, заранее обречен на провал
00:25  Россия и индийский рынок оружия - это больше чем любовь!
00:11  Премьер-министр Казахстана выгодно вложил деньги в "Эмпайр стейт билдинг"
00:05  У озера. Американские авианосцы появятся на Каспии?
Воскресенье, 31.03.2002
21:01  "Летнее время". Лучше всего переносят смену времени жители северных стран
20:47  В Казахстане пенсионерка сдает в аренду кота-крысолова
11:34  США поймали "правую руку" Бен Ладена. Абу Зубайда - он или не он?
11:31  Шагреневая сталь. Братья Буши развязали "войну", жертвой которой стал Казахстан
10:35  Героиновая война. Репортаж с таджико-афганской границы
10:33  У Байконура будет будущее и новый аким (губернатор). Вместо проворовавшегося Дмитриенко - Мезенцев или другой...
10:29  США вводят интернет-цензуру: чтоб ни один талиб не догадался
10:04  Госпожа Сиддики - женщина, коммунистка, генерал и министр Афганского правительства (интервью)
00:31  Американцы гордятся успехами: с момента войны в Афгане убито 11 лидеров "Аль-Каеды" и Талибана, пленено - 7
00:24  НГ - Пентагон на границах России. "Средняя Азия - промежуточный результат"
00:19  Террористы взорвали рынок в индийском Кашмире. 13 погибших, 20 раненых
00:07  МИД и МВД Казахстана о ситуации вокруг Г.Жакиянова, укрывшегося в посольстве Франции
00:02  В Туркменистане выдвигаются обвинения в адрес новых оппозиционеров режиму Туркменбаши
Суббота, 30.03.2002
15:42  Рахмонов - Ситуация на Байпазинской ГЭС грозит катастрофой для всей Центразии
15:28  Астана и Бишкек никак не могут договориться о строительстве межгосударственного газопровода
15:25  В Москве прошла презентация новой книги - "Демократический контроль над военной сферой в России и странах СНГ"
13:26  3 мая Монголия будет торжественно отмечать день рождения Чингисхана
11:16  Киргизия и Узбекистан вновь дискутируют вокруг долгов за газ
11:14  Брат-3. Абдулла бен Ладен - Усама мне брат, но бизнес дороже...
11:08  BBC - Глава "Демократического выбора Казахстана" укрылся от ареста за стенами французского посольства
11:02  Афган: история движется по спирали. США упорно повторяют все ошибки СССР
10:59  Узбекистан примут в ВТО раньше России? Новые программы сотрудничества
00:55  "CNN говорит открытым текстом: Пришло время напасть на Америку!"
00:46  10 апреля состоится интернет-конференции Председателя Верховного Суда Казахстана Кайрата Мами
00:25  Открыт авиарейс Душанбе-Кабул. Слетать решились только 6 пассажиров (все - журналисты)
00:21  Н.Назарбаев призвал правоохранительные органы к "сверхактивности" и думает перевести финполицию в личное подчинение
00:14  В концлагере Гуантанамо новый начальник - ген. Баккус. Узники ответили голодовкой
00:13  Омский участок казахстано-российской границы благополучно поделен
00:09  Шантаж по-киргизски! Депутат Садырбаев вымогает пост областного акима в обмен на видеокассету...
00:05  Связи крепнут. В Ташкент прибыла делегация ДУМ Татарстана
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
Н.Назарбаев: Законопослушание и правопорядок - основа нашей стабильности
00:47 01.04.2002

29 марта в Астане под председательством Президента Нурсултана Назарбаева состоялось расширенное совещание руководителей правоохранительных структур республики, в ходе которого была проанализирована сложившаяся в стране криминогенная ситуация, обсуждены задачи дальнейшего углубления правовой реформы, повышения эффективности работы силовых структур, надзорных и судебных органов по обеспечению законности и правопорядка.

Как подчеркнул, открывая совещание, глава государства, правоохранительная сфера не должна тормозить другие реформы. Но, к сожалению, факты, связанные с ущемлением законных прав граждан, злоупотреблением служебным положением и мздоимством, встречаются все чаще. А без формирования общественного стереотипа соблюдения законности невозможно дальнейшее развитие государства.

Как отметил в своем выступлении Генеральный прокурор РК Рашид ТУСУПБЕКОВ, за десять лет пройден сложный этап в становлении нашего независимого государства. Немало сделано в утверждении законности, укреплении конституционных прав и свобод граждан, обеспечении стабильного социально-экономического роста. Но о поступательном движении вперед можно говорить только в том случае, когда деятельность каждого госоргана будет отвечать требованиям времени, учитывать нынешние тенденции и подходы к проводимым в стране реформам.

Анализ состояния законности показывает, что негативные тенденции наиболее остро выражены в экономической сфере. При этом, по его словам, нарушения законности допускаются на всех уровнях государственной власти, повсеместно присутствуют факты халатности, злоупотреблений, лоббирования личных интересов.

В прошлом году прокуратурой выявлено 35 актов Правительства, не соответствующих требованиям закона. Многие из них принимались в спешке, без должного анализа. В министерствах и ведомствах таких актов зафиксировано 96, а в областных и районных акиматах - более двух тысяч. Всего же органами прокуратуры в прошлом году выявлено более 29 тысяч незаконных правовых актов, около двух тысяч из которых носят нормативный характер.

Большую остроту, как заявил на совещании Рашид Тусупбеков, приобрела проблема законности правовых актов акимов. С местнических позиций трактуются важнейшие законы, определяющие земельные правоотношения, вопросы собственности и охраны окружающей среды. В угоду себе, лоббируя интересы аффилиированных с ними компаний, акимы в то же время устанавливают незаконные запреты и ограничения для других предпринимателей. Поражает упорство тех из них, которые не хотят признавать явную незаконность своих решений. И именно по этой причине органы прокуратуры вынуждены втягиваться в длительные судебные разбирательства.

В последнее время много говорится о децентрализации власти. Никто не подвергает сомнению необходимость ее постепенной реализации. Но, как считает Генпрокурор, при сегодняшнем отношении исполнительных структур на местах к соблюдению законности будет преждевременным предоставление самостоятельности тем, кто и сейчас не может правильно распорядиться имеющимися полномочиями. Ведь даже при нынешнем распределении государственных функций по вертикали многие из региональных управленцев не имеют уважения к Закону. На этот счет Рашид Тусупбеков привел и реальные примеры.

По его словам, бывший аким Павлодарской области Жакиянов, который в настоящее время пытается сделать себе политический имидж защитника демократии и народных интересов, руководя областью, допускал многочисленные нарушения закона, лоббировал интересы аффилиированных компаний в ущерб государству. За период его руководства было принято более 80 незаконных правовых актов. С превышением своих полномочий в интересах компании "Ремас" и некоего гражданина Алекперова Жакиянов продал им государственное имущество Песчанского ремонтного завода и золотодобывающего предприятия "Торт Кудук", в десяток раз занизив их стоимость, чем причинил государству существенный вред. После вмешательства прокуратуры по решениям судов это имущество возвращено государству, а по фактам незаконной деятельности Жакиянова возбуждены уголовные дела.

Отметил Генпрокурор нарушения и со стороны некоторых других акимов. В частности, акимом Северо-Казахстанской области было принято незаконное решение о снижении размеров платежей за загрязнение окружающей среды. В результате чего бюджет недополучил около 10 миллионов тенге. Несмотря на очевидность нарушения закона, протест прокурора акимом был отклонен, что послужило поводом для разбирательства в различных судебных инстанциях, в том числе в Верховном суде, который подтвердил обоснованность протеста.

Генпрокуратурой выявлено более 20 незаконных актов акима Восточно-Казахстанской области, которыми нарушены права предпринимателей и пролоббированы интересы частных фирм.

Но если так радеют за государственные интересы акимы областей, то что ожидать от районных акимов, которые повсеместно нарушают действующее законодательство?

В той же Павлодарской области, как заметил Р. Тусупбеков, аким города Аксу заключил договор аренды земельного участка с Евразийской энергетической корпорацией, по которому ставки платежей были значительно занижены, в результате чего в бюджет недополучено более 200 миллионов тенге. Аким Караганды Изаак, используя свое служебное положение, оказал содействие в выплате предприятию, руководимому его сыном, 1 миллиона тенге спонсорской помощи. Тем самым совершил коррупционное правонарушение, за что отделался лишь легким испугом в виде выговора. Вполне уместно задаться вопросом, чьи же интересы лоббируют акимы, если их решениями государству причиняется многомиллионный ущерб?! Одно известно точно - это не интересы государства, подчеркнул Генпрокурор.

Из-за многочисленных нарушений законности неблагоприятная ситуация складывается и в важнейших сферах экономики, в том числе имеющих стратегическое значение.

Изучение состояния законности в одной отдельно взятой экономической отрасли - электроэнергетике - свидетельствует о бездеятельности госорганов в защите интересов государства от мошенников и расхитителей. При проведении процедуры банкротства здесь применялись разнообразные способы использования долгов предприятий электроэнергетического комплекса в корыстных интересах отдельных частных лиц. Именно таким образом приведены к неплатежеспособности республиканское госпредприятие "НЭС Казахстанэнерго" и Экибастузская ГРЭС-2. При посредничестве преступников из Узбекистана освобождалось от долгов по электроэнергии частное предприятие "Кустанайасбест", а эти долги бывшие чиновники из Министерства энергетики и акционерного общества "КЕГОК" во главе с Аблязовым принуждали брать на себя Экибастузскую ГРЭС-2 и довели ее до банкротства. По этим и другим фактам Аблязов привлекается к уголовной ответственности.

Особо в своем выступлении остановился Р. Тусупбеков на действиях олигархов, сколотивших свои миллионы будучи во власти. Сегодня они рвутся в политику, заигрывая с обворованными ими же людьми, и за этим, считает он, кроется не что иное, как попытка уйти от ответственности за совершенные ими преступления, выдавая себя за поборников демократии.

Неужели кто-то серьезно полагает, что этими людьми движет боль за Родину, желание помочь своей стране, ее народу? Нет, они стремятся избежать ответственности, желая получить еще большую власть и богатство, заявил Генпрокурор и отметил, что все это мы уже видели на примере России, когда тамошние олигархи, также с целью уйти от ответственности, завладев СМИ, пытались создать себе положительный имидж и ринулись во власть. Где они сегодня находятся - всем хорошо известно. Поэтому, как заявил Р. Тусупбеков, сейчас одной из важнейших задач наших правоохранительных органов является выведение доморощенных олигархов на чистую воду.

Шла в выступлении речь и о банкротстве, которое стало использоваться для передела собственности и захвата финансовых потоков предприятий, хотя вводилось как инструмент оздоровления экономики. Работа самих конкурсных управляющих повсеместно сопровождалась злоупотреблениями. Наглядным примером чему является процедура банкротства национальной компании "Казахстан ауе жолы", когда административные расходы конкурсного производства составили 56 миллионов тенге, в то время как сумма погашенной кредиторской задолженности лишь 42 миллиона. При этом конкурсный управляющий Айдарханов получил зарплату в размере более 6 миллионов тенге.

Генеральной прокуратурой сейчас проводится проверка в РГП "Казахстан темир жолы". Здесь выявлены грубейшие нарушения законности, финансовые махинации, бесхозяйственность и злоупотребления со стороны должностных лиц. Руководство РГП лишь за два последних года в нарушение антимонопольного законодательства заключило без тендера более тысячи договоров по капитальному строительству на общую сумму более 5 миллиардов тенге. Вопреки всякой логике победителями по закупке товаров и услуг объявлялись участники, предложившие наибольшую цену. Выявляются более сотни фиктивных фирм, с которыми заключались сделки, в три и более раз превышающие реальную цену товара. Непрозрачная система определения поставщиков приводила к закупке неликвидной, некачественной продукции. Заключались многочисленные договоры с фиктивными фирмами, оформленными на подставных лиц и на подложные адреса для последующего хищения государственного имущества.

Так, руководство РГП заключило договор о поставке вагонов с некой фирмой "Утой", продавшей предприятию 61 цистерну на сумму более одного миллиона долларов США, которые фактически принадлежали другим предприятиям, расположенным за пределами Казахстана. Уплатив деньги, РГП теперь не может подтвердить право собственности на эти вагоны. Но куда при этом смотрели правоохранительные органы и Министерство транспорта и коммуникаций, задается вопросом Генпрокурор. Говоря о бывшем руководителе этого ведомства, он заметил также, что тот препятствовал проводимой прокуратурой проверке, так что пришлось обращаться даже к главе государства с предложением об отстранении Мырзахметова от должности.

В течение ряда лет уполномоченными госорганами не устранялись нарушения законности на таких крупных предприятиях, как акционерные общества "Конденсат" Западно-Казахстанской области, "Атырауский нефтеперерабатывающий завод", "Биопрепарат" города Степногорска, "Каскор" Мангистау-ской области и "Усть-Каменогорский металлургический завод", и только после вмешательства прокуратуры там были восстановлены нарушенные интересы государства.

Как отметил Генпрокурор, в последнее время в СМИ стали появляться публикации о реализации на территории России редкоземельного и дорогостоящего металла осмий-187, нелегально вывезенного из Казахстана. У нас этот металл вырабатывается только в РГП "Жезказганредмет". Однако до настоящего времени Министерство энергетики и минеральных ресурсов не установило должный контроль над этим предприятием и движением стратегического сырья, что и создало почву для хищений. Даже в Интернете публикуются объявления казахстанских продавцов о его продаже.

Не осталась без внимания и проблема финансовых потерь государства из-за необоснованного возврата налога на добавленную стоимость, которые исчисляются сотнями миллионов тенге. Грубейшие нарушения законности выявлены и в деятельности таможенных органов, чьи сотрудники необоснованно вмешиваются в предпринимательскую деятельность, предоставляют незаконные поблажки отдельным субъектам, злоупотребляют служебным положением, скрывают преступления... Только по данным Министерства госдоходов, потери госбюджета из-за недостоверного декларирования казахстанскими таможенными органами экспортно-импортных операций с Китаем составили за 2000 и первое полугодие прошлого года более 40 млн. долларов США.

Не так давно действует система госзакупок, но и она уже сейчас является главным поставщиком коррупционных правонарушений. Нарушения порядка госзакупок выявлены в министерствах обороны, здравоохранения, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, энергетики и минеральных ресурсов и ряде областей.

Вице-министр сельского хозяйства Нуркиянов, как сообщил Р. Тусупбеков, подписывал контракты по государственным закупкам своим близким родственникам. Заместитель командующего внутренними войсками Дюкенев использовал свои служебные полномочия для удовлетворения материальных интересов своей семьи и различных коммерческих организаций. А по Министерству обороны на момент проверки более 50 миллионов тенге бюджетных денег длительное время незаконно находились в обороте частной фирмы, не выполнившей условия договора на поставку товаров. В результате таких действий бюджет страны теряет сотни миллионов тенге.

Пресечение финансовых и налоговых нарушений является одним из приоритетных направлений борьбы с коррупцией. Между тем и здесь есть свои проблемы. Нарушения, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, могут быть выявлены лишь при участии профессиональных ревизоров. Однако, подчеркнул Генпрокурор, Комитет финансового контроля в силу своей ведомственной подчиненности не может сегодня объективно проводить проверки, а Счетный комитет не имеет достаточной штатной численности. Поэтому назрела необходимость в создании на базе Счетного комитета полноценного контролирующего органа, который пресекал бы любые нарушения в финансовой сфере и вместе с правоохранительными органами отстаивал экономические интересы государства.

Не могла не зайти речь и о криминогенной обстановке, которая продолжает оставаться сложной. Количество зарегистрированных преступлений в истекшем году превысило 152 тысячи. И что особенно тревожно, значительно увеличилось количество тяжких и особо тяжких видов - более чем на 9 % и достигло семидесяти пяти тысяч. Произошел рост таких опасных преступлений, как причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования, разбойные нападения, грабежи.

Впрочем, есть и позитивные изменения. Число зарегистрированных преступлений за прошедшие два месяца сократилось на 9 %. Меньше стало рецидивной преступности. Однако оснований для самоуспокоения нет.

В числе острейших проблем, создающих условия для преступности и подрывающих здоровье нации, был назван наркобизнес, с которым, по словам Р. Тусупбекова, слабо борется Комитет по борьбе с наркоманией и наркобизнесом Министерства юстиции. Нет согласованности в действиях правоохранительных и контролирующих органов. Из организованных групп, занимающихся этим промыслом, изобличаются буквально единицы: в прошлом году их выявлено всего 25. Нередки случаи, когда отдельные сотрудники правоохранительных органов, призванные по долгу службы бороться с наркобизнесом, в своей "деятельности" не только потворствуют наркодельцам, но и за определенную мзду покровительствуют им.

Озабоченность вызывают продолжающиеся хищения взрывчатых веществ, растущие масштабы незаконного оборота огнестрельного оружия и боеприпасов. Преступления продолжают отличаться дерзостью и организованностью. Дошло до того, что из суда Алматинского района столицы похищено многотомное уголовное дело в отношении руководителей РГП "Резерв", обвиняющихся в совершении хищения в особо крупных размерах.

Но пусть расхитители не думают, подчеркнул Генпрокурор, что, организовав похищение дела, они уйдут от ответственности. Дело будет рассмотрено по имеющимся в органах уголовного преследования материалам.

Острой критике подверг Р. Тусупбеков деятельность органов уголовного преследования, которые раскрывают лишь половину тяжких и особо тяжких преступлений. До настоящего времени остались нераскрытыми получившие общественный резонанс и имеющие так называемый заказной характер убийства директора РГП "Жасыл Аймак" Шалина и его водителя, начальника Тельманского отдела полиции Карагандинской области Ахметова и членов его семьи, президента Бизнес-банка Абенова, его водителя и охранника.

До сих пор в стране не изжита практика укрытия преступлений от учета. В прошлом году прокурорами выявлено и поставлено на учет почти две с половиной тысячи ранее не зарегистрированных преступлений, из которых более половины направлено в суд.

Как известно, борьба с преступностью является обязанностью не только правоохранительных, но и всех государственных органов власти и управления. Но пока особой активности тех же акимов в реализации региональных программ предупреждения и борьбы с преступностью не видно. Так что неудивительно, что в регионах не снижается поток обращений граждан, поднимающих злободневные проблемы. В истекшем году в органы прокуратуры с заявлениями и жалобами обратились 120 тысяч человек. Люди жалуются на действия местных исполнительных и контролирующих органов, а значительная часть - на действия органов уголовного преследования.

В этой связи, отметил Р. Тусупбеков, особый акцент сделан на повышении координирующей роли в борьбе с преступностью самих органов прокуратуры. Отмечена была в выступлении и необходимость более жесткой кадровой политики. В самой Генеральной прокуратуре за нарушения законности были освобождены от работы прокуроры четырех областей. Но, к сожалению, так происходит не во всех ведомствах, между тем как "плоды" лояльности к своим подчиненным оказываются подчас очень горьки. В этой связи Р. Тусупбеков упомянул нашумевший конфликт сотрудников финансовой полиции и таможни. Высказав критику по поводу неоправданного либерализма, он особо подчеркнул важность исполнения всеми правоохранительными органами решений Координационного совета.

Подверглась критике и деятельность органов внутренних дел, где попустительство руководства в отношении зарвавшихся полицейских мешает до конца искоренить проблему нарушений прав граждан. Здесь по-прежнему живучей остается практика оправдания нарушения закона необходимостью изобличения преступника. Прокурорами в 2001 году выявлено 117 незаконных задержаний граждан. В общей сложности признано незаконным привлечение к уголовной ответственности трехсот пятидесяти четырех человек. За допущенные нарушения в прошлом году в отношении работников правоохранительных органов возбуждено 50 уголовных дел.

Низовые подразделения правоохранительных органов еще не нацелены на выявление всех преступных связей организованных групп, и это является наиболее серьезной причиной малоуспешной борьбы с организованными формами преступности. Большинство оперативных материалов на такие группы носит накопительный характер. Только в одной Жамбылской области 11 из 14 устойчивых преступных группировок установлены следственным путем, что лишний раз подтверждает отсутствие позитивных изменений в оперативной работе.

Практически на прежнем уровне, по словам Генпрокурора, остается показатель выявляемости преступлений коррупционного характера. Ежегодно их регистрируется более двух тысяч. Однако перед судом за такие деяния в истекшем году предстали и осуждены чуть больше пятисот лиц. При этом подавляющее их большинство составляют госслужащие низшего звена. В их числе, к примеру, 32 судебных исполнителя, 34 работника налоговой службы, 25 акимов сельских и поселковых округов. И это говорит о том, что МВД и Агентство финансовой полиции не могут организовать должным образом борьбу с коррупцией. Их усилия зачастую не поднимаются выше районного уровня, а имеющиеся огромные оперативно-розыскные возможности растрачиваются впустую. Вся эта "бурная" деятельность ограничивается лишь сбором разного рода информации, не имеющей какой-либо ценности для борьбы с коррупцией, затронувшей высшие и средние эшелоны власти. При этом ни для кого не секрет, что жители регионов прекрасно знают о том, кто из руководителей прихватизировал тот или иной объект, а любая бабка на базаре владеет большей информацией, чем оперативные службы.

Не осталась без внимания и деятельность финансовой полиции, которая, по мнению Р. Тусупбекова, оказалась неспособной на адекватное противодействие разгулу преступности, несущей угрозу экономической безопасности нашего государства. Подавляющую часть направленных ею в суд уголовных дел составляют дела, возбужденные по малозначительным фактам. Лишь единицы их доводятся до суда по фактам уклонения от уплаты налогов.

Распространение получают хищения денежных средств, лжебанкротство, незаконное получение кредитов, обналичивание денег путем создания фиктивных фирм. Огромный ущерб причиняется бюджету. Однако результаты выявляемости таких преступлений практически нулевые.

Только по городу Алматы за последние три года органами финансовой полиции расследовано 40 уголовных дел по фактам незаконного обналичивания денежных средств. Но ни одно из этих дел не направлено в суд, причиненный государству ущерб не возмещен. Хотя так называемыми "обнальными фирмами" через банки получено наличными около 10 миллиардов тенге, в результате чего в бюджет не уплачено налогов на два миллиарда.

На предупреждении и пресечении таких актуальных преступлений должны бы основываться показатели эффективности работы финансовой полиции. Но ее работники непонятное рвение проявляют там, где достаточно дать правильную оценку уже имеющимся материалам. Прокурорами отменено 680 постановлений о возбуждении уголовных дел с прекращением их за отсутствием состава преступления.

На сегодняшний день почти каждое пятое дело о коррупционном преступлении прекращается по реабилитирующим основаниям. Действительно, есть дела объективно сложные для расследования, считает Генпрокурор, но подавляющая часть прекращенных дел - это свидетельство существующих недостатков и организационных упущений в расследовании коррупционных преступлений.

Обнадеживает то, что внесенными в феврале этого года дополнениями в уголовно-процессуальный закон существенно расширены полномочия и возможности органов национальной безопасности в борьбе с коррупцией, организованными формами преступности, наркобизнесом и терроризмом. И есть надежда, что теперь ситуация начнет выправляться.

Говорилось в выступлении и о судебной волоките, неправосудных актах, грубых нарушениях прав и законных интересов граждан. При существенном снижении в прошлом году числа рассмотренных судами уголовных дел количество отмененных и измененных приговоров превысило пять тысяч. По гражданским делам, из числа обжалованных и опротестованных, каждое третье решение суда признано неправосудным.

Тревожат Генпрокурора и факты вынесения необоснованных оправдательных приговоров, в особенности в отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Такие нарушения не остаются без реагирования со стороны прокуратуры. Всего по протестам прокуроров отменены необоснованные оправдательные приговоры в отношении ста двадцати лиц.

Судьями, в том числе и вышестоящих судов, допускаются грубые и очевидные нарушения законов и по хозяйственным делам. В результате чего государству причиняется существенный вред. Так, решением суда Астаны было обоснованно отказано в удовлетворении иска акционерного общества "Кристалл" к Министерству госдоходов о признании недействительным акта о доначислении акцизных сборов и таможенных платежей в госбюджет в сумме 450 миллионов тенге. Однако определением коллегии Верховного суда это решение по надуманным основаниям было отменено с удовлетворением исковых требований АО. По протесту Генеральной прокуратуры это решение исправлено надзорной коллегией Верховного суда. Но такая пауза между судебными разбирательствами позволила истцу укрыть от налогообложения свое имущество, в результате чего 450 млн. тенге до сих пор не поступило в бюджет. Аналогичным образом явно незаконные решения были приняты судами по делу о передаче имущества стратегически важного объекта атомной энергетики РГП "МАЭК" стоимостью более 520 миллионов тенге частной компании всего за 118 миллионов тенге. Отмены этих незаконных решений в Верховном суде Генеральная прокуратура добилась только через год, пройдя все судебные инстанции по два раза.

Впрочем, как отметил Р. Тусупбеков, понимание позиций прокуратуры по защите интересов государства они чаще находят в надзорной коллегии Верховного суда.

Шла речь и о случаях назначения неоправданно жестокого наказания. Только по апелляционным протестам прокуроров в истекшем году из-за чрезмерной суровости наказания изменены приговоры в отношении 391 лица. Но бывают и случаи назначения судами неоправданно мягкого наказания лицам ранее судимым, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления. В 2001 году по этим основаниям по протестам прокуроров было отменено и изменено в апелляционном порядке в сторону усиления наказания 298 приговоров.

Явно дискредитирующими судебную власть и правосудие являются, по мнению Генпрокурора, действия некоторых судей при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Уже выявлены и опротестованы случаи применения судьями административного взыскания в виде ареста к несовершеннолетним, тогда как применение ареста к ним прямо запрещено законом. Вопиющий факт беззакония и произвола совершен работниками полиции и судьями города Жаркента Алматинской области, когда с целью раскрытия убийства ими были незаконно привлечены к административной ответственности и подвергнуты аресту 44 человека. По данному факту прокуратурой возбуждено уголовное дело в отношении 15 работников полиции.

А сам Генпрокурор решает сейчас вопрос о привлечении к уголовной ответственности трех судей, которые замешаны в этом.

В судейском корпусе имеют место вымогательство и получение взяток. По этим фактам с прошлого года уже осуждено семь судей и в настоящее время трое привлекаются к уголовной ответственности. В связи с нарушениями законности при отправлении правосудия и волокитой прокурорами внесены руководителям судов более 120 представлений. Однако по результатам их рассмотрения в дисциплинарном порядке наказаны только 22 судьи и отозвано лишь четверо. При таком положении, когда судьи за грубейшие нарушения закона вообще не несут какой-либо ответственности, вряд ли можно ожидать улучшения в их работе, считает Р. Тусупбеков. Он также выразил свою точку зрения о необходимости в связи с принятием Конституционного закона "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" провести в республике аттестацию всех судей.

На ненадлежащем уровне, считает он, все еще остается исполнение судебных решений, а Комитет по судебному администрированию при Верховном суде пока не оправдывает возлагаемых на него надежд.

Рашид Тусупбеков признался, что и в его собственном ведомстве имеется еще немало огрехов, и, обращаясь к Президенту, заверил его в том, что органы прокуратуры приложат максимум усилий к обеспечению защиты прав и свобод граждан, незыблемости интересов государства, установления диктатуры закона.

Выступивший вслед за Генпрокурором министр внутренних дел Каирбек СУЛЕЙМЕНОВ также довольно критически охарактеризовал качество мер, принимаемых правоохранительными и местными исполнительными органами в борьбе с преступностью. Хотя за два месяца этого года количество преступлений сократилось на 9,4 %, половина из них является тяжкими, высоким остается удельный вес краж, не происходит снижения разбойных нападений на граждан. Не в полной мере обеспечивается неотвратимость наказания преступников - за прошлый год и два месяца текущего года не раскрыто 396 убийств, 4 623 грабежа и 27 458 краж.

Остро стоит проблема, связанная с распространением наркотиков. Однако соотношение разоблаченных наркоторговцев и рядовых потребителей составляет всего один к пяти.

Оперативная обстановка, по словам министра, значительно осложняется потоком нелегальных мигрантов из КНР, Пакистана, Афганистана, Шри-Ланки, а также зоны боевых действий России. Только за прошлый год в судебном порядке выдворено 1 719 нелегалов. Административно наказано 6 342 человека. И вообще, как отметил К. Сулейменов, превращения нашей страны в проходной двор правоохранительные органы не допустят.

В связи с изменением законодательства в 2001 году МВД стало основным субъектом борьбы с коррупцией. Но, увы, пока здесь занимаются лишь взяточниками и расхитителями. Да и количество раскрытых фактов явно не соответствует распространенности хищений и взяточничества. К примеру, в прошлом году на одного оперативника приходилось менее одного выявленного в месяц преступления экономической направленности. Так что в начале этого года министру пришлось избавиться от, как он выразился, бездельников в Девятой службе и полностью заменить руководство департамента.

Принципиально новый подход в защите экономической безопасности государства обозначен Генеральной прокуратурой. Заключается он в выявлении крупных коррупционных преступлений методами общенадзорных проверок.

Чиновники обнаглели до того, заметил министр, что воровать у государства стали открыто, артельным способом. Никакой агентурной работы для их изобличения не требуется, проверяй любой тендер и сажай. В этом году МВД приступило к совместной работе специализированными бригадами, используя метод оперативного сопровождения прокурорских проверок с последующим возбуждением уголовных дел следователями МВД. Результаты, пообещал он, будут.

Для повышения эффективности работы МВД также вернулось к апробированным схемам в разобщении и ликвидации преступных группировок методами негласной работы, изменению содержания следствия и дознания, к специализации в раскрытии заказных убийств восстановленными месяц назад межрегиональными структурами криминальной полиции.

Конечно, в самих органах тоже не все в порядке. Но с недобросовестными работниками ведомство расстается сразу же. За последние пять лет уволились и уволены 42 тысячи сотрудников, из них 23 тысячи офицеров. На их место пришли другие. Есть программы подготовки, учебная база, но не хватает, как признался К. Сулейменов, уважения к людям, человечности. И здесь налицо вина кадровой службы, которая должна заниматься в том числе и воспитанием. И такая задача поставлена. Более того, в Петропавловском военном училище создан уже факультет воспитателей, подобный может появиться и в Академии МВД.

В прошедшее десятилетие, отметил министр, правоохранительные органы едва успевали раскрывать и расследовать поток преступлений, увеличившийся по сравнению с советским периодом в 1,5-2 раза. Но уже прошло то время, когда правоохранительные органы держали круговую оборону, наступила пора органичного совмещения жесткого уголовного преследования в рамках закона с функцией предупреждения преступлений. Хотя здесь еще, конечно, далеко не все гладко.

Далее К. Сулейменов обозначил проблемы, стоящие перед местными исполнительными органами и МВД.

Во-первых, это касается участковых инспекторов полиции, треть из которых не имеет жилья, 85 процентов - автотранспорта. Все акимы поддержали введение института помощников участковых, чтобы в каждом крупном селе был хотя бы сержант. Принято на работу 389 молодых парней из местного населения. Однако, как заметил министр, в октябре прошлого года Правительство вопреки мнению акимов и МВД приостановило собственное решение о введении института помощников участковых.

Давно назрела, считает К. Сулейменов, проблема восстановления специальных школ и профтех-училищ для подростков, совершивших тяжкие преступления, но не достигших возраста, с которого возможно привлечение к уголовной ответственности. Действующей программой борьбы с преступностью еще в прошлом году было предусмотрено открыть по одной спецшколе в Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях. Однако эти вопросы не решены. Существующая же единственная спецшкола в Таразе переполнена и не решает проблемы. Открытие медико-реабилитационных центров для детей-наркоманов было также предусмотрено Комплексной программой профилактики правонарушений среди несовершеннолетних на 1998-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства 8 июля 1998 года. Но оно также осталось невыполненным.

Серьезно стоит проблема бродяжничества и попрошайничества малолетних. Новое Правительство, отметил министр, с первых своих шагов вплотную занялось этим вопросом, но без местных исполнительных органов власти вопрос с места не сдвинется, считает он.

Сегодня на профилактическом учете в полиции состоят 383 600 человек. Из них 160 373 алкоголика, 51 089 ранее судимых, 85 942 семейных дебошира, 46 тысяч наркоманов, а также 25 960 несовершеннолетних. Все они требуют к себе внимания не только со стороны полицейских, но и педагогов, врачей, психологов. При этом, по мнению К. Сулейменова, комплекс профилактических мер государственных органов и общественности нужно предусмотреть в Программе борьбы с преступностью на 2003-2004 годы, которую разрабатывает МВД.

Министерство уже приняло программу специальных мероприятий по предотвращению, раскрытию и расследованию краж чужого имущества, составляющих ровно половину в общей массе совершенных преступлений. При этом, как отметил министр, упор будет делаться на использование охранной сигнализации, увеличение участковых пунктов полиции. И здесь также нужна помощь акимов всех уровней. Было бы также полезным, по его мнению, если бы один из заместителей акима области персонально отвечал за профилактику правонарушений, то есть вместе с правоохранительными органами участвовал в реализации плана работы Совета по правовой политике, созданного при Президенте.

Реальным шагом в обеспечении прав граждан, считает он также, явилась бы не только гуманизация уголовного законодательства, то есть смягчение наказаний по Уголовному кодексу, но и дальнейшее упрощение уголовного процесса, особенно в части, касающейся следственного производства. Принятие этого предложения будет означать, что свыше 70 %, а это до 110 тысяч уголовных дел, будет заканчиваться в месячный срок, из них более трети - в срок до 10 дней. Естественно, речь идет об очевидных преступлениях, не представляющих особой сложности.

Обращаясь к главе государства, К. Сулейменов заметил, что полтора года назад на аналогичном совещании Н. Назарбаев жестко критиковал правоохранительные органы за плохое взаимопонимание. Сейчас положение, считает министр, иное. Созданный при Президенте Совет по правовой политике имеет план целенаправленных совместных действий, проводятся совместные коллегии, оперативно решаются текущие вопросы. Он также пообещал сделать все возможное для укрепления национальной безопасности и правопорядка.

Выступивший далее председатель Агентства финансовой полиции Болатбек БУЛГАКБАЕВ подробно остановился на проблеме уклонения от налогов. По его словам, это беда стран с рыночной экономикой.

Коротко рассказав об истории создания агентства, он отметил и ряд отрицательных тенденций. В частности, по его словам, не всегда выдерживались стратегические ориентиры. Так, в 2001 году количество уголовных дел по уклонению от уплаты налогов сократилось и составило в структуре всех преступлений всего 3 %. Меньше выявлено преступлений в сфере незаконного оборота цветных и черных металлов, наносящего многомиллиардные убытки экономике. На этом фоне расплодились десятки фирм, незаконно действовавших по определенной схеме.

В полтора раза возросли факты необоснованного возбуждения уголовных дел, которые рассматривались предпринимателями как неправомерное вмешательство в их деятельность. Снизился имидж финансовой полиции. Все это, отметил он, потребовало осуществления комплекса организационно-практических мер, направленных на изменение основных приоритетов. В первую очередь, органы финансовой полиции были ориентированы на устранение причин, порождающих экономические правонарушения, пресечение незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность, налоговых преступлений, других правонарушений, которые сдерживают развитие законного бизнеса. Все эти требования конкретизированы в приказе агентства от 1 декабря 2001 года "О мерах по совершенствованию оперативно-служебной деятельности органов финансовой полиции".

Важнейшее значение придано борьбе с уклонением от уплаты налогов. В результате выявлено 84 факта преступного уклонения от уплаты налогов, что вдвое больше прошлогоднего показателя. Пересмотрены критерии оценки работы. Ими стали только конечные результаты. Отменены так называемые валовые показатели возбуждения уголовных дел. Улучшилась координация и взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами.

С начала года, по словам Б. Булгакбаева, значительно усилена борьба с незаконным оборотом лома цветных и черных металлов. За два месяца выявлено 147 различных правонарушений.

Так, в Атырауской области фирма "Гази" с 2000 года осуществляла сбор, хранение, переработку и реализацию лома и отходов металлов без регистрации и специального разрешения, получив незаконный доход в 67 миллионов тенге. Ее деятельность пресечена в феврале этого года.

Совершенно новым и необходимым направлением стало активное пресечение незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность. За неполные три месяца этого года уже выявлено 24 таких преступления, что больше, чем за четыре предыдущих года вместе взятых. Впервые состоялся обвинительный приговор. Одновременно в 4 раза сократилось возбуждение уголовных дел по малозначительным фактам обмана потребителей и в 3 раза - по таким же нарушениям, связанным с акцизными марками. В несколько раз сократилось количество дел, возвращенных на доследование, просроченных и прекращенных. В 15 раз уменьшилось количество фактов необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Таким образом, по мнению Б. Булгакбаева, органы финансовой полиции не только снизили прессинг на предпринимателей, но на деле стали защищать бизнес от незаконного вмешательства со стороны чиновников.

В настоящее время, заметил он, раскрываются многоэпизодные дела с ущербом в сотни миллионов тенге в отношении высокопоставленных чиновников и бизнесменов. При этом являются беспочвенными обвинения в адрес финансовой полиции о так называемых заказах в отношении некоторых представителей оппозиции. Например, в Кызыл-ординской области в подпольном цехе обнаружено 11 тонн расфасованной поваренной соли, 3 тыс. пакетов и этикеток с фирменными знаками АО "Аралтуз". Соль не пригодна в пищу. А АО "Аралтуз", как известно, входит в систему "Астана-холдинг", возглавляемую Аблязовым.

Получается, заметил Б. Булгакбаев, когда финансовая полиция защищает интересы предприятий, связанных с представителями оппозиции, они об этом молчат, а когда их уличают в преступлении, вся оппозиция говорит о политическом заказе. Если следовать их логике, то финансовая полиция сидит и ждет, когда кто-то вступит в оппозицию.

Финполицией выявлено свыше 2 200 преступлений, в том числе немало в отношении руководителей государственных органов, других чиновников. Например, на днях арестован за взятку заместитель председателя областного комитета по гос-имуществу.

Говоря о проделанной работе, председатель агентства отметил, что снизились суммы доначисленных и взысканных налогов, так как финансовая полиция в новом Налоговом кодексе исключена из числа органов, имеющих право осуществлять налоговые проверки. Наблюдается снижение выявления хищений чужого имущества и организованной экономической преступности. Но агентством принимаются меры по устранению подобных недостатков. Таким образом, по его словам, финансовая полиция не утратила своего потенциала и в целом способна выполнять сложные задачи, гибко реагировать на изменение экономической ситуации и в криминогенной сфере.

В заключение своего выступления Б. Булгакбаев также остановился на проблемах, испытываемых ведомством. Одна из них связана с широко расплодившимися "фирмами-однодневками", преследующими цель обналичивания и "отмывания" денег. Учреждаются эти "фирмы", как правило, на подставных лиц, по чужим паспортам и недостоверным нотариально заверенным копиям. Преступники переводят многомиллиардные средства на счета этих "фирм", снимают наличными и исчезают. Так и формируется значительный теневой капитал. Противостоять этому, конечно, можно. Во всяком случае, как заявил Б. Булгакбаев, Агентством финансовой полиции совместно с Национальным банком во втором квартале будет разработан законопроект о борьбе с легализацией ("отмыванием") незаконных доходов.

Одновременно, считает он, надо в ближайшее время детализировать порядок регистрации юридических лиц, нотариального заверения подписей, получения крупных наличных средств в банках и усилить ответственность служащих за нарушение этого порядка. По инициативе агентства этот вопрос включен в план работы Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан.

Еще одна важная проблема касается ликвидации юридических лиц. Сейчас их задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды погашается в четвертую очередь или вообще не погашается. И вот почему. В первую, вторую и третью очереди погашаются долги, образованные по вине самого предприятия и его руководства: это ответственность за причинение вреда жизни и здоровью работников, налоги, зарплата. Вот и получается, что во многих случаях выгоднее ликвидировать юридическое лицо, чем платить налоги.

По мнению Б. Булгакбаева, в интересах доходной части бюджета как основы благополучия всех граждан необходимо задолженность по зарплате поставить в четвертую очередь. Мол, в демократическом государстве работник имеет свободу выбора работодателя и сам несет риск невыплаты ему заработной платы.

Если выступления руководителей ведущих правоохранительных органов заранее планировались, то появление на трибуне главы Нацбанка Григория Марченко оказалось для многих неожиданным. Между тем главный банкир страны поставил перед правоохранительными органами ряд отнюдь не заурядных вопросов, касающихся проблем ликвидации банков и страховых компаний. Ведь председателей ликвидационных комиссий назначают суды. И не всегда эти люди в силу слабой профессиональной подготовки способны справиться с возложенными на них обязанностями. Здесь, подчеркнул Г. Марченко, необходимо укреплять деловые контакты силовиков с представителями Нацбанка.

Вопросам повышения профессиональной квалификации служителей Фемиды, эффективности судебной деятельности была посвящена речь председателя Верховного суда Кайрата Мами. По его мнению, нередко судебные процессы затягиваются по вине исполнительных органов, которые стараются переложить на плечи суда решение насущных проблем региона. Пример тому - уже упоминавшееся банкротство МАЭКа, при котором бюджет недополучил 10 млрд. тенге налоговых платежей. Но этого мало - в тяжелейшей ситуации оказался огромный регион страны. Судебные органы трижды продляли срок реабилитации энергокомбината. Местные власти тем временем не смогли предложить какой-то приемлемой программы по оздоровлению экономики этого предприятия.

О введении в стране системы альтернативных видов наказания, де-криминализации ряда статей Уголовного кодекса говорилось в выступлении прокурора Северо-Казахстанской области В. Корчагина. Проблема личной безопасности судей и членов их семей была затронута на совещании, в частности, председателем Восточно-Казахстанского областного суда А. Секишевым.

Затем выступил Президент страны Нурсултан НАЗАРБАЕВ.

Как отметил глава государства, это совещание с руководящим составом правоохранительных органов, тем более в столь широком формате, - первое по истечении 10 лет независимости Казахстана. В этой связи можно подвести определенные итоги проведенной за это время работы.

В сфере законодательства, отметил он, завершено формирование правовой базы, позволяющей правоохранительной системе и судам успешно выполнять поставленные перед ними задачи. Приняты все необходимые кодексы, в том числе Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный и Административный. Действуют специальные законы, определяющие правовое положение абсолютного большинства правоохранительных органов, а также судов и судей. Казахстан первым среди стран СНГ принял Закон "О борьбе с коррупцией".

Таким образом, по его словам, законодательной базы более чем достаточно, и ссылки на ее нехватку или на ее несовершенство уже не должны приниматься во внимание при оценке состояния дел в правоохранительной сфере.

С 1 января 2001 года значительно повышена заработная плата военно-служащих и сотрудников правоохранительных органов. По итогам года закрыты все задолженности бюджета по правоохранительным органам.

Немало сделано за эти годы и самими правоохранительными органами, которые также пережили период трудных реформ, психологического переустройства сознания. Сейчас это время уже уходит. Другими словами, нужный потенциал для нормальной работы имеется.

Та оценка состояния правопорядка в стране, которая дана в докладе Генерального прокурора и детализирована в выступлениях других должностных лиц, в целом достаточно объективна, отметил Н. Назарбаев и далее в своем выступлении остановился на актуальных задачах стратегического характера и определил пути их разрешения.

Первое - это концептуальные задачи, вытекающие из требований Конституции страны.

На конституционном уровне страна провозгласила, что высшими ценностями в Казахстане являются человек, его жизнь, права и свободы. Поэтому защита законопослушных граждан, их прав, свобод и законных интересов является приоритетной задачей правоохранительных органов, отметил Нурсултан Абишевич, особо подчеркнув, что это он говорит как Президент страны, как гарант Конституции.

Правоохранительные органы, считает он, должны быть не только инструментом карательной политики государства. Применяя уголовные репрессии, людям в форме надо помнить, что эти методы не самоцель, а средство защиты прав граждан, интересов общества и государства. Средство не должно заслонять конечную цель. Люди должны чувствовать себя в без-опасности, настала пора повернуться в сторону простого человека. Более того, каждый казахстанец и гость нашей страны должен видеть в полицейском своего защитника, человека, который может прийти на помощь в любую трудную минуту. Если надо - оказать первую медицинскую помощь. Наш полицейский должен иметь имидж защитника и помощника, а не пугала, отметил он.

Глава государства в своем вы-ступлении затронул и вопросы, касающиеся гуманизации уголовной политики. Нурсултан Абишевич отметил, что по его указанию подготовлен законопроект о декриминализации ряда статей Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов. В нем установлены дополнительные основания для досрочного освобождения осужденных, вставших на путь исправления, вводится новый вид наказания - ограничение свободы.

Смягчению мер уголовно-репрессивного характера будет способствовать также расширение оснований прекращения уголовного преследования за счет примирения обвиняемого с потерпевшим в случаях, не представляющих серьезной общественной опасности.

Главное - это восстановить нарушенное право человека, а не направить как можно больше людей в места за-ключения. И если такое право потерпевшего восстановлено, он не имеет претензий, то проведена работа не "на корзину", а на восстановление справедливости. Именно с таких позиций нужно оценивать работу правоохранительных органов. Рассмотрение этого законопроекта я объявил приоритетным, подчеркнул Президент.

Гуманизация уголовной политики - это не попытка разгрузить тюрьмы, как кое-кто трактует нашу инициативу, а принципиально иное. Известный тезис о том, что предупредительное воздействие наказания не в его жесткости, попустительстве, а в его не-отвратимости, должен наполниться реальным содержанием. Пока же принцип неотвратимости наказания реализуется далеко не в полной мере.

Что же касается тяжких преступлений, тем более совершаемых рецидивистами, то здесь ни о какой гуманизации речи быть не должно.

Особо остановился глава государства в своем выступлении на соблюдении конституционных прав лиц, вовлеченных в уголовный процесс. Следует вести, по его мнению, самую непримиримую борьбу со всеми, кто нарушает законность при расследовании уголовных дел. Кстати, на этот счет Президент уже дал указание включить в Уголовный кодекс в соответствии с рекомендациями Комитета ООН против пыток специальную статью, предусматривающую ответственность за их применение. Это, по его мнению, будет еще одной гарантией прав человека.

Надо отдавать себе отчет в том, что ни один закон не сработает, если его не будут претворять в жизнь честные, порядочные работники, настоящие профессионалы.

Отсюда Президент определил второе стратегическое направление в деятельности правоохранительных органов - это формирование правильной кадровой политики. Ведь их в последние годы захлестнула в полном смысле кадровая "чехарда". Особенно это касается финансовой полиции и других органов, отдельные руководители которых назначались на должности всего на несколько недель.

При этом стало традицией проводить повальную замену работников после того, как приходит новый руководитель.

Особо отметил Н. Назарбаев проблему, касающуюся чистоплотности сотрудников. Потерявшие честь и совесть офицеры правоохранительной системы должны квалифицироваться как предатели - предатели вверенного им дела, интересов своего государства, своих товарищей. И это клеймо не должно оставлять им надежды на работу в системе впредь, заметил глава государства, поставив при этом вопрос: почему порой судьба граждан вверяется проходимцам, лентяям и недоучкам в погонах? Кто вручал им дипломы о юридическом образовании?

Понасоздавали академий, институтов, а качество преподавания в абсолютном большинстве из них - самое никудышное. Не слишком ли накладно для страны иметь несколько десятков вузов и факультетов в местах, где порой и преподавателей-то не найти?

Своей Администрации и Правительству Н. Назарбаев поручил жестко отслеживать реализацию кадровой политики в правоохранительных и фискальных органах.

Третье, на что следует обратить особое внимание, сказал Президент, - борьба с детской и подростковой преступностью, преступлениями в сфере экономики, организованной преступностью, коррупцией, наркоманией и наркобизнесом.

Серьезную тревогу, отметил он, вызывает состояние детской преступности. Криминализация подростковой среды в стране достигла угрожающих размеров. Эффективного противодействия этому, по сути, нет. В школах уже имеются лидеры групп учащихся антиобщественной направленности, с детства прививаются воровские традиции.

Президент призвал решительно бороться с этими явлениями, иначе здорового будущего у нас не будет. Из всех ранее действовавших в стране спецшкол осталась только одна - в городе Таразе. Проблема назрела и требует решения. Возможно, настало время разработать специальный закон, посвященный профилактике детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, сказал Нурсултан Назарбаев, отметив, что ждет на этот счет предложений.

По-прежнему, считает глава государства, остается неэффективной борьба с экономической преступностью. Экономическая безопасность государства представляет собой очень сложную, разноплановую и многофункциональную систему. Следуя общепринятым в мире критериям, полагает он, нельзя утверждать, что в Казахстане уровень преступности поднялся до угрожающих национальной безопасности размеров. Но тем не менее экономическая преступность в разных ее проявлениях поразила многие сферы - отношения собственности, производство и распределение произведенного продукта и прибыли, финансовый и банковский секторы, сферу управления, внешнеэкономическую деятельность и так далее.

Однако Агентство финансовой полиции, а вместе с ним и Девятое управление МВД не обеспечивают в должной мере выполнения возложенных на них задач, заметил Президент. Поэтому надо навести порядок в органах финансового контроля. Есть финконтроль Минфина, на местах, Счетный комитет Парламента. Но когда доходит дело до ревизии в связи с преступлением - некому эту ревизию вести.

За более чем семь лет существования финансовая полиция так и не научилась, отметил глава государства, выявлять налоговые преступления, которые в прошлом году составили всего 2,7 процента от общего количества раскрытых преступлений. К тому же и нажима на эту службу и ходоков немало. Возможно, надо повысить независимость финансовой полиции.

Серьезные нарекания вызывает работа таможенных органов. Здесь плохо налажено выявление контрабанды и уклонений от уплаты таможенных пошлин.

В течение ряда лет таможенники, пограничники и полицейские, заявил Президент, никак не могут справиться с криминальной ситуацией на казахстанско-китайской границе. Преступники просто подмяли государственные органы. В результате государство несет колоссальные убытки. Данные отчетности китайских и наших таможенников, например, за 2000 год и первое полугодие 2001 года по экспорту-импорту расходятся на несколько сотен миллионов долларов, естественно, не в пользу Казахстана.

Само собой, потери республиканского бюджета значительны.

С учетом масштабности нанесенного государству ущерба Н. Назарбаев выразил пожелание, чтобы Генеральная прокуратура и Министерство государственных доходов проверили эти факты и пресекли беззаконие.

Хаотичностью и нескоординированностью страдает сегодня борьба с экономической преступностью. Между тем сама экономическая преступность носит системный характер. И бороться с нею надо не фрагментарно, а комплексно воздействовать на все блоки экономических отношений, подвергшихся криминальному заражению. Это общеизвестно, сказал Президент, заметив, что по предложению Правительства в феврале прошлого года он утвердил Концепцию борьбы с правонарушениями в сфере экономики на 2001-2003 годы, в которой предусмотрен именно системный подход к борьбе с экономической преступностью. Но концепция не работает. Новое Правительство должно сделать из этого соответствующие выводы.

Не приносит должного результата борьба с организованными преступными группировками, заявил глава государства. МВД рапортует о ликвидации в прошлом году 113 организованных преступных групп и привлечении к уголовной ответственности 178 их организаторов, но осуждено за создание таких групп и банд всего 13 человек. Куда же делись остальные? Складывается нелицеприятное впечатление, что эти группы действительно профессионально организованы и подготовлены, в отличие от самих защитников правопорядка. Ведь приняты законы, обеспечивающие безопасность свидетелей, в Уголовный кодекс включена норма, позволяющая освобождать от ответственности участников преступных группировок, если они дают показания против соучастников. Увы, результатов пока нет.

Ослаблена, по мнению Нурсултана Абишевича, борьба с коррупцией. В целом эту проблему заболтали на различных совещаниях и конференциях. А системной, действенной работы как не было, так и нет. Потому нет и реальных результатов.

В прошлом году МВД прекратило четверть уголовных дел этой категории, из них 2/3 в связи с незаконным возбуждением дел. А с другой стороны, тысячи мелких чиновников осуждены за так называемые "коррупционные преступления". Хотя все было давно известно. Лишь в конце 1999 года было начато вялое расследование ряда крупных дел, нанесших государству большой урон в энергетическом секторе, на транспорте, в системе государственных материальных резервов. И только сейчас новое руководство финансовой полиции и прокуратура начали действовать. Будем считать это началом серьезной работы по борьбе с коррупцией, заметил Президент.

Остановился он в своем выступлении и на уголовных делах, возбужденных в отношении ряда должностных лиц, занимавших достаточно высокие посты. Среди них бывший министр энергетики, руководители Госматрезервов, отдельные акимы. Отстранен от должности министр транспорта в связи с расследованием уголовных дел. Некоторые из них ради своего спасения тут же "пошли в политику". Но закон един для всех. При этом чем выше должность чиновника, тем больше требований к нему. Репутация же членов Правительства, акимов, сотрудников Администрации Президента, судей, работников правоохранительных органов, подчеркнул Н. Назарбаев, должна быть безупречной. С другой стороны, преступники всегда будут стараться очернить, оговорить тех, кто с ними борется, используя нередко для этого СМИ, апеллируя к общественности, в том числе и международной. Но нужно помнить, что народ заинтересован в том, чтобы правоохранительные органы выявляли, наказывали воров и казнокрадов. При этом действовать надо смело, но четко, соблюдая принцип верховенства закона.

Мы знаем, сказал глава государства, что и бизнес, и общественность, и СМИ, и политики, и депутаты - все выступают за борьбу с преступностью и коррупцией. Так пусть помогают, а не защищают провинившихся. Но виновным может признать только суд и никто другой. Он также отметил, что мы вырастили поколение деловых людей, нам нужен бизнес, особенно малый и средний, и мы должны их поддерживать. Но они ни прямо, ни косвенно (через своих людей во власти) не должны вмешиваться в принятие политических решений.

Недавно председатель ПАСЕ Петер Шредер заявил в печати: "Нам также необходимо объяснить, что соблюдение прав человека не означает мягкотелости в отношении к преступникам".

И я, сказал Президент, намерен создать специальный орган, который будет заниматься вопросами предупреждения коррупции и контролем хода расследования таких дел, в том числе в высших эшелонах власти.

Не на должном уровне, считает он, проводится борьба с наркоманией и наркобизнесом. Этой проблеме нужно уделять первостепенное внимание и понимать, что простыми наскоками наркоманию не устранить. Проблему порождают не мелкие торговцы и наркокурьеры, которых ловят в поездах. Нужно искать и выявлять организаторов этого дела, перекрыть каналы наркотрафика на территории страны.

До сих пор не ощущается координирующей роли Комитета по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. Становление комитета затянулось. Да и нужен ли он вообще в системе юстиции, задался вопросом Президент. Надо, по его мнению, передать эту функцию МВД.

Не всегда отвечает требованиям, сказал Н. Назарбаев, состояние отправления правосудия, да и сама судебная деятельность представляет серьезную проблему.

В последние годы государство сделало для судебной системы значительно больше, чем для других органов. Принят целый блок важных для правосудия законов, укрепились независимость, самостоятельность и статус судей. Они стали самыми высокооплачиваемыми служащими. Есть и положительные результаты в работе судов. Однако по-прежнему немало незаконных судебных решений, жалоб о волоките, предвзятом ведении процессов.

Год назад говорили, что нужно четко установить подсудность между судами. Приняли такой закон. Но дела по-прежнему "гуляют" по судебным инстанциям, не находя законного решения. Создали экономические суды, приступили к образованию административных судов.

Вопросы кадровой политики в системе правосудия стоят не менее остро, чем в правоохранительных органах. Следует более тщательно, считает Президент, подходить к вопросам отбора кандидатов в судьи, исключить попадание в судейский корпус случайных, не отвечающих высоким профессиональным и нравственным требованиям лиц.

Реформируя судебную систему, отметил он, мы стремились к по-строению независимой судебной власти. И сегодня освободить судью от должности по отрицательным мотивам невозможно без согласия структур судейского сообщества.

Когда вводили эти новшества в закон, сказал глава государства, ему говорили, что возрастет требовательность к судьям, ссылались на опыт других стран, где судьи проявляют поразительную принципиальность по отношению к проступкам своих коллег. Может быть, где-то это так, но не у нас. Поэтому необходимо внести изменения в соответствующие законы. Надо изучить также вопрос о введении дополнительных механизмов воздействия на судебную систему в целом, без вмешательства в рассмотрение конкретных дел по существу и без подмены существующих судебных инстанций. Высший судебный совет должен играть в этом процессе более активную роль.

Пользуясь присутствием акимов, Н. Назарбаев отметил, что их роль в борьбе с преступностью еще далеко не достаточна. Нельзя, считает он, ограничиваться оказанием правоохранительным органам финансовой и материальной помощи. Акимы должны быть организаторами этого процесса, а не самоустраняться от этой работы.

Исполнение республиканских и региональных программ по борьбе с преступностью не контролируется. За обеспечение общественного порядка в регионах, согласно закону, несут ответственность именно акимы. По сути, проблемы борьбы с так называемой уличной преступностью, той же детской безнадзорностью - все это вопросы акимов. И если хулиганы, пьяницы и дебоширы чувствуют себя вольготно на улицах городов и сел, то в этом львиная доля вины акиматов, подчеркнул Президент.

Полномасштабная и целена-правленная работа правоохранительных органов, считает он, должна координироваться созданным его решением Советом по правовой политике во главе с вице-премьером Б. Мухамеджановым. Правительству надо активизировать его работу. В его состав включены руководители право-охранительных органов и у совета достаточно прав, чтобы решить все вопросы.

Но координация не должна ограничиваться только деятельностью силовых и фискальных структур. С этим довольно успешно сегодня справляется Генеральный прокурор. И только ради этого не стоило создавать совет.

Если экономическая преступность носит системный характер, то так же системно обусловлена и вся преступность в целом. Поэтому совет должен координировать работу больше по предупреждению преступности, отметил Президент, поручив совету рассмотреть эти вопросы и, приняв соответствующие меры, доложить ему о проделанной работе.

Как правило, криминогенная ситуация более или менее благополучна только в тех странах, где найдена рациональная формула соотношений усилий государства, исполнительной власти по всей вертикали, правоохранительных структур и гражданского общества с его многочисленными институтами.

Мы, сказал Нурсултан Назарбаев, живем в демократической стране, где свобода слова и независимые средства массовой информации - важнейшие элементы гражданского общества. Мы намерены всемерно углублять демократию и свободу. Поэтому и власти, и правоохранительным органам надо ориентироваться на новые реалии. Надо учиться слушать оппозицию, другое мнение, находить компромисс. Но демократия может сохраниться и развиваться только в законопослушном обществе, стабильном государстве. Иначе хаос и откат в прошлое. Поэтому и все СМИ, отстаивая постулаты свободного общества, обязаны целенаправленно внедрять культ законопослушного поведения, формировать уважение к закону, к подлинным духовным ценностям, общепринятым нормам поведения.

Некоторые стали иронизировать над словом "стабильность". Это может означать лишь то, что она их просто не устраивает, подчеркнул глава государства. Но это уже прямая угроза демократии.

К величайшему сожалению, сказал он, мы недооцениваем опаснейшей тенденции современности - криминализации общественного сознания. Процесс этот неуклонно нарастает и становится труднообратимым. Не последнюю роль в этом играют средства массовой информации.

Кстати, на ряде международных форумов, где обсуждались вопросы предупреждения преступности, в том числе проводимых под эгидой ООН и ОБСЕ, государствам-участникам рекомендовалось выработать меры, касающиеся ответственности СМИ, включая Интернет, за эскалацию агрессии, распространение преступных взглядов, обучение насилию, особенно несовершеннолетних.

Пусть не поймут меня неправильно, отметил Нурсултан Абишевич, я все эти годы поощрял создание свободных средств массовой информации. Они у нас есть. Это тоже наше достижение. Любые претензии к прессе должны быть только на основе закона. Не обижаться на критику в СМИ, а отвечать. Средства массовой информации - помощники государства в борьбе с преступностью. Я - на стороне свободных СМИ. Я только прошу все СМИ беречь страну, любить ее, беречь свободу. Главное - соблюдать законность самим.

Вопросы, о которых шла речь, а также согласованные пути их решения должны, на взгляд Нурсултана Назарбаева, найти отражение в Концепции правовой политики. Не определив общих стратегических направлений развития государства и права, нельзя ждать успешного разрешения частных вопросов. Эта концепция должна быть готова до конца первого полугодия, заявил он.

Мы законно гордимся стабильностью в нашем обществе. Это то главное, за счет чего удалось добиться успехов в строительстве государства. Именно поэтому идут инвестиции, развивается страна. Мир и согласие, дружба и доверие между гражданами многонациональной страны - самое главное, чего хотят люди. И для Президента, как отметил Нурсултан Назарбаев, это главный наказ народа, и он будет его выполнять. Это главная задача правоохранительных органов. Все, что работает против этого, - антизаконно. Именно так. Это и требование Конституции страны. А право-охранительные органы как раз и служат Конституции.

Полагаю, настало время, когда правоохранительные органы, любые ведомства исполнительной власти должны усвоить: за свои участки они отвечают самостоятельно, без лишних напоминаний и сполна, сказал, заканчивая свою речь, Президент и напоследок добавил, что ждет от правоохранительных органов дисциплины, ответственности за порученное дело и, если хотите, сверхактивности. По-иному сейчас нельзя!

Источник - Казахстанская правда
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1017607620
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх