КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 07.03.2002
18:33  Трансафганский нефтепровод - американская компания Enron финансировала талибов
16:42  З.Бжезинский - "Россия должна аплодировать США за Афган"
12:55  "Номад" - Военные тайны Казахстана в изложении МО М.Алтынбаева
12:52  Спецназ США недоволен своим командованием и жалуется - В Афганистане нас убивают!
12:36  Министерство коммуникаций Казахстана упорно прессует неугодные (пророссийские) СМИ
02:01  Т.Медеу-улы - "Ислам и власть в Центразии: исламизация простонародья и вестернизация власти"
01:51  Н.Байрамова - "О национальной женской трагедии в Туркмении". Дню 8 марта посвящается
01:44  "РБН" - Н.Назарбаев пообещал увольнять за отсутствие под боком жены
01:32  Узбекские археологи нашли пропавший 1000 лет назад город амазонок Пайкенд
01:25  Китайский МИД официально опроверг доклад о правах человека ГосДепа, обвинив США в "массовых нарушениях" тех же прав
01:16  В Казахстане расширены полномочия главы спецслужбы КНБ. Внуки Феликса тянут свои чистые руки
01:04  "El Mundo" - "Испанский госпиталь в Баграме забит ранеными американцами"
01:01  Узбекистан пытается реанимировать транспортный проект ТРАСЕКА. Обещает подстегнуться Япония
00:53  А.Ципко - "Почему наши политики и СМИ не вспоминают о русском Усть-Каменогрске, где очень неуютно русскому населению"
00:47  Ниязов заметает следы талибской наркоторговли. Подлинные причины зачистки туркменских КНБистов
00:35  Миротворцы в Кабуле поковыряли старую советскую ракету - 5 трупов (3 датчанина и 2 немца)
00:30  Н.Исингарин (зам. генсека ЕврАзЭС) - "Какое будущее ждет Содружество?"
00:24  СМИ.ru - Окончательные итоги Чимбулакского саммита - лыжи, скука, топтание на месте и пустота
00:20  Задержан гражданин Бельгии, причастный к убийству Масуда
00:17  МВД Киргизии - а не легализовать ли опийный мак? И запретить Интернет, который способствует наркоторговле
00:09  Г.Беляков (Ассоциация русских в Казахстане) - "Закон о гражданстве РФ - носит вражеский характер". Обращение к В.Путину
Среда, 06.03.2002
12:30  Итог индо-мусульманской резни в Гуджарате - 600 погибших
12:10  Необычайно сильное землетрясение в Центразии вызвано американскими бомбами ?
12:09  Визит Карзая в Туркмению перенесен в связи с землетрясением в Афганистане
12:08  В Компанию "Казатомпром" (уран) вернулся старый начальник
02:19  Китайская сенсация. Чжу Жунцзы на сессии ВСНП обвинил в коррупции собственное правительство, по списку
02:11  Азербайджан просверлил в Каспии очередную пустую дыру. Нефти нет
02:03  Правда.Ру - "Киргизия планирует поднимать свое производство с помощью России"
01:55  HALAL.RU - впервые в рунете появился сайт, посвященный питанию в соответствии с нормами Шариата
01:49  Ответ МИД Таджикистана на оскорбительные высказывания А.Котенкова (представитель Президента РФ в Думе)
01:47  "Моя Столица" - Страсти по авиабазе "Манас". Визг, как средство выдавить из Вашингтона доп. $?
01:39  В Туве нашли самый крупный (за всю историю) золотой клад скифов. Докопались!
01:33  А.Омарова - "Медиа-холдинги на информационном поле Казахстана". Молчание ягнят?
01:25  "Миротворцам" в Киргизии запрещено общаться с местными проститутками. Привезут своих?
01:17  Акима Кустаная (Казахстан) пенсионеры из движения "Поколение" решили судить
01:09  Чего не нужно знать правоверному. Духовное управление мусульман РФ и СНГ определило список из 90 "вредных книг"
00:52  Еще один высокопоставленный туркменский дипломат бросил С.Ниязова на произвол судьбы
00:46  Славянское движение "Лад" (Казахстан) спикеру Думы Г.Селезневу - "Воссоедините русский народ!"
00:41  М.Берникер - "Китай занимается уничтожением влиятельных членов уйгурской общины"
00:35  Совместное узбеко-афганское заявление. Итог визита Х.Карзая в Ташкент
00:27  Киргизские министры сдают Н.Танаеву (1-й вице-премьер) экзамен по PC (компутер)
00:24  "Россия в Средней Азии и на Кавказе: "Центр силы" постсоветского пространства". Доклад
00:19  Дальнейшие подвижки в туркменских спецслужбах. "Незаконные обыски" - это нехорошо
00:06  Упрощенный порядок приобретения гражданства РФ останется только для казахстанцев. Остальным - в Канаду?
00:01  Страна.Ru - "США уже пинают тех, кто им помогает". Режимам Центразии посвящается...
Вторник, 05.03.2002
18:14  Киргизская милиция взяла в плен двух узбекских пограничников. Будни добрососедства
11:29  Рахмонов пригласил Афганистан в ОБСЕ, чем заслужил благодарность США
11:25  И.Каримов подарил Х.Карзаю 18 автомобилей. На прощание
11:13  "Парламентская газета" - Неизвестная Туркмения. Золотые статуи на фоне прогресса
11:10  А.Дубнов - "Возвращение Талибана. Большие войны в Афганистане начинаются весной"
02:10  "El Pais" - "Испания, как основная база "Аль-Каеды" в Европе"
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Н.Исингарин (зам. генсека ЕврАзЭС) - "Какое будущее ждет Содружество?"
00:30 07.03.2002

Прошло меньше недели после Алматинского, весьма плодотворного, по признанию самих участников, саммита глав государств - участников Содружества Независимых Государств. Новые реалии межгосударственного сотрудничества на постсоветском пространстве оценивает заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС доктор экономических наук Н.К. ИСИНГАРИН.

Как известно, в конце 1991 г. Содружество Независимых Государств создавалось как инструмент координации внешнеполитической деятельности, сохранения тесных экономических связей в условиях перехода к рыночным формам хозяйствования, развития гуманитарного сотрудничества и отношений свободного общения между поистине братскими народами бывшего Союза. Главы государств Содружества смогли провести мирный, хотя и весьма болезненный вследствие разрыва экономических связей процесс перехода от единого тоталитарного государства к формирующим демократическое общественное устройство государствам. Однако заключенный Договор о создании Экономического союза, решения о формировании Таможенного и Платежного союзов, а также сотни других договоров, соглашений и протоколов остались на бумаге.

В 1996-1998 гг. Содружество подверглось жесточайшей критике со стороны политиков и экономистов, широкой общественности за неспособность провести экономическую и политическую интеграцию. Но к сожалению, общие интересы объективно не могли стать решающими в период становления новых независимых государств.

Президентами в той ситуации был создан дополнительный механизм по выводу Содружества из критического состояния - специальный международный форум. В результате его работы, благодаря активным усилиям со стороны правительств, в 1999-2000 гг. был принят пакет новых основополагающих документов: Декларация об основных направлениях развития Содружества, Программа действий по развитию СНГ до 2005 г., Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г., тем самым эта задача была признана главной на данном этапе. Были приняты также решения о совершенствовании и реформировании структуры органов СНГ с созданием единого исполнительного, административного и координирующего органа.

Однако сразу многие эксперты, в том числе и автор данного материала, высказали сомнение в том, что проведенное уточнение целей и реорганизация структуры и деятельности Содружества дадут ощутимый результат. Позволю процитировать самого себя: "Ситуация мало изменилась даже после принятых в 2000 г. решений о совершенствовании деятельности Содружества. На наш взгляд, необходимо продолжить поиск решений по ряду аспектов организационно-правового механизма, а именно - конкретизировать международную правосубъектность: в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991г. констатируется: высокие договаривающиеся стороны образуют Содружество Независимых Государств. По уставу (утвержден 22 января 1993 г.) Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями… является специфической формой взаимодействия новых независимых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве".

Что касается будущего Содружества, то я продолжаю считать, что есть три возможные перспективы.

Первый вариант. Содружество прекратит существование, но не сразу, а по мере развития процесса постепенного выхода отдельных государств из сис-тем договоренностей в рамках СНГ. Это пессимистичный вариант развития собы-тий.

Второй вариант. Ситуация будет оставаться неопределенной достаточно длительный период. Главы государств и правительств периодически (1-2 раза в год) будут проводить встречи, принимать необязательные к исполнению реше-ния, причем не все 12 лидеров будут подписывать документы. Это будет боль-ше похоже не на Содружество, а на систему периодических консультаций по общим вопросам.

Третий вариант - оптимистичный. Государства СНГ постепенно реали-зуют решения о режиме свободной торговли и мерах по взаимовыгодному сближению экономик, восстановлению эффективных торговых и кооперационных связей, продолжат реформирование органов Содружества и поддержат усилия по активизации их деятельности, создадут реально действующий орга-низационно-правовой механизм.

Безусловно, выгоднее в историческом, глобально-политическом плане был бы третий вариант, по крайней мере для абсолютного большинства госу-дарств СНГ.

И все же, на наш взгляд, в ближайшем будущем решительного движения по третьему варианту не произойдет. Содружество сохранится как организация, в которой государства-участники будут обмениваться мнениями по самым различным аспектам поли-тической, общественно-социальной, экономической сфер, и там, где возможно достижение единства мнений и позиций большинства, оформлять их соответст-вующими договорами и соглашениями. В частности, это реализация Соглаше-ния о создании зоны свободной торговли, проблемы коллективной безопасно-сти, борьбы с международным терроризмом, религиозным экстремизмом и другими угрозами. И это немало. Требовать большего от Содружества - нереально, да и вряд ли есть в этом необходимость.

Алматинский саммит внес новые моменты в определение будущего Содружества.

Во-первых, саммит проходил в условиях, когда в странах Центральной Азии уже развернуты военные базы антитеррористической коалиции, и в первую очередь Соединенных Штатов, а в Закавказье появились американские военные в качестве главных военных консультантов в проведении будущих антитеррористических операций. Все это оказывало серьезное влияние и на повестку дня, и на сам ход дискуссии. Об этом говорил и В. Путин, делая выводы в отношении антитеррористических операций и перспектив ситуации в Афганистане, и И. Каримов, имея в виду непосредственную границу с Узбекистаном горячей точки, и даже А. Лукашенко, беспокоясь о влиянии событий на Содружество и Договор о коллективной безопасности. Э. Шеварднадзе давал свою оценку дальнейших шагов США, перенесших свои действия в Грузию.

Во-вторых, все больше и больше каждый саммит уплотняется целой серией двусторонних переговоров, и нынешняя встреча изобиловала такими моментами. В условиях все более усиливающегося американского присутствия уже по всему периметру южных рубежей России необходимо не на словах, а на деле постараться сохранить свое влияние в политической, экономической и военной сферах. Для укрепления этих связей формат двусторонних отношений с решением конкретных проблем, с учетом взаимных интересов представляется более действенным, чем никого и ни к чему не обязывающее сотрудничество в рамках СНГ.

В-третьих, совместное заявление четырех нефте- и газодобывающих стран - Казахстана, России, Туркмении и Узбекистана - о взаимодействии в вопросах энергетической политики и обеспечения защиты интересов стран - производителей природного газа свидетельствует, что проблемы экономического взаимодействия решаются успешнее узким кругом заинтересованных стран. Не секрет, что все больший вес приобретает Евразийское экономическое сообщество пяти государств, встреча глав правительств которых прошла в Москве всего за два дня до саммита СНГ и где обсуждались именно проблемы экономической интеграции.

В-четвертых, несмотря на складывающуюся ситуацию, у государств - участников Содружества есть еще много общих проблем. Это и реализация решения о свободной торговле и экономическом взаимодействии; это гуманитарное и культурно-информационное сотрудничество; борьба с международным терроризмом, религиозным и национальным экстремизмом; упорядочение и пресечение нелегальной миграции; проблемы перекрытия каналов и путей наркотрафика; проблемы русскоязычных граждан и социальная стабильность в государствах; это и свои горячие точки - Абхазия, Приднестровье, Чечня, Карабах и многие другие проблемы, требующие согласованных решений.

Наконец, сегодня стало реальностью не только Содружество, но и Евразийское экономическое сообщество, и ГУУАМ, и Союзное государство Беларуси и России. Продолжается поиск новых форм регионального взаимодействия, главы четырех государств подписали документы новой организации - Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС), которая призвана решать сходные с Содружеством проблемы, но в рамках одного региона. В своей деятельности Содружество как самая широкая коалиция не может не учитывать эту реальность. Критика отдельными лидерами созданных не ими организаций не укрепляет Содружество и не способствует сближению позиций. Наоборот, Содружество должно учитывать деятельность каждого "малого" образования.

Все это, безусловно, делает актуальной разработку Россией (о чем решили на саммите) концепции дальнейшей стратегии деятельности, своего рода проекта реформы СНГ. В этой связи, наверное, еще раз полезно обратиться к опыту Европы. Мы в последнее время много говорим о достижениях Европейского союза, объединяющего только 15 государств, и звучат призывы воспринять только его опыт. Но во-первых, в Европе почти два десятка различных объединяющих организаций, многие из которых действуют успешно в пределах поставленных целей; во-вторых, Европейское объединение угля и стали (прародитель Европейского союза) начиналось с создания наднационального органа, которому были переданы широкие права. Органам Содружества ни одно государство сегодня не передаст даже малой части своего суверенитета, а без этого путь Европейского союза закрыт для СНГ. Это все равно что локомотивом широкой советской колеи попытаться проехать по узкой Европейской путевой колее.

Концепцию надо делать, ориентируясь на решение реальных задач, вписывая в нее все организации внутри Содружества. Конспективно можно было бы предложить такую схему: Содружество - общеполитическое сотрудничество, проблемы безопасности, гуманитарное и общеэкономическое взаимодействие; тесная экономическая интеграция по примеру Европейского союза; Россия - Беларусь - тесная политическая и экономическая интеграция, ЦАС - органичная часть СНГ по решению своих проблем и т. д. Такой подход позволил бы постсоветскому пространству быть общим, в котором нашли бы место и апробировались разные формы тесного сотрудничества составляющих его государств. И обязательно надо определить организационно-правовой механизм деятельности каждого объединения, исполнения принятых решений и взаимодействия между ними.

Для Содружества более интересным был бы опыт Совета Европы, который, не претендуя и не конкурируя с Европейским союзом, успешно решает свой круг вопросов. Но концепцию третьего реформирования СНГ еще есть время обсудить детально.

Источник - Экспресс-К
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1015450200
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх