КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 27.02.2002
13:56  "Известия" - Казахстан готов стать великим ядерным отстойником (вслед за Россией)
13:22  В "Манас" (Киргизия) садятся французские "Миражи". Летите голуби...
12:50  Расследуется хищение крупной партии стального проката с Казахстанского металлургического комбината
10:10  США вывозят компьютерные отходы в Азию
09:54  Наркоманизация Казахстана. 50000 - официальных "больных"
08:21  В мусульманские страны начали отправлять мясо жертвенных животных
05:30  Д.Назарбаева - "У нас дружная семья". Интервью "Московским новостям"
04:01  Бактериологическая война? Черви-мутанты доедают Семипалатинский полигон
01:42  Экс-премьер и экс-глава "Казахойла" Н.Балгимбаев отказался от всех предложенных госпостов и решил уйти в бизнес
01:37  Э.Рахмонов достиг "определенного прогресса" в перегорах с МВФ по поводу госдолга
01:34  Б.Шихмурадов - Навстречу московскому саммиту по Каспию. Адекватен ли С.Ниязов морю?
01:05  В рядах таджикских пограничников идет "чистка" от оппозиционеров и наркоторговцев
00:54  "Народное Слово" - Кукибай-бобо одобряет кадровую политику И.Каримова
00:41  В Караганде объявил голодовку уволенный горнорабочий АО "Испат-Кармет"
00:33  Рустам Исаев назначен новым послом Узбекистана в Турции
00:31  "Номад" - А теперь Лохматый! Политический портрет нового главы "Казмунайгаза"
00:30  М.Эсенов - Имеет ли власть Ниязова легитимность? Феномен "Халк Маслахаты"
00:29  Течет, но мимо. Россия пытается пересмотреть тарифную политику КТК
00:24  "НГ" - Байконур России больше не нужен. Сворачиваемся
00:12  Т.Тургуналиев на "Радио Свобода" - "авторитарный режим Акаева себя полностью исчерпал"
00:04  Москва и Астана делят граждан. Переговоры об упрощенной смене гражданства продолжаются
00:01  Итоги московского саммита ЕврАзЭс: новые задачи, старые проблемы
Вторник, 26.02.2002
17:30  Сегодня Тайвань отказался от претензий на территорию Монголии
14:27  IWPR - Боевики ИДУ по-прежнему представляют угрозу безопасности Узбекистана
10:15  The Globe - Дарига Назарбаева рвется в большую политику
02:52  Х.Карзай обозвал Г.Хекматиара "нашим темным прошлым" и обещал судить за военные преступления
02:44  А.Дугин - Евразийский федерализм подразумевает создание Демократической Империи
02:34  В Таджикистане академики вновь полемизируют о статусе русского языка
02:11  Готовность №0. Завершается подготовка казахстанского батальона "афганских миротворцев"
02:03  Американскую базу в Кандагаре обстреляли российскими ракетами БМ-12
02:00  Радуют успехи тружеников Хорезмской области Узбекистана. Растет ВВП
01:53  С.Рушди - Америка и антиамериканизм. Почему мусульмане не любят Штаты
01:49  И.Каримов озаботился преемником. Мансур Максуди еще может побороться за пост главы Узбекистана
01:29  Киргизы недовольны. Американцы патрулируют "Манас" как у себя дома и платят меньше обещанного
00:45  О.Сидоров - Казахстано-узбекские отношения. Дружба с большой дороги
00:41  The Washington Times - ФБР нашло отправителя конвертов с сибирской язвой
00:26  Таджикистан присоединился к НАТОвской программе "Партнерство ради мира"
Понедельник, 25.02.2002
14:39  Итоги визита А.Акаева в Турцию. Венок к мавзолею киргизо-турецкого боевого братства
14:37  Русская Община Казахстана - Закон "О гражданстве", принятый Госдумой РФ, является антирусским
14:14  Глава СовБеза Грузии Саджая застрелился(лили) в служебном кабинете. Слишком много знал про Ладена?
02:13  Радиоактивный скандал. Китай возвращает Казахстану облученные ж/д вагоны
02:08  Профпутчист Э.Лимонов - сидит, пишет книги, баллотируется в Думу и готовит новый переворот. Где?
02:05  Временное правительство Афганистана развалится по этническому принципу? Таджики "оккупировали" силовые структуры
01:53  Сон разума рождает монстров. Комментарий на создание корпорации "Казмунайгаз"
01:49  "Жэньминь Жибао" -Террористическим силам "Восточного Тюркистана" не уйти от ответственности
01:27  Похитители-убийцы американского журналиста призвали прекратить уничтожение мусульман
01:13  Свое железо ближе к телу. Россия вводит санкции на казахстанскую сталь?
01:09  Народная артистка СССР М.Аймедова задержана в Ашхабадском аэропорту
01:06  Газета Kg - Политическая элита Кыргызстана. Часть 2-я. "Северные кланы"
01:04  М.Адилов - "Центральная Азия: испытание водой". При жажде - не до дружбы
01:01  Д.Мусатаев - "Парламент Казахстана на грани роспуска?"
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Туркменистан   | 
М.Эсенов - Имеет ли власть Ниязова легитимность? Феномен "Халк Маслахаты"
00:30 27.02.2002

Правовая база политической системы
Имеет ли власть Ниязова легитимность?
Мурад Эсенов - ВИС НДДТ 26.02.02

Туркменистан был одним из первых государств постсоветского пространства, где была использована псевдо-правовая практика по продлению срока полномочий действующего президента страны. 28 декабря 1993 г. Народный Совет (Халк маслахаты), "идя на встречу многочисленным просьбам трудящихся", принял решение о "проведении референдума об отмене предстоящих в июле 1997 г. выборов президента страны". Референдум был назначен на 15 января 1994 г., т.е. через две недели после принятого решения. При этом никто не обратил внимание на полное несоответствие принятого решения закону "О Референдуме". Данный закон (ст. 16) устанавливает, что "референдум может быть проведен не ранее двух и не позднее четырех месяцев после принятия решения о проведении референдума". Упомянутый референдум состоялся ровно через две недели после принятия решения о его проведении. Более того, ст. 18 данного закона запрещает проведение референдума по вопросам, противоречащим нормам Конституции, а действующий основной закон (ст. 56), предусматривает проведение выборов президента через каждые пять лет, и запрещает отмену этих выборов.
Аналогичное противозаконное решение, в этот раз уже о предоставлении полномочий "пожизненного президентства", было принято тем же Народным советом в декабре 2000 г.

С формально правовой точки зрения Туркменистан, безусловно, является демократическим государством. В тексте действующей Конституции, принятой 18 мая 1992 года, демократическая, либеральная терминология встречается даже чаще, чем в Конституциях США и России вместе взятых. Официальная идеология утверждает безупречность правовых норм страны с точки зрения демократии и плюрализма. В то же время отмена выборов, отсутствие свободных СМИ, политических партий аргументируется нормами действующей Конституции.
В этой связи возникает закономерный вопрос, что же мы имеем в наличии: антидемократическую правовую систему или антиправововую (нелегитимную) власть в стране?

Даже поверхностный анализ Конституции показывает, что ее статьи явно противоречат друг другу. Это прежде всего касается норм (ст. 45), связанных с главным "легитимизируюшим органом" всех антиправовывых инициатив Ниязова – Халк Маслахаты. Во-первых, наличие Халк Маслахаты в системе органов власти явно противоречит статье 4 Конституции, которая предусматривает только три уровня (ветви) власти: законодательный, исполнительный и судебный. Халк Маслахаты предстает как еще одна, уже четвертая ветвь власти. Наличие такого органа явно нарушает баланс между ветвями власти, нейтрализует механизм сдержек и противовесов, предусмотренный той же Конституцией. В частности, существование Халк Маслахаты во многом ослабляет меджлис (парламент) как законодательную власть, так как основной объем функций и полномочий он имеет за счет парламента. Такой подход раздваивает функции законодательной власти и тем самым ослабляет ее влияние на исполнительные структуры и прежде всего на президента и правительство.
Такого рода несоответствия имеют место и во взаимоотношениях Халк Маслахаты и президента. Вызывает недоумение положение, когда президент, докладывая на заседаниях Халк Маслахаты (п. 4, ст. 57), по существу, отчитывается перед своими же подчиненными (3/4 состава Халк Маслахаты – лица, назначаемые президентом), а затем выполняет их волю, выраженную в решениях Халк Маслахаты.
В повседневной деятельности и законодательная, и исполнительная ветви власти руководствуются решениями Халк Маслахаты и непосредственно обеспечивают их реализацию (ст.51). Это позволяет говорить о том, что решения Халк Маслахаты по своей юридической природе стоят над актами президента и законами, принятыми парламентом и соответственно обязательны для исполнения высшими органами власти. Тем самым Халк Маслахаты – это орган, стоящий над меджлисом и президентом, но подчиненный президенту (!).
Во-вторых, Халк Маслахаты не соответствует своему названию, поскольку таковым не является. Избранники народа в нем составляют не более 50 человек, а остальную, большую часть, составляют председатель Верховного суда, председатель Высшего хозяйственного суда, генеральный прокурор, а также представители исполнительной власти в центре и на местах, назначаемые на должность президентом (ст.48).
В соответствии с Конституцией исполнительная ветвь власти представлена президентом и кабинетом министров. Представляется, что в нынешних условиях провозглашение президентской республики как формы правления вполне оправданно. Это, во-первых, содержит в себе мощное демократическое начало – всенародные выборы президента каждые пять лет и система противовесов. Во-вторых, на президента как главу государства в полной мере ложится ответственность за внешнюю и внутреннюю политику, ему предоставляется достаточная свобода действий соразмерно степени возлагаемой на него ответственности. И, в-третьих, президент имеет реальные рычаги власти в центре и на местах для реализации своей политики.

Конституция Туркменистана предоставляет президенту весь необходимый набор полномочий для осуществления президентского правления, а в ряде случаев эти полномочия выходят за рамки дозволенного. Вот что имеется в виду.
Во-первых, не оправдана норма Основного закона, предоставляющая президенту право издания законов. Это существенно принижает роль парламента как законодательного органа, который и без того лишен контрольно-распорядительной функции. Более того, это во многом нарушает баланс между ветвями власти, сводит на нет механизм противовесов.

Следует признать, что опыт делегирования президенту нормотворческих функций имеет место на практике. Вместе с тем это возможно лишь тогда, когда Конституция четко оговаривает, кем, при каких условиях и на какой срок предоставляются президенту такого рода полномочия.
Во-вторых, в соответствии с положениями ст. 60 Конституции становится практически невозможным смещение президента с его поста. Повлиять на это не может ни законодательная, ни судебная ветви власти. Согласно Основному закону, выразить недоверие президенту и вынести вопрос о его смещении – прерогатива только Халк Маслахаты (ст.60). В то же время влияние президента на Халк Маслахаты настолько велико, что практически не возможно. К тому же работой Халк Маслахаты руководит президент (ст.53), этот орган на три четверти представлен лицами, которые назначаются самим президентом.

Недостаточно полно отработаны вопросы относительно выборов президента. Статья 56 Основного закона, которая регулирует эти вопросы, по непонятным причинам обходит такие важные элементы этого процесса, как альтернативность кандидатов на пост президента, структуры, выдвигающие кандидатов, критерии действительности выборов и т. д. Такого рода положения необходимы для того, чтобы четко определиться с характером и содержанием будущего законодательного акта о выборах президента, необходимость принятия которого вытекает из той же статьи 56 Конституции Туркменистана Такой закон до сих пор не принят, хотя выборы президента проводились уже дважды, что ставит под сомнение легитимность ныне действующего президента.

Определенная уязвимость присутствует и в вопросе, касающемся смены власти в случае, когда президент не может исполнять свои обязанности. В этом случае, согласно ст. 61 Конституции, до избрания нового президента его полномочия переходят к председателю меджлиса. Вместе с тем такой подход не только не сохраняет преемственность исполнительной власти, но и умаляет смысл принципа разделения властей.

Согласно Конституции, меджлис является законодательным органом и представляет соответствующую ветвь власти. В то же время в иерархии высших органов государства меджлис выглядит бессильной структурой, не способной воздействовать на другие ветви власти.
Во-первых, помимо меджлиса, правом издавать законы наделены Халк Маслахаты и президент, что умаляет роль парламента как законодательного органа. Во-вторых, слабость парламента объясняется тем, что ряд важных его полномочий перераспределены в пользу Халк Маслахаты. И, в-третьих, ряд полномочий меджлиса, так или иначе, формализуется. В частности, во многом остается декларативным положение о праве парламента вносить изменения в Конституцию (п.1, ст. 67). Дело в том, что таким правом меджлис не может самостоятельно воспользоваться, так как в соответствии с п.1, ст. 50 целесообразность вопроса об изменении Конституции рассматривается Халк Маслахаты.

Судебная власть в стране не может воздействовать на другие ветви власти, отменять решения президента, Халк Маслахаты и меджлиса, противоречащие Основному закону, поскольку, согласно Конституции, судебная власть не обладает функцией конституционного контроля. Это обстоятельство полностью формализует существование третьей ветви государственной власти в стране. А отсутствие в стране Конституционного суда (он не предусмотрен в Конституции) полностью выводит исполнительную и законодательную ветви власти из-под контроля закона, что подтвердилось не раз в последние годы. Например, продление полномочий президента, отмена выборов вопреки нормам Конституции и т.д.

Приведенные данные показывают, что Конституция Туркменистана, составляющая правовую базу политической системы страны, выработана таким образом, что в ней при обилии демократической терминологии просто отсутствуют нормы, регламентирующие деятельность самой власти. Все значимые властные рычаги в камуфлированной форме передается к аморфному Халк Маслахаты, находящемуся в прямом подчинении президенту. Даже в рамках такого антидемократического закона не находят правового подкрепления такие шаги, как отмена выборов через референдум и предоставление полномочий "пожизненного пребывания у власти" действующему президенту. В такой ситуации вопрос о характере правовой системы и легитимности власти Ниязова носит чисто риторический характер.

Источник - Gundogar.com
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1014759000
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх