КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 22.07.2012
22:22  Скончался народный артист СССР и Герой Украины Богдан Ступка ("Тарас Бульба")
12:15  Д.Стешин: Конец Сирии - счет пошел на недели, к концу Рамадана Дамаск будет взят
12:08  А.Баранов: Свергая Асада, Запад открывает ящик Пандоры
12:07  Помощник военного атташе России в Казахстане свалился с железнодорожного моста в Карагандинской области
11:26  В Таджикистане убит начальник ГКНБ Горного Бадахшана генерал А.Назаров
11:21  И.Шамир: Битва за Сирию - испытание для России
10:57  В Египте взорван газопровод, поставляющий газ в Израиль и Иорданию
10:53  Б.Мусаев: Политический ислам, Востокоцентризм и Исламофобия. Часть 3
00:21  Т.Юлдашев: Превратности "арабской весны", или Продолжится ли египетский эксперимент в ЦентрАзии
00:15  А.Королев: Быть или не быть. Сирии осталось несколько часов до начала открытой гражданской войны
00:09  Из официального словаря китайского языка вычеркнули слово "гей"
00:07  Таджикистан хочет вернуть из Узбекистана на родину останки народного героя Восе
00:05  Казахстанцы становятся шопоголиками
00:02  А.Вальсамаки: Детские браки - боль цивилизованного мира. От Африки до ЦентрАзии
Суббота, 21.07.2012
11:01  Х.Агабаев: Туркменистан как "частный огород" для президентской семейки
10:55  "МКК": Национальный опрос. Почему в Казахстане слово "метис" считается оскорблением?
10:51  Сайт на миллион. Американские инвесторы пришли на казахстанский интернет-рынок
10:48  Аварийный тандем. Солист "Дискотеки авария" нашел жену в Астане (свадебное фото)
10:40  М.Мамаев: Нападение или вид защиты? Узбекистан и Кыргызстан технически оказались в состоянии войны
10:37  К.Конырова: Углеводородственники. Казахстанская Rompetrol Group расширяет свое присутствие на западных рынках ГСМ
10:35  А.Храмков: Сумеречная зона. Теневой оборот в Казахстане превышает 30 млрд долларов
10:05  Е.Пустовойтова: Судороги нефтяных бирж и политика
10:04  А.Володин: Sui Generis? Заметки о внешней политике Индии
10:00  Кори Мартин: В 2011 году от ЦТП "Манас" в экономику Кыргызстана поступило $150 миллионов
09:56  Е.Супонина: Башар Асад зачастую проявлял слабость и ждал, что за него решат его ближайшие советники...
09:54  Зак Петерсон: Живые декорации для туркменских диктаторов
09:53  Р.Катлер: Крупнейшее золоторудное месторождение Кыргызстана теряет свой блеск
09:41  Лохотрон с бородой. Казбизнесмен Есиркегенов мошенничал с пенсионными вкладами в... Канаде
09:13  Heineken сварит за $4,1 млрд Asia Pacific Breweries. В Азии разворачивается борьба за рынок по производству пива
08:39  А.Балакешова: Молчание ягнят. Угольные предприятия Карагандинской области скрывают факты травматизма и гибели рабочих
08:09  Сирийский конфликт подвели под техническую резолюцию. Совбез ООН одобрил продление миссии наблюдателей
07:59  В.Торопова: В Кыргызстане необходимо срочно спасать многие редкие виды животных
Пятница, 20.07.2012
23:45  Депутаты Жогорку Кенеша Киргизии вновь поднимают вопрос о выражении недоверия правительству
23:27  Экс-аким Жанаозена Ж.Бабаханов получил 2 года условно
23:14  Дарья Асламова: Не превратится ли Азербайджан из союзника во врага России
22:54  Кыргызстан задолжал Казахстану за природный газ $1,9 миллиона
21:51  Аркадаг предложил передать любимую Тропу здоровья Туркменбаши частным предпринимателям
21:38  Уволено руководство "Туркменстандартлары"
21:24  Глава сирийской госбезопасности генерал Ихтияр умер от ран
19:58  Иранские депутаты решают закрыть Ормузский пролив
17:32  М.Шибутов: Как ЦК КПК старается не допустить ошибок ЦК КПСС
16:32  К.Турдуназиров: КырВорСтан. Воровская коалиция сформировала правительство воров?
16:28  В СА растет число соблюдающих Рамадан
16:17  Современный казахстанец – карьерист и лентяй
16:16  Союз России и Ирана? Два меча в одних ножнах не поместятся!
16:09  Задержан пятый подозреваемый в покушении на казанских муфтиев - "гражданин Узбекистана"
16:01  А.Ахмедиева: На пляжах Алаколя полный срач
15:59  А.Вальсамаки: Миллионы людей в Узбекистане остались без сотовой связи
15:56  Известнейший кыргызский режиссер - Народный артист СССР Болот Шамшиев стал гастарбайтером в Казахстане
15:50  КырПрезидент Атамбаев свалил в "олимпийский" отпуск в Лондон... несмотря на обещание никуда не ездить
15:47  Б.Мусаев: Политический ислам, Востокоцентризм и Исламофобия. Часть 2
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Скончался народный артист СССР и Герой Украины Богдан Ступка ("Тарас Бульба")
22:22 22.07.2012

Отец ролей
Умер Богдан Ступка

Вчера в Киеве на 71-м году жизни после тяжелой болезни скончался великий украинский актер, народный артист СССР и Герой Украины, художественный руководитель Национального театра имени Ивана Франко Богдан Ступка.

Подбирая определения перед фамилией Ступки, поневоле запинаешься. То, что великий и гениальный, каких мало в мире,- это всем понятно. А вот какой - советский, украинский? Но ведь и русский тоже - в кино играл на русском языке, да и в театре на русском, хоть и немного, но играл. Когда-то, после триумфальных гастролей в Ленинграде Георгий Товстоногов думал, не пригласить ли Ступку в труппу БДТ (а от таких предложений не отказывались), но потом посчитал украинский акцент актера слишком заметным. Вот как раз вся эта советско-русско-украинская сложность и отразилась в судьбе и творчестве Ступки, и по его пути, наверное, когда-нибудь можно будет изучать, как начавшееся в конце прошлого века разделение "советского" на украинское и русское, так и невозможность размежевания. Так или иначе, но в последние годы Ступка был не только первым актером своей страны и не только одним из самых известных украинцев, но и одним из буквально считанных общенациональных авторитетов.

Вообще говоря, по масштабу и типу дарования Богдан Ступка был не из актеров, кому предназначено судьбой выразить какое-то определенное время и кто поэтому не должен со всей эпохой разминуться. Ступку легко представить себе протагонистом античной трагедии, стоящим перед многотысячным римским амфитеатром. Он мог бы стать нищим бродячим комедиантом, персонажем средневековых мистерий или мудрым придворным шутом. Наверняка Богдан Ступка стал бы любимцем простолюдинов, толпящихся в шекспировском "Глобусе". Но прекрасен был бы и в мольеровском театре. На него, без сомнения, рвалась бы публика демократических парижских театров в позапрошлом веке. И разве трудно представить его себе среди корифеев Московского художественного театра? Словом, талант Богдана Ступки пригодился бы любому веку - так же как ему самому подвластны любой жанр и любой век.

Он родился на Западной Украине, в семье хориста оперного театра. Учился театральному ремеслу и провел молодость во Львове, в одном из самых плодоносных и загадочных мест Европы, где много раз путались направления истории и где драматически, подчас трагически пересекались судьбы разных народов. Должно быть, поэтому из него так естественно получались кряжистый мужик и утонченный аристократ, безутешный страдалец и беззаботный шутник, советский генерал и местечковый философ, чеховский интеллигент и бесноватый злодей. В героях Богдана Ступки могли клокотать злость или разливаться нежность, по отношению к своим персонажам он мог быть прокурором или адвокатом. Ступка признавался, что не любит дружить с актерами,- предпочитал людей других профессий, чтобы наблюдать за проявлениями человеческой природы. Он словно воплощал собой неизбывную страсть к игре и преображению, к постижению мира, к тому, что не подвластно ни техническому прогрессу, ни финансовому кризису, ни революционным потрясениям общества.

Какой бы странной ни показалась эта печальная истина, с кино Богдану Ступке не повезло, хотя и сыграл он около ста ролей. Да, его фильмографию открывают и замыкают две великие роли в почвеннических семейных трагедиях. Сумрачно-романтичный бандеровец Орест, пошедший кривой дорожкой сын старого Звонаря, в "Белой птице с черной отметиной" (1971) Юрия Ильенко, фильме-манифесте украинского барочного "поэтического кино". И Григорий Шаманов в "Доме" (2011) Олега Погодина, где Ступка сыграл уже отца семейного клана, степного "короля Лира", гибнущего по невольной вине криминального сына.

Но это, по большому счету, и все. В советское время, растрачивая попусту его молодое, романтическое обаяние, из Ступки лепили главных агрономов и инженеров, первых секретарей крайкома, следователей-важняков и председателей колхозов. Две трети его киноролей приходятся на новые времена, в которых новых режиссеров под стать Ступке не нашлось. Что ж, он щедро играл в чем угодно, никогда не снижая актерской планки и тем самым зачастую оказывая медвежью услугу фильмам, истинный масштаб которых гений актера безжалостно проявлял.

Кино обрекло Ступку на амплуа отца. Отца в буквальном смысле слова: Тараса Бульбу в фильме (2009) Владимира Бортко или генерала Серова, обремененного хромоногой дочерью, в "Водителе для Веры" (2004) Павла Чухрая. И символического отца, то есть начальника. От кулака, назначенного немцами старостой ("Свои" Дмитрия Месхиева, 2004), и директора лицея Малиновского ("1814" Андреса Пуустусмаа, 2007) до гетманов Хмельницкого ("Огнем и мечом" Ежи Гофмана, 1999), Брюховецкого ("Черная рада" Николая Засеева-Руденко, 2000) и Мазепы в "Молитве о гетмане Мазепе" (2002) Ильенко, кроваво-суматошном китче, символическом надгробии украинской киношколе.

Ступка вообще обладал редким даром сыграть любую историческую личность, опираясь лишь на собственную психофизику, оставаясь самим собой. Кого он только ни играл: Керенского и Лысенко, шефа КГБ Семичастного и князя Ярослава, Брежнева и Бориса Годунова, философа Сковороду и Чингисхана. Но все эти маски забудутся скорее, чем феерическая роль старого сатира-дальтоника, по-собачьи писающего на дверь неблагодарной дочери и пытающегося овладеть прекрасной вагоновожатой Ренаты Литвиновой в фильме Киры Муратовой "Два в одном". По-юношески озорной Богдан Сильвестрович - "Зовите меня просто: Сильвестр Сталлонович" - Ступка в этом фильме сполна отомстил кино за всех сыгранных им "отцов".

Когда-то знаменитый театровед и критик Вадим Гаевский назвал игру Богдана Ступки "портретной". И не в том только дело, что его лицо - одно из самых выразительных человеческих лиц вообще. И не только к кино это относится - художественный руководитель Национального театра Украины, принявший пост после смерти своего учителя Сергея Данченко, и на театральных подмостках умел играть "портретно", непостижимо фокусировать зрительскую оптику на своем лице.

Одним из самых прекрасных портретов, написанных Богданом Ступкой, в истории театра останется Тевье-молочник из спектакля Сергея Данченко, роль, которую Ступка играл больше двадцати лет, до того момента, когда полтора года назад страшная болезнь разлучила его со сценой. Он играл своего героя с чувствительностью, которой позавидовали бы самые хрупкие неврастеники и с таким мощным эффектом отстранения, что и Бертольт Брехт, наверное бы, позавидовал. Уставший от земных невзгод, его герой выходил на прямой диалог со Всевышним, вопрошал о смысле страданий и не находил ответа. Кажется, эта же тема откликалась во всех его ролях и в самой судьбе Ступки - желание примирить здешнее с небесным и мудрое знание о невозможности такой гармонии.

Роман Должанский, Михаил Трофименков

Источник - kommersant.ru
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1342981320
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх