КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 19.08.2003
08:17  Д.Рогозин (глава Международного комитета Думы) - Право на вооруженную защиту соотечественников
07:28  Тегеран требует объяснений. Зачем Азербайджан и США затеяли военные учения на Каспии
03:15  Год в заложниках у проституток. Провела девочка из Киргизии
02:53  Американский сенатор Лугар получил казахстанский орден за разоружение... Казахстана
02:48  Версия Баку. Москва при помощи ОИК пытается свергнуть саудовского короля!
02:46  "Черновые линии": 1 тыс. 295 км кыргызско–узбекской границы имеют 4 уровня разрешенности...
02:42  Майрам Акаева - "У меня есть заветная мечта, и я люблю ее повторять..." (речь)
02:39  В Аксы растет межэтническая напряженность перед делимитацией кыргызско-узбекской границы
02:36  Первый секретарь посольства Монголии в Казахстане и Киргизии Аманба Язгалян утонул в Иссык-Куле
02:29  "Китайская дубинка" и военные учения ШОС. Диалог экспертов на "Радио свобода"
02:22  "Политком Ру" - Другая семья. Дочь Каримова все-таки стала женой главы МИД Узбекистана Сафаева?
02:16  А.Богатуров - Присоединение России к ОИК будет работать на ограничение влияния радикалов
02:09  Казахстан - передовик. ВВП и инфляция в странах СНГ (статистика)
02:02  Сбросили керосин. Самолеты "миротворцев" втихаря загрязняют Кыргызстан
01:53  М.Берникер - Импульс после насилия. Возможно ли восстановление Афганистана?
01:50  "Газета СНГ" - Пентагон создает на Каспии военный плацдарм
01:42  Герб Туркменистана приобрел форму восьмиконечной зеленой звезды
01:37  В.Пономарев - Туркменистан/Россия: кто стоит за нападением на лидера оппозиции Кулиева
01:25  Киргизия забирает себе "Казахстан". Война Иссык-Кульских санаториев
01:11  Всемирный курултай кыргызов попросит Акаева еще по-президентствовать?
01:05  Будет сидеть. Верховный суд Киргизии подтвердил приговор оппозиционеру Ф.Кулову
01:04  Воруют урны... Бишкек борется с мусорными завалами
00:52  Вновь на госслужбу. Казаки всего мира съезжаются в Новочеркасск на свой 1-й Всемирный конгресс
00:38  Россия/Узбекистан: Дело Бахрома Хамроева по-прежнему вызывает озабоченность
00:37  "Къ" - Племянник экс-главы Комитета по СНГ Госдумы России Пастухова оказался вымогателем
00:34  "Утро Ру" - Где и как угнетают русских в СНГ (сравнительный анализ)
00:28  Укус блохи. В Аральске (Казахстан) умерла от бубонной чумы 4-летняя девочка
00:25  "Утро Ру" - Талибы садятся за парты... чтобы продолжить борьбу "с умом"
00:10  ГосМораторий на проверки предприятий малого бизнеса в Казахстане: плюсы и(или) минусы?
00:08  Талибы штурмуют органы власти на юге Афганистана. Есть жертвы
00:00  "Время МН" - НАТО тесно в Европе. Что ищет альянс в Афганистане?
Понедельник, 18.08.2003
03:47  "НИ" - Уроки русского по-туркменски. Дискриминация россиян стала официальной политикой Ашхабада
02:35  Доктор Асанканов рассказывает о памятниках кыргызского великодержавия, обнаруженных на Алтае и в Сибири
02:30  Пистолет подвел. Как турецкие таможенники не пустили на ЧМ казахстанскую чемпионку
02:18  Юсуф Пуштун вместо Гуль Аги Шерзоя. Карзай сменил губернатора Кандагара
01:37  "Газета СНГ" - Народное хозяйство Казахстана завоевывает Москву
01:31  В МВД Азербайджана создан специальный отдел для охраны нефтетрубы "Баку-Джейхан"
01:25  Туркменбаши получил международную премию за книгу стихов "Пусть благоденствует мой народ"
01:21  Ленин жив! Коммунисты Кыргызстана подали в суд на премьер-министра Н.Танаева
01:19  Аким-аферист. Как в Павлодаре (Казахстан) строили мечети и церкви
01:18  У госслужащих Киргизии будут свои знаки различия в виде круглых блях
00:56  "Экспресс-К" - Казахстанский чиновник пострадал за связь с пиратами
00:50  Один трубопровод на Джейхан уже горит. Вакуум безопасности в Ираке
00:49  Охота на террористов. Итоги учений ШОС "Взаимодействие-2003"
00:45  А.Эсенов - "Рай" башинского царства. Очарованные созидательным процессом... тирании
00:44  Ф.Бигацци - Дагестанская нефть путает карты всей прикаспийской нефтедобыче
00:43  Нумон Окиен (президент Американской ассоциации "Тurkiston"): Узбекистан – наша историческая родина (интервью)
00:41  Звезды узбекского футбола. О Максиме Шацких ("Динамо", Киев) рассказывает его тренер
00:38  В.Ляганов - Научные труды И.Каримова и... другие байки Ходжи Насреддина
00:23  Делимитация идет к концу. В Ташкенте прошли переговоры по узбекско-кыргызской границе
00:11  Г.Бендицкому (брату Аллы Пугачевой и экс-казахстанскому кинорежиссеру) сломали 3 ребра в Израиле
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Д.Рогозин (глава Международного комитета Думы) - Право на вооруженную защиту соотечественников
08:17 19.08.2003

Право на вооруженную защиту

Дмитрий РОГОЗИН
председатель Комитета Госдумы
по международным делам

Способность власти реально обеспечить безопасность, свободу и достоинство граждан, проявив ради этого твердую политическую волю, - главное условие эффективности и авторитета государства.

Если такая воля есть, граждане уважают свою власть, находя основу для патриотических чувств не только в славных страницах истории. Если же такой воли нет, а державный порыв правительства уходит в свисток немощных дипломатических деклараций, то такой стране не снискать уважения к себе ни за рубежом, ни и у собственных граждан.

Вопрос воли власти к действию является определяющим, когда стоит задача защиты суверенитета государства и жизни его граждан. Это политический вопрос. Легитимация, то есть юридическое оформление этих действий, - вопрос второстепенный. Тем не менее я хотел бы остановиться именно на нем, приглашая всех, кому эта тема небезразлична, к дискуссии о соотношении права и воли в принятии государственной властью решений в особых обстоятельствах, не прописанных в сводах международного права.

Наука убеждать

В чем сходство между дипломатами и военными? В том, что и те и другие призваны выполнять общую политическую задачу по защите интересов государства. Отличие - в том, что к работе они привлекаются поочередно. В частности, аргументы военных приводятся в тех исключительных случаях, когда дипломатические средства вразумления уже исчерпаны.

Международный терроризм - явление молодое. Юридические аспекты борьбы с ним в международном праве прописаны недостаточно. Да и вряд ли в данном случае вообще можно говорить об исчерпывающей правовой детализации. Терроризм - порождение ментальности совершенно особого рода. Пытаться понять его с точки зрения традиционной европейской политической культуры - дело гиблое. Данное обстоятельство, однако, не может выступать препятствием на пути жесткой и непримиримой борьбы с этим злом. Парадоксальность, непредсказуемость и острота угрозы современного терроризма вынуждает к более гибкому применению существующих правовых норм. И здесь право решающего голоса должно принадлежать военным, а не дипломатам.

Слабое звено

Главное условие использования военной силы на территории другого государства -наличие убедительных причин для ее применения. Таковыми могут считаться следующие:

1) руководство страны поддерживает деятельность террористических организаций на своей территории, 2) предоставляет убежище террористам, и 3) государство и хотело бы, но не в состоянии самостоятельно пресечь бандитские набеги на территории сопредельных государств и вдобавок отказывается от международного сотрудничества. На сегодняшний день каждому из этих условий удовлетворяет Грузия.

Как говорил один из организаторов нападения на Абхазию в 1992 году Джаба Иоселиани: "Демократия - это вам не лобио кушать!" Сермяжная правда этого изречения в том, что демократия не эдемский бездельный сад, а большой труд по обеспечению именно таких условий, когда вольтеровская готовность отдать жизнь за право выслушивать противную точку зрения не будет востребована в полном объеме. Сегодня правота знаменитого грузинского государственного деятеля и вора-законника, предвидевшего, сколь тернист будет путь его родины в светлое демократическое будущее, очевидна.

На данный момент мы имеем множество фактов вылазок на территорию России банд чеченских и международных террористов, окопавшихся в Панкисском ущелье Грузии. Это и разбойные рейды банды Гелаева, и организация варварского теракта в Каспийске, и кровь детей, пролившаяся этим летом в Москве по вине напичканных наркотиками чеченских смертниц. При этом грузинское руководство ни разу адекватно не отреагировало на предложения России совместными усилиями раз и навсегда решить проблему Панкисси. (Жалкая попытка провести там полицейскую операцию, организованная в соответствии со всеми законами классической театральной мелодрамы с грузинским президентом в главной роли, конечно, не может считаться серьезным прецедентом.) А потому вопрос борьбы с террористической угрозой на территории этой страны представляется более чем актуальным.

Правом - по терроризму

Терроризм есть форма вооруженного нападения, а потому и любые действия по предотвращению терактов или поимке преступников могут рассматриваться в качестве ответных мер. Статья 51 Устава ООН подтверждает неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону в ответ на вооруженное нападение.

Статья 2 Конституции России гласит: "Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства". Государству, таким образом, предоставляется карт-бланш на использование всего арсенала средств, вплоть до применения вооруженной силы, для защиты граждан, находящихся в опасности. При этом Конституция страны не ограничивает территории, на которой эта защита должна быть осуществлена. Более того, Закон "О гражданстве Российской Федерации" утверждает, что граждане России пользуются защитой и покровительством России и за ее пределами, следовательно, власти обязаны принимать адекватные меры для восстановления их нарушенных прав вне зависимости от того, где это нарушение произошло.

Документы Совета Безопасности ООН обязывают государства - члены ООН "воздерживаться от организации, содействия и подстрекательства к террористической деятельности, от финансирования, поощрения или проявления терпимости к ней". В соответствии с требованиями этой международной организации все правительства должны предпринимать меры к тому, чтобы территории их стран не использовались террористами для создания своих баз или для подготовки террористических актов.

Так, Международный трибунал по бывшей Югославии, рассмотрев обстоятельства вооруженных акций боснийских сербов, действовавших с территории СРЮ, пришел к выводу, что государство несет всю полноту ответственности за действия индивидуумов на своей территории, в том числе и организованных в группы, независимо от того, действовали они при этом от имени государства или нет. В применении данного определения к Грузии можно сказать, что Шеварднадзе лично несет ответственность за направленные против России вылазки чеченских боевиков и арабских наемников, которые действуют с территории возглавляемого им государства.

Мы продолжаем получать свидетельства грубого нарушения прав граждан России, в том числе заложников из числа российских военнослужащих и чеченских беженцев, терроризируемых боевиками. Данные факты не могут рассматриваться иначе, как враждебные действия против Российского государства, а значит, и как основание для самообороны с применением вооруженной силы. Соответствующие документы ООН подтверждают, что в случае, когда государство не в состоянии пресечь преступные набеги "неподконтрольных" ему вооруженных групп на сопредельные территории, государство - жертва агрессии вправе использовать военную силу для уничтожения террористов на чужой территории.

Так принято в мире

Приведенные выше положения российского законодательства в полной мере соответствуют международному праву. Видный английский юрист, бывший профессор Кембриджского университета Д. Боэтт писал: "Есть все основания утверждать, что защита граждан, находящихся как на территории государства, так и вовне, является по существу защитой самого государства".

При этом в новейшей истории мы можем найти достаточно примеров применения вооруженной силы для защиты соотечественников за пределами национальных границ. Вот краткий перечень наиболее заметных из них:
1965 год - бельгийские десантники при транспортной и технической поддержке США и Великобритании предприняли вооруженную операцию для защиты двух тысяч иностранцев в Заире;
1976 год - израильские "командос" спасли в Уганде заложников, захваченных палестинскими террористами;
1983 год - США совершили вооруженное вторжение на Гренаду под предлогом защиты тысячи американских граждан, оказавшихся в опасности в результате государственного переворота в этом островном государстве;
1989 год - США ввели войска в Панаму. Одна из основных заявленных причин - необходимость защиты американских граждан в этой стране;
1991 год - четыре тысячи французских и бельгийских десантников вторглись в Заир для эвакуации своих сограждан и других иностранцев;
1998 год - в ответ на взрывы американских посольств в Кении и Танзании, в результате которых погибло более трехсот человек, США нанесли ракетные удары по лагерям подготовки террористов на территории Афганистана и по фармакологическому заводу в Судане.

При этом президенту США Клинтону не пришлось долго убеждать международное сообщество в правомерности своего решения, поскольку предшествовавшие ему многократные попытки убедить афганских талибов и правительство Судана прекратить террористическую деятельность и сотрудничество с "Аль-Каидой" не увенчались успехом, а неуемный бен Ладен продолжал угрожать ударами по американским целям.

Год спустя правительство Уганды повторило опыт США после того, как в этой стране конголезские террористы устроили резню среди иностранных туристов. Решение угандийцев преследовать и уничтожить конголезских бандитов на их же территории не встретило в мире никаких протестов.

В качестве примера можно также привести антитеррористическую операцию в Афганистане в 2001-2002 гг. И надо сказать, что этот перечень далеко не полон и уж тем более не окончателен, поскольку, к величайшему сожалению, поголовье любителей поиграть с огнем не уменьшается.

Не все перечисленные случаи однозначны с моральной точки зрения, но бесспорным остается право любой страны на защиту жизни и достоинства своих граждан, где бы они ни находились.

Казуистика

Безусловно, юриспруденция казуистична. Любители исторических параллелей наверняка припомнят, как в 1938 году под предлогом защиты интересов судетских немцев Гитлер захватил часть территории Чехословакии. С этого события началась Вторая мировая война. Мотив необходимой самообороны действительно может быть использован как предлог для агрессии против других государств. Но уголовное законодательство также может признать некоторые действия в целях самообороны чрезмерными. Однако на этом основании никто не предлагает лишить людей права защищаться от бандитов.

Гитлер нашел бы иной предлог для реализации своих агрессивных замыслов. Во всяком случае в 1938 году правительство Чехословакии реально не угрожало жизни и гражданским правам судетских немцев. В случае же с Грузией мы имеем явное нежелание ее руководства навести порядок на своей территории, равно как и вообще отказ от сотрудничества с Москвой. Это может означать косвенную поддержку групп террористов правительством Шеварднадзе. Вывод из этой ситуации может быть только один - о необходимости предоставления военным возможности принимать самостоятельные решения о нанесении профилактических превентивных ударов по неподконтрольным официальному Тбилиси территориям, на которых находятся базы террористов.

Возможность такого рода действий в рамках необходимой самообороны может и должна быть рассмотрена и в отношении государств, власти которых патронируют массовую переброску на территорию России наркотических веществ. Если принять во внимание тот факт, что героин - это в определенном смысле оружие массового уничтожения, то организация наркотрафика в Россию должна рассматриваться нами как агрессия, со всеми вытекающими для агрессора последствиями.

При этом следует подчеркнуть, что действия государства, применяющего силу, оправданны исключительно в тех случаях, когда они предпринимаются с целью защиты сограждан, нейтрализации терроризма и пресечения иной реальной угрозы. Эти действия не должны выходить за пределы непосредственной защиты, использоваться для свержения власти в другой стране или изменения ее политического строя.

Анализируя все случаи применения силы в борьбе с международным терроризмом, можно выделить ряд критериев оценки - с точки зрения международного права - правомерности такого рода действий. Они сводятся к следующему:
- наличие реальной угрозы террористической агрессии, а также угрозы жизни или систематических и грубых нарушений прав человека;
- отсутствие иных, мирных средств разрешения конфликта, создающее необходимость прибегнуть к крайним мерам самообороны;
- гуманитарная цель вооруженной операции, когда военные действия по ликвидации очага международного терроризма или спасению соотечественников за рубежом должны быть единственным или, по крайней мере, основным мотивом акции;
- пропорциональность, то есть ограниченность по времени и средствам спасения.
Соблюдение данных условий будет гарантировать полную законность любых военных действий за пределами своих национальных границ.

* * *

Перед лицом террористической угрозы, не признающей правил и норм современной цивилизации, граждане России не должны оставаться заложниками несовершенных юридических норм. Слабость правовой базы не может считаться оправданием бездеятельности власти, когда речь идет об угрозе жизни, свободе и гражданскому достоинству населения страны. Англичане говорят: "Если правила игры не позволяют выиграть, английские джентльмены меняют правила". Впрочем, я попытался доказать, что и сегодняшнее состояние международных правил дает основания для применения вооруженной силы в целях обеспечения мира и прав граждан даже за пределами своей национальной территории.

19 августа 2003 г., No 163

Источник - Российская газета
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1061266620
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх