КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 29.09.2003
17:41  Й.Салимжон - Виды улака и правила игры в улак
16:03  Новым министром обороны Туркменистана стал зам. по тылу
15:06  Аграрный сектор Узбекистана - что нового?
13:52  КыргызИнфо - Президент Кыргызстана Аскар Акаев стал дважды дедушкой
11:10  За полчаса до землетрясения в России в озере Канас на Западе Китая видели таинственных чудовищ
09:57  Смена колоний. Узбекистан либерализовал условия отбытия наказания "первоходками"
09:47  "НП" - Потерянный рай, или Трудно не плюнуть в каспийский колодец. Первый танкер - последний осетр
09:35  Его зовут "Гюльсары". Подарок Акаева Путину спустя 9 месяц долетел до Москвы
09:31  Карзай - бредит? "На территории Афганистана "Аль-Каеда" истреблена"
09:08  Проездом из Москвы... Павлодарская (Казахстан) полиция несет потери. В городе объявился боевик Солнцевской ОПГ
08:43  Мечты о "послениязовском периоде". Туркменская оппозиция консолидировалась в Праге
08:36  Кант: передача-прием авиабазы. На этом аэродроме учились летать... президенты Хафез Асад и Хосни Мубарак
08:31  Бишкекский "пипл" оттянулся. "Алга, Кыргызстан" - скандировали "Иванушки Интернешнл"...
08:23  Игорь Макаров (глава "Итеры") - Кто сказал, что нас вытесняют из СНГ? (интервью)
08:20  Почему русских не пускают в Россию? Письма соотечественников в "Комсомолку"
08:17  Арест пропагандиста. Атырауский облсуд запретил деятельность ОО "ДемВыбор Казахстана" на всей территории страны
08:03  Пекину не нужен Ага-Хан. Китайские памирцы живут гораздо лучше своих таджикских соседей
07:57  Алтай крепко тряхнуло. Волна докатилась до Красноярска, есть жертвы
07:48  "НГ" - Как Россия спасла США в Афганистане. Путин разоткровенничался
07:43  Туркмено-иранский "энергомост". Договор о соединении двух систем (текст)
07:39  "Чархы пелек" - знак удачи. Почему герб Туркмении обрел форму 8-конечной звезды
06:34  В.Овчинников - Азиатские секреты долголетия. 104-х летняя Хуан Малян сидит на гробе...
02:40  В Казахстане сытнее? Иссык-Кульский вице-губернатор мигрировал в Астану
02:28  А.Шаймарданов - Проскрипционные списки. Статьи "ЦентрАзии", запрещенные в Узбекистане
02:17  Кто стремится превратить русских в Туркмении в заложников?
02:08  Хватит пускать пыль в глаза, или Письмо "правозащитникам". Член НОПЧУ С.Умурзаков обращается к М.Ардзинову
01:59  "РосВести" - Ташкент готовит новые планы. Указ об осеннем призыве имеет глубинный смысл...
01:37  В.Мухин - Постсоветское пространство как военный полигон. Учения антитеррористические, подтекст - экономический
01:27  Опасная ММА. Главная опора "Талибана" - союз 6-ти пакистанских радикальных исламских партий
01:08  Трехдневная оргия в Джухае - "Мы приехали, чтобы пошалить с китайскими девушками!"
01:05  Ф.Михайлов - Судьба предрешена. СНГ - надежда или злой рок?
00:48  "Жэньминь Жибао" - Почему участились антитеррористические маневры в Китае?
00:33  IWPR - Узбекистан: Цыгане-люли вновь стали "кочевниками". Не вписались в независимость
00:13  Gazeta.kg - "Государственный язык" в компьютере, как средство нагреть бюджет Кыргызстана
00:05  "Китайская" пневмония + "испанский" грипп = гарантированный кердык. Новые осенние напасти
00:02  Карагандинским зоопарком приобретен бегемот из частной коллекции (на правах рекламы)
00:01  Китай оплатит строительство моста через Амур, который свяжет Благовещенск и Хэйхэ
Воскресенье, 28.09.2003
20:33  "Средство КГБ" от похмелья пользуется огромным успехом среди "звезд" Голливуда
18:49  Вице-президент Афганистана маршал Фахим принял посла Ирана в Кабуле
15:36  "Мусульманский Узбекистан" обвиняет. Узбекское СНБ похитило гражданина Киргизии "Хаджбоши" Рахмонова
13:56  С.Шахназаров - Дело в Канте. От кого собираетесь защищаться, господа киргизстанцы!?
10:48  "МК" - Стучать надо чаще. И стучать надо уметь... Из Туркмении разъехались даже музыканты
10:43  Зачем Москва лоббирует тему статуса русского языка в СНГ? Взгляд из Баку
10:40  "Эхо" - Депозитарии Евразии договорились дружить. Итоги семинара в Баку
10:37  ГУУАМ, вероятно, получит статус организации-наблюдателя в ООН
10:32  ВВС - Иран согласился принять экспертов МАГАТЭ. Будут искать оружейный уран
09:58  Прекрасная соотечественница Алина (экс-Узбекистан) стала абсолютной чемпионкой мира
09:52  Кучно выщелочим. Казахстан применит новые методы добычи золота из своих 199 месторождений
09:48  Круг замкнулся... СССР, СНГ, ТС, ЕврАзЭС, ЕЭП - что дальше? (Взгляд из Казахстана)
01:52  А.Эсенов: Турецкий бизнесмен Ахмед Чалык - "серый кардинал" туркменской политики
01:17  Р.Каплан - Десять правил борьбы за мировое лидерство
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   |   Узбекистан   | 
Й.Салимжон - Виды улака и правила игры в улакЙ.Салимжон - Виды улака и правила игры в улак
17:41 29.09.2003

Йулдашев Салимжон,
преподаватель кафедры "История Родины" Ферганского госуниверситета

В доме хозяина свадьбы - туя ( в честь обрезания) за один день до объявленной конной игры улак забивают козла или бычка, туша которых используется в игре улак. Кого именно будут забивать козла или бычка зависит от местных обычаев и традиций и связано также от правил и порядка игра в данной местности. Забивают обязательно или бычка ( а не телку), или козла (а не козу), так как существует народное поверье: если для улака на туя забить козу или телку, то в игре улак будет много падений всадников лошадей, будет много жертв, потерь и в целом - это принесет несчастье. Поэтому в Ташкентской, Сырдарьинской областях, Аште, Нове Таджикистана и в Южной Казахстане для игры улак выхаживают специального козла весом в 40-50 кг или 55-60 кг, с него состригают шерсть. В забитой туше в части живота делают разрез 15-20 см и выбрасывают внутренности (кроме сердца, печени и легких), а в некоторых местностях очищают всю внутренность. Разрез наглухо зашивается суровыми нитками или специальными нитками, изготовленными из кожи. Это делается во избежания загрязнения мяса туши, а также во избежания попадания в разрез копыта лошади, что может в процессе игры привести к падению коня и всадника. После очистки внутренностей туши отрезаются все конечности по запястные суставы.

Для тех игр, где в качестве улака используется туша бычка, отбирается бычок весом в 80-100 кг, забивается, очищаются все внутренности, отрезаются также конечности и остается туша весом 60-80 кг. Разрез на животе также крепко зашивается. Если вес туши превышает положенный, то отрезают мясо в шейной части и образовавшийся разрез также тую зашивается (подобное встречается нечасто, иногда). С головы туши отрезаются уши, так как наезднику сподручней схватить тушу за уши, что снижает интерес к борьбе за тушу бычка. Зачастую туше отрезают и хвост, оставляя лишь 15-20 см. Это делают во избежание того, чтобы всадник не мог намотать за хвост тушу к луке своего седла и нечестным жульническим путем завоевать победу. В большинстве случаев в отдельных местностях туше быке делают разрез только одной задней конечности. С одной стороны - это удобно наезднику для захвата туши с земли, с другой стороны соперники уже не смогут захлестнуть камчой или захватить арканом тушу улака и закрепить в луке своего седла. Подобные приемы - захват камчой - плеткой, привязывать нитками - веревками или закрепление туши к седлу считаются нечестными и запрещаются в игре.

Согласно местным обычаем на туя могут выставить или одну тушу улака, или две туши или более 10 туше: когда собиралось много наездников, желающих принять участие в улаке, туша могла не выдержать, порваться в процессе борьбы, тогда выставлялось вторая туша. На массовых праздниках - праздник урожая, в честь Навруза, на юбилейных торжествах городов и областей (в наши дни) одновременно для игры выставляются по две, три туши улака. Иногда готовят до десяти туш улаков. На каждую игру назначаются специальные судьи. В Самаркандской области на туях организовывают игру улак, для которой забивают несколько туш козлов. Забитому козлу отрезают голову и конечности, внутренности не очищают, что связано с тем, что одна туша используется в игре только один раз. Наезднику, сумевшему овладеть улаков и забросить его в назначенное место, в месте с наградой призом выдается и туша козла, а в продолжающейся игре используется уже другая туша. Поэтому в такой игре внутренности туши не очищаются.

В начале XX века заснят на пленку улак, проходивший в древнем городище Афросиаб (в Самарканде). На этой пленке запечатано, насколько трудна и сложна борьба наездников за улак, насколько это зрелище волнует и захватывает. В качестве приза победителю выдали халат и свидетельства справку об участии в улаке.

Почему из домашних животных улак изготавливают именно из козла или бычка? Причина в том, что именно у этих животных крепкая кожа, ноги, которая может выдержать удары копытом лошади, борьбу за тушу, когда всадники выдирают ее друг у друга.

Тушу козла (или бычка) забивают за день до игры еще и потому, что ее охлаждают в холодной воде, затем вывешивают в прохладной комнате или на сквозняке. В охлажденной туше улучшается выносливость кожи, она становится более крепкой, застывает оставшаяся кровь и жидкость - туша отвердевает, что и требуется для игры. Игра улак организуется и проводится в зависимости от обычаев и традиций тюркских народов, племен и родов, в зависимости от местности их проживания. Правила игры также устанавливаются в зависимости от местных обычаев и традиций. Р.Абдумаликов в совей статье приводит такие сведения о подготовке игры улак: "Организация игр" В Ферганской долине в настоящее время становятся массовыми конные игры улак, которые в других местах называются купкари.

Купкари в основном состоит из таких разновидностей как "солим кокма (забивной) и "пойга" (скачки). Игры проводятся на равнине, в ровных местах. Народ называет такие места ипподромом.

На таких ипподромах (временных и постоянных) устанавливаются трибуны и флаги, которые обозначают определенное место (ворота, финиш). За день до купкари готовится улак (туша козла). У туши отрезаются голова, убираются все внутренние органы и во внутрь засыпают соль, которая способствует укреплению кожи туши и при борьбе за нее она дольше выдерживает, к тому же соль помогает отрегулировать положенный все туши больше или меньше насыпать ее.

На трибунах сидят судьи (аксакалы), которые по очереди бросают в табун лошадей улак, разъясняют правила и требования игры, следят за соблюдением правил. Всадник завладевший улаком (тушей козла), должен доставить его в определенное место, обозначенное флагами, и сбросить туда улак. В этом случае он определяется победителем. Эта игра развивает быстроту реакции, выносливость, борцовские качества, силу, ловкость, умение ориентироваться в создавшейся обстановке, проверяется также быстрота, резвость лошадей, их тренированность и выносливость. Это можно так прокомментировать.

Солим (кокма) - у этих наименований имеется свое значение. Истинное содержание купкари - организация конной игры имеет свое значение. Свою сущность. С одной, стороны - перед крупными, большими скачками подготовить лошадей и наездников, вызвоть интерес участников и повысить их ответственность, т.е. солим (кокма) организуется в качестве разминки. На небольших свадьбах - туях ограничиваются солимом (кокма). В заначении слов солим (отни тудага сол) - дословно "загони лошадь в табун" - и кокма (чавандозни ва отни синаб кур) дословно "испытай наездника и кона" кроется глубокий смысл - испытай свою силу, достань добычу своими силами, проверь себя - вот такие понятия кроются в этих наименованиях".

До начала игры улак глашатай верхом на лошади созывает население кишлаков на шурпу и плов. Глашатай в основном объявляет имя хозяина туя: "К Валижону хожи - на туй!" или "на плов!" - обычно кричат так. Затем жители махалли собираются все вместе - от мала до велика и аксакалы, и молодежь и идут на туй. Гостей угощают и шурпой и пловом. После того как закончат угощение, сын хозяина туя или он сам садится на лошадь и навьючивает на нее тушу улака и просит благословения у всех собравшихся. Самые почтенные аксакалы, лица, совершившие хадж, дают благословение и желают всего наилучшего мира, здоровья, пропитания хлеба насущного, а хозяину туя и его сыну, которому делают обрезание, в честь которого проводится туй - долгих лет жизни, счастья, здоровья. Одновременно все молятся и просят Божьего благословения на проведения игры - спокойное, добропорядочное, без чрезвычайных происшествий и несчастных случаев. Если среди собравшихся жителей и гостей имеются бездетные семьи или такие семьи, в которых нет сыновей, а только девочки - дочери - глаы этих семей также садятся на лошадь и впереди себя навьючивают свой улак (тушу козла) и просят у всех собравшихся благословения и пожелания рождения ребенка (для бездетных) или рождения сына - наследника (для тех, у кого только дочери). Все собравшиеся молятся и просят Аллаха послать бездетным ребенка и сына - тем, у кого только дочери. Во время молитвы напоминается, что, если Аллах пошлет ребенка бездетным или сына тем, у кого только дочери, то главы этих семей обязательно организуют и проведут игру улак для народа своих земляков. Интересно отметить, что обычно после таких общенародных молитв у бездетных глав семей появляется какая-то необычная сила, уверенность, чисто психологическое воздействие стремление достичь желанной цели - и в результате обычно рождается ребенок. В знак благодарности главы таких семей затем проводят для земляков игру улак и назначают свои призы (с учетом своей состоятельности и обеспеченности).

Лица, получившие благословение всех собравшихся, выставляют от своего имени призы для участников улака - в зависимости от своего благосостояния и обеспеченности. В процессе игры глашатай каждый раз объявляет имя хозяина очередного приза, выставленного для победителя очередного этапа игры. И еще раз - уже на поля игры - лица, выставившие призы, получают благословение и благодарность всех собравшихся.

У тюркских народов лошадь коня называют целью, стремлением. В древних преданиях говорится о том что конь у Бога каждый день просит сорок хлебов - сорок частей пищи, тридцать девять из них - для своего хозяина и только одну - для себя. Поэтому в народе говорят, что в семьях, где ест лошадь, где за ней ухаживают, в тех семья будет достаток и богатство. С.П.Нестеров в книге "Конь в культах тюркоязычных племен" Центральной Азии в эпоху средневековья пишет: "У тюркских племен такой обычай: если умирает мужчина, то в месте с покойном в могилу шел и его друг и спутник жизни - его верный конь. Если тело погибшего не могли найти, то в кенотаф (могилу без покойника) хоронили его коня и вещи, предметы обихода. Коня хоронили для того, чтобы он доставил на тот свет все необходимое для своего хозяина. Иногда хоронили до 2,3 коней?! Автор работы приводит фотоснимки костей и предметов обиходя, найденных в могилах - захоронениях, где были найдены кости покойника и его коней. Этот обычай показывает, насколько жизнь наездника связана с конем и насколько велико было уважение, почтение к покойному наезднику.

С принятием ислама всадников, пошедших свою смерть в бою, в игре улак или в путешествии, в дороге, хоронили как чистые душой невинные жертвы. Ведь наездник перед игрой тщательно готовился: купался, мылся, брился, совершал омовение, читал молитвы, просил благословение Аллаха и только потом садился на коня. Этот обычай сохранился до наших дней, стал уже традицией. Например, наездники, желающие принять участие в игре улак, тщательно готовились: очищались, мылись, совершали омовение, затем готовили конское снаряжение - седло, сбрую, окуривали себя душистой травой "иссирик" - от сглазу, поворачивали коня головой в сторону гибли, читали молитвы, просили Аллаха благословения, гладили коня по голове, по спинах и шее, говорили с ним по душе. Затем левую ногу вздевали в стремя, говорили: "Бисмиллохир рахмонир рахим, святой пророк Али, помоги, поддержи!" и садились в седло. К святому пророку Али обращались как к прямому потомку Мухаммеда и покровителю богатырей, честных людей. Затем наездник перед тем, как вступить в игру, просит благословения у своего отца, учителя - наставника и аксакалов кишлака - просит оградить от травм, просит победы - и вступает в игру.

Подобный обычай, порядок и правила подготовки к игре улак сохранились и строго соблюдается у всех тюркских народов Центральной Азии.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1064842860
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх