КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 21.06.2006
15:29  Д.Асламова: Убийство за честь - "каро кари". Репортаж из Пакистана. Ч. 2-я
14:28  Узбекский магнат И.Махмудов консолидирует свои машиностроительные активы в России
13:27  Е.Авдеева: Что Лужков потерял в Киргизии? Стекольный заводик...
12:52  "МК" > Дружба на разрыв. Не надорвется ли Россия, выполняя свои обещания Китаю?
12:15  Туркменбаши озвучил России новую цену за газ - 100$ за тысячу кубов
10:55  А.Шакур: "Заговор дипломатов". Туркмения возобновляет газовую войну
10:53  Первая ласточка. Китайцы купили российскую "Удмуртнефть" у ТНК-BP
10:46  В чем минюст Узбекистана обвиняет христиан-благотворителей из "Безвозмездной помощи Средней Азии"?
10:40  "Хюман Райтс Вотч" убеждает киргизское правительство не выдавать Узбекистану 4-х беженцев
10:37  Н.Абдуллаев: Как на самом деле живется в Таджикистане (впечатления с мест)
07:44  Guardian: Буш ошибался, надеясь изолировать Иран
07:20  C.Ежков: Концертная бригада халявщиков. Гуля Каримова собрала в Ташкенте российских политологов
07:12  "Газпром-нефть" заправит Киргизию... купив там более 100 АЗС
06:47  New York Times: Битва за Иран. Тегеран ищет альтернативных инвесторов
06:40  Откладывает яйца. Российский магнат Вексельберг хочет инвестировать в Киргизские ГРЭС
06:28  Даешь, мечеть. Мусульмане Киргизии готовят массовую демонстрацию в Бишкеке
06:10  Н.Пахомов: Талибы переходят в наступление и... побеждают?
06:08  Г.Мирский: Канитель с Иранским атомом: неужели просвет?
05:56  Новым послом Казахстана в Израиле стал В.Зверьков
05:48  А.Дубнов: К чему стремится ШОС? В Москве обсудили итоги шанхайского саммита
05:43  "Къ" > Мушкетеры против лже-пророка. Ашхабад обвинил в шпионаже двоих граждан Франции
05:40  А.Коэн: Шанхайская троица. На просторах Евразии идет новая "Большая игра"
04:44  В украинском Донецке готовят клеветников-подрывников туркменбашистского строя
04:28  Успеть пока "личунь". В Китае свадебный бум
02:20  Аскар Акаев поначалу хотел оборонять Президентский дворец как Альенде, - разоблачает О.Ибраимов
01:17  La Reppublica: Перевал Натула открывается. Индия и Китай совместно освоят Тибет
00:53  "Ведомости" > Туркмения просит двойную цену и... разрушает хрупкое газовое рос-укро-равновесие
00:16  С.Самойлова: Приоритет - экономика. ШОС в борьбе за геополитическое лидерство
00:14  Карши. Узбекский правозащитник Я.Турлибеков незаконно удерживается под арестом
Вторник, 20.06.2006
23:47  Д.Асламова: Опиумный рай. Репортаж из пакистанской "зоны племен"
20:19  До декабря. Президент К.Бакиев оставил всех КирМинистров без отпуска
11:10  "Бектурсуновцы" захватили Джалалабадский строительный комбинат
10:58  Э.Султанов: Мусульманская интеграция в Центральной Азии. К итогам саммита в Душанбе
10:52  С.Буркитбаев: Летающий хлам. Спутник "KazSat" Казахстану не нужен
09:43  Е.Авдеева: Киргизо-американские переговоры о базе "Ганси": раунд второй, торг уместен
08:22  Э.Абдылдаев: Китайский вектор внешней политики Курманбека Бакиева
08:20  Э.Гасанов: Горе-"революционеры". Кто и зачем муссирует тему воссоединения южного (иранского) и северного Азербайджанов
07:49  Кыргызстан отказался проводить саммит ШОС на Иссык-Куле. Кортеж Путина не влезет...
07:45  Киргизия вымогает у Украины низкие пошлины, в обмен на вступление в ВТО
07:27  Торжество демократии. В Ташкенте закончились выборы "аксакалов сходов граждан и их советников"
07:19  Пять против двух. Международные операторы нефтедобычи в казахстанском секторе Каспия перессорились
07:14  Грани банкротства. Украине катастрофически не хватает 10 млрд. кубов туркмено-российского газа
07:09  Грузия пытается втюхать свои боржомо-фекалии Бишкеку, Ташкенту, Душанбе и даже Улан-Батору
06:37  Э.Качинс: ШОС может стать конкурентом НАТО. Новые члены определят направленность этой организации
06:11  В Ашхабаде арестована журналистка О.Мурадова - внештатный корреспондент Радио Свобода
06:08  Погромы в школах поставили г. Кара-Балта на грань межнационального конфликта
05:58  Работники киргизского авиаперевозчика требуют снять вороватое руководство и грозят массовой голодовкой
05:50  Экс-губернатор Баткенской области Айбалаев задержан и... отпущен за "незаконное использование бюджетных средств"
05:48  "Самозахватчики земли" грозят киргизским властям "выйти из правового поля"
05:34  С.Мамедов: Ильхам Алиев выступил в защиту ислама. Страны ОИК настаивают на реформировании ООН
05:17  Россия поделилась с ООН государственной тайной. Раскрыты данные о военном экспорте в Китай
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   |   Афганистан   | 
Д.Асламова: Убийство за честь -  каро кари . Репортаж из Пакистана. Ч. 2-яД.Асламова: Убийство за честь - "каро кари". Репортаж из Пакистана. Ч. 2-я
15:29 21.06.2006

Истоки современного терроризма пакистанцы видят в советско-афганской войне.

Ислам ядерной эпохи
Специальный корреспондент "КП" Дарья Асламова побывала в Пакистане - единственной в мире исламской стране, имеющей ядерную бомбу

Продолжение. Начало в номере за 20 июня

"Истоки всех наших сегодняшних проблем с терроризмом кроются в той давней войне, - говорит генерал-майор пакистанской армии Шаукат Султан. - Как только Советский Союз вошел в Афганистан, мы получили проблему. Эта война представляла угрозу для наших границ, и мы не могли оставаться в стороне. Через Пакистан шли добровольцы на фронт, поставлялось оружие. Сейчас это дело прошлое, об этом можно говорить. Когда советские войска вышли из Афганистана, там осталось огромное количество оружия и профессионалов, умеющих держать его в руках. Страна погрузилась в хаос, местные банды воевали между собой, пока в 1996 году к власти не пришел "Талибан".

В результате той войны в Пакистане осели четыре с половиной миллиона беженцев из Афганистана и в приграничных районах выросло целое поколение людей, умеющих только воевать. И самое главное, окрепли родственные связи пуштунов, живущих в зоне племен в Пакистане, и пуштунов Афганистана. Каждый день афганскую границу в обоих направлениях легально пересекают 12 тысяч человек, не говоря уже о нелегалах".

"Можно смотреть на СССР как на источник всех бед, а можно взглянуть на дело по-другому, - возражает журналист Риаз Яси. - Когда Советский Союз вошел в Афганистан (кстати, после многократных официальных просьб афганского правительства), три года в стране царил мир. Пока Америка не подогрела страсти и не заставила Пакистан и весь мусульманский мир ввязаться в эту войну. Что мы получили в результате? Талибов, Усаму бен Ладена и американскую оккупацию Афганистана. Я не раз слышу от наших людей фразы: "Какого дьявола мы воевали с Советами? Уж лучше русские в Афганистане, чем американцы".

Находясь в Пакистане, анализируя и сопоставляя факты, начинаешь понимать, с кем и с чем мы сражались тогда в восьмидесятых годах. С целым миром. Только Саудовская Аравия выделила для движения сопротивления свыше трех миллиардов долларов. Самые осторожные исследователи оценивают общую сумму, потраченную мусульманскими и западными странами на войну с Советским Союзом, в девять миллиардов долларов. Во время войны в боевых действиях участвовали около 25 тысяч добровольцев из арабских стран, обученных пакистанским Объединенным управлением военной разведки. Пакистан также стал материально-технической базой для сопротивления и каналом для поступления американских денег, из которых 75 процентов (по оценкам американских же специалистов) переводилось наиболее радикально настроенным исламистским группировкам.

Советско-афганская война началась с непосредственного вторжения одной страны в другую, а затем трансформировалась в войну двух цивилизаций. "То, что Запад полагал победой свободного мира, мусульмане рассматривали как победу ислама, - писал знаменитый американский ученый Самюэль Хантингтон. - В наследство от войны достались хорошо обученные и опытные бойцы, тренировочные лагеря и полигоны, служба тылового обеспечения, разветвленные трансисламские сети личных и организационных отношений, большое количество военного снаряжения... и, что наиболее важно, опьяняющее чувство силы и уверенности в себе, гордость от совершенных деяний и горячее стремление к новым победам. "Верительные грамоты джихада" афганских добровольцев, как сказал в 1994 году один американский чиновник, "поистине безупречны. Они нанесли поражение одной из двух мировых сверхдержав, и теперь у них на очереди вторая".

Сегодня пакистанским антитеррористическим спецслужбам приходится бороться, в сущности, с собственным порождением, с монстром-Франкенштейном конца восьмидесятых - начала девяностых. С поколением боевиков-профессионалов, прошедших подготовку в Пакистане с полного ведома и одобрения местной разведки, а также с их воспитанниками.

"Нас нельзя упрекнуть в бездействии, - говорит генерал-майор Шаукат Султан. - Мы теряем наших людей в этой войне с терроризмом. С 2003 года в боях с талибами и боевиками, окопавшимися в зоне племен, мы потеряли 330 человек. Спецслужбам разных стран нужно забыть старые счеты и научиться сотрудничать. Терроризм давно стал интернациональным, опутав паутиной личных контактов весь мир. В марте мы проводили операцию по зачистке боевиков "Аль-Каиды" в Вазиристане. Мы нашли и уничтожили их базу рядом с городом Мираншах. Среди 35 убитых террористов 22 оказались иностранцами - арабами и чеченцами". "Так это ж наши граждане, - оживляюсь я. - Почему вы не передали тела посольству России?" "Откровенно говоря, там и передавать было нечего. После бомбардировки базы остались лишь фрагменты тел". "Тогда откуда вы знаете, что это были чеченцы?" "Донесения нашей разведки. Мы не первый раз сталкиваемся с узбеками, таджиками и чеченцами, скрывающимися в горах, в зоне племен".

Местом встреч и контактными базами для боевого Исламского Интернационала являлись медресе. В Пакистане 12 тысяч духовных училищ, и до июля прошлого года страна охотно выдавала визы студентам-иностранцам. Но грянули лондонские взрывы. Как только выяснилось, что террористы-смертники посещали местные медресе, президент Пакистана Первез Мушарраф немедленно заявил, что из всех религиозных школ страны исключат иностранцев.

Медресе. Как это выглядит?

В самое знаменитое радикальное медресе Пакистана "Хакания", колыбель движения "Талибан", я ехала не без опаски. Слухов и страстей вокруг него ходит столько, что даже местные журналисты отговаривали от поездки. "Женщина? Да к тому же русская? Ты с ума сошла!" "Хаканию" журналисты называют "университетом джихада", для исламских фундаменталистов это одно из самых престижных религиозных учебных заведений. До введения запрета на обучение иностранцев здесь учились студенты из Чечни, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и даже Китая.

Медресе находится прямо на главной дороге, ведущей к Пешавару и к афганской границе. Встречают здесь весьма любезно и даже разрешают экскурсию с гидом. (Разумеется, предварительно меня закутывают в кучу белых тряпок, под которыми я немедленно начинаю потеть.)

Просторные аудитории, где на коврах сидят студенты-бородачи в шапочках для молитвы, мгновенно теряющие интерес к учебе при виде диковинного существа - женщины. (Еще бы! Первый сексуальный контакт с противоположным полом для них возможен только в ночь свадьбы.) Здесь изучают единственную книгу - Коран. Некоторые студенты слегка раскачиваются из стороны в сторону в молитвенном экстазе, бормоча наизусть стихи из священной книги.

Мой гид долго рассказывает торжественную историю основания медресе и потом, видимо, желая сделать приятное русской журналистке, говорит: "Сколько наших отважных студентов сложили голову в советско-афганской войне! Многие из них отправлялись на фронт прямо из медресе, даже не получив диплом, как мулла Омар, знаменитый лидер "Талибана". И мы гордимся тем, что отлично подготовили молодых мужчин к джихаду, священной войне с Советами, а также тем, что вся верхушка движения "Талибан" обучалась именно в наших стенах". (В 1997 году "Хакания" даже закрылась на время, поскольку студенты пачками уходили в Афганистан на помощь талибам, только что пришедшим к власти.) "Как же вы относитесь к американцам, находящимся в Афганистане?" "Мы им тоже объявили джихад, - радостно говорит гид. - За это они так сильно ненавидят наше медресе".

Нынешний ректор "Хакании" Сами-иль-Хак, сенатор, член парламента и один из столпов исламского общества, носит почетный титул "Маулана" (что можно перевести как "мастер", "господин", "магистр"). Но в народе больше известен под кличкой Сами-сэндвич после одной скандальной истории, обошедшей все газеты. Две проститутки из тайного публичного дома проболтались о том, что почтенный владелец медресе - их постоянный клиент и любит, озорник, брать сразу двух девчонок - одна сверху, другая снизу, за что и получил проказник кличку Сами-сэндвич. Грязную историю замяли, и Сами-иль-Хак, этот почтенный старец, убеленный сединами, по-прежнему является уважаемым парламентарием и кладезем всех добродетелей.

В прежние времена Сами-иль-Хак любил похвастаться своими дружескими связями с бен Ладеном и талибами, сейчас он лишь неохотно замечает, что мулла Омар плохо учился. "Но вы гордитесь тем, что он был вашим студентом?" - спрашиваю я. "Конечно, - отвечает маулана Сами. - Весь мусульманский мир гордится им. Он навел порядок в Афганистане, добился мира и безопасности". О России маулана Сами говорит с сожалением: "Ко мне недавно приезжали депутаты-мусульмане из вашей Думы. И я сказал им: "Ну почему Россия не поддержала талибов? Это была большая политическая ошибка. Сейчас мы могли бы быть друзьями".

И не только ректор "Хакании" сожалеет об этом. К моему удивлению, о русских - бывших врагах в самом радикальном медресе Пакистана - вспоминают с ностальгией. Разные люди, узнав о том, что я из России, бросались ко мне со словами: "Давайте забудем прошлую войну! Мы должны дружить! У нас есть общий враг - Америка!"

Легко ли быть мусульманкой?

В тридцатых годах прошлого века блестящий английский адвокат и убежденный атеист Мухаммед Али Джинна, будущий основатель Пакистана, пришел к великой мысли, что идея Бога очень полезна как законодательная и государствообразующая идея. Чтобы возглавить свою нацию на пути к независимости и после ее обретения в 1947 году, Джинна прошел долгий путь. Он вернулся к культуре и религии своих предков и стал ярым поборником ислама как основы пакистанского государства, созданного для самоопределения индийских мусульман. Но религия в политике - палка о двух концах. С одной стороны, ислам стал связующим звеном, базисом, сцементировавшим людей разных национальностей и разных языков в одну новую нацию - пакистанцев. С другой стороны, религия явилась тормозом на пути к прогрессу, законсервировав на десятилетия дикие племенные обычаи, основанные на традиционной морали.

Чтобы представить себе весь ужас закостенелых традиций, достаточно почитать местные утренние газеты - криминальную хронику, набранную мелким шрифтом на последней странице. Вот вам "заурядные" события одного дня. В Карачи пять месяцев назад из семьи рикши была украдена пятнадцатилетняя девочка. Отец знал преступников и обратился за справедливостью не к полиции, разумеется, а к джирге (совету племени). Джирга постановила: в качестве компенсации семья похитителей должна выдать замуж одну из своих женщин за сына рикши, одиннадцатилетнего (!) мальчика. Рикша остался доволен решением, но в отместку похитители сначала задушили, а потом сожгли малолетнего жениха. В той же газете история местных Монтекки и Капулетти. В деревне Мадаар поссорились две семьи. Ночью одна из семей была расстреляна в упор мужчинами из враждебного клана. Семь человек (включая женщин и детей) погибли на месте, четверо детей тяжело ранены. Рядом под заголовком "Наши в Копенгагене" история молодой пакистанки, жившей в Дании, которая осмелилась выйти замуж без разрешения семьи, за что поплатилась жизнью. Ее застрелил родной же брат. Если бы дело происходило не в Дании, а в Пакистане, на него никто бы не обратил внимания. "Убийство за честь" ("каро кари") считается здесь самым банальным преступлением. Ежедневно в Пакистане от рук своих же родственников погибают несколько десятков женщин.

Одно из самых громких "убийств за честь", известное как "скандал в интернет-кафе", произошло в прошлом году в Равалпинди. Местные точки Интернета часто делаются в виде отдельных кабинок, куда молодые неженатые мужчины приходят тайком смотреть порно и заниматься мастурбацией, а иногда даже назначают свидания. Любопытный хозяин кафе установил в одной из кабинок видеокамеру, спрятанную в лампе на потолке. В течение нескольких месяцев он снимал все любовные сцены, а потом самолично состряпал любительский порнофильм, для удовольствия друзей и знакомых. Один из работников интернет-кафе переписал кассету и продал ее в Дубае за 5000 долларов. Пленка пошла гулять по свету и через несколько месяцев вернулась в Равалпинди. На кассете не только можно было разглядеть лица участников любовных игр, но "продюсеры" даже озвучили их имена и фамилии. Скандал был невероятный! Две девушки, снятые на пленку, совершили самоубийство, третью застрелила семья. Четыре парня, "актеры" поневоле, немедленно сбежали из страны. Их до сих пор ищут разъяренные родственники. А местные власти сразу же ввели запрет на кабинки в интернет-кафе.

- В наших краях о женщине, нарушившей племенные законы чести, люди говорят: "У нее лицо черное", - рассказывает доктор Факхуль Ислам, директор Центра социальной помощи женщинам в Пешаваре. - За дело берутся ее родственники - обычно отец или брат. Часто женщин убивают без всяких доказательств их вины, за случайный взгляд или из-за сплетен. Правительство пытается убедить людей: если вы считаете, что ваша дочь или сестра имеет с кем-то сексуальные отношения вне брака, собирайте показания свидетелей и обращайтесь в суд, и пусть суд выносит приговор и назначает срок тюремного заключения. Зачем же сразу убивать?

Иногда женщины у нас используются как разменная монета, как способ уладить межплеменные проблемы. Я говорю о принудительном замужестве. "Суарра" или "вани" - брак-компенсация. К примеру, две семьи, находящиеся в затяжном конфликте, хотят помириться. Если в одной семье есть убитые, то другая семья, чтобы уладить дело, отдает кого-то из своих женщин замуж в виде платы за убийство. Мнения женщины по этому поводу, разумеется, никто не спрашивает.

Случается, отчаявшиеся женщины бегут из семей. Полиция или добрые люди приводят их к нам, в Центр социальной помощи женщинам. Мы оказываем им медицинскую и юридическую помощь, а для тех, кто осталися на улице, есть убежище - женский кризисный центр.

Дарья АСЛАМОВА
Окончание в номере за 23 июня.

Источник - Комсомольская правда
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1150889340
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх