КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 18.09.2010
17:59  Б.Мусаев: Без вины виноватый узбек Карабаев и кыргызский манкуртизм (рассказ жителя Оша)
14:28  В Лондоне арестованы шесть мусульман-подметальщиков, собиравшихся убить Папу Римского
14:26  "Верните нам острова Дяоюйтай!". Жители Пекина вышли на антияпонский митинг
13:46  ДУМ Кыргызстана запретило имамам политагитацию
13:45  Политпартии Кыргызстана разыграли порядковые номера в избирательном бюллетене
13:25  К.Кубатбеков: Шоу для широких масс. Власти Киргизии сыграли в фильме "Камбарата-2: возвращение" и обвели вокруг пальца всех и вся
12:09  В.Фарафонов: Кыргызстан современный. Волки и Овцы
11:58  О.Казанцева: Закон о нефти для Казахстана - быть или не быть?
11:27  Жажда жизни. Азербайджан и Россия поделили воду пограничного Самура
11:20  А.Саидов: Жертвы продразверстки. Казахстанские фермеры боятся сдать в госрезерв все, что собрали…
11:18  E.Больгерт: На Уолл-стрит опять хмуро. Как Казахстану защититься от туч на горизонте мировой экономики?
10:58  Парламентские выборы в Афганистане начались с обстрелов и взрывов
10:41  И.Павлова: Непростой диагноз. В Кыргызстане растет число психбольных и психопатов
10:34  "НГ": Рабство транзитом. Москва стала перевалочным пунктом для "живого товара" со всего мира
10:11  В.Толкунов: Кыргызстан – страна-зомби
08:24  Ракеты жить мешают. Карагандинец Темирбаев подал в суд на НацКосмосАгентство Казахстана
08:03  В Восточном Казахстане уже неделю идет настоящая коммунальная война
07:37  В.Скосырев: CША втягиваются в войну на Аравийском полуострове
07:15  В Кыргызстане приостановлена процедура получения кириллического домена ".кгз"
00:55  ВВС: "Танцующие мальчики" Афганистана. Мальчики-плясуны часто попадают в сексуальное рабство, но власти...
00:43  "КП": Бишкек хотел, чтобы Москва втридорога заплатила за базы. Но Россия предпочитает "не гнать коней"
00:13  К.Омаров: Астане угрожает биологическая бомба - скотомогильник в Тайтобе полон сибирской язвы
00:09  В школах Алматинской области посещаемость уроков проверяет полиция
00:02  "Jamestown": Будут ли выборы в Кыргызстане честными и свободными, покажет время
Пятница, 17.09.2010
20:50  Счастье Мырзабаевых. В одной Кызылординской семье мирно живут муж, три его жены, а также их дети (фото)
19:41  The Washington Post: Может ли Киргизия стать демократической страной на заднем дворе у Афганистана?
17:43  А.Джурабеков: Американцы жгут Коран и Библию (фото)
17:35  Asia Times: Путин не способен достойно принять поражение по Nabucco
16:31  Исключительно добровольно... В школы Татарстана возвращается советская школьная форма
15:42  Н.Болотбек уулу: Многовекторное "кидалово". Политический скандал в Кыргызстане
14:08  Казахстан выпускает в обращение новую монету - "Ушастую круглоголовку" (фото)
13:25  Ш.Тургунбоев: Перспективы присутствия Китая в Центральной Азии
13:23  В Казахстане изобрели новую сельхозмашину - "сеялку прямого посева" (фото)
12:59  О.Губайдулин: Узаконить бордели или сажать клиентов? Кто есть кто, где и за сколько в Алматы (фото)
12:49  "ВН": В Таджикистане обнаружили "агента КГБ". Им оказался бывший вице-премьер Ходжи Акбар Тураджонзода
12:45  В Алматы скончался известный пакистанский филолог, писатель и поэт Рауф Амир
12:27  С.Малдыбаев: Верность выбранным принципам. Союз тюркоязычных стран обрел институциональную форму
12:24  Игра ва-банк: Крупнейшие сотовые операторы РК против… потребителя
12:22  Супчик с... хвостиками. С отравлением экстренно госпитализированы студенты самого элитного казахстанского вуза КИМЭПа
11:51  Полицейские Алматы просят ужесточить правила въезда в РК кыргызстанцев
11:21  Что б жизнь медом не казалась. С 1 октября в Ташкенте резко увеличиваются цены на "коммуналку"
11:14  Не плюй в колодец... Узбекские ученые разработали технологию защиты пресных подземных вод
11:08  Академия наук Таджикистана подвергнется структурно-административной реформе
11:05  На рынке недвижимости Казахстана – полный за(от)стой
10:54  Казахстан хочет зарегистрировать право собственности на недвижимость Байконура
10:45  "Чужой" из Белдеутаса-2. Странные белые существа перемещается быстро и бесшумно... (рассказывают очевидцы)
10:42  В.Волков: Ставка - больше, чем жизнь. Роза Отунбаева пошла ва-банк ради целостности Киргизии
10:36  "Э-К": На свинг приглашаются... В Казахстане растет популярность групповых эротических игр
10:20  М.Абилкаир: Каким бы был суд биев сегодня?
10:15  А.Ермеков: Цена Хоргоса. Казахстан и Китай замахнулись на колоссальный инвестиционный проект
09:59  С.Епифанцев: Прыжки через пропасть на два раза. Игры политической элиты Кыргызстана
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Кыргызстан   |   Узбекистан   | 
Б.Мусаев: Без вины виноватый узбек Карабаев и кыргызский манкуртизм (рассказ жителя Оша)Б.Мусаев: Без вины виноватый узбек Карабаев и кыргызский манкуртизм (рассказ жителя Оша)
17:59 18.09.2010

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЙ И КЫРГЫЗСКИЙ МАНКУРТИЗМ.

Говорят, что мир до сих пор стоял и стоит на нелепостях. В пятницу, 17 сентября 2010 г., мне пришлось пересечь границу, чтобы встретиться в Казахстане с одним из тех, кто опровергает, вернее сказать, не мирится с таким положением порядка вещей и готов при первой возможности попытаться изменить его. Имя этого мужественного человека Мухаммадкадыр Карабаев.

Жизнь его, как и его близких, родных, судьбы не одной сотни тысяч соотечественников с юга Кыргызстана в одночасье раскололась на жизнь до и после…

О нем, драме его истории, связанной с произошедшими июньскими событиями нынешнего года в Ферганской долине, я прочитал в заметке журналиста А. Волосевича: Кыргызстан "В Джалал – Абадской области командует мафия" (см. указ соч. www. Ferghana.ru 05.07.2010).
Вот вижу теперь его "вживую". Сидим в кафе тихого уголка предместья г. Чимкента. Я (Б.М.) собираюсь задать ему (М. К.) всего несколько вопросов. Мне кажется, он достаточно открыт, готов, чтобы начать беседу на столь болезненную для него тему. С первым же вопросом и далее, он будто перестает смотреть в мою сторону. Нет, нет, да сожмет челюсти, взгляд устремляется в одну точку. Очевидно, что мыслями и сердцем, он там, в родном отчем доме - на пепелище.

Б.М. – Мухаммадкодыр, прошу простить меня заранее, что своими вопросами, я невольно Вас заставляю переживать былое. Пожалуйста, расскажите коротко о себе и своей семье. Чем Вы занимались? Словом, сообщите все то, что считаете нужным о своей биографии.

М.К. – Я. Мухаммадкодыр Карабаев, 1960 г.р. Родом из села Базар-Курган Джала-Абадской области. Насколько знаю, здесь на протяжении 200 лет жили мои предки. Родители колхозники. Наша семья, кроме отца и матери, состояла из 6-х братьев и 3-х сестер. После окончания средней школы служил в Советской Армии. Моя служба (1979-1981 гг.) проходила в Прибалтике в г. Панавежисе. После возвращения из армии, я женился. У нас с женой трое детей. Старшей дочери 24 года, младшей - 20, сыну исполнилось 22 года. Будучи в армии, я освоил профессию шофера, что пригодилось в жизни. Более 10 лет работал дальнобойщиком, скопил немного денег. В 1992 году совместно с братьями создали кооператив "Алмаз" с многопрофильными функциями. Его материальную базу составляли наши собственные грузовые машины "Камаз" в количестве 20 штук. Поэтому, в частности, в ведении хозяйства была целая автобаза, оказывающая транспортные услуги населению всему району, в котором по настоящее время проживало 127 тысяч человек.
В 2005 году мы в семье (с братьями) решили разделить между собой хозяйство. Я выбрал одну из его частей, которая занималась фермерством. Мое частное предприятие отныне именуется "М. Карабаев". Первоначально в нем было занято по найму 20 человек. В последнее время количество занятых на моем предприятии достигло 100 ч. Среди них и узбеки и кыргызы. Мы обеспечивали семенами, минеральными удобрениями земледельцев всего района. Помогал им и деньгами. Общих объем их земель составлял 501 га. В собственном же моем владении состояло всего 0,55 га, арендованной семьей у государства на 99 лет. Известно, согласно указу, принятому при еще при А. Акаеве, каждый имел право взять на названный срок землю в объеме 0, 11 га или больше, в зависимости от площади земель того или иного бывшего колхоза, совхоза и численности жителей… Вообще то, потому не везде одинаковы объемы владения людьми объемом земли. Есть районы республики, сельские местности, где большие территории хозяйства при сравнительно небольшой численности его населения, имеются возможности получать гектарами на каждого члена семьи.

Б.М. – Извините, что прерываю. А кыргызы успешно используют арендованную землю? Почему, судя по тому, что читал до сих пор, так много вроде безземельных и людей не при делах, абсолютно "свободных"?
Так, во время поездок в Бишкек в 2005 -2006гг., я видел своими глазами в парках, на лужайках – за кустами, что отделяют тротуары (в самом центре столицы) много бездомных. Мои кыргызские коллеги отшучивались: "это наш локомотив нынешней и грядущих революций - "профессиональные" революционеры. Подбрось им на бутылку спиртного, закуску, так они готовы будут мигом выполнить любой заказ, например, устройство митинга, сотворить бузу и т.п."
Впрочем, отвлек Вас. Но ответьте на вопрос об успешности кыргызов…Замечали Вы лично на себе косые взгляды соседей. Я имею в виду представителей титульной нации. Не наблюдали ли вы с их стороны элементарную зависть? Если "да", то, когда и каким образом, в какой форме это стало проявляться ?

М. К - Давайте по порядку скажу.
Во – первых, я не могу говорить о кыргызах, что они занимаются успешно землей. Нет. Если кыргызы не продали свои земли, то значительно больше половины из числа, взявших в аренду свою долю земли, практикуют сдачу в аренду другим. Всем нам, живущим, жившим в Кыргызстане, грех жаловаться насчет земли. На нее по закону нет монополии государства. Я, например, волен был сажать, что угодно, продавать продукт, как мне выгодно и, естественно, кому захочу. Но отмечал я про себя в самом начале 90 –х годов, точнее скажу, уже кровопролитие в Узгене в июне 1990 г показали, что в основе растущей неприязни кыргызов к узбекам, худшее их положение. На самом деле, узбеки значительно лучше жили. Но мы ни у кого ничего не отнимали. Мы в этом ведь не виноваты. Разве мы являлись причиной сложившегося неравноправия среди различных групп населения по национальному признаку, что среди кыргызов стоит остро проблема жилья, занятости, что они бедны сравнительно с нами узбеками.. Приходилось слышать, что вот мол, мы узбеки заняли города, самые лучшие виды профессиональной деятельности, что кыргызы вынуждены заниматься сельским хозяйством, животноводством. Дело в том, что с горных селений спускались кыргызы в города, районные центры, равнинные места традиционного земледелия, т.е. туда, где всегда жили, трудились на своих местах мы – узбеки. На сессиях, собраниях партийных активов все чаще звучали голоса кыргызов, что вот живут на нашей земле узбеки и т.п. Вот Вы спрашиваете: не замечали ли Вы косые взгляды соседей? Нет, стали чувствовать изо дня в день, что на нас точат зубы. Узбекское население испытывало к тому же ощутимое давление со стороны правоохранительных органов, начиная от милиции до структур безопасности различных уровней, налоговых органов.

Б.М. – Вы упомянули Узгенские события 1990г. Какая реакция была у узбеков других районов компактного проживания узбеков на юге? Взять, к примеру, Вас.

М. К. - Лично меня это меня встряхнуло сильно. Я сам собрал у жителей, узбеков моего родного села Базар – Кургана помощь пострадавшим узгенцам. 4 машины "Камаз" были наполнены 5 тоннами сахара, энного количества хлеба, другими сьестными продуктами, одеждой, постельными принадлежностями. Вскоре в районе узбекское население создало национально – культурный центр, в котором я выполнял с 1992 г по 1995 г функции заместителя председателя. Более десяти лет (1995- 2006 гг.) являлся председателем Узбекского национально – культурного центра Базар-Курганского района.
Я уже говорил о проблеме занятости. Она стала особенно затрагивать и узбекскую молодежь. Мне всегда горько наблюдать, что молодые люди по национальности узбеки, которые получили образование, имеют профессию, не могут найти работы, хотя эти места есть, но в Кыргызстане стало правилом неписаным правилом, когда предпочитают брать кыргызов на место специалистов, даже если они не имеют диплома. Это происходит сплошь кругом. Я не идеолог и не политик, но и мне понятно, что идет повсеместное вытеснение узбеков с помощью всего административного ресурса республики, где, между прочим, в структурах власти абсолютно почти нет узбеков. Мои попытки, каким - то образом, на уровне нашего района повлиять на изменение ситуации в этой области вызвало крайнее раздражение со стороны кыргызов, особенно из числа тех, кто представляет власть. Видимо, моя деятельность в качестве председателя узбекского национально – культурного центра позволила мне нажить немало и личных врагов, хотя она не выходила за рамки моих конституционных прав как гражданина Кыргызстана. Я лишь добивался до последнего времени, чтобы никоим образом не ущемлялись законные права и свободы представителей многочисленной узбекской общины.
Знали бы Вы, как больно осознавать, что нас предает и собственное правительство, которому мы верили. Где закон, право, кто должен нас защищать, заступиться.
Согласен, что все мы переживали трудные времена 90-х гг.. Была "революция тюльпанов" в 2005 г. Затем наступил апрель 2010 г. После того, как распалась власть К. Бакиева, пришли во власть новые, представленные Временным Правительством. Они обратились по национальному телевидению совместно с Розой Отунбаевой к общественности республики, к народу, лично и к лидерам узбекской общины, чтобы мы помогли им в укреплении позиций Временного Правительства. Мы поверили им и…что получили взамен!? Например, хотя бы за то, что мобилизовали узбекскую общину выступить в поддержку Временного Правительства, когда 14 мая 2010 г. пошли совместно со сторонниками партии "Ата – Мекен" освобождать, захваченный бакиевцами Джала –Абадский областной административный центр…

Узбекская община, мы узбеки как граждане Кыргызстана выполнили свой долг, полагая, что укрепление позиций ВП в смысле законности приведет к улучшению и нашего положения, а получили…Кому говорить, кому верить после этого. На месте многих наших домов, где жили мы, наши дети… одни черные развалины. Нам не просто плюнули в душу, а …Мне очень и очень больно…
Я знаю одно, что нельзя отдаваться полностью сейчас чувствам. Чтобы жить дальше надо научится жестко контролировать себя, не позволять погружаться полностью в те картины, которые я недавно видел, пережил …

Б.М. – Успокойтесь и простите, что невольно заставляю Вас переживать заново. Для того я и хотел встретиться с Вами, чтобы как можно больше число людей узнали правду о некоторых неизвестных сторонах этих событиях, ее героях и антигероях, которые бы пролили свет и на ложь, обнажили лицо их носителей, показали подлость подлых, убийц. Нельзя, чтобы все это кануло в лету забвения, чтобы место правды заняла ложь, чтобы вконец торжествовали эти самые подлецы и убийцы, а честные люди никогда не поднялись, остались оболганными. Вот, как ваш односельчанин, правозащитник Азимжон Аскаров, которого суд приговорил к пожизненному заключению, якобы за разжигание межнациональной розни и убийство местного милиционера. Если, можете, то воспроизведите ход июньских событий, который затронул ваше село. Я слышал, что Вам мужчинам села удалось защитить своих женщин, детей и стариков. Как это было?

М.К. – Мы, живущие на юге узбеки, ни с кем не желали враждовать…Жили мирно. Они напали на нас (повторяет в задумчивости, несколько раз эту фразу, сопровождая словосочетанием, что узбеки никого не грабили, не жгли, не убивали – примеч. Б.М). Вот пример особенный, который характеризует тех, кто прятал камень за пазухой. Один из моих соседей по улице Алимхона Курбанова, где живу, председатель Базар –Курганского районного суда. Не помню его фамилию, а зовут Дониер. Он держал у себя дома в качестве охранника вооруженного человека. Однажды, именно в те июньские дни, если не ошибаюсь, 13 июня, когда мимо его дома проходил правозащитник А. Аскаров, на него было совершено нападение тем самым вооруженным человеком. Судья же и вызвал милицию, которая арестовала правозащитника.

Б. М. - Вы отклоняетесь от вопроса. Я бы просил непосредственно о событиях. С чего это и когда началось нападение на Ваше село?

М.К. – Нападение на наше село произошло 13 июня. А прежде, еще за два дня до этого, 11 июня по верным нам источникам информации поступило сообщение, что из Бишкека на машинах едут мародеры, что они следуют по тракту Бишкек – Ош, направляясь в конечный пункт названного тракта, т.е в г. Ош. По дороге к ним должны были присоединиться банды из Таласа, Аксыйского района. В ночь с 12 на 13 июня в 2ч. 30 мин. наши источники сообщили, что по трассе (тракту) едут 34 машины. В их составе впереди следуют 2 Камаза, далее – 4 микроавтобуса Бус. Остальной транспорт, на которых, двигаются эти мародеры и бандиты, легковые машины в количестве 28 штук.. Они было уже проехали Базар – Курган. Но впереди у перевала перед Сузуком, они встретили препятствие, которое им устроили узбеки, перекрыв дорогу. Названная остановка и решила нашу судьбу. Некоторое время мародеров ушло на ожидание приказа куда им ехать. И он поступил. Двинулись в направлении Базар- Кургана. Утром 13 июня начались погромы в нашем селе. В нападении на нас участвовало не менее 3 тысяч чел. Среди них преобладали молодые ребята. Обращала на себя внимание, что в составе бандитов было немало женщин. Это, опустившиеся женщины, нигде не работающие.
Защищая себя, свои дома, мы потеряли убитыми 19 человек. Держались мы, как могли в течение 4-5 часов. Нападавшими было сожжено на селе всего 430 объектов. В их числе жилые дома в количестве 204. Это дома узбекского населения. Я тоже потерял все. Сожжен мой дом, я лишился своего предприятия.

Мы многим обязаны узбекам города Ош и руководителям республиканского национально – культурного центра, которые, собственно, предупредили нас заранее о надвигающихся на нас бандитов. Во многом, благодаря этому обстоятельству, до начала погромов, мы успели почти две трети (70%) женщин, детей и стариков вывести из под удара, переправив их на территорию Узбекистана. В день же нападения (13 июня) мы также сумели организовать эвакуацию, оставшихся 30 % женщин, стариков и детей.

Б. М. – Что Вы можете сказать дополнительно насчет команды грабителей, убийц? Кто их возглавлял или заметно среди них выделялся? И здесь же параллельный вопрос: кто отличился в Оше?

М.К. - Что касается событий в г Ош. Да, верно, там началось все 10 июня. В основном, здесь ударную силу представляли мародеры, спустившиеся из горного Алая, которых возглавлял, если не ошибаюсь, бандит по имени Аманбек…
Я бы отметил, конечно, и отличившегося сына нынешнего вице – премьера Азимбека Бекназарова. Я знаю по надежным источникам, что сын А. Бекназарова приехал в РОВД Ноокентского района и благодаря звонку своего отца, который приказал местным правоохранительным органам выполнять требования сына, он забрал оружие. Не без участия его было организованы ряд провокаций, а именно зарезан в воскресенье 13 июня узбек на скотном базаре (Молбазар). Его же людьми рядом с трассой возле чайханы был убит милиционер – кыргыз. Данное уголовное дело представлено как преступление, совершенное якобы узбеками. В убийстве этого несчастного милиционера обвинили и меня с правозащитником А. Аскаровым, хотя мы в то утро находились у себя дома на селе Базар- Курган.
Спустя некоторое время после этих кровавых событий на юге Кыргызстана, по телевидению я смотрел и слушал выступление А. Бекназарова, в котором он отметил роль своего сына в наведении порядка и мира на юге страны. В действительности, наверное, трудно представить, чтобы он, один из самых влиятельных во Временном Правительстве персон власти не понимал, что его сын организовывал погромы, когда глумились, насиловали, жгли, убивали узбеков.
Если позволите, я бы хотел подвести итог сказанному мной, потому что меня поджимает время. Я должен спешить на очень важную встречу.
Наверное, я, один из представителей узбекской общины с юга Кыргызстана и в то же время как гражданин Кыргызстана, мог бы заявить, пользуясь случаем: пусть мир узнает, что на самом деле творилось на юге республики, в частности, в Джалал –Абадской области, Базар-Курганском районе. Лично у меня совесть чиста. Я делал до сих пор, то, что мог, чтобы защитить своих родных, близких, соотечественников – узбеков, принять участие в противостоянии убийцам. Пусть все знают правду. Если же, согласно ей и я виновен в чем - то совершенном против закона, то готов понести наказание. Я не снимаю ответственности с себя во всем, что делал, будучи и руководителем районного национально- культурного центра узбеков. Но нельзя оставить безнаказанными тех, кто совершил и совершает злодеяния, преступления против человечности. До сих пор не известно, сколько погибло невинных людей, среди которых дети и женщины…. Сколько сегодня томятся в ожидании своей участи тех людей, кто несправедливо обвинен в разжигании межнациональной розни. Я говорю, конечно, об взятых под стражу, по национальности узбеков, которые составляют в камерах предварительного следствия абсолютное большинство.

И еще в заключение не могу не сказать спасибо узбекскому народу, принести свою личную благодарность властям, президенту Узбекистана И. Каримову.
Никогда не забыть, как после трагических событий июня на границах Андижанской, Ферганской и Наманганской областей нас встречали тысячные толпы узбекистанцев - наших братьев и сестер. Такое остается навсегда в душе. Оно укрепляет в наших душах чувство кровного родства между нами – узбеками Кыргызстана и узбекистанцами. Разве можно забыть такое, когда, пересекая границу, мы, оставшиеся без крова, имущества, документов, встретили тепло, сердечное участие людей. Мы были глубоко потрясены, встретив такой прием, увидев, что все ворота и двери домов были открыты настежь для нас, как и Ваши сердца.

Вместо комментария. Резюме интервьюера.

Мухаммадкодыр начал прощаться со мной, зачем – то благодарил меня за встречу. Я не успел опомниться, сказать спасибо.
Он уже ушел, а я еще некоторое время оставался на месте…
И теперь, вернувшись домой, сижу сейчас за материалом текста, отсекая лишнее, вспоминаю лицо предпринимателя, мгновения паузы, когда он замолкал, когда осторожно я вновь пытался, чтобы продолжилось его повествование, говоря ему, что пусть не стыдится проявления чувствительности.
За словами его рассказа о фрагментах июньских событий 2010 г. на юге Кыргызстана ощущался порыв человека к Правде, Справедливости, живой голос участника событий.
От себя считаю нужным вместо комментария отметить следующее.
Я поверил ему и проникся уважением как Человеку Земли, умеющему трудиться, обладающим чувством ответственности перед близкими, родными и согражданами. Главное, что покорило меня в нем, так это, что Мухаммадкодыр принадлежит к редкостной в наши времена категории людей, которые не покорны обстоятельствам и способны сделать внутри себя выбор, чтобы отстаивать свою свободу, независимость окружающих его людей.
Вместе с тем, думая о нем, я не могу забыть тех нелюдей, относительно которых, на мой взгляд, немыслимо рассуждать, с одной стороны, о человеческом, нравственно – духовном и тем более, о совести, ответственности, с другой, - собственно, представить их людьми, т.е., что им свойственны некоторые признаки, указывающие на то, что делает человека человеком. Месяц – два назад, лично я, еще колебался между крайними оценками кыргызского общества, уровня самосознания кыргызов в смысле проявления ими шовинизма. Сомневался, что прав я в отрицании утверждении одного из близких мне по направленности мыслей и духовного строя людей, утверждавшего в письме ко мне:
"Друг мой, поверь мне, что каждый ищет Свою правду. Даже за счет правды Других. Это же испокон веку происходило и везде… Смотри Библию, Коран и мировую классику. Хочу обратить твое внимание на некоторые интонационные и семантические изменения в выступлениях кыргызов: если на первых порах, кыргызы настаивали на своем праве отнимать жизни узбеков, то теперь пытаются найти гуманитарную подоплеку произошедшеего. А это, дает надежду на начало конструктивного диалога…. Случившееся не дает ни Мне, ни Тебе, ни Славе Ахунову относиться к кыргызам, как к неполноценному этносу, потому что это уже на грани расизма и нисколько не лучше, чем физическое насилие, разбой и мародерство, которое применили отморозки – кыргызы против своих собратьев узбеков. Я только хочу отметить, что в условиях транстерриториальности, маркировка по национальному признаку весьма условна и создает неразрешимые проблемы…
Хотя осознаю, что мы с тобой находимся в разных ситуациях. Бах! Моя боль носит абстрактно – метафизический характер. Твоя и Славы Ахунова – живые раны, физическое (со)страдание к соотечественникам … Тем не менее, мое обращение к Тебе – это обращение к рефлексирующему эксперту, а не раненому и (со) страдающему человеку".

Я перечитываю снова и снова в строки, фрагменты мыслей моего друга. Но разум и сердце противятся принятию его логики и его правды, потому как передо мной, по моему убеждению, не более чем метафизика, пусть и приближающаяся к высокому полету. Верно, не следует слушать ни друзей, ни врагов, когда говорит совесть… Живая жизнь и опыт его за последние месяцы на юге Кыргызстане после трагедии, происходящее ныне там, выражение лица, глаза человека – участника тех событий, в которых я "прочитал" страшную боль пережитых страданий, слова, которые он говорил, все это в совокупности мне подсказывают: оплакивая души погибших, судьбы тех, над кем надругались, все же надо думать и о живых, о том, как жить дальше.
Разум и сердце противятся логике друга, потому что я думаю о без вины виноватых, торжестве тех, которые продолжают жить в безнаказанности, неся на себе всю мерзость собственного существования… Размышляю о нравах, царящих в кыргызском обществе и в среде власти, которые, представляются, соединяют в себе симбиоз законов и неписаных правил жизни по понятиям известных тайных преступных и террористических организаций типа camorra и mafi(f)ia. Этому способствует, как я убедился слушая собеседника с Джала- Абада, здесь реально сложилась морально – психологическая атмосфера в Кыргызстане, где продолжают творить "порядок" титульные архар-манасовцы. Они, отнюдь, не составляют однородную массу и делятся на "низы" и "верхи". "Внизу", собственно, манкурты – бездумные исполнители, те самые, лишенные памяти и собственного самосознания, подобие людей, манипулируемых "сверху" своевольными биями или равно, большими, маленькими бесами.

Многочисленные самоотверженные рабы – манкурты (бездомные, молодые люди – маргиналы, не имеющие определенный род занятий, без работы, но "патриоты" и т.д.) готовы на очередные "подвиги", проявление своей жестокости, а именно, получив тайный приказ, продолжить жечь, гнать, убивать тех, на кого укажут.

Судя по наблюдаемому содержанию событий, которое находит отражение в СМИ и сети интернет-сайтов, освоению фактологической целины прежних сообщений Временного Комитета (Комиссии) по освещению событий в Кыргызстане, свидетельствовавших в свое время о состоянии негативных социальных процессов на текущий момент, становится ясно следующее.
В обществе названной страны не преодолена конфликтогенность на уровне группового сознания. Это обстоятельство дает основание подчеркнуть, что если оставить все как есть, то здесь не исключена вероятность новых конфликтов, жестоких проявлений агрессии и насилия.
Существует прямая угроза динамизации вышеназванных процессов, связанных с продолжением активной деятельности явных, скрытых сторонников крайних националистов, с вытекающими отсюда последствиями погружения в смуту уже всего региона Ферганской долины, прихода на место людей, сохраняющих еще здравый смысл, человека Вооруженного с установкой, Мстить, Воевать.

Бахадыр Ф. Мусаев.
17-18. 09. 2010 г.
Ташкент

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1284818340
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх