КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 01.03.2002
09:34  Афганистан - кто уйдет раньше, временное правительство или контингент миротворческих сил?
09:25  "Они хотели вызвать революцию, которая должна была привести к свержению правительства США"
08:54  Третий неформальный саммит глав государств-участников СНГ проходит на горнолыжной базе Чимбулак
02:52  Американцы издеваются над пленными талибами на базе Гуантанамо на Кубе
01:04  The Washington Post - Шпионы, лож и искажение истории. Архивы КГБ о подлинной войне в Афганистане
00:59  "Караван" - Добыча газа на Карчаганаке (Казахстан) чревата экологической катастрофой
00:51  Х.Оразов - Экономическая программа туркменской анти-ниязовской оппозиции
00:43  "Экспресс-К" - Бактериологическое оружие Казахстана. 8 институтов, 140 лабораторий и 2 охранника
00:38  Т.Тургуналиев на "Свободе" - "Режим А.Акаева держится на штыках".
00:32  Д.Атовулло - Привет от Буриданова осла. Рахмонов окончательно запутался чей он союзник
00:27  "Номад" - Они защищают Родину? Памфлет на руководителей внутренней политики Казахстана
00:22  УзА - Главой ЦАС избран "инициатор создания" - И.Каримов
00:18  С.Ниязов выступает за нейтралитет и то, чтобы ускорить процесс определения статуса Каспия
00:16  13-й раунд киргизо-узбекских переговоров о границе уперся в противоречия старых карт
00:10  Подозреваемый в поставках оружия Ладену россиянин Бут все опроверг в прямом эфире
00:07  "Лондонский клуб" согласился реструктуризировать долги Узбекистана, Киргизии и Таджикистана
Четверг, 28.02.2002
21:09  Neftegaz.ru - Нефтяные цены: слухи и ОПЕК
18:04  ЦАЭС ужался в ЦАС. От "Союза" к "Сотрудничеству" - мельчает формат региональной интеграции
12:34  В Алма-Ате открывается "неформальный саммит" СНГ. Армения и Азербайджан участвовать отказались
12:31  ЦАЭС - Центральноазиатский экономический союз - доживает последние дни. Грядет реформирование
03:48  "Казспецэкспорт" (оружейный монополист Казахстана) - пришел новый-старый начальник
03:37  С.Иваненко (ГосДума) - Новый закон о гражданстве - ловушка для соотечественников
03:33  BBC - Пять человек на сундук мертвеца... Дележ Каспия в самом разгаре
03:30  Д.Ашимбаев - Кадры решают все. Кадровая политика в современном Казахстане. Часть 1-я
03:27  Д.Сулеев - Казахстан возмущен. Россия на 13% повысила нефтяные тарифы. Анализ ситуации
03:23  В Бишкеке сгорел уйгуро-китайский рынок. Провокация спецслужб?
03:15  "Daily Telegraph" - Торговцы оружием подсунули Бен Ладену фальшивую ядерную бомбу
03:10  Туркменбаши открыл свой новый банк - "Каракум"
02:05  УзА - "Итера" строит газохранилище "Газли" под Бухарой и собирается вести новую трубу на Урал
01:59  А.Дубнов - "Каспий: единые и неделимый. Потому что поделить не могут"
01:03  Институт Гэллапа - Большинство мусульман отрицательно относятся к операции США в Афганистане и самим США
00:51  АПИ - Кыргызстан - куда податься? Вера в США, надежда на Китай, любовь к России
00:42  Русский вопрос в Кыргызстане. Великое челночное переселение остановилось?
Среда, 27.02.2002
13:56  "Известия" - Казахстан готов стать великим ядерным отстойником (вслед за Россией)
13:22  В "Манас" (Киргизия) садятся французские "Миражи". Летите голуби...
12:50  Расследуется хищение крупной партии стального проката с Казахстанского металлургического комбината
10:10  США вывозят компьютерные отходы в Азию
09:54  Наркоманизация Казахстана. 50000 - официальных "больных"
08:21  В мусульманские страны начали отправлять мясо жертвенных животных
05:30  Д.Назарбаева - "У нас дружная семья". Интервью "Московским новостям"
04:01  Бактериологическая война? Черви-мутанты доедают Семипалатинский полигон
01:42  Экс-премьер и экс-глава "Казахойла" Н.Балгимбаев отказался от всех предложенных госпостов и решил уйти в бизнес
01:37  Э.Рахмонов достиг "определенного прогресса" в перегорах с МВФ по поводу госдолга
01:34  Б.Шихмурадов - Навстречу московскому саммиту по Каспию. Адекватен ли С.Ниязов морю?
01:05  В рядах таджикских пограничников идет "чистка" от оппозиционеров и наркоторговцев
00:54  "Народное Слово" - Кукибай-бобо одобряет кадровую политику И.Каримова
00:41  В Караганде объявил голодовку уволенный горнорабочий АО "Испат-Кармет"
00:33  Рустам Исаев назначен новым послом Узбекистана в Турции
00:31  "Номад" - А теперь Лохматый! Политический портрет нового главы "Казмунайгаза"
00:30  М.Эсенов - Имеет ли власть Ниязова легитимность? Феномен "Халк Маслахаты"
00:29  Течет, но мимо. Россия пытается пересмотреть тарифную политику КТК
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Туркменистан   |   Узбекистан   | 
Х.Оразов - Экономическая программа туркменской анти-ниязовской оппозиции
00:51 01.03.2002

Значительный подъем жизненного уровня населения начнется с первых же дней
К вопросу об экономической программе оппозиции

Худайберды Оразов - ВИС НДДТ 28.02.02

Реагируя на многочисленные вопросы, связанные с программными целями демократической оппозиции, ВИС НДДТ проводит постоянные консультации как на внутреннем, так и на международном уровне. Сегодня можно констатировать, что разработка программы ускоренного экономического реформирования, избавления туркменского народа от чудовищного ниязовского наследия в социально-экономическом развитии получает необходимую поддержку. В ходе последних визитов членов ВИС НДДТ в ряд европейских и азиатских государств в практическом плане получены гарантии необходимой внешней финансово-экономической поддержки социально-экономической стратегии туркменской демократической оппозиции. Функционируя в режиме правительства Туркменистана в изгнании, она ведет постоянный и углубленный мониторинг обстановки в стране, владея всем необходимым для обеспечения политических актов избавления от диктаторского режима С. Ниязова, продуманными и активными экономическими мероприятиями. В этом контексте целесообразным представляется краткий экскурс в начало пути независимого развития Туркменистана, когда огромные возможности страны и народа были загублены негодным государственным менеджментом С. Ниязова.

Среди образовавшихся в результате распада СССР в 1991 году независимых государств Туркменистан, по оценкам международных экспертов, имел наиболее оптимальные возможности для экономического развития страны и динамичного повышения жизненного уровня своих граждан. Определяющим фактором являлось наличие необходимых кадров, а также огромные запасы природных ресурсов, развитое сельское хозяйство, геополитическое положение страны и относительно небольшая численность населения. Эти преимущества мы попытались использовать в конце 1993 начале 1994 годов, когда совместно с экспертами Международного Валютного Фонда (МВФ) разработали программу реформирования экономики Туркменистана.

Под эту программу предусматривался финансовый пакет безвозмездной помощи от стран-доноров в размере 350-400 миллионов долларов США, а также кредитная линия МВФ, составлявшая около 200 миллионов долларов, которые мы могли при необходимости использовать. Учитывая наличие множества благопрятных условий и необходимых слагаемых для быстрого и эффективного реформирования, МВФ проявлял большую заинтересованность в активном сотрудничестве с Туркменистаном. В стране с хорошим экономическим потенциалом и небольшим населением можно было быстро, безболезненно и без всяких сомнений получить хороший результат. МВФ имел бы успех, а Туркменистан получил бы реформированную экономику. Тогдашний исполнительный директор МВФ г-н Мишель Камдессю лично приезжал в Ашхабад на преговоры с Ниязовым. МВФ готов был предоставить любые гарантии успешного реформирования туркменской экономики, однако уговорить Ниязова начать реформы оказалось непросто. Вернее невозможно. Он крайне враждебно отнесся к инициативам МВФ, исходя в своих взглядах на сотрудничество с ним из старых советских пропагандистских стереотипов, в соответствии с которыми эта организация называлась одним из основных инструментов империалистического диктата и американского вмешательства. С таким настроением Ниязов и вел переговоры с МВФ, не допуская никаких альтернативных взглядов с туркменской стороны. Сам для себя он определил датой начала проведения экономических реформ в Туркменистане 1996 год, но позднее вовсе отказался от попыток любого реформирования.

В результате, с сожалением приходится констатировать, что по прошествии 10 лет самостоятельного существования Туркменистана его экономика находится в катастрофическом положении, а до 80% граждан страны – на грани нищеты. Достаточно будет сказать, что хотя Ниязов и утверждал, что годовой доход на душу населения в 2000 году составлял 2,5 тысячи долларов США, даже по официальным статистическим данным иностранным экспертам не удалось насчитать больше 194 долларов. Это теоретически. А фактически, если устранить явное завышение в расчете ВВП, то годовой доход на душу населения не достигнет и 100 долларов США. Недавно, выступая в г. Мары, Ниязов заявил, что в 2001 году доход на душу населения составил уже 5 тысяч долларов, а страна живет в "золотом веке". И это в то время, когда исследования показывают, что уровень безработицы в среднем по стране составляет 50%, а в отдельных регионах достигает и 70%. Лишь отчасти напряжение снимает отток граждан Туркменистана на работу за границу.

Ситуация усложнилась до предела, и сегодня становится ясно, что только изменение политической обстановки в Туркменистане – смена режима Ниязова и приход к власти демократических сил – создаст необходимые условия для оперативного принятия безотлагательных мер по выводу экономики Туркменистана из тупика.

Главное, на наш взгляд – это разработка антикризисной программы реформирования экономики Туркменистана и обеспечение незамедлительной ее реализации. Данная программа, в первую очередь, должна предусматривать следующие вопросы:

- изменение роли государства и реформирование всех институтов государственного управления экономикой как по форме, так и функционально;
- варианты оперативного решения проблемы макроэкономической стабилизации, так как без твердой национальной валюты и низкой и регулируемой инфляции все другие меры могут оказаться безрезультатными (В первые 3 месяца должны заработать валютная и товарная биржи, определяющие соотношение стоимости валют и стоимости товаров на основе спроса и предложения; 1 год необходим для организации работы фондового рынка);
- приватизация и активные меры по развитию частного сектора;
обеспечение государственной поддержки налаживания связей между хозяйствующими субъектами внутри страны; налаживание рациональных и эффективных внешнеэкономических связей; принятие комплекса мер, направленных на поощрение экспорта готовой продукции.

Программа реформ найдет свое детальное отражение в целевых программах реформирования:

- общеэкономического характера (денежно-кредитного, налогового, государственного финансового, структурного, приватизационного и др.);
- отраслевого развития (социальной сферы, аграрного и энергетического секторов и др.);
- регионального развития (велаятов, этрапов, городов).

Успех намечаемых реформ, как мы надеемся, будет достигнут за счет тщательно подготовленной законодательной и правовой базы, а также прозрачности всех стадий реформ (целей, хода и достигнутых результатов).

Здесь необходимо ответить на два важнейших вопроса, которые интересуют граждан страны в преддверие экономических реформ. Во-первых, хотя реформы и начнутся с самых первых дней прихода демократических сил к управлению страной, изменения, затрагивающие жизненно важные интересы населения, будут носить постепенный эволюционный характер. Во-вторых, отличительной чертой периода реформ в Туркменистане по сравнению с другими странами, проводившими аналогичные мероприятия, станет то, что в кратчайшие сроки будет обеспечен чувствительный рост жизненного уровня населения, несмотря на то, что в период реформ обычно констатируется его снижение. То есть, если в процессе реформ и будет происходить повышение цен и тарифов, то нашей программой предусмотрено паралелльное повышение уровня доходов населения, которое будет не только компенсировать рост цен, но и превышать его в заранее прогнозируемых размерах.

Право собственности, контрактные отношения и процедура начала и окончания хозяйственной деятельности – эти вопросы, а вернее придававшееся им второстепенное значение, часто вызывали самую болезненную реакцию, как следует из опыта других бывших советских республик, проводивших реформирование своей экономики. Именно этим вопросам мы уделим повышенное внимание в Туркменистане.

Теперь что касается концепции экономики, которой мы будем следовать. В современной экономической теории существуют две модели рыночной экономики: либеральная и социально ориентированная. На наш взгляд нам наиболее близка именно социально ориентированная модель рыночной экономики. Ее отличительными признаками являются:

- индивидуальная свобода
она необходима для децентрализованного принятия решений и функционирования рыночных механизмов;
- социальная справедливость
государственная социальная политика должна быть обращена к людям , которые не вовлечены в экономический процесс, и предотвращать чрезмерное неравенство в доходах, иных материальных и социальных показателях уровня жизни;
- антициклическая политика
конкурентная и социальная политика действенна только в условиях стабильной экономики, поэтому колебания деловой конъюнктуры, сопровождающиеся ухудшением материального положения граждан, должны быть сведены к минимуму;
- политика роста
создание правовых основ, инфраструктуры и стимулов для модернизации производственных мощностей и использования технологических инноваций;
- структурная политика
целенаправленное преодоление природных, технических и других причин, мешающих структурной (отраслевой и региональной) адаптации экономики к требованиям внутреннего и мирового рынков;
- принцип поддержания конкуренции
достижение всех вышеперечисленных целей не должно реализовываться за счет подавления или существенного ограничения конкурентных начал экономической деятельности;
- социальное партнерство
текущие вопросы найма и оплаты труда решаются в двустороннем порядке между работниками и работодателями при посредничестве, в случае необходимости, государства.

Исходя из сформировавшегося отставания, первый этап реформирования экономики Туркменистана планируется завершить в течение 22-24 месяцев.

В дальнейшем ВИС НДДТ планирует публиковать проекты целевых программ реформирования экономики Туркменистана по отдельным направлениям.

Источник - Gundogar.com
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1014933060
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх