КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 08.08.2010
14:37  Б.Сапар Али/Т.Елдесбай: Рациональная модернизация политической системы современного Казахстана
09:26  Сайт Wikileaks продолжит раскрывать секреты Пентагона
02:39  Казахстанский режиссер Е.Ракишев снимет комедию "Брат мой Борат". Про тупых америкосов
01:03  Le Monde: Кровавая баня. Прекратите этническую чистку в Киргизии
00:58  Д.Триллинг/А.Далбаева: Ожесточенные столкновения провоцируют новый виток политического кризиса в Кыргызстане
00:55  К.Матесиус: Благодаря "дипломатии товарных вагонов" таджикские компании оказались во власти Ташкента
00:48  Д.Седов: Война против Ирана как метод глобализма
00:43  Е.Кирсанов: Почему ЦРУ США ошиблось в своих иранских прогнозах?
00:39  "New York Times": Бродвей и мечеть. Плавильный котел Америки переварит все, даже ислам
00:36  Жительница Алматы, выиграв в Супер Лото $1 млн, решила потратить его на ремонт дорог в родном микрорайоне
00:35  К.Кайненов: Норма жизни. Кыргызские силовики открыто демонстрируют свои предрассудки
00:33  С.Куликов: Российская восточная труба нервирует конкурентов. Арабы идут на скидки, чтобы не уступить России долю на азиатском нефтяном рынке
00:27  Д.Дуйсенбаев: Этнический конфликт в Кыргызстане - наблюдать или действовать?
00:21  "Необходима смена кадров и открытие дороги молодому и профессиональному поколению", - наконец-то догадалась Отунбаева
00:17  Тюркские министры договорились встречаться регулярно. Завершилась неформальная встреча глав МИД в Бодруме
00:15  Будут ли американцы бомбить Иран? Круглый стол в Москве 10/08 (анонс)
00:07  Мощнейшие наводнения в Пакистане - введен наивысший уровень ЧП, пострадавших уже 14 млн
00:02  А.Вартанян: Санкции Евросоюза и первая реакция Тегерана
00:01  "МК": Бакиев снова пытался взять власть. В Киргизии пресечена попытка госпереворота
Суббота, 07.08.2010
13:15  Иран предлагает Афганистану и Таджикистану создать азиатский аналог НАТО
10:49  А.Тынаев: Один в поле воин. История опереточного мятежа, или как опальный политик поставил "на уши" всю кыргызскую власть
10:46  А.Храмков: Экономика будущего. Прогнозы экспертов оказались ошибочны
10:19  Пентагон в СМИтении. Американского журналиста Гастингса лишили аккредитации в Афганистане за профессионализм
10:12  "France Soir": Афганские наркотики, другая война Запада
10:10  Time: Америка уползает из Ирака. Реквием по авантюре
10:05  Мэлис Мырзакматов - мэр Оша, криминальный лидер или "ошибка природы"?
09:26  О.Краснова: Дело Нефедовых. Почему судьи в Ташкенте принимают незаконные решения?
08:47  А.Беспалова: Нет дыма без огня. Изменение климата – только часть глобальной проблемы
08:02  В афганском Бадахшане найдены убитыми 10 иностранцев
02:13  В.Ахунов/Б.Мусаев: Проблема кыргызов таится в их безграмотности... Создание Кыргызской ССР было недоразумением
01:05  Н.Берч: Военные и правительство Турции устроили друг другу проверку на прочность
01:04  Дж. Кусера: Университет им. Назарбаева вынашивает грандиозные планы в сфере образования Казахстана
01:02  Еurasianet: Массовый выезд узбеков – золотое дно для кыргызстанских взяточников
00:58  "БП": Миллиард за парламент. Спасет ли экономику Кыргызстана донорская помощь?
00:40  Т.Ансари: Есть у революции начало... Очередная попытка переворота в Киргизии не удалась
00:38  А.Шакур: Пакистан переживает гуманитарный кризис. От разгула стихии пострадали около 4 миллионов человек, число погибших превысило полторы тысячи
00:10  Кирпремьер А.Муралиев наконец-то нашел себе дело: "Давайте пить кыргызстанскую водку и петь казахские и русские песни"
00:00  В Кыргызстане вышел в свет русско-кыргызский терминологический словарь
Пятница, 06.08.2010
22:06  Ильин вернулся! В чемпионате Казахстана по тяжелой атлетике установлено два мировых рекорда
21:23  В.Сычев: Возвращение Каспийского монстра. Россия намерена вновь строить военные экранопланы
21:20  Премьер А.Муралиев: "Членам правительства Кыргызстана в отношении с соседями необходимо переходить в наступательную позицию"
21:02  П.Собирова: Гаффор Мирзоев - срок длиною в жизнь
14:50  А.Алтымышев: Почему власти не спешат объявлять в Кыргызстане выборы?
14:48  Уральские правозащитники: "До восстановления мира в Оше еще далеко"
14:46  KazakhGold получила частичный доступ к арестованным счетам
14:10  На основе "дойче меринофлейшав" в Казахстане выведена новая порода овец "Мясной Меринос"
13:53  "Газпром нефть" зашла в степь. Компания купила сеть АЗС в Казахстане
13:41  Foreign Policy: Страх и отвращение в Средней Азии
13:39  L"Humanite: Война в Афганистане - это полный провал
13:20  "Associated Press": Китай готов отнять господство в Тихом океане у ВМФ США
13:18  Д.Кусаинов: Пиррово сражение. Роза Отунбаева из лидера "апрельской революции" превратилась в "железную леди"
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   | 
Б.Сапар Али/Т.Елдесбай: Рациональная модернизация политической системы современного Казахстана
14:37 08.08.2010

Рациональная модернизация политической системы современного Казахстана

К настоящему времени прежняя государственная структура советского государственного управления разрушена, а институты нового действительного демократического государственного управления и местного самоуправления, институты патриотического гражданского общества, действенные механизмы оптимального функционирования и гармоничного взаимодействия только создаются и процесс этот идет в очень сложных условиях.

Поиск путей становления новой казахстанской государственности предполагает не только глубокое изучение современной казахстанской действительности, определение разнообразных причин, детерминирующих те или иные процессы, выявление способов их устранения и ростков нового, прогрессивного заслуживающего внимания и поддержки, проведение научно обоснованной объективной большой практической работы по созданию эффективных институтов власти и нормального патриотического гражданского общества, свободной и социально ориентированной экономики, но и осуществление истинной демократической политики суверенного государства.

Большое значение в этом отношении имеет изучение огромного зарубежного опыта, например, Турецкой Республики, бывших стран социалистического лагеря, которые более или менее успешно решают проблемы государственного строительства, социального, экономического и политического развития. Но особенно важен для Казахстана опыт СССР, в составе которого он, хотя и формально, сформировался как суверенное социалистическое государство.

Формирование новой советской системы государственного устройства в России началось на II Всероссийском съезде Советов 25 октября 1917 года. Верховным органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов, между съездами функции этого органа возлагались на Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), который создавал отделы с правом контроля, смещения правительства или изменения его состава. Съезд сформировал правительство - Совет Народных Комиссаров (Совнарком). Отличительной чертой новой власти было соединение законодательной и исполнительной функций.

Упрочение советской власти в большей части территории Российской империи к весне 1918 года привело к необходимости принятия Основного Закона страны - Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР), согласно которой ВЦИК назначал Совнарком, в чьи функции входило общее управление делами РСФСР, издание декретов, распоряжений, инструкций.

С июля 1918 года Советской республике установилась однопартийная система и прекратила свое существование антибольшевистская оппозиция в Советах. А между тем существование такой оппозиции способствовало усилению политической и экономической активности самой правящей партии, помогало выработке наиболее эффективных управленческих решений, позволяло отобрать среди них лучшие, оптимальные. Однопартийность таила в себе огромную опасность. Партия большевиков получила неограниченное влияние в государственных и общественных структурах, она перестала быть контролируемой со стороны оппозиции. В годы гражданской войны вынужденно развивался процесс сращивания партийных и государственных структур, РКП (б) распространила свое влияние на все сферы - экономику, культуру, семью, общество. В этих условиях любая попытка воспрепятствовать ее контролю за общественным и политическим развитием расценивалось как саботаж.

В 1924 году II съезд Советов СССР утвердил одобренную республиканскими съездами Конституцию СССР. Характерно, что съезды Советов СССР слушали и обсуждали отчеты не только СНК, но и отдельных Народных Комиссаров (НК), утверждали конкретные программы развития отраслей и деятельности всех органов отраслевого управления. 5 декабря 1936 года была принята новая Конституция СССР, которая формально отвечала лучшим мировым образцам того времени. Законодательно закреплена была и такая конституционная основа власти и управления, как роль ВКП (б), которая представляла собой руководящее ядро всех общественных и государственных организаций трудящихся. Сложившаяся реально фактически эта основа породила своеобразную систему партийно-государственной власти и управления с приоритетной, весомой ролью партии. Стали деформироваться принципы советского управления, сказались низкий уровень общей, политической, управленческой культуры, идеологический и партийный монополизм, культ личности, авторита
рность партийно-государственной элиты, оторванность ее от народа, отчуждение народа от власти и управления. Утвердилась в управлении воля высшего должностного лица, власть административно-исполнительного, чиновно-бюрократического аппарата, предельная концентрация полномочий в руках узкого круга должностных лиц, всевластной партийно-государственной верхушки, тотальное подчинение интересов личности своеобразно толкуемым интересам государства. Все это отрицательно повлияло на качество государственного управления.

Государственное управление СССР 1941-1945 годов, перестроенной адекватно условиям и задачам войны, действовало по военному, функционировало в состоянии повышенной мобильности, оперативно, целенаправленно, решало вопросы быстро, сообразно непрерывно меняющейся ситуации. Уроки этого исторического опыта не теряют своей актуальности, способствуют осмыслению теории государственного управления, учат всестороннему учету всей совокупности объективных и субъективных факторов, конкретно-исторической ситуации при обеспечении эффективности управления с наименьшими издержками, в интересах всего народа. Послевоенная советская система управления отягощена противоречиями, когда государственная власть и управление были сконцентрированы в руках высшего советско-партийного руководства, обюрокрачены структуры управления, сказывались недостаточная профессиональная подготовка кадров всех звеньев вертикали управления, распространяемая идеология культа личности. После смерти И.В. Сталина, "принявшего Россию с сохой и оставившего с ядерным оружием", мощной армией, атомной промышленностью и жесткой карательно-репрессивной системой. Из-за отсутствия действенного справедливого механизма передачи высшей власти в государстве победу во внутриполитической кровавой борьбе одержал Н.С. Хрущев, не имевший ни полноценного образования, ни солидной теоретической подготовки, ни собственной программы действий, ни сколько-нибудь целостного представления о политике десталинизации и ее пределах. Но как политический руководитель сталинской школы Н.С. Хрущев обладал решимостью, энергией, был целеустремлен, склонен к авантюризму и определенному коварству, был, бесспорно, умен и сообразителен, хотя его интеллект не был отточен и отшлифован культурой и воспитанием.

В 1964 году, проведя большой цикл тайных совещаний и добившись определенного консенсуса, высшая номенклатурная элита СССР добилась на октябрьском Пленуме ЦК КПСС смещения Н.С. Хрущева с занимаемых постов. Следует отметить, что отстранение Н.С. Хрущева было результатом тайного, но более или менее нормального бескровного политического акта, организованного в рамках существовавшей законности и системы партийно-государственного управления. Новым руководителем КПСС стал один из наиболее типичных представителей номенклатурной коммунистической элиты Л.И.Брежнев. В партийно-элитном строительстве утвердилась практика индивидуального многоступенчатого отбора кадров, когда новобранцы стремились делать карьеру, воспроизводя дух и букву существующих партийно-элитных отношений. Именно так поднимались по иерархической лестнице М.С. Горбачев, Э.А. Шеварднадзе, А.Н. Яковлев и другие партчиновники, прославившиеся своим славословием вождям и бюрократическими прожектами и инициативами.

После смерти Л.И.Брежнева 10 ноября 1982 года в кулуарах Политбюро ЦК КПСС развернулась борьба за высший пост, победу одержал Ю.В. Андропов, избранный Генеральным секретарем ЦК КПСС, что в партийном государстве объективно приравнивалось к должности правителя - президента или государя страны. Но Ю.В. Андропов умер в марте 1984 года, не оставив политического завещания. Консервативное большинство Политбюро ЦК КПСС настояло на избрании новым Генеральным секретарем ЦК КПСС профессионального партийного управленца, длительное время заведовавшего общим отделом ЦК, бывшего самого близкого сподвижника Л.И. Брежнева - К.У. Черненко. В начале 1985 года тяжело больной К.У. Черненко попытался покинуть свой пост, не дожидаясь своей смерти, но не получил согласия. Более того, больного генсека безжалостно эксплуатировали в политических целях. Государственная партия с ее бюрократическим аппаратом, построенным на принципах авторитаризма и бюрократизма, иерархии и дисциплины, уже не нуждалась в личностном факторе.

11 марта 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС становится М.С. Горбачев, который начал перемены в советском обществе с идеей уничтожения коммунистической партии и идеократического государства. М.С. Горбачев в 1988 году избирается Председателем Президиума Верховного Совета СССР и приступает к формированию новой представительной двухуровневой советской системы. Высшим органом власти становится Съезд Советов из 2250 народных депутатов, избираемых на 5 лет на основе альтернативных выборов. Большая часть депутатов 1500 - выбиралась от населения по округам, а 750 от общественных организаций: КПСС, профсоюзы и т.д. Съезд путем тайного голосования избирал постоянно действующий парламент с законодательными, распорядительными и контрольными функциями - Верховный Совет в составе 544 депутатов и его председателя. Соответственно Верховный Совет избирал Президиум Верховного Совета, Верховный Суд СССР, Генерального прокурора СССР. М.С. Горбачев избирается на высший государственный пост, однако обнаружилось наличие оппозиции из числа интеллигенции. М.С Горбачев и его окружение пытались проводить центристскую политику, допуская бесконечные колебания и зигзаги и в конечном счете не смогли сформировать принципиального курса и потеряли политическую инициативу. Однако М.С. Горбачев все еще рассчитывает справиться с управлением в стране, для чего берет у Запада почти 50 млрд. долларов США тайных займов, которые позволили снять остроту дефицита и временно укрепить позиции генсека. В качестве награды и поощрения за ликвидацию советского оборонительного блока в Европе и ослабления позиции СССР М.С. Горбачев получает в 1990 году Нобелевскую премию мира. Популярность М.С. Горбачева на Западе не знала границ, но в СССР она стала стремительно падать.

В конце 80-х - начале 90-х годов сложилось фатально уникальное сочетание кризисных объективных социально-экономических условий и неблагоприятных субъективных личностных и партийных факторов, которые в совокупности обусловили неожиданно трагический финал для СССР. 8 декабря 1991 года тайно от Президента СССР М.С. Горбачева и вопреки решениям мартовского Всесоюзного референдума 1991 года тремя президентами славянских республик - России, Украины и Белоруссии - были подписаны документы о прекращении функционирования СССР вместе с его Президентом и создания нового образования - СНГ. Не случаен и более чем симптоматичен тот факт, что первому о состоявшемся событии сообщили не смещенному заочно Президенту СССР М.С. Горбачеву, а Президенту США Дж. Бушу. М.С. Горбачев не мог уже сопротивляться и объявил о снятии с себя полномочий Президента СССР.

Разрушение СССР как единого союзного государства, субъекта международного права и геополитической реальности, падение союзного центра остро поставили проблему обеспечения новой государственности, четкого конституционного определения и закрепления формы государственного устройства, формы правления и формы политического режима во всех странах СНГ.

Из этого краткого обзора истории государственного управления в СССР видно, что из-за отсутствия четко установившихся и обязательных правил передачи высшего поста в государстве приемнику очередного вождя (все кроме Н.С Хрущева посмертно) мощная держава на площади одной шестой части земного шара в мирное время взяла и просто развалилась. Тем не менее отметим, что во времена И.В. Сталина, несмотря на частые смены первых руководителей Советского Казахстана, более или менее установилась стабильность в политическом руководстве с избиранием (назначением) первым секретарем ЦК КП Казахстана Ж. Шаяхметова. В это же время, благодаря В.М. Молотову (по рекомендации Л.И.Мирзояна) Председателем Совета Народных Комиссаров Казахской ССР в 1938 году назначается проявивший себя видным государственным и партийным деятелем 34 летний Нурмухаммед (Нуртас) Дандыбаевич Ундасынов. В течении десяти лет заместителем у Н.Д. Ундасынова в Совнарком Казахской ССР работал будущий выдающийся государственный
деятель Д.А. Кунаев, который всю свою жизнь считал Н.Д. Ундасынова своим учителем и ощущал постоянно его поддержку. По инициативе Н.Д. Ундасынова на ответственную работу были выдвинуты ставшие видными государственными деятелями К.И. Сатпаев и Ш. Есенов, оказывалась систематическая поддержка Ж.Жабаеву, М.О. Ауэзову, А.Х.Маргулану, А.Кекилбаеву и другим деятелям науки и культуры. Н.Д. Ундасынов как грамотный, исполнительный и очень работоспособный руководитель республики был на очень хорошем счету в Москве и сумел завязать прочные деловые отношения с самим всесильным И.В. Сталиным, дружеские отношения с В.М. Молотовым и товарищеские отношения тогда еще молодым, но очень перспективным М.А. Сусловым, Л.И. Брежневым и другими видными представителями партийно-советской номенклатуры высшего ранга. В 1951 году Н.Д. Ундасынов направляется на учебу в высшую партийную школу в Москву, а в 1954 году по рекомендации Л.И. Брежнева Н.Д. Ундасынова избрали Председателем Президиума Верховно
го Совета Казахской ССР. Но уже в мае 1955 года по собственной просьбе Н.Д. Ундасынов становится председателем Гурьевского облисполкома, а с января 1957 года - первым секретарем Гурьевского обкома КП Казахстана.

Невзлюбивший Н.Д. Ундасынова за прямоту и справедливость волюнтарист Н.С Хрущев в возрасте всего 58 лет настоял на том, чтобы Н.Д. Ундасынов ушел на пенсию. К сожалению, став членом Политбюро ЦК КПСС, Д.А. Кунаев не всегда принимал во внимание мудрые советы Н.Д. Ундасынова. Так, все заслуги известного ученого и выдающегося государственного деятеля К.И. Сатпаева при Д.А. Кунаеве специально замалчивались, другого выдающегося деятеля науки и культуры, родственника Н.Д. Ундасынова (мужа дочери брата Н.Д. Ундасынова) академика Е.А. Букетова несправедливо преследовал. Сместив с поста Президента АН Казахской ССР ставленника Н.Д. Ундасынова Ш. Есенова, Д.А. Кунаев назначил на его место своего брата А.М. Кунаева, который в дальнейшем полностью развалил всю работу главного штаба науки Казахстана.

Будучи на пенсии и живя с семьей в Москве, Н.Д. Ундасынов занялся серьезной научной работой, одновременно негласно опекал молодых, подающих надежды казахстанских деятелей. По-видимому, Н.Д. Ундасынов через свои связи в аппарате ЦК КПСС рекомендовал работавшего в то время в г. Темиртау Н.А. Назарбаева своему ученику, тогдашнему Первому секретарю ЦК КП Казахстана, члену Политбюро ЦК КПСС Д.А. Кунаеву, а в 1977 году организовал для секретаря ЦК КП Казахстана Н.А. Назарбаева аудиенцию самого "серого кардинала" КПСС - второго секретаря ЦК КПСС, всемогущего М.А. Суслова, который на прощание сказал Н.А. Назарбаеву: "Ты в безопасности. Я буду тебя защищать" (см. М.Ростовский: Великий интегратор. Нурсултан Назарбаев - 70 лет жизни, 21 год у власти. 25393 от 6 июля 2010 г. Источник - Московский Комсомолец. Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1278349620).
Уже из этих фактов ясно, почему в Казахстане, не считая случайных на этих должностях Юсупова и Колбина, должность первого руководителя республики прочно сохранилась за ставленниками Н.Д. Ундасынова. Выдающийся политический стратег своего времени Н.Д. Ундасынов отлично понимал, что с приходом к власти М.С. Горбачева следует ожидать быстрого развала СССР. В 1988 году, всего за год до своей кончины, Н.Д. Ундасынов хорошо его знавшему одному из авторов настоящей статьи (Б.Т. Сапар Али) в частной беседе сказал, что если бы Создатель дал ему хотя бы еще пять лет жизни, то он успел бы реализовать все свои планы (см.: Б. Толеубайулы. Гасыр жуги. Респ. научно-популярный журнал "Билим жане енбек". 8, 1986. стр. 4-7; Б. Сапаралин. Халкомсов Ондасынов. Газета "Алматы акшамы". 109, 12.05.1989. 110, 13.05.1989г.; Б. Сапаралы. Халкомсов Ондасынов. В кн. Адалбакан. А., Онер, 1992, стр. 372-381).

Началу третьего тысячелетия характерны активные процессы становления новых типов государственности во всем постсоветском пространстве, которые в странах СНГ адекватны политическому социальному уровню развития общества, цивилизованности институтов государственного управления и местного самоуправления.
В современном понимании государство - проживающая на определенной территории общность людей, организованная и представляемая органом высшей власти в виде совокупности властных институтов, которые осуществляют политическую власть в отведенных основным законом (Конституцией) пределах.

По форме правления, по способу организации власти и по формальному источнику власти все страны СНГ представляют собой переходные государства-республики с сильной президентской формой правления. Во всех существующих демократических режимах стран СНГ: конституционно провозглашены право и свободы граждан; существуют политические партии; осуществляется выборность и сменяемость центральных и местных органов всех ветвей государственной власти; подвержены принципам законности, конституционности и разделения ветвей власти; действуют институты представительной и непосредственной демократии и др. К сожалению, почти во всех постсоветских государствах сильно ограничена роль выборных органов государственной власти и усилены исполнительные органы, когда наблюдается: практически все властные полномочия сосредоточены в руках главы государства, деятельность не всегда компетентного и несамостоятельного правительства, "карманного" и "немого" парламента и судебных органов с назначаемыми судьям
и всех уровней, отличающихся особой коррумпированностью, становится формальной; двухпалатный Парламент РК фактически укомплектован из членов одной держащейся на плаву за счет административных ресурсов и не пользующегося доверием народа партии; действует несколько уголовных административных статей (ответственность за клевету и посягательство на честь и достоинство представителей власти, участие в деятельности еще незарегистрированных общественных организаций, волокита с регистрацией которых продолжается с годами, организация несанкционированных мирных собраний, для проведения которых получить разрешение практически невозможно); полная системная коррумпированность всех уровней судебных и правоохранительных органов со значительным увеличением некомпетентности и непрофессионализма их работников; катастрофическое падение уровня и качества образования и здравоохранения; абсолютное снижение уровня социальных гарантий, охраны труда, защиты и охраны окружающей среды от варварского к
ней обращения.

Вот здесь-то и проявляются все заложенные изначально в существующие в мире избирательные системы (и в мажоритарной, и в пропорциональной, и в смешанной) изъяны с их ничем не оправданными тайным голосованием, системами относительного большинства для победы на выборах. При мажоритарной системе при голосовании в один тур примерно половина избирателей лишаются представителя (на примере Казахстана - Президента, депутатов Парламента, маслихатов и членов иных органов местного самоуправления, а также в действительности судей всех уровней), который мог бы представлять их интересы в соответствующей структуре власти. Если голосование проходит в два тура, то количество избирателей, интересы которых будут представлены становиться еще меньше. При пропорциальной системе представительства значительная часть электората остается без него, поскольку многие голосуют за те партии, которые не получают мест в парламенте. А отсутствие действенных и жестких механизмов реального контроля за "своими"
представителями со стороны избирателей делает всю их деятельность в структуре власти малоэффективной.

Принятая в 1995 году всенародным голосованием Конституция Республики Казахстан закрепила президентскую форму правления, как наиболее адекватное для нашей страны государственное устройство. Она провозгласила права и свободы личности, определила конкретный механизм их обеспечения, стала правовой базой укрепления государственности и дальнейшего развития демократических институтов, построения гражданского общества, утверждения многообразия форм власти, подлинного профессионального парламентаризма и развития местного самоуправления.

Во все эпохи истории человечества закономерность развития государственной организации общества такова, что разделение исполнительной, законодательной и судебной ветвей единой государственной власти, являющейся стержнем всего государства, означает только разделение функций по ее реализации, причем центральным везде и всегда должна оставаться власть исполнительная.

Предложения некоторых "знатоков" от псевдодемократии внести в Конституцию Республики Казахстан, и увеличить количество депутатов Парламента оказались абсолютно бесполезными. Тем не менее, по-нашему мнению, в сложившейся обстановке некоторые изменения в структуре и функциях ветвей государственной власти и кадрового состава высшего руководства необходимо произвести. Так, на всех уровнях всех ветвей государственной власти следует избавиться от подхалимов, очковтирателей, безинициативных, боящихся правды, не умеющих работать непосредственно с народными массами, а вместо них привлечь к управлению государством компетентных и честных людей, далеких от коррупции, "прихватизации" и других грязных дел, возможно, даже из среды конструктивной оппозиции.

В современной практике развитых стран мира установились следующие нормы выделения мандатов в представительные органы власти и зависимости общего числа служащих в стране от количества населения:
1) 1 депутат нижней палаты Парламента на 202 000 человек населения страны;
2) 1 депутат верхней палаты Парламента на 392 000 человек населения страны;
3) 1 служащий Высших и Центральных органов государственного управления на 8500 человек населения страны;
4) 1 служащий местных (областных, районных, городских, поселковых, сельских) органов государственного управления на 500 человек населения страны;
5) 1 учитель (преподаватель, профессор) на 105 человек населения страны, причем служащие аппаратов Министерства образования и науки, областных департаментов образования, районных управлений образования и т.п. относятся к пунктам 3) и 4);
6) 1 полицейский на 600 человек населения страны, причем служащие аппаратов Министерства внутренних дел, областных департаментов внутренних дел, районных управлений внутренних дел и т.п. относятся к пунктам 3) и 4);
7) 1 кадровый служащий сил обороны на 370 человек населения страны, причем служащие аппаратов Министерства обороны, областных, районных и городских управлений по делам обороны относятся к пунктам 3) и 4).
Согласно этих установившихся и разумных норм в Республике Казахстан должно быть:
1) депутатов Мажилиса Парламента - 75 человек (в настоящее время - 116 депутатов);
2) депутатов Сената Парламента - 38 человек (в настоящее время - 47 депутатов);
3) служащих Высших и Центральных органов государственного управления - 17640 человек (к сожалению, не имеем данных о количестве служащих в Высших и Центральных органах государственного управления);
4) служащих местных (областных, районных, городских, поселковых, сельских) органов государственного управления - 30.000 человек (к сожалению, не имеем данных о количестве служащих в местных органах государственного управления);
5) учителей (преподавателей, профессоров) - 141 500 человек;
6) полицейских рядового и сержантского состава - 25 000 человек;
7) кадровых служащих сил обороны вместе с контрактниками рядового и сержантского состава - 40 500 человек, причем служащие аппарата МО РК, областных, районных управлений по делам обороны относятся к пунктам 3) и 4).

Следовательно, не было никакой необходимости увеличения количества депутатов ни в Мажилисе, ни в Сенате Парламента Республики Казахстан, но и сейчас имеется не терпящая отлагательства необходимость резкого сокращения разбухшихся, занимающихся только бумаготворчеством, абсолютно бесполезных аппаратов всех Высших, Центральных, областных, районных органов государственного управления.
По-нашему мнению, Правительство РК, под руководством которого согласно Конституции РК осуществляется деятельность всей системы исполнительных органов государственной власти, не должна:
- обладать правом законодательной инициативы;
- разрабатывать и вносить в Мажилис проекты законов, которые после их принятия Парламентом и подписи Президента РК оно само же и должно исполнять;
- вырабатывать меры по проведению внешней политики.
Целесообразно все эти функции Правительства РК передать укомплектованному опытными и компетентными советниками, экспертами и юристами Аппарату Государственного секретаря РК, который на основе анализов центра системных исследований, отдела социально-экономического анализа, Казахстанского Института менеджмента, экономики и прогнозирования, Казахстанского Института стратегических исследований и других учреждений науки, будет тщательно, грамотно и всесторонне готовить проекты законов. Это избавит всех от существующих сегодня бесконечных внесений изменений и поправок к уже принятым законам.

Все подзаконные акты должна готовить и издавать за подписью Президента РК Администрация Президента РК, тогда за Правительством РК останется чисто исполнительная, управленческая функция.
Для молодого суверенного Казахстана отрицательно сказывается частая смена Правительства, которое не успевает реализовать свою Программу. Так, за 14 лет независимости работает сейчас 9-й министр образования.
Для исправления вышеуказанных изъянов избирательной системы в Республике Казахстан необходимо волеизъявление граждан при проведении референдумов, выборах Президента, депутатов Парламента (и Мажилиса, и Сената) и маслихатов, членов иных органов местного самоуправления, судей всех уровней проводить на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при открытом письменном голосовании с указанием фамилии, имени, отчества, номера удостоверения личности, адреса и телефонов избирателя. В каждом избирательном участке в целях исключения подделки или фальсификации итогов выборов или референдума для каждого официально зарегистрированного кандидата в Президенты, кандидата в депутаты Парламента (и Мажилиса, и Сената) и маслихатов, кандидата в члены иных органов местного самоуправления, кандидатов в судьи всех уровней, для голосования за положительное решение каждого вопроса, вынесенного на референдум, для голосования за отрицательное решение каждого вопроса, вынесенного на реф
ерендум, заводится по одной специальной шнурованной книге с нумерацией страниц, имеющей на каждой своей странице собственный государственный номер в "водяных" знаках. Избиратель, принявший решение голосовать за данного кандидата, за положительное или отрицательное решение того или иного вопроса, вносит все свои вышеуказанные данные в указанную выше книгу и расписывается. Для определения итогов голосования ответственный за этот избирательный участок работник вносит все данные таких книг в компьютер. Точно также делается на всей территорий Казахстана.

Итоги выборов Президента, депутатов Парламента (и Мажилиса, и Сената) устанавливаются Центральной избирательной комиссией и все данные указанных книг полностью публикуются в средствах массовой информации. Итоги выборов судей всех уровней депутатов маслихатов, а также иных органов местного самоуправления устанавливаются территориальной избирательной комиссией и все данные указанных книг полностью публикуются в местных средствах массовой информации.
Итоги референдума подводятся Центральной комиссией референдума и все данные указанных книг полностью публикуются в средствах массовой информации.

Виновные в умышленной фальсификации итогов голосования или в допущении ошибок при подведении итогов голосования несут уголовную или административную ответственность в установленном законом порядке.
Во втором туре выборов Президента участвуют два кандидата в Президенты, набравшие наибольшее количество голосов избирателей. Президентом становится кандидат, набравший больше голосов избирателей.
В третьем туре выборов Президента или во втором туре в случае, когда один из кандидатов в Президенты в первом туре набирает более половины голосов всех избирателей, дается возможность избирателям, "оставшимся" без Президента, отдать добровольно свои голоса за победителя.
По два кандидата в депутаты Парламента РК по одномандатным территориальным округам первого созыва согласно настоящих правил проведения выборов (после внесения изменений в Конституцию РК) от каждой области, включая восстановленные Талдыкорганскую, Семейскую, Кокшетаускую, Тургайскую, Жезказганскую области, города республиканского значения и столицы, набравшие в первом туре наибольшее количество голосов избирателей становятся депутатами Сената первый с большим количеством голосов со сроком полномочий десять лет, а второй с меньшим числом голосов со сроком полномочий пять лет. А со второго созыва согласно настоящих правил проведения выборов в Сенат приходит только один кандидат в депутаты Парламента РК, набравший наибольшее количество голосов избирателей, со сроком полномочий десять лет. Еще пятнадцать депутатов Сената со сроком полномочий пять лет назначаются Президентом РК с учетом необходимости обеспечения представительства в Парламенте РК национальных, культурных и иных инт
ересов общества. Это вместо незаконно избираемых Ассамблеей Народа Казахстана с 2007 года девяти депутатов Мажилиса. Полномочия назначенных Президентом РК депутатов Сената Парламента могут быть досрочно прекращены по решению Президента РК.
После этого кандидат в депутаты Парламента по каждому одномандатному территориальному избирательному округу, набравший наибольшее количество голосов избирателей, становится депутатом Мажилиса со сроком полномочий пять лет.

Десять депутатов Мажилиса каждый персонально избирается из партийных списков. В партийный список кандидатов в депутаты Мажилиса каждая партия включает десять своих кандидатов. Кроме того, все партии могут выдвигать членов своей партии в качестве кандидатов в депутаты Парламента РК и по одномандатным территориальным избирательным округам. Персонально за каждого кандидата в депутаты Парламента РК по партийным спискам избиратели могут проголосовать во всех избирательных участках на территории Республики Казахстан. По результатам первого тура десять кандидатов в депутаты Парламента РК по партийным спискам, набравшие наибольшее число голосов избирателей становится депутатом Мажилиса со сроком полномочий пять лет.
Таким образом, после первого тура шестьдесят семь кандидатов в депутаты Парламента РК по одномандатным территориальным избирательным округам (не считая прошедших в Сенат) и десять кандидатов в депутаты Парламента РК по партийным спискам, набравшие наибольшее количество голосов избирателей, становятся депутатами Мажилиса со сроком полномочий пять лет.

Во втором туре выборов в Парламент РК дается возможность тем избирателям, которые по итогам голосования в первом туре лишились представителя в Парламенте РК, отдать добровольно свои голоса за победителя из своего одномандатного территориального избирательного округа или одного из победителей по партийным спискам.
Центральная избирательная комиссия на основании протоколов окружных избирательных комиссий регистрирует избранных депутатов Мажилиса и Сената, выдает депутатские удостоверения и нагрудные знаки депутата.
При электронном голосовании в Парламенте РК (и Мажилиса, и Сенате) на электронном табло радом с фамилией, именем и отчеством депутата появляется число, указывающее количество отданных за него голосов избирателей. При необходимости получения квалифицированного большинства при голосовании учитывают суммарное количество голосов избирателей за теми депутатами, которые голосовали за положительное решение вопроса.

Таким образом, каждый депутат Парламента РК (и Мажилиса, и Сената) имеет столько голосов - сколько избирателей отдали за него свои голоса. Назначенные Президентом РК депутаты Сената имеют только по одному голосу, но их, как правило, избирают председателем Сената, заместителем председателя Сената, руководителями постоянных комитетов Сената, членами бюро Сената и т.д.

Такая же процедура соблюдается при проведении очередных выборов депутатов маслихатов всех уровней, которые назначаются Центральной избирательной комиссией и проводятся одновременно и не могут совпадать по срокам с выборами Президента, депутатов Парламента (и Мажилиса, и Сената). Соответствующая территориальная (областные, городов республиканского значения, столицы государства, районные, городские, городские, районные в городе) избирательная комиссия организует, и проводит выборы депутатов маслихатов и на основании протоколов окружных избирательных комиссий регистрирует избранных депутатов маслихата, выдает депутатские удостоверения и нагрудные знаки депутата маслихата.

Аналогично проводятся очередные выборы в иные органы местного самоуправления, которые назначаются территориальной избирательной комиссией. Организация и проведение выборов осуществляется участковыми избирательными комиссиями. Соответствующая территориальная избирательная комиссия на основании протоколов участковых избирательных комиссий регистрирует избранных членов местного самоуправления.

Абсолютно не выдерживает никакой критики вся судебная система независимого Казахстана с назначаемыми судьями всех уровней. Необходимо срочно внести соответствующие изменения в Конституцию РК, Конституционный закон РК "О судебной системе и статусе судей РК", не раздувая общее число судей областных судов, общее число судей Верхнего Суда, установить выборность судей всех уровней из следующего расчета: один судья районного суда на 40 тыс. жителей данного района и один судья приравненного к районному суду суда на 100 тыс. жителей данного района; один судья областного и приравненного к нему суда от каждого района данной области; один судья Верховного Суда РК от каждой области, города республиканского значения и столицы государства.
Председателя Вехровного Суда РК из числа избранных в Верховный Суд РК судей рекомендует Президент РК и утверждает Сенат Парламента РК.
Председателя областного (города республиканского значения и столицы государства) суда из числа избранных в областной суд судей рекомедует Председатель Верховного Суда РК и утверждает областной (города республиканского значения и столицы государства) маслихат.
Председателя районного суда из числа избранных в районный суд судей рекомендует председатель областного (города республиканского значения и столицы государства) суда и утверждает районный маслихат.

Выборы судей всех уровней в РК проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при открытом письменном голосовании с указанием фамилии,имени,отчества, номера удостоверения личности, адреса и телефонов избирателя. Срок полномочий судей всех уровней в РК- пять лет.

Теперь остановимся на решении проблемы отсутствия со стороны избирателей действенных механизмов контроля и оказания воздействия на деятельность Президента РК, Правительства РК, депутатов Парламента РК, маслихатов, членов иных органов местного самоуправления РК и судей всех уровней РК. Для решения этой проблемы необходимо, чтобы Центральная избирательная комиссия, областная избирательная комиссия , районная избирательная комиссия и городская избирательная комиссия действовали на постоянной основе, но без раздувания штатов.
Голосование по всем вопросам в Парламенте РК (и в Мажилисе, и в Сенате), во всех маслихатах, во всех органах местного самоуправления необходимо проводить на основе письменного мотивированного обоснования своего решения каждым депутатом и каждым членом иных органов местного самоуправления. Все материалы законодательного процесса в Парламенте РК, заседаний маслихатов и иных органов местного самоуправления публикуются в виде сборников и до парламентских каникул поступают в достаточном количестве во все работающие на постоянной основе избирательные комиссии, во все государственные публичные (республиканские, областные, районные) библиотеки.
В конце ежегодной сессии Парламента РК, маслихатов и иных органов местного самоуправления избиратели, не удовлетворенные деятельностью "своих" депутатов всех уровней, могут подать письменное доказательно и убедительно обоснованное заявление на имя председателя райизбиркома или горизбиркома об отказе от "своего" депутата любого уровня, а также отдать свои голоса за любого другого депутата из данного одномандатного территориального округа своей области или любого депутата по партийным спискам, другого депутата маслихата или другого члена иных органов местного самоуправления. В случае, когда депутат любого уровня теряет одну третью часть отданных за него голосов избирателей, то полномочия такого депутата автоматически прекращаются мотивированным решением Центризбиркома, облизбиркома, райизбиркома или горизбиркома, а на вакантное место депутата проводятся довыборы, где принимают участие только "оставшиеся без депутата" избиратели. Избиратели, не удовлетворенные деятельностью "св
оего" депутата Парламента РК из партийных списков, могут обратиться с письменным мотивированным заявлением на имя председателя райизбиркома или горизбиркома об отказе от "своего" депутата из партийных списков, а также отдать свои голоса за депутата Парламента РК из данного одномандатного территориального округа или за любого другого депутата Парламента РК по партийным спискам. Вся эта процедура фиксируется в указанных выше специальных книгах. Если депутат Парламента РК по партийным спискам на всей территории РК теряет одну третью часть отданных за него голосов избирателей, то его полномочия автоматически прекращаются мотивированным решением Центризбиркома, а на появившееся вакантное место депутата по партийным спискам проводятся довыборы, в которых принимают участия на всей территории РК лишившиеся "своего" представителя в Парламенте избиратели.
Аналогично в конце каждого года публикуются в виде сборников материалы всех судебных заседаний и всех принятых решений каждого избранного судьи любого уровня и они в достаточном количестве поступают во все государственные публичные (республиканские, областные и районные) библиотеки и во все работающие на постоянной основе избирательные комиссии. Таким образом, на протяжении всех пяти лет вся основная деятельность всех избранных на территории РК судей всех уровней будет прозрачной и у избирателей будет формироваться объективное мнение о каждом избранном судье.

Вот тогда не останется места для спящего буквально на заседании Парламента РК депутата, "шкурного" лоббирования заказных законопроектов, перестанут быть "карманными" и "глухонемыми" депутаты всех уровней.
Кроме всего этого, внося соответствующие изменения в Конституцию РК и Конституционные законы РК, необходимо принять еще и следующие меры:
1 В целях существенного улучшения качества депутатского корпуса всех уровней рекомендовать:
- кандидатами в депутаты Парламента РК по одномандатным территориальным избирательным округам - действующего депутата Парламента РК до 63 лет, экс-акима области до 63 лет, экс-замакима области до 63 лет,экс-депутата Парламента РК до 63 лет, экс-члена облмаслихата до 63 лет, известных политиков из различных партий;
- кандидатами в депутаты Парламента РК по партийным спискам - только широко известных электорату политических, государственных и общественных деятелей;
- кандидатами в депутаты областных маслихатов - действующего члена облмаслихата до 65 лет, экс-члена облмаслихата до 65 лет, руководителей областных подразделений центральных исполнительных органов, руководителей крупных производственных предприятий и крупных коммерческих структур до 65 лет, руководителей специальных высших, средних и начальных профессиональных учебных заведений (классификация согласно нашей Концепции, см.: Б.Т. Сапар Али. "Раббымыз бир - Куншыгыс, Кунбатыста. Восток и Запад один мир", Алматы, 2008, том 1,2), членов раймаслихатов до 65 лет;
- кандидатами в депутаты районных (городских) маслихатов - члена раймаслихата до 65 лет, руководителей районных подразделений центральных исполнительных органов, руководителей производственных предприятий и коммерческих структур до 65 лет, акимов сельских округов.

2. В целях существенного улучшения качества корпуса судей всех уровней рекомендовать:
- кандидатом в судьи районного суда - граждан РК, достигших возраста двадцати пяти лет, имеющих специальное высшее профессиональное юридическое образование (полученное очно), непрерывный стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет;
- кандидатом в судьи областного суда - граждан РК со стажем работы судьей районного суда не менее десяти лет;
- кандидатом в судьи Верховного Суда РК - граждан РК со стажем работы судьей областного суда не менее десяти лет.
3. Все претенденты в кандидаты в депутаты Парламента РК, маслихатов и в кандидаты в члены иных органов местного самоуправления сдают письменные экзамены по: Конституции РК; действующему законодательству РК; казахскому языку (сочинение для казахов, диктант для всех других); русскому языку (диктант для казахов, сочинение для всех других); истории Казахстана. Национальность экзаменующегося считается соответствующей национальности отца.

Экзамены для претендентов в кандидаты в депутаты Парламента РК, областных маслихатов организует и осуществляет Центральная избирательная комиссия на платной основе, обеспечивающий очень высокую оплату труда экзаменаторов. Претендент, получивший неудовлетворительную оценку на одном из экзаменов к дальнейшим экзаменам не допускается. Пересдача экзаменов с целью повышения оценки не разрешается. Официально кандидатами в депутаты Парламента РК и облмаслихатов ЦИК регистрирует только сдавших все эти экзамены претендентов.

Экзамены для претендентов в кандидаты в депутаты раймаслихатов, в члены иных органов местного самоуправления организует и осуществляет областная избирательная комиссия на платной основе. Все правила остаются неизменными. Все письменные работы хранятся в Центральной Избирательной Комиссии в течений 50 лет. Успешно сдавшим все экзамены претендентам выдается сертификаты специального образца.
4. Все претенденты в кандидаты в судьи всех уровней сдают письменные экзамены по: истории Казахстана; Конституции РК и Конституциям стран СНГ, членов Европейского Союза, США, мусульманских стран; казахскому языку - сочинение; русскому языку - сочинение; действующему законодательству РК, подзаконным актам к действующему законодательству РК. Экзамены на платной основе организует и осуществляет Центральная избирательная комиссия. Получившие неудовлетворительную оценку на одном из экзаменов к дальнейшим экзаменам не допускаются. Пересдача экзаменов с целью повышения оценки не разрешается. Все письменные работы хранятся в Центральной Избирательной Комиссий течении 50 лет.
Любая выдающаяся личность физически ограничена своим временем - отрезком истории своей эпохи который рано или поздно должен завершиться. В такие сложные, очень ответственные для государства моменты времени завершения политической карьеры признанного лидера его приемнику требуется новое видение реальных перспектив развития своего общества, разумные подходы в политическом, социально-экономическом, культурном и духовно-нравственном руководстве при решении всех возникающих повседневных, средне срочных и долго срочных проблем, бережно использующие все полезное и позитивное в деятельности своих предшественников, основанные на твердой и последовательной и мудрой идеологии отстаивания главных жизненных интересов своего суверенного государства. Поэтому Секретарю Совета Безопасности РК М.М.Тажину следует относиться очень серьезно к тому, что в средствах массовой информации периодически появляются статьи об операции "Приемник", пророчащие в приемники общепризнанного лидера Казахстана то Председателя Сената Парламента РК К.К. Токаева, то Премьер-Министра РК К.К. Масимова, то акима Астаны И.Н. Тасмагамбетова, то вице-Премьер-Министра РК У.Е. Шукеева, то вице-Премьер-Министра РК А.О. Исекешева, то Руководителя ФНБ "Самрук-Казына" К.Н. Келимбетова, то Заместителя председателя НДП "Нур-Отан" Н.З. Нигматуллина и других государственных деятелей.

Высочайшему статусу приемника общепризнаного лидера суверенного государства согласно нынешнему духу времени для всех посткоммунистических обществ, до тошноты уставших от вождей, соответвстует типаж истинных слуг народа, личностей с большой буквы, ярких представителей собственных народов с характерными для них блестящим образованием и образованностью, высоким интеллектом, постоянным стремлением к знаниям, пламенной страстью, высокими порывами и устремлениями бескорыстного служения своей стране, своему народу, земле своих предков, своей Отчизне, готовностью отдать ради блага своего народа все свои силы, знания, таланты, энергию, интеллект, духовные силы, главной целью которых являются укрепление своего государства, выведение своего народа к современному уровню всестороннего развития и благосостояния, достижение подлинного образования своих граждан, успешного развития науки, техники и технологий в своей стране.
А вот по Конституции РК Президентом РК может быть избран гражданин РК по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет, обладающий правом избирать и быть избранным в государственные органы и в органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме. Положение о том, что процедура установления свободного владения кандидатом в Президенты РК государственным языком определяется постановлением Центральной избирательной комиссии в сооответствии с актом Конституционного Совета РК об официальном толковании пункта 2 статьи 41 Конституции РК, является верхом формализма и не дает достоверной и объективной информации об уровне и качестве владения государственным языком кандидатом в Президенты РК.

По-нашему мнению, этих требований, предъявляемых к кандидатам в Президенты РК совсем недостаточно, о чем один из авторов написал в своей книге (Б. Сапаралы. "Болашакта кимдер болмак президент?" В кн. "Президенттин балалык шагы", Алматы, 1995, стр. 153-166). Поэтому к претендентам в кандидаты в Президенты РК должны предъявляться еще следующие дополнительные требования: рождение в законном браке у дееспособных родителей; полученное очно блестящее светское образование; умение быстрого, правильного и оптимального выбора цели из множества вариантов; спокойный, выдержанный и твердый характер; острый и проницательный ум, развитый интеллект; умение грамотно и успешно полемизировать и твердо отстаивать свое мнение; прирожденный дар бескорыстного служения своему народу, земле своих предков, своей Отчизне; глубокое знание национальных традиций казахов и других диаспор Казахстана и их менталитета; отменно крепкое здоровье, пропорциональное телосложение, правильные черты лица без явных и
зъянов, фотогеничность, обояние; полная свобода духа, широта кругозора, масштабность и логическая обоснованность мышления; пренебрежение к "шкурным" интересам клановых и других группировок и независимость от них; равноудаленность от олигархических группировок; безупречная репутация; высокий авторитет. Все претенденты в кандидаты в Президенты РК обязаны сдать письменные экзамены по: истории Казахстана; Конституциям Казахстана; действующему законодательству РК; казахскому языку-сочинение; русскому языку-сочинение; всемирной истории; основам экономической теории; основам политологии и обществознания; истории и теории государственного управления развитых стран ближнего и дальнего зарубежья; физической и экономической географии стран мира.
Письменные экзамены для претендентов в кандидаты в Президенты РК организует и осуществляет Центральная избирательная комиссия на высокой платной основе (примерно 200 тыс. тенге за каждый экзамен) для более или менее достойной оплаты труда экзаменаторов-экспертов (проверка одной письменной работы по одной дисциплине чистыми (без учета налогов) 150 тыс. тенге). Получившие неудовлитворительную оценку по одному из экзаменов к дальнейшим экзаменам не допускается. Пересдача экзаменов с целью повышения оценки не разрешается. Все письменные работы хранятся в Центральной избирательной комиссии в течение 50 лет.
Документы, необходимые для регистрации кандидатов в Президенты РК, вместе с сертификатом о сдаче всех указанных выше письменных экзаменов и самими письменными работами Центральная избирательная комиссия передает в Совет Старейшин РК (КР Аксакалдар Кенеси), избираемых по одному человеку от каждой области, города республиканского значения и столицы государства, в том числе и от восстановленных Жезказганской, Кокшетауской, Семейской, Талдыкорганской, Тургайской областей. Членами Совета Старейшин РК могут быть граждане РК не моложе 63 лет и не старше 78 лет с хорошим состоянием физического и психического здоровья, непрерывно в течении не менее десяти лет возглавлявшие область, район, город областного значения, областные подразделения центральных государственных органов, отличающиеся предельной честностью, скромностью во всем, не замешанные в каких-либо коррупционных деяниях, успешно сдавшие в Центральной избирательной комиссии письменные экзамены по: истории Казахстана; Конституц
ии РК; казахскому языку-соченение; русскому языку - сочинение; коституционным законам РК "О Президенте РК", "О Парламенте РК и статусе его депутатов", "О Правительстве РК", "О республиканском рефендуме", "О выборах в РК", "О судебной системе и статусе судей", Закону РК "О прокуротуре".

Двадцать один членов Совета Старейшин РК с решающим голосом избирают областные маслихаты, маслихаты города республиканского значения и столицы государства. Восемь членов Совета Старейшин РК с совещательным голосом (представителя Духовного управления мусульман Казахстана, представителя Русской Православной Церкви, предствителя конструктивной оппозиции, представителя радикальной оппозиции, оппозиционного юриста, представителя Национальной академии наук РК, представителя независимых профсоюзов, ученого-аналитика, сдавших успешно все вышеуказанные экзамены) избирают мажилисы городов Алматы и Астана по представлению общественных организаций, зарегистрированных в этих городах, а индивидуальные претенденты обращаются в малихат г. Алматы.

Заработная плата членам Совета Старейшин РК с решающим и совещательным голосами одинакова в размере и равна окладу и другим выплатам депутатам Мажилиса Парламента РК (в настоящее время 163 депутатов: 116 мажилисменов и 47 сенаторов, по-нашему предложению - 134 депутатов: 77 мажилисменов и 57 сенаторов,разница составляет 29 депутатов Парламента РК). Следовательно, введение института Совета Старейшин РК не требует дополнительных бюджетных средств, если использовать расходы на этих 29 "лишных" депутатов Парламента РК.
Поступившие в Совет Старейшин РК документы претендентов в кандидаты в Президенты РК все члены Совета Старейшин РК досконально изучают и каждый составляет свое собственное мотивированное заключение по каждому претенденту, проводят собеседование с каждым претендентом в полном своем составе, заполняют протокол, выносят окончательное решение о регистрации претендента в кандидаты в Президенты РК кандидатом в Президенты РК. Положительное или отрицательное решение членов Совета Старейшин РК с решающим голосом является окончательным.В случае возникновения разногласий среди членов Совета Старейшин РК создается согласительная комиссия и она в однодневный срок преодолевает разногласия.

В случае выявления и доказательства явно умышленных нарушений в деятельности любого члена Совета Старейшин РК весь его состав уходит в отставку без права участия в следующих выборах в Совет Старейшин РК.
Регистрация получивших рекомендации Совета Старейшин РК претендентов кандидатами в Президенты РК осуществляется Центральной избирательной комиссией.

Совет Старейшин РК осуществляет тщательный отбор претендентов в кандидаты в депутаты Парламента РК и по одномандатным территориальным избирательным округам, и по партийным спискам, и претендентов в кандидаты в депутаты областных (города республиканского значения и столицы государства) маслихатов, претендентов в кандидаты в Премьер-Министры РК, претендентов в кандидаты в Председатели Верховного Суда РК, претендентов в кандидаты в Генеральные прокуроры РК. Положительное или отрицательное решение членов Совета Старейшин РК с решающим голосом является окончательным. В случае возникновения разногласий среди членов Совета Старейшин РК создается согласительная комиссия и она в недельный срок преодолевает разногласия по претендентам в кандидаты в депутаты Парламента РК и областных маслихатов, в однодневный срок - по претендентам в кандидаты в Премьер - Министры РК, в Председатели Верховного Суда РК, в Генеральные прокуроры РК. Регистрация получивших рекомендации Совета Старейшин РК претендентов в кандидаты в депутаты Парламента РК и областных маслихатов осуществляется в соответствующих избирательных комиссиях, а претендентов в Премьер - Министры РК, в Председатели Верховного Суда РК, в Генеральные прокуроры РК - Администрации Президента РК.
Избранный при соблюдений всех таких процедур Президент РК в возрасте от сорока до семидесяти лет должен иметь право неоднократно выставлять свою кандидатуру в Президенты РК: сдавать все указанные экзамены, проходить собеседование в Совете Старейшин РК, регистрироваться кандидатом в Президенты РК в Центральной избирательной комиссии и участвовать выборах, исключающую всякую возможность подтасовки и фальсификации результатов голосования избирателей. Если избиратели отдадут предпочтение пользующемуся высоким авторитетом действующему Президенту РК, то это только подтвердит правильность проводимого им курса в развитии своей страны.

Необходимо законодательно закрепить обязательное условие: в Республике Казахстан не допускается слияние общественных и государственных институтов, государственное финансирование общественных объединений, создание в государственных органах организаций политических партий (ведь все госчиновники являются членами правящей партии и продолжают свою деятельность в политической партии на рабочем месте), на период осуществления своих полномочий Президент РК, Премьер-Министр РК, Государственный секретарь РК, Руководитель Администрации РК, все члены Правительства РК, Председатель Верховного Суда РК и все выборные судьи всех уровней, все служащие государственных органов власти и государственных учреждений приостанавливают свою деятельность в политической партии.

Также необходимо законодательно закрепить обязательное условие: Президент РК, депутаты Парламента РК, Премьер- Министр РК, члены Правительства РК, все избираемые судьи всех уровней, Председатель Верховного Суда РК; Генеральный прокурор РК и другие должностные лица всех ветвей власти не вправе занимать иные оплачиваемые должности, включая преподавательскую, научную или иную творческую деятельность, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Нарушение этого условия влечет за собой прекращение полномочий должностного лица государственного органа на его службе, прекращение полномочий депутата Парламента РК по представлению Центральной избирательной комиссии.

Также необходимо законодательно закрепить подотчетность Премьер-Министра РК, Заместителей Премьер-Министра РК, министров РК и других членов Правительства РК, руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства РК, акимов областей, города республиканского значения и столицы государства Мажилису Парламента РК. В конце каждого полугодия все указанные должностные лица обязаны отчитаться в Мажилисе Парламента РК, по итогам заслушивания отчета Мажилис вправе принимать решение дать шестимесячный срок для исправления положения дел в сфере деятельности должностного лица. Если по итогам второго заслушивания отчета по вопросам их деятельности выясняется неисполнение ими указаний Мажилиса, то депутаты Мажилиса большинством голосов от общего числа депутатов Палаты в праве принимать обращение к Президенту РК об освобождении от должности такого должностного лица. В этом случае Президент РК освобождает от должности должностное лицо без права назначения его в
будущем на такую или более высокую должность.

Если в Российской Федерации смена первых руководителей федеральных субъектов Татарстана и Башкортостана прошли достаточно гладко по схеме федеральных органов власти, то приход к власти новых глав государств в Грузии, Туркменистане, Украине и Киргизии диаметрально изменил ситуацию как внутри страны, так и во взаимоотношениях с соседними государствами. А в Киргизии во время второй революции дело дошло до кровопролития с огромными человеческими жертвами и людскими страданиями. В настоящее время наблюдается особая напряженность в Узбекистане, Белоруссии, Азербайджане, Таджикистане, Калмыкии. Для избежания крайностей при передаче власти очередному приемнику признанных лидеров руководители этих стран СНГ могут использовать предлагаемые нами идеи разумной и действительно демократической модели модернизации своих политических систем.

Бейбит Сапар Али, писатель, руководитель Консорциума "Каганат".
Турсынбек Елдесбай, профессор КазНУ им. Аль-Фараби.
e-mail: safarali@xat.kz; kaganat-ks@mail.ru
Алматы.
05.08.2010г.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1281263820
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх