КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 06.03.2002
12:30  Итог индо-мусульманской резни в Гуджарате - 600 погибших
12:10  Необычайно сильное землетрясение в Центразии вызвано американскими бомбами ?
12:09  Визит Карзая в Туркмению перенесен в связи с землетрясением в Афганистане
12:08  В Компанию "Казатомпром" (уран) вернулся старый начальник
02:19  Китайская сенсация. Чжу Жунцзы на сессии ВСНП обвинил в коррупции собственное правительство, по списку
02:11  Азербайджан просверлил в Каспии очередную пустую дыру. Нефти нет
02:03  Правда.Ру - "Киргизия планирует поднимать свое производство с помощью России"
01:55  HALAL.RU - впервые в рунете появился сайт, посвященный питанию в соответствии с нормами Шариата
01:49  Ответ МИД Таджикистана на оскорбительные высказывания А.Котенкова (представитель Президента РФ в Думе)
01:47  "Моя Столица" - Страсти по авиабазе "Манас". Визг, как средство выдавить из Вашингтона доп. $?
01:39  В Туве нашли самый крупный (за всю историю) золотой клад скифов. Докопались!
01:33  А.Омарова - "Медиа-холдинги на информационном поле Казахстана". Молчание ягнят?
01:25  "Миротворцам" в Киргизии запрещено общаться с местными проститутками. Привезут своих?
01:17  Акима Кустаная (Казахстан) пенсионеры из движения "Поколение" решили судить
01:09  Чего не нужно знать правоверному. Духовное управление мусульман РФ и СНГ определило список из 90 "вредных книг"
00:52  Еще один высокопоставленный туркменский дипломат бросил С.Ниязова на произвол судьбы
00:46  Славянское движение "Лад" (Казахстан) спикеру Думы Г.Селезневу - "Воссоедините русский народ!"
00:41  М.Берникер - "Китай занимается уничтожением влиятельных членов уйгурской общины"
00:35  Совместное узбеко-афганское заявление. Итог визита Х.Карзая в Ташкент
00:27  Киргизские министры сдают Н.Танаеву (1-й вице-премьер) экзамен по PC (компутер)
00:24  "Россия в Средней Азии и на Кавказе: "Центр силы" постсоветского пространства". Доклад
00:19  Дальнейшие подвижки в туркменских спецслужбах. "Незаконные обыски" - это нехорошо
00:06  Упрощенный порядок приобретения гражданства РФ останется только для казахстанцев. Остальным - в Канаду?
00:01  Страна.Ru - "США уже пинают тех, кто им помогает". Режимам Центразии посвящается...
Вторник, 05.03.2002
18:14  Киргизская милиция взяла в плен двух узбекских пограничников. Будни добрососедства
11:29  Рахмонов пригласил Афганистан в ОБСЕ, чем заслужил благодарность США
11:25  И.Каримов подарил Х.Карзаю 18 автомобилей. На прощание
11:13  "Парламентская газета" - Неизвестная Туркмения. Золотые статуи на фоне прогресса
11:10  А.Дубнов - "Возвращение Талибана. Большие войны в Афганистане начинаются весной"
02:10  "El Pais" - "Испания, как основная база "Аль-Каеды" в Европе"
02:03  Газета.Kg - "Политическая элита современного Кыргызстана. Часть 4-я. Оппозиция"
01:58  Успехи афганских зенитчиков. Подбито два вертолета ВВС США, потери в живой силе противника
01:47  Труба зовет. Х.Карзай и И.Каримов обсуждают в Ташкенте проект нефтепровода через Афганистан
01:39  С.Грибов - "Фальшивый жемчуг. Фиаско крупнейшего туркменского нефтяного проекта"
01:26  Беспокойная наркограница. Продолжается тотальная переаттестация офицеров Таджикских погранвойск
01:19  ГосДеп США заступился за угнетаемое население Синьцзяна. Пекин пока молчит
01:12  Делегация ГосДумы России отказалась ехать в Киргизию
01:03  С.Ниязов "разобрался" с собственным КНБ. Его глава понижен в звании, два зама - уволены и разжалованы
00:51  Олег Рубец(Аль-Апшерони) - "Миротворцы Афганистану не помогут". Поверьте ветерану "афганцу", а ныне - исламскому деятелю
00:41  Верховный Суд Казахстана отказался узаконить референдум о выборности акимов. "Инициативных граждан" уличили в подлоге
00:35  Б.Шихмурадов - "Кто, где, когда и как это было". Воспоминания. Часть 1-я
00:20  Тюрбан - на место. Пленные талибы концлагеря "Рентген" в Гуантанамо (Куба) продолжают голодовку протеста
00:16  Газета СНГ - "Назарбаев поручил Путину активизировать интеграцию"
00:08  По-миротворить в Киргизию просится... Литва. Экзотика в камуфляже
Понедельник, 04.03.2002
11:56  Е.Борисова - "Институт президентства в Казахстане". Анализ механизма власти
10:48  "Courrier International" - Имперские амбиции Узбекистана... и соседних сатрапий
10:32  Съезд афганских полевых командиров намерен создать единую Армию. В ней будет почти 70 генералов
01:47  США готовит "последний и решительный" удар по талибам в районе Шах-и-Кот. В бой пойдет хваленый спецназ
01:34  "Евразия Сегодня" - Исмаилитская угроза Центральной Азии. Крыша мира (Памир) - готова съехать
01:27  Б.Какалыев - Свертывается туркмено-турецкое сотрудничество. Слишком много "накладок"
01:21  "Русский журнал" - "Другие русские". Россия лишила "своих" беженцев не только международных прав, но и гуманитарной помощи
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
А.Омарова - "Медиа-холдинги на информационном поле Казахстана". Молчание ягнят?
01:33 06.03.2002

Медиа-холдинги на информационном поле Казахстана
Омарова Айгуль

События в ноябре 2001 года и последовавшая затем в январе отставка премьер-министра Касымжомарта Токаева определили новый расклад сил в Казахстане. Если до этого все определялось наличием административных ресурсов, то теперь акцент перенесен на СМИ, с помощью которых происходит новый передел собственности.

Формирование общественного мнения посредством воздействия на массы силой газетных страниц и телевизионной картинки было, есть и остается одним из главных рычагов манипулирования общественным мнением на Западе, совершенствуясь по мере появления новых коммуникационных средств. У нас же, в силу сосредоточения СМИ в руках государства, до последнего времени не совсем полно осознавали их значение для завоевания сознания масс. Роль газет и журналов, радио и телевидения в советские годы сводилась к голой агитации и пропаганде. Между тем, и сегодня эта функция СМИ продолжает играть важную роль, но с учетом реалий дня. Если раньше все без исключения средства массовой информации принадлежали государству и партийные комитеты могли диктовать свое мнение, то теперь, когда СМИ разделены на частные и государственные, государство все меньше влияет на управление СМИ. А следовательно, пропагандистская роль СМИ используется уже новыми политическими силами, появившимися на постсоветском пространстве, в том числе и так называемыми олигархами, которым, по сути, и принадлежат наиболее крупные газеты и телеканалы Казахстана (впрочем, как и в России).

Именно этот момент стал определяющим в осенних баталиях прошлого года в Алматы, развернувшихся на страницах газет и телеэкране. Вслед за Россией волна информационных войн докатилась и до Казахстана. В бой вступили представители различных группировок, представляющих те или иные кланы.

До недавнего времени информационный рынок был пущен на самотек. Рыночная экономика племянников, братьев и детей все силы отдавала накоплению первичного капитала в условиях "дикого капитализма". После того, как практически все месторождения и предприятия были поделены, пришло время оглядеться и осознать: для защиты своих капиталов мало денег и власти. Нужны иные ресурсы. Вот здесь сметливые люди и поняли (на примере России), как много могут сделать обыкновенные газеты и телевидение, когда они сконцентрированы в надежных руках. Первыми это почувствовали в окружении главы государства. Недаром в 1994 году Дарига Назарбаева возглавила информационное агентство "Хабар", со временем отпочковавшееся от "Гостелерадио Казахстана" и ставшее мощным национальным каналом, которому были отданы большие бюджетные средства.

Собственно говоря, информационное поле Казахстана со дня приобретения независимости менялось неоднократно. Вначале буйным потоком пронеслась лавина "желтой прессы", начиная с "Каравана". В течение 1991-1995 гг. в республике появились сотни газет и телерадиокомпаний, которые принадлежали уже частным лицам. Некоторые из них были ориентированы на новые политические партии и общественные движения демократического толка. Отдельные из них поддерживали депутатов Верховного Совета 12-го и 13-го созывов, выступавших с довольно резкой критикой действий исполнительной ветви государственной власти. Особенно наглядно это проявилось во время разгона Верховного Совета 13-го созыва и обсуждения проекта Конституции 1995 года.

После того, как 30 августа 1995 года на референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан, власти предприняли все, чтобы "привести в стойло" непокорную прессу. В результате резкого повышения цен на типографские услуги и бумагу закрылись многие газеты. А с течением времени после тендера, проведенного тогда еще вице-премьером Имангали Тасмагамбетовым в 1997 году, были уничтожены наиболее популярные среди зрителей Алматы телеканалы "Тотем", "ТелеМ", "Семейный канал". Десятки региональных телекомпаний за неимением средств не смогли выкупить право на пользование частотами и также постепенно исчезли. По мнению многих наблюдателей, тендер на теле- и радиочастоты был проведен для того, чтобы устранить конкурентов "Хабара".

Но, несмотря на мощную поддержку власти и огромные финансовые ресурсы (бюджетные деньги, а также деньги так называемых спонсоров), телеканал "Хабар" не мог достигнуть тех рейтингов, которые имели вышеперечисленные каналы. По данным компании "Гэллап Медиа Азия", в марте 1998 года (спустя год, когда не стало вышеназванных каналов) рейтинг ежедневных новостей "Хабара" составлял всего 1,2 в то время, как у "Рахата" этот показатель был равен 1,7. Еще больше оказался рейтинг "Вечерних новостей" КТК, принадлежавшего тогда Борису Гиллеру, - 6,9. Видимо, поэтому решили переместить акценты с построения "светлого будущего" на примере одного отдельно взятого канала на создание медиа-холдинга. Тем более, что перед глазами был пример России, где Борис Березовский с помощью своих СМИ стал одним из самых влиятельных персон в мире политики. Аналитики неоднократно указывали на связь между созданием первого медиа-холдинга в Казахстане и установлением связей с медиа-магнатом. Видимо, один из советов всеведущего Бориса Абрамовича оказался чрезвычайно полезным и занимательным. Как бы там ни было, но с осени 1998 года берет свой отсчет история медиа-холдингов в республике. И с этого времени информационное поле состоит из СМИ, собранных в структурированные медиа-холдинги, или аффилированых с теми или иными компаниями, персонами.

Самым мощным медиа-холдингом является "медиа-империя "Хабара"". По словам Дариги Назарбаевой, "в медиа-империю "Хабар" входят: каналы "Хабар", "Хабар-2", 2 радиостанции и теперь "Казахстан-1". Все эти структуры контролируются государством, поэтому это государственная империя". Кроме того, как неоднократно указывалось в казахстанской печати, к данной империи можно также отнести НТК, ОРТ-Казахстан, КТК и газету "Караван", информационные агентства "Казахстан тудей", "Интерфакс-Казахстан", "ИТАР-ТАСС_Хабар". Аналитики обращают внимание на то, что все перечисленные СМИ находятся в одном здании в Алматы - там же, где располагается и "Хабар".

По мнению президента Ассоциации независимых электронных СМИ Центральной Азии (АНЭСМИ ЦА) Розланы Таукиной, сегодня в Казахстане насчитывается более полутора тысяч изданий, но подавляющее большинство из них входят в огромную медиа-империю "Хабара". Правда, доказать это юридически невозможно, потому что у всех СМИ, как правило, "свой" учредитель. Однако их всех отличает одно качество: они по мере возможностей занимаются пропагандой одной персоны, а именно главы государства. Все остальные проблемы жизни казахстанского общества большей частью ими замалчиваются.

Сегодня в Казахстане на примере Алматы можно говорить о появлении еще нескольких медиа-холдингов, которые принадлежат различным финансово-промышленным группировкам. Вслед за "медиа-империей "Хабара" можно назвать СМИ, которые связывают с именем второго зятя президента Назарбаева - Тимура Кулибаева. В первую очередь, к ним относятся российские издания "Известия", "АиФ", "Комсомольская правда", "Спорт-экспресс", издающиеся у нас с казахстанской вкладкой. Кроме того, близкой к группе Тимура Кулибаева называют радиостанцию "НС". На принадлежность к данной персоне указывают рекламные модули "КазТрансОйла", выходящие в этих изданиях. Однако все это можно отнести к "Семье", то есть к родственникам и окружению главы государства. Кстати, казахстанская вкладка одной из самых массовых российских газет - "Московский комсомолец" - контролируется, как указывается в одной из веб-газет России, Рахатом Алиевым. Правда, за те два-три года, что газета выходит в Казахстане, она так и не стала заметным явлением в казахстанском обществе. И это говорит либо о просчетах топ-менеджеров, либо о том, что права на газету приобретались для того, чтобы не допустить влияния других на российские издания, пробивающиеся на казахстанский рынок.

Последним обстоятельством объясняется, очевидно, и то, что казахстанское приложение к газете "Труд" готовит журналистский коллектив ежедневной газеты "Экспресс-К", принадлежащей Евразийской группе, возглавляемой Александром Машкевичем. О близости данного издания к "Семье" свидетельствует тот факт, что коллектив газеты стал инициатором создания Кодекса профессиональной этики. На протяжении последних месяцев о создании такого кодекса постоянно говорит Нурсултан Назарбаев. У Евразийской группы нет четко структурированного медиа-холдинга, но ею поддерживается также еженедельная газета "Новости недели" - совместный проект с "Московскими новостями". Была попытка выпускать в Астане еженедельную газету "Азамат таймс", но ввиду нерентабельности проект был закрыт. Все издания Евразийской группы достаточно лояльны по отношению к власть имущим, в то же время нет жесткой критики оппонентов существующего режима. Руководители данных газет подчеркивают, что назначение журналистики состоит в информировании читателей, а не навязывании им своего мнения. Данный тезис можно считать творческим кредо, как "Экспресс-К", так и "Новостей недели".

Есть свои издания и у "Казкоммерцбанка", возглавляемого одним из самых успешных банкиров республики Нуржаном Субханбердиным. Это газеты "Панорама" и "Время". Аффилированность этих изданий с "олигархами" (по выражению президента страны на встрече с журналистами в феврале 2002 года) не так наглядно выражается, как у изданий, входящих в группу "Хабара". "Панорама" старается придерживаться подчеркнуто нейтрального делового тона, однако в публикациях Олега Хе, Николая Дрозда содержится немало аналитических рассуждений, дающих представление о расстановке сил в стране. Газета "Время" с января этого года стала выходить и ежедневно. Судя по последним публикациям, газета становится боевым рупором нового общественного объединения - "Демократический выбор Казахстана", что позволяет говорить об образовании еще одного медиа-холдинга. Если учесть, что тираж газеты "Время" достигает 30 тысяч экземпляров (это один из самых больших тиражей в республике), то можно быть уверенным, что идеи ДВК найдут довольно широкое распространение в массах.

Газета "Деловое обозрение Республика", издающаяся с мая 2000 года, вызывает далеко неоднозначное мнение. В силу непрофессионализма топ-менеджеров издания здесь нередко бывают проходные материалы, которые можно отнести к заказным. В то же время нельзя не отметить, что за неполных два года газета стала заметным явлением в общественной жизни республики. Используя термины времен стагнации, можно сказать, что ей присущи боевитость и задор, которых недостает иным газетам. Правда, вызывает сомнение, всегда ли они вызваны гражданской позицией журналистов. В период с мая 2001 года по январь 2002 года газета привлекла внимание широких масс полемикой, развернутой на ее страницах с могущественным медиа-олигархом - Рахатом Алиевым. Судя по тону публикаций, "Деловое обозрение "Республика" можно отнести к группе бывшего министра энергетики, индустрии и торговли Мухтара Аблязова. Сюда же относятся газета "Время по", журнал "Энергия Казахстана", телеканал "ТАН". Надо сказать, что сам г-н Аблязов весьма эффективно использовал свои СМИ для дискредитации конкурентов. Во многом благодаря атаке его СМИ состоялась отставка Рахата Алиева и это очевидно. Однако именно поэтому сейчас поступил негласный запрет в типографии Казахстана на печать обеих газет. И сейчас выход "Время по" и "Делового обозрения Республика" находится под вопросом.

В октябре 2000 года был создан медиа-холдинг "31 канал", куда вошли телеканал "31", "Радио 31", Интернет-газета "Навигатор" и газета "Мегаполис". Учредитель холдинга держится в тайне, но некоторые аналитики указывают на то, что определенную поддержку новому холдингу оказывают племянник главы государства Кайрат Сатыпалды и его помощник Булат Утемуратов. Сейчас в холдинге происходят изменения: отделяется Интернет-газета "Навигатор".

Можно говорить и о собственном медиа-холдинге у акима Алматы Виктора Храпунова. Мало того, что при акимате существуют традиционные газеты "Вечерний Алматы" и "Алматы акшамы", так с недавних пор имя г-на Храпунова связывают с телеканалом "Южная столица" и газетой "Столичная жизнь". Кроме того, нельзя забывать, что супруга акима Лейла Бекетова-Храпунова являлась некоторое время президентом корпорации "Гостелерадио Казахстан" и телеканала "ТАН". Естественно, что СМИ акимата южной столицы являются провластного толка и ведут пропаганду деятельности пропрезидентских структур.

Медиа-холдинги изменили ситуацию в стране. Из органов, информирующих население о тех или иных событиях в обществе, СМИ превратились в рупоры олигархических групп и правящего режима. При этом четко выделены не входящие в какие-либо медиа-холдинги газеты и телеканалы. Если вначале направленность публикаций и передач была как бы размыта, то сейчас все медиа-холдинги становятся все более идеологизированными. Идеологизация СМИ - процесс, происходящий на постсоветской территории синхронно. О том же говорит в "Российской газете" и главный редактор радио "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов. Пресса для власти, по его мнению, инструмент для решения задач. Если отнести эти слова к казахстанской действительности, то можно увидеть, как на деле используются СМИ власть предержащими.
После трех месяцев молчания глава государства разразился филиппиками в адрес журналистов и владельцев СМИ. Вместо прозрачности и свободы слова, о которых так много говорит Нурсултан Назарбаев, СМИ подверглись экзекуции. При этом глава государства избрал не самый лучший метод взаимодействия с журналистами - устрашение. Выступая перед акимами всех уровней и на встрече с руководителями ряда СМИ, он жестко отозвался о СМИ, в которых содержалась критика власти. Отдано распоряжение пересмотреть публикации последних трех месяцев с тем, чтобы возбудить судебные процессы против тех изданий и журналистов, которые якобы нанесли урон чести и достоинству наших чиновников. Думается, все это сделано большей частью для того, чтобы можно было избавиться под удобным предлогом от тех СМИ, которые имеют свое мнение о происходящих в стране процессах и могут дать четкую оценку им. В период нового передела собственности (а речь идет именно об этом) издания, которые могут провести журналистские расследования и донести правду до общественности, не нужны и неудобны. Особенно это касается газет Мухтара Аблязова - "Деловое обозрение "Республика" и "Время по", получивших за последнее время огромную популярность среди читателей благодаря своим острым и достаточно объективным публикациям, вскрывающим социальные язвы.

Президентская команда в последнее время сделала немало для того, чтобы высвободить информационное поле для оперативного простора. Вспомним поправки в Закон о СМИ весной 2000 года, согласно которому с января 2002 года ограничена ретрансляция российских телеканалов на 50%. В реальности многие телерадиокомпании вынуждены ретранслировать российские каналы, так как у них недостаточно средств для создания собственных программ. В то время как медиа-холдинг "Хабар" существует и за счет бюджетных денег и так называемого спонсорства. Кстати, с декабря 2001 года холдингу принадлежит и крупная кабельная сеть "Алма ТВ", занимающаяся трансляцией российских каналов. А это означает фактический контроль "Семьи" за любой информацией из России. Объявленный тендер на теле-радиочастоты, который должен состояться в конце первого квартала этого года под председательством вице-премьера Бауыржана Мухамеджанова, создаст возможность для устранения неугодных телекомпаний и радиостанций. Министр информации, культуры и общественного согласия Мухтар Кул-Мухаммед, выступая перед журналистами в Астане, заявил, что во внимание будет приниматься соблюдение СМИ Законов "О СМИ" и "О языках". На деле же аналитики говорят о том, что, во-первых, тендер призван изгнать с информационного поля конкурентов "Хабара", и, во-вторых, оппозиционно настроенных СМИ. Но, учитывая опыт прошлого тендера на теле- и радиочастоты, можно с уверенностью говорить о том, что и в этот раз все произойдет в соответствии с законом природы, согласно которому ничто не исчезает, а лишь переходит из одного качества в другое, или в случае со СМИ - меняет название и ориентацию.

Специально для Центральноазиатского агентства политических исследований (APR)

Источник - APR
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1015367580
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх