КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 07.08.2003
21:00  А.Таксанов - Экологические проблемы и проекты Узбекистана
20:08  В Большом Алматинском ущелье пройдет фестиваль авторской песни "Поющие горы-2003"
18:13  Пленники Гуантанамо: названы имена восьми россиян
16:43  "Люди едут к нам, значит мы привлекательны". Россия на 3-ем месте в мире по числу мигрантов
14:10  Пресс-секретарь президента Узбекистана критикует оппозиционный веб-сайт "Ozod Ovoz"
10:35  Н.Назарбаев - "Кто хочет работать, тот не бедствует - все условия созданы"
09:04  В Иране открыт первый интернет сайт знакомств и брачных объявлений
07:33  В Китае начинается прокладка самого длинного нефтепровода
06:15  "Зеркало ХХI" - Из Ташкента в Чимкент и обратно
04:59  В Узбекистане выброс парниковых газов достигает 7 тонн на душу населения
02:48  "Плейбою" - бой! В Уральске (Казахстан) придумали как победить "порнушку"
02:45  Новая инициатива Москвы. Разногласия на Каспии решит арбитраж?
02:42  Бишкек начал экспорт ржаного хлеба в... Париж!
02:37  "ВБ" - Новые профессии в Киргизии. Дети-тачкисты с Ошского рынка
02:31  Не прошло и три года... Таджикистан возобновил экспорт электроэнергии в Казахстан
02:26  "МК" - Ислам принял Путина. В итоге Президент России не попал на кладбище
02:24  "Къ" - Пикет в Ташкенте. Узбекские правозащитники разминулись с российским гостем
02:22  Казахстан и Узбекистан занялись демаркацией границы. Сформирована комиссия
02:12  "Известия" - Чаепитие в Самарканде. Клебанов рад, что его сняли с "российско-узбекистанского сотрудничества"
02:07  Е.Гайдар: "Миграционная политика России явно шизофренична". Мигранты - это наши люди
01:55  "Комсомолка" - "Хоким сносит мой дом..." Карпов из Самарканда ищет защиты у Путина
01:44  Киргизская оппозиция собирается на 3-й Курултай и думает выставить единого кандидата в президенты
01:32  Инфекционный занавес. От новых правил регистрации иностранцев в России выигрывают лишь чиновники
01:18  Роберт Шекли - "Саддам, Бен Ладен... Буш - плохие люди..." (интервью)
01:12  Какая страна, такой и Омбудсмен. Победы и беды Турсунбая Бакир уулу (Кыргызстан)
01:07  В Южном Казахстане найден уникальный семейный склеп эпохи Кангюев (II в. до н.э. - VI в. н.э.)
01:03  Каиндинский сахарный завод (Киргизия) купила российская (чеченская) группа "Альянс"
00:58  За 1-е полугодие 2003 изъято наркотиков: Таджикистан - 4379 кг, Казахстан - 275 кг, Узбекистан - 201 кг...
00:50  "Политком" - Две остановки Путина в Азии. Когда Ташкент вернет Москве $640 млн долга?
00:46  "Человек с головой, по которой нанесен удар". Кыргызскому языку угрожает манкуртизм интерпретаторов
00:40  Простые и благодарные ашхабадцы заселяют дома повышенной комфортности
00:37  "Новые Известия" - Поставит ли Каримов памятник Путину за поворот сибирских рек?
00:36  "Возникающих" не надо. Азиатская футбольная федерация не хочет пускать команды Киргизии и Таджикистана на ЧМ-2006 и Олимпиаду-2008
00:27  Кыргызстан пытается продать Китаю запчасти сверхсекретных ракето-торпед "Шквал"
00:21  ВВС - Путин в Самарканде: попытка сгладить разногласия
00:18  В.Панфилова - Тяжелый союзник. Отчего Российская 4-я база в Таджикистане остается пока проектом?
00:15  "НГ" - В туркменских СМИ появилась рубрика "Письма счастливых русских"
00:08  Юнистайл-2003. Крупнейшая выставка турецкой швейной промышленности в Москве
00:05  В.Гончаров - Как Кыргызстан борется с контрабандой
00:00  Китай взял на довольствие малообеспеченных тибетских монахов
Среда, 06.08.2003
22:18  Узбекистан: Семья Алимовых преследуется властями за религиозные убеждения
20:02  Кыргызстан: Западные гранты, в их нынешнем виде, губят СМИ вместе с демократией
18:23  Г.Байрамова - Ашхабад-Москва. После короткой паузы "доброжелатели" снова взялись за перо
16:15  МИД России: СНГ может официально заговорить по-русски
14:10  И.Каримов - Газпром должен быть оператором не только в России, но и в Казахстане и Узбекистане
13:49  Газета СНГ - Путин "строит мост" в Ташкент. В сырье Россия пока нуждается...
10:07  В.Ляганов - Долой кириллицу, даешь латиницу!
06:21  В Иране вышел первый номер журнала моды и национальной одежды "Лотос"
02:48  Киргизия не пускает Украину в ВТО. Должникам там не место!
02:44  "Карательная миграционная политика" Москвы. Русские переселенцы возвращаются в Узбекистан
02:39  Внук-ренегат. Потомок аятоллы Хомейни призывает к демократии в Иране
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Узбекистан   | 
А.Таксанов - Экологические проблемы и проекты УзбекистанаА.Таксанов - Экологические проблемы и проекты Узбекистана
21:00 07.08.2003

Алишер ТАКСАНОВ, Ph.D. (Economics),
Центр Asia-Monitor (Ташкент, Узбекистан)

ПРОЕКТЫ. Узбекистан во второй половине 2003 года завершит проект по усовершенствованию санитарной очистки города Ташкента общей стоимостью $56,3 млн., сообщил руководитель группы реализации проекта Гафур Рустамов. Проект, реализация которого началась в 1999 году, предусматривает комплексное решение функционирования и развития системы саночистки узбекской столицы, в том числе ее техническая, финансовая и административная стороны.

По словам Г.Рустамова, в настоящий момент в стадию реализации запущена административная часть проекта, которая предусматривает разработку стратегического плана эксплуатации системы санитарной очистки Ташкента на средний и долгосрочный периоды, принципов финансирования и привлечения частных компаний для вывоза твердых отходов.

Финансирование проекта осуществляется за счет кредита Международного банка реконструкции и развития (МБРР) в размере $24 млн., кредита Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в объеме $19,2 млн., а также средств хокимията (мэрии) Ташкента в объеме $13 млн. в национальной валюте. Большая часть заемных инвестиций - около $35 млн. направлена на сооружение объектов переработки и захоронения отходов, а также покупку необходимого оборудования. В настоящий момент за счет средств МБРР на основе международных тендеров закуплено и эксплуатируется 140 мусороуборочных машин трех типов, а также 13,4 тыс. металлических контейнерных мусоросборников общей стоимостью $14 млн.

В рамках кредита МБРР германская Max Aicher GmbH ведет строительство "под ключ" четырех мусороперегрузочных станций (МПС) мощностью 200 тыс. тонн перегрузки мусора в год каждая общей стоимостью $10 млн. Уже введены в строй две станции и к середине 2003 года будут завершены работы на двух оставшихся.

На средства кредита ЕБРР на условиях конкурсных торгов было закуплено 32 мусоровозные машины дальнего следования для МПС, 21 машина для содержания свалок, 150 вспомогательных технических средств для уборки города, сервисное оборудование и программное обеспечение для системы управления уборки, приборов для постоянного мониторинга за состоянием свалок. Собственные средства хокимията Ташкента были направлены на закрытие двух из трех существующих городских свалок, реконструкцию и модернизацию основной свалки отходов в Ташкентской области, сооружение сети коллекторов-резервуаров.

В тоже время правительство Узбекистана, Глобальный экологический фонд и Программа развития ООН (ПРООН) намерены осуществить совместный проект по созданию Нуратау-Кызылкумской биосферной территории. Разработка плана управления уникальным проектом была в центре обсуждения на семинаре в представительстве ООН в Ташкенте.

На встрече национальный координатор проекта Адылжан Атаджанов сообщил, что Нуратау-Кызылкумская биосферная территория является одной из моделей по сохранению биологического разнообразия в республике. В настоящее время, Нуратинский хребет, восточная часть пустыни Кызылкум, а также озера Айдаркуль и Тузкан, являющиеся предметом изучения проекта, подвержены существенному нарушению биоразнообразия. Увеличения поголовья скота, вырубка населением деревьев и кустарников из-за недостатка энергоресурсов в регионе, малое количество осадков, а отсюда деградация и обеднение растительного покрова гор, снижение продуктивности равнинных пастбищ и уничтожение саксаульников - вот далеко не полный перечень негативный факторов, влияющих на ухудшение биологической обстановки в этом регионе.

А.Атаджанов также отметил, что разработанный проект призван изменить сложившуюся ситуацию с помощью создания здесь биосферного резервата, или, проще говоря, сохранить естественные природные ресурсы, не ограничивая хозяйственную деятельность региона. Основная часть биосферной территории будет отведена Нуратинскому заповеднику и прилегающие к нему животноводческие и рыбные хозяйства.

По словам координатора проекта, на его реализацию Всемирный банк уже выделил средства в размере около $900 тысяч, которые будут направлены на научные исследования и освоение новых технологий. Как сообщил технический советник Штефан Михель, проект разработан в соответствии с принятыми ранее международными конвенциями в области биоразнообразия. Руководство проекта планировало провести еще несколько семинаров с участием представителей администраций Самаркандской, Навоийской и Джизакской областей, задействованных в проекте.

Между тем, в конце июля 2003 года Проект "Создание Нуратау-Кызылкумского биосферного резервата в качестве модели для сохранения биологического разнообразия" Глобального экологического фонда (ГЭФ), объявил конкурс среди международных и национальных организаций для реализации субконтракта "Развитие экологического туризма и устойчивой охоты".

- Целями Проекта являются создание основ для устойчивого развития туризма на территории биосферного резервата, контролируемой системы трофейной охоты и рыболовства, внедрение механизмов справедливого распределения выгод от развития туристической и охотничьей деятельности, создать модель для использования в иных биосферных резерватах, - сообщил менеджер Проекта Улугзод Умаров. - Предполагается, что при администрации резервата будет создан специальный отдел по туризму, охоте и рыболовству, которое будет не только работать с сообществами по реализации планов развития, но и проводить соответствующее обучение местных жителей.

Как отметил У.Умаров, на реализацию Проекта ГЭФ выделил около $700 тыс. Средства на разработку компонентов в размере $20 тыс. внесла германская неправительственная организация "NABY". Правительство Узбекистана предоставило инфраструктуру Нуратау-Кызылкумского резервата, в том числе помещения, лаборатории, коммуникации.

Менеджер Проекта пояснил, что субподрядчик должен нести ответственность за мобилизацию технически опытного и профессионально компетентного национального и международного персонала, эффективную оценку и планирование действий, необходимых для достижения целей. Кроме того, на него возложена обязанность эффективного внедрения мероприятий на территории резервата, своевременное предоставление качественных результатов, а также связь и совместную работу с другими компонентами проекта при активном привлечении заинтересованных сторон. При этом мероприятия на территории модельных участков должны основываться на сотрудничестве с вовлеченными в проект землепользователями.

Предпочтение будет отдано консорциуму опытного международного подрядчика с компетентными местными партнерами, в том числе из неправительственных организаций. Как международная, так и национальная организация должны продемонстрировать соответствующий практический опыт и достижения в области туризма по природным маршрутам, экотуризма, туризма, связанного с изучением традиций местных сообществ в контексте охраняемых территорий, а также в области укрепления потенциала инициатив, основанных на местных общинах, ННО и государственных агентствах. Практический опыт в области сохранения дикой природы, охотничьего туризма и устойчивого использования природных ресурсов, основанных на общинном управлении, является дополнительным плюсом, отметил менеджер Проекта.

ПРОГРАММА. На решение Аральского кризиса направлена первая Совместная экологическая программа (СЭП), финансируемая Программой ТАСИС (оказание технического содействия странам СНГ) Комиссии Европейского Союза (КЕС).

- Европейская Комиссия тесно сотрудничает с международными донорами для улучшения состояния окружающей среды в Узбекистане, и осуществляемые в этом направлении действия, включая настоящие и будущие проекты в рамках Совместной экологической программы, которые являются конкретными шагами для достижения этой цели, - заявил глава "Дома Европы" КЕС в Узбекистане Питер Реддиш.

- Программа ТАСИС КЕС работает в Узбекистане уже более десяти лет, и поэтому мы можем считать себя не только активными деловыми партнерами, но и добрыми друзьями республики. Для дальнейшего укрепления этой дружбы Комиссия Европейского Союза недавно решила открыть в Ташкенте "Дом Европы". Основной его задачей является поддержка реализации и управления проектов Комиссии в Узбекистане, поскольку здесь еще нет постоянного представительства Европейского Союза. Для более эффективного управления программами внешнего технического содействия КЕС официально создала подразделение по сотрудничеству "ЕвропЭйд". Это подразделение практически отвечает за весь проектный цикл программ технического содействие - определение приоритетных направлений и оценка проектов и программ, подготовка финансовых предложений, реализация и мониторинг, оценка проектов и программы в целом. Это, по мнению руководства ЕС, обеспечит достижение целей программ, утвержденных Генеральными директорами КЕС по внешним связям и развития.

- Недавно я услышал замечательные слова: "Мы должны заботиться об охране окружающей среды ради наших детей и не должны разрушать это главное наследство, которое им оставляем", сказал П.Реддиш далее. - Очень мудрые слова и я надеюсь, что представляемые проекты станут примером такого благородного дела.

- СЭП оказывает содействие в проведении исследований для подготовки проектов в области охраны окружающей среды, - заявил руководитель проекта "Совместная экологическая программа" Джордж МакДоннелл. - Эти проекты, по предложению Узбекистана, представляются для получения кредитов в международные финансовые институты, такие, как Всемирный банк.

СЭП проводит в странах-партнерах Программы ТАСИС, в том числе в Узбекистане, исследования по широкому кругу вопросов, необходимых для подготовки проектов по эффективному использованию водных ресурсов, лесного хозяйства, энергоресурсов и другим, отметил Д.МакДоннелл. Это также связано с тем, что многие страны лишены возможности получить инвестиции от международных финансовых институтов из-за отсутствия средств на проведение подготовительной работы, необходимой для осуществления крупномасштабных проектов, имеющих благотворное влияние на защиту окружающей среды.

В Узбекистане в рамках Совместной экологической программы, осуществляются два исследовательских проекта по изучению климатических изменений, защите природного богатства и биологического разнообразия, улучшения здоровья населения, а также рационального использования природных ресурсов Приаралья. Первый из них будет завершен в феврале нынешнего года.

Оба исследования СЭП в Узбекистане помогут в подготовке крупного проекта Всемирного Банка "Реконструкция дренажной системы и ирригационной инфраструктуры". Его общий бюджет составляет $105 млн.

Проект Всемирного банка имеет целью создать эффективную дренажную и ирригационной системы на правом берегу Амударьи для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и уменьшения загрязнения окружающей среды.

Исследование, проведенные в рамках СЭП, обеспечат успешное начало проекта Всемирного банка в результате проведения прединвестиционной оценки экологических и социальных последствий проекта по реконструкции дренажной и ирригационной инфраструктуры.

КОНТРОЛЬ. Правительство Узбекистана утвердило Программу мониторинга окружающей среды на 2003-2005 годы, на реализацию которой выделяются бюджетные ассигнования в размере 5 млрд. 747 млн. 740 тыс. сумов ($1 - 960,15 сумов), и средства Республиканского фонда охраны природы - 60 млн. сумов. В текущем году планируется освоить 1 млрд. 884 млн. 580 тыс. сумов.

Государственная специализированная инспекция аналитического контроля Госкомприроды и территориальные подразделения в рамках программы после проведенного обследования установят приоритетный перечень объектов-загрязнителей природной среды в промышленных и сельскохозяйственных зонах. На эти цели в текущем году планируется израсходовать 12 млн. сумов.

Выбором и установлением постов для стационарных, маршрутных и подфакельных наблюдений за состоянием атмосферного воздуха и определением источников его загрязнителей займется Управление мониторинга загрязнения природной среды Главгидромета и его сетевые подразделения. На эти работы в текущем году ассигнуется 4,1 млн. сумов.

Комплексная геолого-экологическая экспедиция Государственного геологического предприятия "Кизилтепагеология" будет вести выбор городов и населенных пунктов с неблагоприятным радиационно-экологическим состоянием, а также определять объекты наблюдения за текущей обстановкой в этой области. Для этого из госбюджета выделяется 1 млн. сумов. Контроль за выполнением этого пункта программы возьмет на себя Госкомгеология.

Планированием наблюдений за санитарно-гигиеническим состоянием водоемов и установлением источников их загрязнения займутся Областные и районные центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава республики. На эти цели в текущем году выделяется 9 млн. 280 тыс. сумов.

Всего на реализацию Программы мониторинга окружающей среды выделяется: Госкомгеологии - 3 млрд. 133 млн. сумов, министерству здравоохранения - 1 млрд. 38 млн. 780 тыс., министерству сельского и водного хозяйства - 592 млн. сумов, Главгидромету - 460,5 млн. сумов, Госкомприроде - 290 млн. 460 тыс. сумов, Госкомзему - 233 млн. сумов. Этим же министерствам и комитетам в рамках программы поручается разработка и сводка единой методики ведения Государственного мониторинга окружающей природной среды Узбекистана.

ДОКУМЕНТ. С 1 мая 2003 года в Узбекистане введены компенсационные выплаты за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории страны. Такое решение принято правительством с целью обеспечения перехода к экономическим методам управления природоохранной деятельностью в рамках законов "Об охране природы", "О воде и водопользовании", "Об охране атмосферного воздуха", "Об отходах".

В постановлении Кабинета Министров Узбекистана утверждены размеры компенсационных выплат, в частности, за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Так, предприятия и организации будут платить 0,378 тыс. сумов за выброс одной тонны двуокиси азота, 0,504 тыс. сумов - за акрилонитрил, 1,008 тыс. - за масляный альдегид, 5,040 тыс. сумов - за ацетофенон, 15,120 тыс. - забелок пыли белково-витаминного концентрата, 151,200 тыс. - за белково-витаминную добавку, 302,400 тыс. - за одорант, 50,400 тыс. сумов - за ртуть и ее соединения и прочее.

Предусмотрены выплаты и за сжигание моторного топлива (за исключением индивидуального транспорта): 0,297 тыс. сумов за одну тонну этилированного автобензина, 2,16 тыс. сумов - флотского мазута, 0,140 тыс. сумов - авиационного бензина, 0,072 тыс. сумов - сжатого природного газа.

За выброс загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности установлены также размеры компенсационных выплат: 2321,19 тыс. сумов - за одну тонну нитритного азота, 348741,9 тыс. сумов - анилина, 148500,01 тыс. сумов - бериллия, 116280,01 тыс. сумов - бутифоса, 1817,184 тыс. сумов - кадмия, 32737,50 иона молибдена, 603,720 тыс. сумов - мышьяка и прочее.

За размещение отходов правительство предусмотрело следующие ставки: 2,70 тыс. сумов за одну тонну веществ первого класса токсичности - чрезвычайно опасные, 1, 35 тыс. сумов - второго класса - высокоопасные, 0,81 тыс. сумов - третьего класса - умеренно опасные, 0,27 тыс. сумов - четвертого класса - малоопасные. Кроме того, будут платить и за нетоксичные отходы, в частности, добывающей промышленности по ставке 0, 0024 тыс. сумов за тонну, перерабатывающей промышленности 0,0144 тыс. сумов за куб. м. Для других нетоксичных отходов - 0,072 тыс. сумов за тонну.

Плательщиками компенсационных выплат являются юридические лица, независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности и организации хозяйственной деятельности, которые осуществляют выбросы, сбросы в природную среду или размещают отходы.

В тоже время объектами компенсационных выплат не являются забалансовые руды, относящиеся к разряду сырьевых ресурсов; отходы производства, используемые как вторичное сырье; очищенные сточные воды для орошения технических культур и лесных насаждений; отвалы вскрышных пород, размещаемые внутри карьеров, масса нормативных выбросов, по которым сумма компенсационных выплат, начисляемая за год, составляет менее 5-кратного размера минимальной заработной платы.

При отсутствии разрешения на выброс или превышение нормативов выплата производится с применением коэффициента 10 к установленным размерам компенсации. Выплаты предусмотрены за счет прибыли юридического лица по месту образования выбросов.

Данные выплаты взимаются органами Государственного комитета по охране природы и поступают в природоохранные фонды. В случае уклонения от выплаты компенсации возможно принудительное привлечение через хозяйственный суд. Кроме того, выплата компенсации не освобождает плательщиков от обязанностей возмещения ущерба, причиненного этими выбросами, сбросами и размещением отходов.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Кабинет Министров Узбекистана утвердил Положение о государственной экологической экспертизе, которое принято в целях реализации закона "Об экологической экспертизе" и осуществления мер по развитию нормативно-правовой базы обеспечения экологической безопасности.

Документ регулирует вопросы, связанные с проведением в нашей республике государственной экологической экспертизы. Им определены органы, которые будут заниматься такой работой. Это Главное управление по государственной экологической экспертизе Госкомприроды (Главгосэкоэкспертиза), государственная экологическая экспертиза Государственного комитета по охране природы Республики Каракалпакстан, государственная экологическая экспертиза областных и Ташкентского городского комитетов по охране природы.

Данные специализированные экспертные подразделения составляют единую систему, руководство которой осуществляется Главгосэкоэкспертизой. Их целью является определение соответствия прогнозируемой, намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, уровня экологической опасности от этой деятельности, достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Положением определены объекты государственной экологической экспертизы, права и обязанности органов ее проводящих, а также заказчиков, перечень необходимых для этого документов, сроки проведения. Отмечается, что в ходе государственной экспертизы могут быть использованы материалы экологического аудита и общественной экологической экспертизы.

По результатам составляется заключение, которое содержит информацию об объекте экспертизы, технологических процессах, организации работ и о предусмотренных мерах по охране окружающей среды, возможных негативных последствиях, связанных с деятельностью объекта, и выводы о допустимости (положительное заключение) или недопустимости (отрицательное заключение) реализации объекта. Разногласия между органами Госкомприроды по государственной экологической экспертизе и ее заказчиками могут быть рассмотрены в хозяйственных судах республики.

В документе перечислены все виды деятельности, по которым осуществляется государственная экологическая экспертиза. Их четыре категории, принадлежность к которой зависит от степени влияния на окружающую среду: I категория - высокий риск, II - средний риск, III - низкий риск, IV - локальное воздействие. В зависимости от сложности объекта срок проведения экспертизы может быть продлен Председателем Госкомприроды, но не более чем на два месяца для видов деятельности, относящихся к первой и второй категориям, и на один месяц - для остальных.

Виды деятельности, не включенные в данный перечень, не подлежат государственной экологической экспертизе.

ОХРАНА. Постановлением правительства установлена водоохранная зона и прибрежная полоса реки Кашкадарья в Кашкадарьинской области. Оно принято в соответствии с программой действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 1999 -2005 годы и направлено на усиление охраны водных ресурсов реки от загрязнения. Общая площадь водоохранной зоны и прибрежной полосы р. Кашкадарья на территории Кашкадарьинской области составляет соответственно 13106,9 га и 1567,6 га по районам.

Хокимияту Кашкадарьинской области поручено изъять у землевладельцев и землепользователей и передать в ведение водохозяйственным организациям земли прибрежной полосы с целью проведения берегоукрепительных, лесомелиоративных и других мероприятий по борьбе с загрязнением реки.

Совместно с Минсельводхозом и Госкомитетом по охране природы будут разработаны меры по выносу до 2003 года из водоохранной зоны экологически опасных объектов, а из прибрежной полосы всех объектов без исключения. Рассматривается также возможность выделения земель зоны для создания лесоплантаций.

Кроме того, правительство Узбекистана приняло постановление об улучшении экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в бассейне реки Заравшан. Оно вызвано сложившейся напряженной водохозяйственной и экологической обстановкой в бассейне реки Заравшан и направлено на предотвращение ухудшения ситуации в Самаркандской, Навоийской и Бухарской областях.

Правительственным документом утверждены мероприятия по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций при транспортировке опасных грузов через территорию. Созданной межведомственной рабочей комиссии поручено регулярно заслушивать отчеты руководителей министерств, ведомств, хозяйственных объединений, хокимиятов о ходе реализации намеченных мероприятий.

Так ответственные исполнители в установленные сроки обязаны организовывать рейдовые обследования водоохранной зоны реки Заравшан, регулярно вести мониторинг качества воды и источников ее загрязнения, в том числе радиологический мониторинг воды и донных отложений. Предусматривается реконструкция очистных сооружений Джамбайских мелькомбината и мясокомбината, Каттакурганского масложиркомбината, Булунгурского винкомбината. Намечено выполнить работы по расширению биохимических очистных сооружений ПО "Навоиазот", строительство системы оборотного водоснабжения на Навоийской ГРЭС. Планируется поэтапная реконструкция канализационной системы, ввод третьей очереди очистных сооружений г.Самарканда и восстановление таких же сооружений пос. Фархад. Будет установлен автоматический пост контроля с гидрохимической лабораторией на границе с Таджикистаном в районе плотины Раватходжа и ряд других мероприятий. По итогам каждого полугодия правительство будет рассматривать ход их выполнения.

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ. Кабинет Министров Узбекистана утвердил своим постановлением положения об Угам-Чаткальском государственном национальном природном парке и Чаткальском государственном биосферном заповеднике, а также уставы Ахангаранского и Бурчмуллинского лесохозяйственных предприятий.

В документе отмечается, что национальный парк приравнен к областному управлению и в его подчинении находятся Чаткальский биосферный заповедник, Ахангаранский и Бурчмуллинский лесхозы. В нем определены цели и задачи всех этих природоохранных структур. Это, прежде всего, в том числе поддержание режима, обеспечивающего сохранение природных комплексов, и восстановление нарушенных, проведение научных исследований, содействие и подготовка научных кадров и специалистов в области охраны природы и рационального природопользования, сохранение ландшафтов, эталонных и уникальных участков растительного животного мира, обеспечение рационального использования лесного фонда и других природных ресурсов.

Согласно документу инспекторы Национального парка имеют право производить проверку и досмотр граждан и транспортных средств на территории парка, лесхозов и заповедника с целью обеспечения безопасности и сохранения окружающей среды. При обнаружении фактов нарушений должны составить протоколы об административных нарушениях.

Особое внимание в постановлении уделяется научно-исследовательской деятельности Чаткальского государственного биосферного заповедника. Она осуществляется путем многолетних стационарных комплексных исследований и изучения процессов, протекающих в природе, выявления взаимосвязей между отдельными компонентами природного комплекса, изучения и контроля за изменением фонового состояния биосферы, редких и исчезающих видов растений и животных, а также рекомендаций по рациональному использованию природных ресурсов западного Тянь-Шаня. Подчеркивается, что проведение работ по Летописи Природы является обязательным.

Заповедник должен иметь хранилище научных фондов, полевые базы и кордоны на своей территории, а его фонды подлежат бессрочному хранению. Что касается лесхозов, то они осуществляют учет лесного хозяйства, подготовительные работы по очередному лесоустройству, проводит проверку и приемку таких работ, а также учет и оценку состояния природных ресурсов, занимаются созданием защитных противоэрозионных лесополос, развитием лесосеменного дела и питомников. Важнейшими задачами лесохозяйственных предприятий являются охрана лесов от пожаров, самовольных вырубок, других нарушений, борьба с браконьерством, защита лесов от вредителей и болезней.

ГРАНТ. $10 млн. - такова сумма гранта, выделенного Глобальным экологическим фондом для реализации Центральноазиатского трансграничного проекта по сохранению биоразнообразия фауны Западного Тянь-Шаня. Исполнителем данного проекта с узбекской стороны выступает Государственный комитет по охране природы.

- Проект охватывает четыре заповедника: два на территории Кыргызстана - Сари-Челекский и Беш-Аральский, и по одному на территориях Казахстана и Узбекистана - Аксу-Джабаглынский и Чаткальский соответственно, - сказал руководитель проекта по Узбекистану Асхад Хабибуллаев. - Фауна Чаткальского заповедника чрезвычайно разнообразна. В нем находится много эндемичных, то есть имеющихся только в этом регионе, видов растений и животных. Но в последние годы заповедник, как впрочем, и остальные заповедники, пришел в запустение. Работники, призванные осуществлять природоохранную деятельность, жили и трудились в неблагоприятных условиях. Оборудование давно устарело и это сказывается на качестве производимых работ. Кроме того, обострилась проблема браконьерства на территории заповедника, пусть и небольшая, но влияющая на популяции редких видов животных, обитающих в регионе Западного Тянь-Шаня. Например, на территориях, прилегающих к Чаткальскому заповеднику, находится много пастбищ. Собаки, охраняющие стада, да и что скрывать, чабаны приносили урон популяции редкого вида сурка - мензбира. Неизвестными лицами проводился отстрел бело-когтистого медведя и снежных барсов.

В рамках проекта мы внесем предложение об увеличении территории заповедника путем присоединения левобережья реки Акбулаксай и Ангренского плато, сообщил А. Хабибулаев. Будут отремонтированы жилые и служебные помещения работников заповедника. Для них закуплена униформа, специальное снаряжение - телескопы, бинокли, видео- и фотооборудование, а также приспособления для сбора растений и насекомых. Кроме того, будет приобретено навигационное, экспедиционное и полевое оборудование, транспортные средства, сельскохозяйственная техника, возведено несколько противопожарных пунктов.

Государственный комитет по охране природы проведет несколько учебных семинаров для служащих заповедника. Лучшие продолжат обучение в аналогичных горных заповедниках за рубежом.

СОДЕЙСТВИЕ. В рамках программы "Контроль загрязнения воздуха в промышленных предприятиях" правительством США был выделен грант в размере $100 тыс. для измерения концентрации пыли на предприятиях, специализирующихся на производстве хлопкового масла. Исполнителями данного проекта выступают Ташкентский архитектурно-строительный (ТАСИ) и Израильский технологический институты.

- Первый предварительный замер, который был произведен на Янгиюльском масложиркомбинате (МЖК), показал, что концентрация пыли на предприятии на 50-60% превышает принятый во многих странах американский стандарт предельно допустимого количества пыли на кубический метр, - сообщил доцент ТАСИ Юсуф Рашидов. - Это, несомненно, сказывается на здоровье трудящихся. Но, не забывая об этической стороне сложившейся ситуации, нужно отметить, что государство в конечном итоге получит и экономический ущерб. Работники, которым приходится трудиться в подобных условиях, часто подвержены различным заболеваниям, им рано приходится заканчивать активную трудовую деятельность, а порой заболевания переходят в такую форму, при которой из полноценного работника человек превращается в инвалида.

В рамках проекта после проведенных замеров предусматривается разработка воздухоочистительных систем и научно-обоснованные рекомендации по их установки, добавил Ю.Рашидов. Специалистами нашего и Израильского технологического института уже разработана подобная система, которая будет намного дешевле зарубежных аналогов. Теперь дело за практическими испытаниями, после которых их можно будет устанавливать на предприятиях, где загрязнение воздуха превышает предельно допустимые нормы.

По словам Ю.Рашидова, после окончательных замеров уровня загрязнения воздуха на Янгиюльском МЖК, подобные работы будут проведены на Ташкентском МЖК и рядом других предприятий республики.

БАНКИ - ЭКОЛОГИИ. В текущем году Всемирный банк намерен выделить займы Узбекистану на реформирование сельского хозяйства, муниципального водоснабжения и санитарии, реабилитацию систем ирригации и дренажа. Это будут первые кредиты банка в рамках очередной 3-х летней стратегии в Узбекистане.

Первый заем Всемирного банка в размере $21 млн. был получен в 1994 году на проект институционального развития и технической помощи. В 1995 г. выделен реабилитационный заем $160 млн. на финансирование наиболее важных статей импорта, а также $66 млн. было выделено для модернизации хлопководства в Узбекистане. Этот проект поддерживает частное инвестирование в маркетинг и производство хлопковых семян.

В 1998 г. республике предоставлены три займа на общую сумму $127 млн. Из них $75 млн. - на проект улучшения водоснабжения, санитарии и здоровья. Он софинансировался Кувейтским фондом арабского экономического развития ($16 млн.) и германским банком Kreditanstalt fur Wiederaufbau ($6 млн.). На эти средства были реализованы меры по обеспечению питьевой водой, улучшению санитарных условий, а также образования в Каракалпакстане и Хорезмской области - регионов, наиболее пострадавших от экологической катастрофы Аральского моря.

Следует отметить, что проекты по усовершенствованию санитарной очистки Ташкента ($24 млн.) софинансируется Европейским банком реконструкции развития ($19 млн.). Кроме того, Всемирный банк предоставил заем на институциональное развитие предприятий ($28 млн).

В 1999 году Узбекистану было предоставлено еще два займа на общую сумму $55 млн. Это - проект "Здоровье" ($30 млн.), направленный на улучшение качества и эффективности, укрепление общего руководства и финансирование услуг, предоставляемых в первичном звене здравоохранения; и проект институционального развития финансового сектора ($25 млн.), целью которого является совершенствование системы корпоративного управления коммерческими банками и усиление роли Центрального банка в финансовой системе Узбекистана.

В 2000 году был выделен заем в размере $29 млн. на проект развития городского пассажирского транспорта. Он содействовал повышению качества, надежности и обеспечению бесперебойных услуг городского пассажирского транспорта в пяти городах: Самарканде, Намангане, Бухаре, Нукусе и Алмалыке.

Всего за семь лет Всемирный банк выделил Узбекистану займы на общую сумму $458 млн.

СОТРУДНИЧЕСТВО. В Ташкенте подписан договор о совместной работе в области природоохранной и ресурсосберегающей деятельности между Представительством Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при правительстве Российской Федерации (Росзарубежцентр) в Республике Узбекистан и Международным фондом "ЭКОСАН".

- Одним из ключевых моментов сегодняшней встречи был разговор о совместной разработке проекта по переброске части стока сибирских рек в Центральную Азию, - сказал председатель фонда Юсуфжан Шадиметов. - По прогнозам экологов в связи с глобальным потеплением климата на планете в ближайший годы может увеличиться количество наводнений. Как предсказывают ученые, в большей степени это коснется территории Российской Федерации. Реализация этого проекта будет способствовать смягчению этих катаклизмов.

- И я думаю, не стоит много говорить о нашей заинтересованности в реализации этого проекта, добавил Ю. Шадиметов. Это поможет не только оросить пустынные территории республики, но и решить проблему Аральского моря.

О целесообразности переброски части стока сибирских рек высказались видный российский эколог профессор Сергей Карамурза, Генеральный директор объединения "Водпроект" Минсельводхоза Республики Узбекистан Вадим Антонов и другие специалисты, подчеркнул Ю.Шадиметов.

В соответствии с подписанным договором Представительство Росзарубежцентра будет информировать российскую общественность о проблемах экологии и охраны здоровья населения в экологически неблагополучных регионах Узбекистана, оказывать содействие в установлении связей с российскими организациями, учеными и специалистами в области экологии и охраны здоровья населения, участвовать в подготовке и проведении двусторонних и международных конференций и семинаров. Фонд "ЭКОСАН" в свою очередь будет содействовать распространению в регионе лучших экокультурных традиций, опыта и научных достижений России в охране здоровья населения, оказывать Представительству консультативную помощь в проведении мероприятий в сфере экологии.

ФОРУМ. "Обеспечение экологических прав граждан на здоровую окружающую среду"- такова тема проведения "круглого стола", который был организован Центром общественной экологической адвокатуры "Армон" при поддержке Американской ассоциации юристов и Госкомприроды Узбекистана. Цель встречи - объединить усилия общественных и правительственных организаций в решении проблемы загрязнения вод, почв и воздуха в Бостанлыкском районе Ташкентской области.

- Мы должны сообща, вместе с местными жителями, неправительственными организациями, занятыми вопросами экологии и здоровья, средствами массовой информации и государственными структурами выявить и попытаться разрешить проблемы назревающей экологической угрозы Бостанлыкскому району, - заявил на открытии "круглого стола" представитель программы "Экологическое право" американской ассоциации юристов Ричард Патон. Сами проблемы занимали помыслы живущих здесь людей не одно десятилетие, и наша задача - выработать необходимую стратегию и план действий по устранение чрезвычайной угрозы, нависшей над регионом и его жителями.

Кроме того, нам надо обратить внимание всей общественности на обеспечение прав и свобод граждан на здоровую окружающую среду. Вопросы охраны природы и здоровья людей являются основными в нормальной жизнедеятельности любого гражданского общества. Посему необходимо обеспечить право каждого гражданина на здоровую среду обитания и дать возможность самим людям сохранять свой край и бережно к нему относиться. Все это предусмотрено международным правом и закреплено Конституцией Республики Узбекистан, - продолжил Ричард Патон.

В заседании "круглого стола" участвовало более 50 человек, которые обсуждали проблемы загрязнения воды и земной поверхности в непосредственной близости от Чарвакского водохранилища. Суть экологической проблемы заключается в захоронении отходов горных разработок висмута и мышьяка в поселках Бричмула и Якка-тут. На сегодняшний день разработка месторождения прекращена, а отходы производства захоронены вблизи от поселков. Большую опасность сохранности захоронения представляют воздействия селевых потоков и эрозии почвы. В силу природно-климатических условий района, где часто идут проливные дожди и обильные снегопады, дуют сильные ветра, сходят лавины, время оказало негативное воздействие на захоронения. В этом участники встречи могли убедиться воочию. Независимая экспертиза, проведенная "Кизилтепагеология" по инициативе центра "Армон", выявила, что содержание тяжелых металлов в почве и воде значительно превышает допустимую норму.

КООПЕРАЦИЯ. Протокол-намерение о сотрудничестве подписали несколько научно-исследовательских институтов и научно-производственных предприятий Узбекистана с немецкой фирмой "Ilkon" из Бонна, которая занимается разработкой и внедрением новейших технологий по очистке воды. В Ташкенте побывал ее представитель Фридрих Виссинг. Он принял участие во встрече с руководителями ТашНИИ "ВОДГЕО", института ботаники, САНИИРИ, Центра экологии водного хозяйства, НПП "ЕКО-PRINT".

Узбекские ученые познакомили немецкого специалиста с основными направлениями своей работы, в частности, с тем, как идет разработка технологий по промывке засоленных земель и выращивания на них солеустойчивых культур. Подобные работы успешно проводятся на осушенном дне Аральского моря, сообщил заведующий лабораторией биологической очистки сточных вод ТашНИИ "ВОДГЕО" Рашид Ишмухамедов. По его мнению, другими важными направлениями деятельности являются исследования по очистке коллекторных вод с помощью растений, а также по очистке дренажных вод и повторного их использования на орошении песчаных почв.

- Сейчас для Узбекистана очень актуально внедрение водосберегающих технологий, - отметил Р.Ишмухамедов. - В результате Аральской катастрофы только в Каракалпакстане из-за высокого содержания соли вышли из строя 150 тыс. га земель. Мы разработали технологию выращивания бахчевых культур на таких бросовых землях. Причем, на них ежегодно можно собирать по два урожая высококачественных арбузов и дынь, отметил ученый.

Специалистами также осуществляется модернизация капельного метода орошения для садов и виноградников. Он предполагает комбинацию: орошение почвы слабосоленой водой и одновременное проведение биологического дренажа. Метод запатентован. Немецкий коллега был ознакомлен с другими интересными разработки узбекских ученых.

- Я был удивлен тому, как успешно работают узбекские ученые в сфере очистки воды и переработки сточных вод, - отметил Ф.Виссинг. - Инженерное бюро "Ilkon" занимается аналогичными проблемами, и потому заинтересовано в реализации совместных проектов. Сотрудничество может осуществляться на различных уровнях. Это могут быть научные и прикладные исследования, подчеркнул немецкий ученый.

ОБУЧАЮЩИЕ КУРСЫ. Проблемам использования биологического дренажа и выращивания в Узбекистане коммерческого леса был посвящен курс обучения специалистов министерства сельского и водного хозяйства, который состоялся в Ташкенте. Он был организован посольством Государства Израиль в Узбекистане, Центром международного сотрудничества при МИД Израиля (МАШАВ), USAID и Минсельводхозом республики.

В торжественной церемонии завершения курса приняли участие посол Государства Израиль Ноах Гал Гендлер, глава представительства USAID Джеймс Гоггин. Они отмечали, что данное мероприятие начинает целую серию семинаров, которые проводятся в рамках проекта осушения заболоченных почв в Ферганской долине и других областях Узбекистана.

Подчеркивалось, что способ биологического дренажа является достаточно новой технологией, не приносящей вреда окружающей среде. Ее применение позволит снизить уровень грунтовых вод и приостановить процесс засоления почв там, где есть избыток влаги и повышенная засоленность. Кроме того, производство древесной биомассы может дать существенную прибыль, будет способствовать улучшению экологической обстановки в регионе.

Ферганская долина выбрана не случайно для реализации этого проекта. Здесь есть все необходимые естественные ресурсы - повышенный уровень грунтовых вод, наносные почвы, достаточно длительный период солнечных дней в году, высокая солнечная радиация. Большую роль сыграло и то обстоятельство, что подобный эксперимент проводился в западной части Ферганской долины около сорока лет тому назад. Он позволил успешно контролировать повышение грунтовых вод с помощью равнинных деревьев. Что касается данного проекта, то для него в начале будут отбираться местные породы деревьев, наиболее подходящие к экстремальным климатическим условиям региона, а в дальнейшем - и более ценные, имеющие промышленное применение.

НАДЗОР. Только за девять месяцев 2002 года по выявленным фактам экологических преступлений прокурорами на местах возбуждено 29 уголовных дел и виновные привлечены к уголовной ответственности. Об этом сообщил директор Центра по изучению проблем укрепления законодательства и повышения квалификации прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан Эркин Абзалов. Эти данные он привел в своем выступлении на международной встрече "Узбекистан: Конституционные основы охраны окружающей среды и здоровья человека", которая состоялась в Ташкенте.

- Кроме того, по результатам прокурорских проверок исполнения природоохранного законодательства в адрес руководителей органов местной власти и контроля внесено 387 представлений, 362 предписания об устранении нарушений законодательства, - сказал Э. Абзалов. - По протестам прокуроров отменено 117 правовых актов, противоречащих законам. Более 1500 должностных лиц и граждан, нарушивших природоохранное законодательство, подвергнуты мерам административного и дисциплинарного воздействия.

Как сообщил Э. Абзалов, за 9 месяцев 2002 года органами таможенной службы предотвращен незаконный ввоз на территорию республики и конфискована некачественная и экологически вредная продукция на сумму 6,4 млрд. сумов. Предупреждена продажа свыше 717 тонн некачественных нефтепродуктов, отходы от которых могли быть причиной заражения атмосферы.

- Несмотря на то, что в Узбекистане сохранение природы является делом государственной важности, к сожалению, мы до сих пор не можем избавиться от наследия прошлого, когда общество умело только пользоваться окружающей средой, но не беспокоилось об ее охране, - отметил Э. Абзалов. - Несмотря на то, что в Конституции Узбекистана есть особая статья, которая гласит, что охрана окружающей среды является делом не только государства, но и конституционной обязанностью каждого гражданина республики, у нас, к сожалению, еще остается чувство равнодушия к загрязненным рекам, озерам, растительному и животному миру.

По словам Э. Абзалова, множество пробелов и недостатков есть и в прокурорской деятельности. Еще многие актуальные проблемы остаются не в поле нашего зрения, - сказал Э. Абзалов. - Так, одним из основных направлений прокурорской деятельности, на мой взгляд, должен стать вопрос обеспечения точного, единообразного, а главное, постоянно правильное исполнение всех законов, направленных на охрану окружающей среды. Должны быть исключены такие случаи, когда на местах отдаются приоритеты не законам, а решениям местных властей. По его словам, другим направлением прокурорской деятельности должно стать повышение правовой грамотности граждан. Э. Абзалов отметил, что через правовую грамотность населения можно найти себе помощников в деле сохранения окружающей среды и обеспечения экономической стабильности страны.

- Однако самым главным вопросом в решении экологических проблем являются выработка и реализация комплексной программы охраны окружающей среды, - подчеркнул Э. Абзалов. - Сложилась парадоксальная ситуация, когда наряду с принятием ряда законодательных актов и правительственных решений по охране окружающей среды отсутствует единая государственная программа действий, способная объединить усилия законодательных, властных структур и общественных формирований по решению природоохранных задач.

В Олий Мажлисе Республики Узбекистан состоялось заседание комитета по вопросам окружающей среды и охраны природы, на котором был рассмотрен отчет Государственного комитета республики Узбекистан по охране природы о его деятельности за период с 2000 по 2001 годы. С ним выступил председатель Госкомприроды Халилулла Шеримбетов. По его данным, в республике за отчетный период в рамках работы по контролю за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, а также норм и правил природопользования проверено 17 тыс. объектов.

За нарушение в этой сфере к административной ответственности привлечено более 11тыс. должностных лиц и граждан. Предъявлено штрафов и исков по возмещению ущерба, нанесенного окружающей среде, на сумму 93,4 млн., что в 2,4 раза больше, чем в 1999 году. Кроме того, была приостановлена работа 3514 предприятий, цехов, производств и других объектов, отрицательно воздействующих на природную среду. По 447 объектам, не прошедшим экологическую экспертизу, приостановлено финансирование.

Отмечалось также, что в деятельности Госкомприроды имеются недостатки и нерешенные вопросы. В их числе, например, проблема взыскания задолженностей по платежам, наложенным на предприятия за загрязнение окружающей среды. Сумма штрафов, оплаченных после принятия решений хозяйственными судами республики, составляет всего 19,5 % от суммы задолженности. Медленно решается вопрос по организации строительства экологических пунктов "Экотрансназорат", производства газобалонного оборудования для перевода автомобилей на сжатый природный газ.

ЗАКОНОПРОЕКТ. На защиту окружающей среды и охрану здоровья населения от вредного воздействия отходов производства, а также на сокращение их образования принятый в первом чтении Олий Мажлисом Республики Узбекистан проект закона "Об отходах".

В документе даются разъяснения что подразумевается под понятиями размещение, захоронение, перевозка, переработка и утилизация отходов, регламентируется право собственности на них, полномочия Кабинета Министров республики, а также Государственного комитета по охране природы, министерства здравоохранения, Узбекского агентства коммунального обслуживания и Агентства по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору.

Определены также полномочия государственных и местных органов власти и самоуправления, права и обязанности юридических лиц и отдельных граждан в обращении с отходами. В частности, граждане имеют право на получение достоверной информации о наличии в местах проживания опасных отходов, безопасности проектируемых, строящихся и действующих предприятий. Юридические лица обязаны, кроме соблюдения принятых нормативов, вести учет отходов, обеспечивать их сбор и хранение, принимать меры по разработке и внедрению технологий по утилизации отходов, сообщать о случаях попадания вредных веществ в окружающую среду.

В соответствии с проектом отходы, являющиеся объектом купли-продажи, экспортно-импортных операций, а также подлежащие утилизации, должны проходить экологическую сертификацию. Определены также нормы перевозки опасных отходов. Ввоз на территорию Узбекистана отходов, в том числе ядерных иностранного происхождения запрещается. Запрещается и хранение, и захоронение отходов на территориях населенных пунктов, на землях природоохранного, оздоровительного и историко-культурного назначения, в пределах водоохранных зон. Захоронение отходов в недрах допускается в исключительных случаях по результатам специальных исследований с соблюдением требований по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, окружающей среды, сохранности природных ресурсов. За размещение отходов в специально отведенных и оборудованных местах взимается плата.

Проектом закона предусмотрено стимулирование деятельности по утилизации отходов и уменьшению объемов их образования. Финансирование мероприятий по утилизации и сокращению объемов осуществляется за счет средств производителей продукции и собственников отходов, могут привлекаться и средства фондов охраны природы, внебюджетных фондов, добровольных взносов, а также из государственного бюджета. В соответствии с документом необходимо наладить государственный учет всех ввозимых и завозимых отходов, их паспортизацию и создать государственный кадастр мест захоронения и утилизации вторичных ресурсов. Все споры в области обращения с отходами решаются в судебном порядке.

Между тем, обсуждению проекта Закона Республики Узбекистан "Об отходах" была посвящена встреча, состоявшаяся в Международном фонде "Экосан". В ней приняли участие представители Олий Мажлиса республики, государственных и общественных организаций, средств массовой информации, ученые-экологи, преподаватели и студенты вузов. Законопроект одобрен в первом чтении депутатами парламента и вынесен на всенародное обсуждение.

Участники встречи отмечали актуальность закона, регулирующего деятельность юридических и физических лиц в сферах обращения с отходами. Они подчеркивали, что введение документа в действие будет способствовать предотвращению вредного воздействия отходов на жизнь и здоровье людей, окружающую среду.

Законопроект состоит из 29 статей, посвященных различным вопросам. Он определяет порядок обращения с отходами, право собственности на них, полномочия в этой сфере Кабинета Министров Узбекистана, уполномоченных государственных органов, местных властей, органов самоуправления граждан, права и обязанности граждан, юридических лиц. Регламентируется также перевозка опасных отходов, требования к хранению и захоронению, многие другие вопросы, связанные с отходами.

Кроме того, принятие документа позволит смягчить экологически напряженную ситуацию, складывающуюся в зонах накопления опасных, твердых и радиационных отходов, ускорить решение многих проблем, в том числе обусловленных такими причинами, как отсутствие технологий по переработке и уничтожению опасных химических веществ.

На встрече были высказаны замечания и предложения по законопроекту. Так, академик Джура Абдуллаев предложил в статье 3 "Основные понятия" ввести пункт "классификация отходов" в следующей редакции: "Виды отходов: бытовые и непромышленного происхождения; промышленные; токсические; ядерные; химические". Ученым также предложено включить в эту статью понятие "сортировка отходов", предусматривающее отбор и группировку отходов, имеющих ресурсную ценность (хлопчатобумажные, металлические, целлулоидные) по физическим и химическим свойствам и технологии утилизации.

Еще одно дополнение касается статьи 4 "Право собственности на отходы". С целью повышения заинтересованности граждан Д. Абдуллаев предложил включить подпункт, который гласит, что "на отдельные категории отходов, имеющих ресурсную ценность, правами собственника обладают также юридические и физические лица, осуществляющие их сортировку и реализацию". По мнению академика, было бы полезно внести отдельные статьи о полномочиях, правах и ответственности неправительственных организаций в области обращения с отходами, а также отражающие такие основные принципы, как условия удаления отходов, предотвращение и возмещение ущерба при любой деятельности с ними, контроль за торговлей отходами.

С предложениями о конкретизации ряда статей выступили другие участники обсуждения. Это касалось статей №№ 5, 7-12, отражающих полномочия различных органов управления. В частности, в статье "Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области обращения с отходами" пункт "обеспечивает выполнение государственных" предложено представить в следующей редакции: "обеспечивает выполнение государственных и межгосударственных программ обращения с отходами и внедрение малоотходных, безотходных и энергосберегающих технологий по вывозу, переработке и утилизации".

Предложено также внести изменения в статьи 15 "Обязанности юридических лиц в области обращения с отходами", 19 "Перевозка опасных грузов", 20 "Ввоз отходов", 21 "Требования к хранению и захоронению отходов". Так, в статье 20 предлагается исключить пункт, допускающий ввоз отходов на территорию страны, а пункт, запрещающий ввоз отходов заменить следующей редакцией: "Ввоз на территорию Республики Узбекистан отходов, в том числе любых видов ядерных, химических и других токсических отходов иностранного происхождения с целью хранения и захоронения запрещается".

В статье 19, считают участники встречи, необходимо отметить, что транспортная организация должна информировать местные власти о предстоящей перевозке опасных отходов через населенные пункты для принятия необходимых мер по предупреждению возможного ущерба здоровью населения.

СЕМИНАР. В Ташкенте, в Национальном пресс-центре прошел международный семинар "Стокгольмская Конвенция о стойких органических загрязнителях - Перспективы для Узбекистана". В форуме, организованном совместной программой ПРООН и правительства Узбекистана "Окружающая среда", участвовали специалисты государственных и негосударственных, международных организаций и дипломатических представительств в Узбекистане.

- Цель семинара - ознакомить специалистов республики со Стокгольмской конвенцией ООН со стойкими органическими загрязнителями (СОЗ). Конвенция запрещает производство и использование 12 их видов. В их числе пестициды алдрин, диэлрин, хлордан, ДДТ, эндрин, гептахлор, мирекс, токсафен, а также побочные продукты производства, широко используемые в сельском хозяйстве ряда стран, в том числе Узбекистана, сообщил специалист по связям с общественностью совместной программы "Окружающая среда" Мухаммадшариф Маматкулов.

Он пояснил, что эти вещества, относящиеся к классу хлороорганических соединений, являются токсичными, стойкими к разложению, могут переноситься на большие расстояния от источника. Накапливаясь в живых тканях, СОЗ приводят к нарушению репродуктивной и гормональной систем, иммунного статуса, раковым заболеваниям, врожденным дефектам и нарушению развития организма.

Конвенция была принята 22-23 мая 2001 года в столице Швеции и в настоящее время открыта для подписания для стран, желающих присоединиться к ней. До осени 2002 года к конвенции присоединились 153 страны. До сегодняшнего дня ее ратифицировала 21 страна. Документ вступит в силу после того, как ее ратифицируют 50 стран. В число стран, не подписавших конвенцию, входят Ирак, Афганистан, Мьянма, Туркменистан, Беларусь и некоторые страны Африки и Узбекистан.

М.Маматкулов также отметил, что государства, подписавшие или впоследствии присоединившиеся к конвенции, должны провести инвентаризацию СОЗ и технико-экономическое исследование, а также разработать национальную стратегию и план действий. Для этого Глобальный экологический фонд (ГЭФ) выделяет специальное целевое финансирование в размере до $ 500 тысяч. Поскольку Узбекистан не подписал Стокгольмскую конвенцию, возможно, теперь целесообразно рассмотреть вопрос о присоединении к ней.

Сотрудник Совместной программы перечислил ожидаемую пользу от этого шага. Можно сократить выбросы локальных загрязнителей, провести оценку запасов СОЗ и определить пути их ликвидации с применением передовых технологий, создать аналитическую базу для мониторинга опасных побочных продуктов производства. Все это позволит снизить риск для здоровья населения и ущерб состоянию экосистем, решать экологические и социальные проблемы.

М.Мататкулов напомнил, что совместная программа ПРООН и правительства Узбекистана "Окружающая среда" действует с января 2002 года. В настоящее время в рамках программы реализуется ряд проектов по сохранению биологического разнообразия и снижению негативного воздействия на изменение климата, по повышению национального потенциала по устойчивому развитию, а также усовершенствованию механизмов присоединения к международным конвенциям по окружающей среде посредством реализации проектов, поддерживаемых ГЭФ.

В принятой резолюции высказывается нееобходимость присоединения Узбекистана к Стокгольмской Конвенции, найти международных доноров, предоставляющих финансовую помощь странам с переходной экономикой для реализации требований Конвенции, содействовать инвентаризации СОЗ и программам, направленным на их ликвидацию и рекультивацию загрязненных территорий.

"КРУГЛЫЙ СТОЛ". Пути решения экологических проблем регионального и международного масштабов были рассмотрены на заседании круглого стола "Глобальные проблемы современности: климат, вода и окружающая среда", прошедшем в Ташкенте. В его работе приняли участие ведущие экологи, климатологи, метеорологи республики, а также члены столичного клуба "Экосан".

Выступая пред участниками встречи, президент Международного фонда "Экосан Юсуф Шадиметов отметил, что в течении последнего десятилетия общемировая средняя температура подскочила примерно на 0,4 градуса, что вызвало негативные глобальные последствия. Сократился снежный покров в Арктике и Антарктике, существенно подтаяли горные ледники, уровень мирового океана повысился от 10 до 25 сантиметров. Это в свою очередь привело, в каких-то регионах к массовым наводнениям, береговым штормам, ураганам, тайфунам, а в каких-то к засухе и опустыниванию. Одной из главных причин изменения климата является парниковый эффект, происходящий из-за повышения концентрации углекислого газа в атмосфере.

Ю.Шадиметов отметил, что Узбекистан присоединился к рамочной конвенции ООН об изменении климата и активно работает над ее осуществлением. Решением правительства республики была создана Национальная комиссия, на которую возложены задачи координации деятельности министерств и ведомств по снижению отрицательного антропогенного воздействия на климат, охране окружающей среды, уменьшению и предотвращению влияния природных катаклизмов на развитие экономику страны. Информационное обеспечению возложено на Главное управление по гидрометеорологии.

Для решения поставленных перед комиссией задач проведен широкий круг научных исследований по детальному изучению климатической системы, гидрологических и экологических проблем всей Центральной Азии. Собранные данные уже сейчас показывают уменьшение снегонакопления и значительную деградацию ледников, сокращение их площади. Так за 31 год измерений только ледник Абрамова потерял 21 кубометров своей массы в водном эквиваленте. В целом ледники горной системы Памиро-Алтая потеряли 126 тыс. кубометров льда, что составляет 19% общих запасов льда региона.

По словам Ю.Шадиметова, если не предпринимать действенных и научно-обоснованных мер, то недостаток влаги и воздействие высоких температур приведут в республике в ближайшее время к потери урожая. Сбор овощных культур упадет на 10-50%, хлопка на 9-15%, риса на 10-20%, бахчевых на 10-30%. Для пустынных пастбищ возможно снижение запасов кормов на 20-40%.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. $3,109 млн. - таков бюджет узбекской части региональной программы "Инициатива по окружающей среде и безопасности. Преобразование риска в сотрудничестве", рассчитанной на 2003-2006 годы. Ее финансирование осуществляется Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Программой развития ООН (ПРООН) и Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Об этом было сообщено на ташкентском семинаре "Узбекистан: окружающая среда и безопасность".

- Программа имеет цель - усилить процессы сотрудничества между странами Центральной Азии в сфере экологии и охраны окружающей среды, -отметил глава представительства ПРООН в Узбекистане Ричард Конрой. - С другой стороны, это партнерство между государственными органами, гражданским сектором и международными организациями, направленное на устранение экологических рисков и угроз для страны и региона в целом. Экологическое сотрудничество может стать основой для более глубоких усилий по построению мира и достижения устойчивого развития.

Согласно программе, в течение трех лет предполагается разработка карт с указанием зон экологической нестабильности и угроз, а также проведение оценки уязвимости тех или иных районов Узбекистана в случае возникновения этих негативных факторов.

- Необходимо также провести интеграцию условий для системы раннего предупреждения и предотвращения экологических угроз, включить экологические концепции в международное планирование и планирование по безопасности, - сказал руководитель Центра ОБСЕ в Ташкенте Ахмет Эрозан. - Инициатива по окружающей среде и безопасности направлена на решение трансграничных вопросов и пропаганду мира и стабильности посредством сотрудничества между государствами.

Как отметила модератор семинара Дилбар Зайнутдинова, программа является концентрированным представлением имеющихся данных по экологической ситуации Центральной Азии, в том числе Узбекистана в совокупности со сведениями, полученных в процессе региональных консультаций в Белграде в декабре 2002 года и Ашгабате в январе 2003 года. Программа была представлена и поддержана на пятой Европейской конференции министров охраны окружающей среды, проходившей в Киеве в мае 2003 года.

- Экологические программы не могут иметь успех только в рамках одной страны, - сказал в своем выступлении председатель Комитета Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам охраны окружающей среды Кудайберген Джумабеков. - Экология имеет более масштабное значение. Нам нужно активное сотрудничество в рамках Центральной Азии, совместное финансирование проектов, имеющих региональное значение. Внешние доноры готовы оказатьсодействие, но необходимо государствам договорится в этой сфере, перейти от слов к делу.

По мнению участников семинара, возрастающий недостаток ресурсов и деградация природных систем создают серьезную угрозу безопасности многих стран, особенно с переходной экономикой и, если не существует действенных механизмов контроля, то экологические факторы только усугубят экономические проблемы. Вместе с тем, действия по снижению экологического стресса способны гарантировать доступ к жизненно важным ресурсам и снять экономические предпосылки для конфликта, что, в свою очередь, усиливает региональное сотрудничество, обеспечивает безопасность и стабильное развитие.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1060275600
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх