КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 19.09.2017
21:44  Основные причины, характеристики и формы проявления исламофобии в Кыргызстане
21:29  Россия хочет построить военную базу в Дейр-эз-Зоре, - Нидаль Хамада
19:48  Большой секрет КазМининформа: кому достались 2 миллиарда тенге по госинформзаказу
19:44  Елбасы, в разрез Кремлю, поддержал на Кыр-выборах Бабанова
11:47  Игры с переименованием. Урянхай-Туву хотят вернуть в Китай?
11:45  Ашхабадские игры: Церемонию открытия перенесли, о чем не сообщили, введен негласный коммендантский час
10:28  Что хорошего Леонид Брежнев сделал для советских людей
10:25  УзбБанки. Банкиры из Коканда воровали вклады граждан
10:09  Памятники: теория заговора, - С.Князев
09:20  Россия, Иран и Турция делят Сирию, - Der Spiegel
09:14  Как далеко может зайти опасный эндшпиль в Восточной Сирии? - Washington Post
08:58  Украина теряет "незалежность". Страну победившего "майдана" передают под прямое управление Запада, - А.Фидель
08:57  Кремль купил Киргизию за газ. Почему Россия больше беспокоится о соседях, а не о себе, - "СП"
08:05  КырВыборы-2017. Сколько потратили кандидаты в президенты на агиткампанию
07:55  В Кыргызстане предлагают лицензировать важную отрасль промышленности - скупку металлолома
07:33  Обучение и интеграция гастарбайтеров оказались непосильны для рос-казны, - Е.Трифонова
07:30  Иракских курдов толкают на тропу войны, - "НГ"
07:28  Блокада Катара подрывает антииранский фронт, - И.Субботин
07:06  "Северный поток-2" разведет украино-российскую мафию
05:40  Ледники рек Чу и Талас полностью растают к 2100 году, - Кыргызстан и Казахстан провели совместный анализ
01:28  Мьянма в центре внимания мусульман Центральной Азии
00:49  Эдуард Лимонов: Ураган в Европе: мигранты. Спокойствие покинуло страны ЕС
00:19  Таджикистан: проблемы прозрачности госбюджетов, - В.Касымбекова
00:11  Чемодан, вокзал, Таджикистан. В республику приехали российские учителя, что дальше? - Л.Гайсина
00:09  Инопланетяне что-то роют в восточно-казахстанском ауле Бозай...
00:06  "Как никогда остро стоит вопрос модернизации нашего сознания...", - Елбасы
Понедельник, 18.09.2017
23:07  Китай изменит конституцию на партсъезде в октябре
22:11  "Если Китай станет гегемоном, он будет относиться к американцам как к собакам", - С.Кропси
21:37  КырПремьер Исаков решил расторгнуть "Нарынский договор" с чешской Liglass Trading
21:30  Террористов YPG обуял страх. Рос-авиация удачно накрыла американских ставленников, - Gunes
21:21  Олигархат Центральной Азии: итоги и уроки. Ч. 1 (дискуссия в ИВ РАН)
19:34  Сколько секса нам нужно для счастья? - Радж Персо, Эдриан Фернхем
18:27  Умер народный артист СССР певец-тенор Зураб Соткилава
13:27  Пауки из банки. Саакашвили уже в октябре попытается свалить Порошенко, - "СП"
12:41  Как вы относитесь к строительству крематория в Бишкеке? Итоги опроса
12:37  У стен есть уши. Кто создал самую мощную интернет-цензуру в мире
12:36  Мир будущего: робосексуалы, нудизм и бессмертие, - В.Черновецкий
12:35  У стен есть уши. Кто создал самую мощную интернет-цензуру в мире
12:32  Огненный ад: ВКС России уничтожили "флот" ИГИЛ на реке Евфрат в Дейр эз-Зоре (видео)
12:27  Ариет Аккулова - самая красивая Учительница Кыргызстана (фото)
12:25  National Interest: США подталкивают Иран к очередному ядерному кризису
12:20  Рождение Курдистана: если завтра в Ираке война, если завтра в поход…, - С.Тарасов
12:19  ООН позволит США стереть КНДР с лица Земли
12:17  "Небратья". Русофобия на Украине - это всерьез и надолго, - А.Аверин
10:08  Ударим мракобесием по радикалам! В Казахстане "создадут собственную школу понимания ислама"
09:41  Новая метла. В МВД Узбекистана большие перестановки
09:38  Турции не хватает офицеров. Почти всех пересажали
09:36  Азиада-2017 в Туркмении: Как велась подготовка к играм
09:32  Мало попало. Росавиация сознательно бомбанула в Сирии америкосов
09:17  КырВыборы. Дебаты между кандидатами в президенты. График выступлений
09:12  Зерновые миллионеры Казахстана проиграли в битве за пашни
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Кыргызстан   | 
Основные причины, характеристики и формы проявления исламофобии в Кыргызстане
21:44 19.09.2017

Популярная концепция "столкновения цивилизаций", предложенная С. Хантингтоном, история конфликта между Западом и исламским миром, а также "войны с террором" и террористические покушения - это лишь некоторые факторы, помогающие многим людям поддерживать убеждение о "мусульманской угрозе". В основе этого убеждения лежат не только предвзятые и однобокие изображения мусульманских общин и обществ, но и религиозный детерминизм, который утверждает, что ислам полностью предопределяет социальное и политическое поведение мусульман. В то же время категория "мусульманин" перестала быть лишь определением религиозной идентичности и стала играть роль этнической, социальной и других видов идентичности. Такой способ мышления об исламе, о его приверженцах зачастую распространено и в Кыргызстане.

В 1991г. британская левая организация Раннимид Траст (Runnymede Trust) , целью которой является решение проблем мультикультурного общества, предложила термин "исламофобия", под которым понималась "необоснованная враждебность, а также страх и неприязнь по отношению к мусульманам" .

В 1997 г. уже упомянутая организация Раннимид Траст (Runnymede Trust) опубликовала доклад под названием "Исламофобия: вызов для всех нас" , в котором освещались случаи дискриминации мусульман в Великобритании. Термин подхватили мировые СМИ, и вскоре он стал использоваться без кавычек для описания подобных прецедентов.

Термин "исламофобия" определяется Советом Европы как "страх перед исламом, мусульманами и всем, что имеет к ним отношение, либо предвзятая точка зрения на этот счет. Выражается ли она в повседневных проявлениях расизма и дискриминации либо в форме насильственных действий, исламофобия представляет собой нарушение прав человека и угрозу единству общества" .

В Кыргызстане, как и по всему миру, дискурс на тему исламофобия набрал новый оборот после событий 11 сентября 2001г. в Нью-Йорке, когда два самолета врезались в башни Всемирного торгового центра. Ответственность за организацию и проведение теракта, как известно, взяла на себя международная террористическая организация "Аль-Каида". Это событие стало толчком к новым дискуссиям об исламе.

Исламофобия не зависимо от стран мира имеет много общего, является где-то направляемой, где-то спонтанной реакцией обществ и этнических групп на общемировые процессы трансформации культурно-цивилизационных границ.

Она проявляется в самых разных формах:

• запрет на ношение хиджаба в школах и вузах;

• запрет на строительстве минаретов и мечетей;

• запрет на использование громкоговорителей во время Азана;

• публикации в СМИ, социальных сетях фотографий местных мусульманских лидеров портретами радикальных мусульманских лидеров;

• оскорбления религиозных чувств мусульман путем публикации карикатур на Пророка Мухаммеда в средствах массовой информации;

• издания книг и выпуска фильмов против ислама;

• публичное сожжение Корана;

• обвинение мусульманских политических оппонентов в использовании ислама в борьбе за власть.

В настоящее время исламофобия растет во всем мире и эта тенденция не обошла стороной Кыргызстан.

Как показывает анализ, в Кыргызстане исламофобия связана не только с поведением или поступками духовенства, но и незнанием базовых ценностей ислама большинством населения. Такая тенденция отрицательного отношения к мусульманам порождает процесс отчуждения, и осуждения их действий, что приводит к всеобщему негативу к исламу как к религии.

По мнению экспертов, рост религиозности сильно беспокоит светскую часть населения Кыргызстана. Отсюда страхи в обществе и предвзятое отношение к мусульманам в целом. При этом в республике наблюдается трение между светским (советским) и религиозным мировоззрениями. Предвзятое отношение к мусульманам и исламу имеется в основном у старшего поколения, воспитанного в духе атеизма и резко критического отношения к религии в целом. Также такое же негативное отношение у определенной части населения, находящегося под информационным влиянием зарубежных средств массовой информации, где на мигрантской волне сформировалась исламофобия.

Представители новой формации мусульманского духовенства и теологи считают, что одной из проблем возникновения исламофобии в Кыргызстане является отсутствие информации и необходимых знаний об исламе. По их мнению, в стране отсутствует институт духовенства, пользующийся непререкаемым авторитетом, имеется лишь несколько аалымов, чьим проповедям прислушиваются мусульмане.

В настоящее время отсутствует комплексные системные исследования по данной проблематике, не наблюдаются научные подходы в решении вопроса исламофобии.

В периодических изданиях представлены факты, освещающие проблемы религиозной нетерпимости, в частности, исламофобии. Можно отметить наличие определенного количества материалов, как негативной, так и нейтральной тональности. Они позволяют представить относительно целостную картину происходящего.

Как показывает результаты исследования проведенной "Школой миротворчества и медиатехнологий в Центральной Азии" в 2016 году, более 28% проявлений социальной агрессии в Кыргызстане – это исламофобия . Любопытно, но мусульмане стоят на втором месте среди тех, на кого направлены агрессивные речевые атаки в средствах массовой информации и социальных сетях. Все это довольно непривычно для страны, где согласно официальным данным более 80% населения исповедуют ислам суннитского толка.

Однако информационные материалы периодических изданий страдают нередко субъективностью и не всегда достоверны.

Систематизируя основные тенденции проявления исламофобии в Кыргызстане можно выделить следующие основные причины:

• отождествление ислама с терроризмом, экстремизмом и в целом с насилием;

• размежевание ислама с радикальными мусульманскими лидерами и группировками;

• искажение представлений об исламском мировоззрении и обычаях;

• критика тех или иных аспектов исламского вероучения и религиозной практики;

• нежелание властей признать те или иные нормы шариата (споры вокруг хиджаба, ношением бороды, объявления пятницы выходным днем);

• существование элементов исламофобии даже в нормативно правовых документах (путаница и обобщение в терминах) и в реализации государственной политики (по всей стране были повешены баннеры, при поддержке властей для популяризации национальной одежды против исламской);

• приравнивание роста религиозности с радикализацией;

• бескомпромиссность и отход от диалога сторонников секуляризма в отношении мусульманской части населения;

• обвинение в радикализме представителей исламского духовенства.

Таким образом, можно констатировать, что проблема исламофобии в современном кыргызском общественно-политическом дискурсе крайне сложна и связана с целым комплексом других проблем, касающихся корреляции ислама и светского государства, реализации межкультурного взаимодействия в рамках одного общества.

Мурзахалилов Канатбек, Мырзабаев Маметбек,
18.09.17

Источник - paruskg.info
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1505846640
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх