КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 24.07.2006
16:01  К.Ромодановский (глава ФМС РФ): "Работа по переселению соотечественников уже ведется, просто она пока не видна..."
15:58  Туркменбаши отключил России газ. Типа "ремонт"
15:28  "DW" > Гольфомания в Казахстане. Чиновники и их... клюшки
15:22  Охота к перемене мест... Узбекистанские русские собираются на историческую родину
15:10  Кому "толкнули"? В Киргизии опять расследуют махинации с военным имуществом
14:53  "Углубили сотрудничество". Президент К.Бакиев пообщался с В.Жириновским
14:49  Определен список "краснокнижных" деревьев ЦентрАзии
13:46  Л.Ли: Пристанище для бедных и лохов. Кому на Иссык-Куле отдыхать хорошо?
12:32  Киргизия предложила "Газпрому" трубопроводы и ПХГ. В обмен на строительство НПЗ
12:23  Berliner Zeitung: Что показал саммит СНГ. От империи к слабому союзу
12:21  "Да, было дело…" Вспоминает участник захвата посольства США в Тегеране в 1979 г.
11:34  "Я в какой-то мере остаюсь мечтателем". Мухаммад Салих на "Голос Америки"
11:18  "Къ" > Президентам разонравилось содружество. Новые правила СНГ не позволят Украине и Грузии остаться в нем
11:06  "МК" > Vipподром. Лидеры СНГ посмотрели на лошадей и себя показали
11:01  А.Дубнов: Cоломоново решение небольшой "восьмерки" СНГ
10:41  Казахстан начинает "Национальную сельхозперепись"
10:36  Дело Байрамали Юсупова. Верховный суд России возобновил расследование дела узбекского беженца
09:30  В Ташкенте начинается суд сразу над 29 "хизб-ут-тахрировцами"
09:04  "ВН" > Все дело в сроках. Совбез ООН готовит резолюцию по Ирану
08:13  В Уштобе, близ Алматы, сгорел склад с фосфорными патронами
07:09  Ж.Канафина > Когда транспорт Казахстана выйдет из транса?
06:59  В.Панфилова: Киргизскому правительству объявлен джихад
04:26  Д.Орешкин: СНГ - в этом союзе не добиться ни равноправия, ни авторитаризма
02:23  Ньют Гингрич: Третья мировая война уже началась
02:21  В Ташкенте начался процесс над Ходжиевым... сотрудничавшим с Усамой Бен Ладеном
01:21  "Мирная Азия" > Узген - Кадамджай - Джалалабад: тенденция или совпадения?
00:32  Президент Ирана торжественно откроет 5 км Анзобский туннель в Таджикистане
00:25  Злоупотребление географией. Баку не хочет давать Тбилиси льготы на транзит
00:18  Каждая третья проститутка киргизского Оша - гражданка Узбекистана (заметки с мест)
00:15  Washington Post: Давление на Иран в резолюции ООН
Воскресенье, 23.07.2006
20:44  В Монголии пройдут учения "Поиски хаана" с участием 1000 военнослужащих из 30 стран
03:16  В казахстанском Каркаралинске хранят дом-музей русского генерала Лавра Корнилова
02:49  Северокорейская угроза - миф или реальность, реакция мировых рынков
02:25  Киргизский вариант. Беспорядки с "самостройщиками" близ Алматы не могли не случиться
01:24  Дети подземелья-2. Индийский магнат Миттал загнал казахстанских шахтеров в XIX век
01:14  Туз-Куль - киргизское "Мертвое море", только почти никому неизвестное
01:01  К.Конырова: Нефтяная паутина вокруг Казахстана
00:58  В кого полетят ракеты? Узбекистан хочет купить у России ЗРК "Оса" и "ТОР-М1"
00:56  Нур Омаров: Кыргызстан на пути строительства современной нации и государства
00:53  Handelsblatt: Неясное послание из Тегерана
00:23  Мыши? В Карагандинской прокуратуре пропали 27 томов международного уголовного дела!
00:03  Azpetrol в гневе. Уже вторая иностранная компания подала в суд на правительство Азербайджана
00:00  Страны-доноры списали еще $10 млрд долга Афганистана
Суббота, 22.07.2006
12:10  "МК" > Союз незваных гостей. Заклятые друзья Путина саботируют саммит
11:08  Профанация образования получила подтверждение. Филиал МГУ не смог набрать в Ташкенте должного числа абитуриентов
09:56  А.Асроров - Узбекистан: пробивание новых дырок на ремнях, или Во всем виноват... Казахстан
09:27  Мар Байджиев (писатель): Кыргызстан может спасти только Всенародный Курултай (интервью)
09:18  Кого теряем. В Камбоджийской каталажке умер Та Мок ("Мясник") - преемник Пол Пота и последний командир "красных кхмеров"
08:30  Нур Омаров: Зачем Кыргызстану ссориться с США? "Белорусский гамбит" по-кыргызски
07:52  Япония наступает на хвост "китайского дракона" в борьбе за российскую нефть
07:41  Д.Верхотуров: Страшная "китайская экспансия" так ли страшна на самом деле?
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
К.Ромодановский (глава ФМС РФ): "Работа по переселению соотечественников уже ведется, просто она пока не видна..."
16:01 24.07.2006

Интервью: Константин Ромодановский, директор Федеральной миграционной службы
"Пусть вылезают из своих окопов"

Директор ФМС Константин Ромодановский о пользе мигрантов для России

В 2003 г. генерал-лейтенант милиции Константин Ромодановский прославился на всю страну операцией "оборотни в погонах". Но бывшего начальника управления собственной безопасности МВД эта слава не очень радует. "Честно скажу, я был рад предложению перейти на новую работу", - признался Ромодановский в интервью "Ведомостям". В июле прошлого года его назначили директором вновь созданной Федеральной миграционной службы (ФМС). Здесь он уже успел обнаружить коррупционные схемы, но свою главную задачу Ромодановский видит все-таки в другом - заработать деньги для государства, привлекая в Россию трудовых мигрантов из стран СНГ.

- Как вы оцениваете результаты работы ФМС?

- Передача дел и имущества от МВД в ФМС пока не завершена, служба все еще находится в процессе формирования. Но, думаю, то, что за первое полугодие с участием ФМС удалось принять два законопроекта, которые в корне меняют государственный подход к миграции, - уже неплохо. Мы этими законами фактически говорим мигрантам: "Ребята, хотите законно жить и работать в России? Мы вам в этом помогаем, сокращаем перечень документов и сроки их рассмотрения. Груз ответственности за незаконную миграцию в большей степени переносим на принимающую сторону, штрафовать и привлекать к уголовной ответственности будем работодателей, которым выгодно держать людей на нелегальном положении, платить им поменьше". Ясно же, что преступные элементы, которые проникают в Россию через границы, всеми нужными документами, как правило, оснащены. Словом, мы наш подход к проблеме миграции поменяли кардинально.

Для всех региональных управлений ФМС сейчас главная задача - сменить приоритеты паспортной работы в пользу регулирования миграции. Сумеем изменить психологию наших сотрудников, переобучить людей - будем выглядеть в сфере миграции достойно. Конечно, нам нужны молодые люди со знанием иностранных языков, разбирающиеся в экономике, праве, социальных вопросах. Был в Венгрии полгода назад - там средний возраст сотрудников миграционной службы составляет 28 лет. Сколько у нас, я пока не считал, но явно больше. В общем, нужна продвинутая категория чиновников, у которых нет желания хватать людей и сажать их за решетку. Главная задача - заработать деньги для государства через привлечение нужных России специалистов. Превалируют именно экономические аспекты.

- А президент, когда назначал вас на новую должность, какие задачи перед вами поставил?

- Задачи, которые передо мной поставлены, вытекают из посланий президента, из его выступлений. Это и возвращение соотечественников, и повышение миграционной привлекательности страны. Проще говоря, мы хотим, чтобы больше людей приезжало в Россию и работало здесь. Миграция - это движение, а ФМС - его регулировщик. Президент серьезно озабочен проблемами миграции, и я под его высказываниями на эту тему совершенно искренне готов подписаться.

- Но для себя-то вы логику в новом назначении усматриваете? Вы же прежде никогда темой миграции не занимались.

- Я не считаю, что вопросы миграции настолько сложны, чтобы при большом желании в них невозможно было разобраться. Кроме того, ФМС по-прежнему находится в ведении МВД, так что я недалеко переехал и к тому же неплохо знал ситуацию в этом ведомстве изнутри. Да и, с другой стороны, собственная безопасность - это тонкий участок работы, где обязательно требуется ротация руководителей. Иначе возникают симпатии и антипатии, которые мешают быть объективным. Я в ГУСБ [Главном управлении собственной безопасности] МВД проработал четыре года и, честно скажу, был рад предложению перейти на новую работу.

- Как вы оцениваете успешность борьбы с "оборотнями в погонах"?

- Я отработал честно, сделал все, что мог. Результаты работы неплохие. Хотя большого морального удовлетворения от того, что удалось кого-то посадить, я не испытываю. Тюрьма никого лучше не делает. Раньше в МВД многие руководители опасались афишировать факты коррупции - мол, если я об этом доложу, мне же и по шапке дадут, уж лучше уволить человека тихонечко. За время работы в системе собственной безопасности удалось убедить многих руководителей в том, что за предание гласности таких фактов полагается благодарность - вплоть до приказов министра. Коррупция - это постоянно вращающееся колесо. Если будем просто стоять и смотреть, оно так и будет вращаться. Будем вставлять палки в это колесо - вращение замедлится. Только палки нужны очень крепкие.

- Может ли управление собственной безопасности МВД перейти в подчинение ФСБ? Об этом то и дело возникают разговоры в правоохранительных органах.

- Такие разговоры, наверное, выгодны тем, кто боится управления собственной безопасности. Кстати, мой преемник, генерал-майор Юрий Драгунцов, тоже пришел в ГУСБ МВД из ФСБ. Такая практика, когда в управление собственной безопасности назначают независимого [от МВД], всем чужого человека, по-моему, правильная.

- В 2007 г. стартует программа переселения соотечественников из-за рубежа. Готова ли ФМС к реализации этого проекта? Сколько денег потребуется для этого?

- Работа уже ведется, просто она пока не видна.
>Ведь чтобы привлекать соотечественников из-за рубежа, нужно готовить сотрудников для наших представительств, где будут оформлять документы переселенцам, отпечатать эти документы. Помещения нужны, информационные материалы для переселенцев. Всеми этими вопросами мы сейчас и занимаемся. Я провожу совещания в территориальных управлениях, проверяю их на готовность к приему переселенцев. Планирую в конце сентября - начале октября направить наших сотрудников в зарубежные представительства.

Деньги для реализации программы потребуются не только ФМС. Сейчас мы и другие ведомства считаем бюджет программы, скоро будем его сводить. Пока могу сказать лишь, что только на 2007 г., когда программа будет действовать в 12 пилотных регионах, нужно 4-5 млрд руб. Другие субъекты Федерации тоже могут присоединяться. К концу 2007 г. мы проанализируем ситуацию с пилотными проектами и поймем, сколько денег из центра нужно выделять остальным. В первый год действия программы планируем привлечь около 50 000 соотечественников, во второй - 100 000, в третий - 150 000. Вся программа рассчитана на период до 2012 г.

- Как ваши сотрудники будут отделять соотечественников от "чужаков"?

- Формальные подходы здесь, по-моему, не годятся. Представьте: к вам приходит таджикский профессор с ученой степенью по русской филологии. Да, он таджик, но по культуре-то наш. Конечно, у чиновника не должно быть возможности пропускать только тех, кто ему лично нравится, и отказывать остальным. Поэтому для внутреннего пользования у нас требования к работе с соотечественниками будут сформулированы. Но мы постараемся сделать так, чтобы в реальной работе формализма не было. Невозможно предусмотреть все случаи, но оставлять человека за бортом, потому что он, извините за сравнение, на 1 см ниже установленного роста, глупо. А на случай некорректных решений в регионах у ФМС, как у координатора программы, есть право вето.

- Как государство будет регулировать потоки переселенцев? Многие наверняка согласятся поехать куда угодно, хоть на Камчатку, лишь бы получить российское гражданство и перебраться в Москву.

- Программа переселения соотечественников задумана не только из гуманитарных соображений, но и для решения конкретных экономических задач. Она изначально призвана регулировать миграционные потоки в стране. Мы отпускаем деньги на то, чтобы усилить экономический подъем в регионах. Но деньги выделяются не на развитие производства, а на людей. Если граждане получают от государства какие-то финансовые преференции, значит, у них должны быть и обязательства перед государством. Мы принимаем людей там, где в них есть нужда. Конкретного переселенца мы никуда не направляем, мы просто создаем ему условия для труда и жизни. Выбор всегда остается за ним. И если ты решил досрочно спрыгнуть с того места, которое сам выбрал, то будь любезен возместить затраты на твое переселение в Россию. Думаю, это честно. Да, человек не обязан жить вечно в каком-то регионе. И если он уедет оттуда ровно через два года после заключения контракта [когда истекают обязательства перед государством], что ж, значит, не судьба. Но мы надеемся, что за эти два года человек все-таки сможет укорениться на принявшей его территории. В той же Москве совсем не просто найти работу. Знаете, я вижу реализм в этой программе, это не просто декларации. При нашей усиленной работе она здорово может улучшить ситуацию в России.

- Планируются ли ограничения для переселенцев по возрасту, профессиям?

- Здесь у нас подход иной. Вот, например, в Калужской области Volkswagen начинает строить автомобильный завод. Администрация области знает, сколько специалистов туда нужно привлечь и каких профессий. Из реальных потребностей мы и будем исходить. Будем искать тех людей, которые готовы выполнять конкретную работу, в том числе после обучения или переквалификации.

- А как быть с теми, кто уезжал в Россию раньше, в условиях наименьшего благоприятствования? Они навсегда останутся нелегалами?

- Может быть, имеет смысл сделать какую-то амнистию, чтобы те люди, которые находятся сейчас на нелегальном положении, могли изменить свой статус в максимально простом порядке. Но мне слово "амнистия" в отношении мигрантов не нравится, оно носит неуместный криминальный оттенок. К тому же амнистию может объявить только Госдума. Правильнее называть это действие регуляризацией, определением правового статуса, как наши западные коллеги. Такое решение можно было бы принять и с помощью подзаконных актов - указом президента, например. Посмотрим по ситуации, когда и каким образом это будет лучше сделать. Людям надо протянуть руку помощи - пусть вылезают из своих окопов, живут и работают спокойно.

Вообще, с мигрантами мы работаем недостаточно. Вижу, что надо активнее контактировать с людьми, с лидерами национальных диаспор. Когда людям смотришь в глаза, объясняешь им свою позицию, в итоге противоборства своей работе встречаешь меньше. Вот недавно общался с иностранными студентами на встрече в Совете Федерации. Один чернокожий парень выходит на трибуну и требует отменить пункт закона, не позволяющий иностранным студентам работать в России. "Не будет этого, - отвечаю ему. - Слишком уж много народу въезжало к нам по учебным визам, чтобы здесь на рынках торговать. Хотите подработать - ищите возможности в своих учебных заведениях". Закивали они, поняли.

- В этом году в России активизировались националистические группировки, несколько иностранных студентов были убиты. Тем временем во Франции дети бывших мигрантов устроили мятеж. Как вы относитесь к этим явлениям?

- Я обсуждал вопрос о возможности такого сценария в России с одним французским коллегой, специалистом в области миграции из местной счетной палаты. Он уверен, что у нас таких событий не произойдет. Франция сделала системную ошибку в миграционной политике - допустила создание иммигрантских гетто и предоставила этот контингент самому себе. Плюс России в том, что миграционно мы начали развиваться позже и у нас есть возможность увидеть отдаленные последствия тех или иных действий в других странах.

У нас проблема в другом. Миграция - горячая тема, и многие недобросовестные политики пытаются ее разыгрывать. В итоге то и дело можно слышать популистские заявления вроде того, что 20% трудовых мигрантов в России - это китайцы. А на самом деле китайцы составляют всего 3% от въезжающих в Россию иностранных граждан. Уверен, если покопаться в связях скинхедов, можно выйти на функционеров, которым не нужна стабильность в государстве. Наверняка за этими группировками стоят какие-то люди, которые мнят себя реальной силой на политической арене.

- У ФМС есть возможность контролировать национальный состав приезжих и места их компактного проживания, чтобы не допустить появления гетто?

- Мониторинг ситуации - в компетенции местных властей и территориальных подразделений ФМС. Если ситуация с приезжими какой-то одной национальности подходит близко к критическому уровню, мы можем принять меры. Не регистрировать их больше в этом городе или районе, например. Направлять в соседнюю деревню за 50 км оттуда.

- В региональных управлениях ФМС чиновники получают 1700-1800 руб. в месяц. Может, повысить им зарплаты? Все-таки меньше будет соблазнов для коррупции.

- Мне бы хотелось, чтобы государство в соответствии с результатами работы ФМС давало нам зарабатывать побольше. Мы же приносим государству немалые деньги в виде госпошлин за выдачу паспортов и других документов. Кроме того, если мы сумеем наладить цивилизованную систему трудовой миграции, то те 200-300 млрд руб., которые сейчас недоплачивают нелегалы и их работодатели в виде налогов, вернутся в бюджет. Думаю, можно было бы какую-то часть заработанных нами денег направлять на повышение зарплат. Если мы заработали за год, например, 100 млн руб., бюджет ФМС на следующий год вполне можно было бы повысить на 50 млн руб.

- В Москве и других крупных городах можно встретить рекламу фирм, предлагающих за несколько дней сделать загранпаспорт, а ведь их оформляет ФМС. Это результат коррупции?

- Безусловно. Ну а что же еще? Примерные расценки на изготовление загранпаспортов мне известны: паспорт за 3-5 дней - $1000, за 7-10 дней - $700, за месяц - $250. Всего за прошлый год в России выдано 4 млн загранпаспортов, сколько из них было сделано через фирмы, мне оценить трудно. По моей оценке, одна фирма делает за год 3000 паспортов. Если принять за среднюю цену паспорта $300, получится почти $1 млн. Разумеется, минус расходы на подарки, подношения и взятки, в том числе сотрудникам миграционной службы. Сами фирмы паспорта не печатают и фотографии в них не вклеивают. Все это делают сотрудники ФМС.

В Москве уже есть положительный опыт противодействия этому бизнесу. У московского управления ФМС имеется договоренность с метрополитеном - снимать рекламу этих фирм и размещать на том же месте "антирекламу" с телефонами и адресами всех окружных управлений ФМС. А по мобильным телефонам, указанным в рекламе "загранпаспорта за 1-2 дня", после определенного сигнала включается автоответчик: "Деятельность фирмы незаконна и влечет за собой административную или уголовную ответственность". Порядка 70 фирм мы в Москве уже таким образом подрезали. Осталось, конечно, еще много. Но я недавно направил распоряжение территориальным управлениям ФМС о том, чтобы мне давали информацию по каждому паспорту, выданному в срок менее 15 дней, и объяснили причину экстренной выдачи. По закону в трехдневный срок паспорта могут выдаваться в случае тяжелой болезни или смерти родственников. Но если какой-то бизнесмен с толстым кошельком говорит: "Я хочу сегодня!" и все бегут выполнять его требование - это другое дело, с которым надо бы покончить. Знаю, что владельцы этого бизнеса сейчас находятся в некоторой задумчивости. Решают вопрос "что делать?". Мы с помощью коллег из ФСБ и МВД эту ситуацию отслеживаем.

- Спрос на быстрое оформление паспортов вряд ли сократится. Почему бы ФМС не удовлетворять его на законных основаниях?

- За рубежом такая система распространена: например, в Великобритании за оформление паспорта вдвое быстрее надо платить вдвое больше. Я считаю, в принципе, и для нас ничего страшного в такой системе не было бы. Думаю, рано или поздно мы к такому варианту придем.

- В правительстве обсуждается административный регламент выдачи паспортов. Когда он начнет действовать?

- Для исполнения этого регламента потребуются новые помещения, новые сотрудники, т. е. серьезная дополнительная работа и дополнительное финансирование. Государственная услуга по выдаче и замене паспортов будет проводиться вне зависимости от места регистрации, не нужно будет обращаться в жилищные организации. Большое внимание уделено порядку документирования инвалидов, которые не могут обратиться за получением паспорта лично. При нынешних ресурсах, которыми мы обладаем, невозможно выдать человеку паспорт за 20 минут, как требует проект регламента. Чтобы ввести новые регламенты повсеместно, после их утверждения нужно провести эксперимент, который покажет узкие места новой системы. Он будет проводиться в этом году в нескольких подразделениях ФМС в Московской области и Санкт-Петербурге. Когда новые правила распространятся по всей стране, пока не могу сказать - практика покажет.

- Какую ответственность понесет сотрудник ФМС за то, что продержал человека в очереди за паспортом больше установленных 20-30 минут?

- Надо разбираться в каждом конкретном случае - были это объективные трудности, например сломался компьютер по не зависящей от чиновника причине, человеческий фактор или разгильдяйство. Если чиновник существенно нарушил права человека, который к нему пришел, и свои обязанности, к нему будут применены дисциплинарные взыскания.

- Люди, родившиеся в республиках бывшего СССР, для получения российского паспорта месяцами ждут справки с места прописки до 1992 г. Эту информацию нельзя свести в единую базу данных?

- Да наведем мы порядок в этой области, не требуйте от нас всего сразу. Мы за прошлый год оформили российское гражданство 508 000 человек - в 1,5 раза больше, чем год назад. С учетом происходящего формирования ФМС это, наверное, показатель жизнеспособности ведомства. Сейчас упраздняем вкладыш о гражданстве к свидетельству о рождении ребенка, потому что нигде в мире такой практики больше нет.

Единой базы данных по российским гражданам, которая бы работала в режиме онлайн, нет. Вы, конечно, правы насчет такой системы. Ее нужно создавать. Сейчас мы завершаем работу над формированием Центральной единой базы данных учета иностранных граждан (ЦБДУИГ). С 2002 г. в нее внесены данные 30 млн человек. Я сразу, как пришел в ФМС, понял: это для нас сегодня главный проект. Без такой системы учета принятые в этом году законы об упрощенном получении российского гражданства и трудовой миграции будут пробуксовывать. Следующая задача - объединить базы данных по иностранцам и россиянам в единую информационную систему. Проще и дешевле будет пристроить базу данных по российским гражданам к ЦБДУИГ, чем создавать с нуля. Проблема еще в том, что закон о защите персональных данных уже который год ходит по Госдуме, а тем временем по Москве гуляют базы данных разных ведомств. Совсем не здорово, если еще и наша база поступит в оборот. Поэтому мы сейчас работаем в том числе и над надежной защитой нашей информации.

----------------------------------------

БИОГРАФИЯ

Константин Олегович Ромодановский родился 31 октября 1956 г. в Москве. В 1980 г. окончил Первый московский медицинский институт, а в 1983 г. - Высшую школу КГБ СССР. Некоторое время работал хирургом, патологоанатомом, стажером в Московском уголовном розыске. В 1982 г. принят по собственной просьбе на службу в КГБ, где работал в разных подразделениях: в 5-м управлении (идеологическая контрразведка), в отделе по борьбе с организованной преступностью, а с 1992 г. - в управлении собственной безопасности Минбезопасности России (сейчас - ФСБ). В 2001 г. переведен с поста первого замначальника этого управления на должность начальника Главного управления собственной безопасности МВД. В июле 2005 г. назначен директором Федеральной миграционной службы.

Ольга Проскурнина

24.07.2006, №134 (1661)

Источник - Ведомости
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1153742460
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх