КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 08.05.2011
13:00  В.Сидоренко: Бухарские одеяния в миниатюрах Мовароуннахра
12:57  Узбек Алишер Усманов стал №2 в списке самых богатых людей Англии. Впереди только индус Миттал
12:44  Т.Безрукова: Жены диктаторов. Розы пустыни или кровавые леди?
12:43  Ах, война, что ты сделала, подлая! Корреспондент "МК" Н.Сологубовский передает из Ливии
12:37  З.Радов: Сын Усамы готов отомстить за отца. Главарь "Аль-Каиды" оставил после себя огромное семейство
12:29  Каддафи посрамил НАТО - его самолеты еще летают и бомбят
09:35  Разглядела. Певица Диана Гурцкая наградила Э.Рахмона почетным званием "Меценат Содружества"
09:33  Таджикистан продаст госзапас дизтоплива дехканам
09:18  Asia Times: Пакистан обратился к Кремлю за утешением
09:13  Uzmetronom: Зовите меня просто - ГБ. К итогам госвизита Аркадага в Ташкент
08:28  Место не пустует. США безуспешно пытались уничтожить нового "террориста № 1" Анвара аль-Авлаки
06:24  Саакашвили зачем-то пытался засунуть голову в пасть дельфина
Суббота, 07.05.2011
21:37  История героя. Узбекский пилот А.Тайметов в 1945 году доставил из Берлина в Москву Пакт о капитуляции Германии и Знамя Победы
21:34  В Казахстане пройдет первый Всемирный национальный конкурс красоты среди казахских девушек "Казак Ханшайымы-2011". Из трех туров
21:32  Мир, грудь, май. За титул королевы и короля стриптиза 8 мая в алматинском ночном клубе "Метро" будут сражаться... (фото)
14:14  Крути педали... И.Каримов подарил счастливому Аркадагу "современный автомобиль" узбсборки марки "Captiva"
13:13  Уличные бои в сирийском Хомсе - десятки жертв с обеих сторон
12:33  Китай втягивает Россию в нефтяную войну. Пекин требует снизить цену на поставляемую ему нефть
12:32  А.Бунич: Смерть бен Ладена обрушит нефтяной рынок?
12:28  "СП": 150 тысяч среднеазиатских татар хотят переселиться в Крым
12:18  Г.Ситнянский: Идея "Великого Узбекистана" постоянно витает в воздухе
12:11  Россияне считают узбекский плов "своим" блюдом
12:03  Аркадаг Исламу завсегда друг, товарищ и брат. Ташкент и Ашхабад подписали новый пакет двусторонних соглашений
11:59  Аятолла Хаменеи требует отставки президента - сторонников Ахмадинежада арестовывают
11:56  Р.Пандит: Индия хочет купить у третьих стран запчасти для российской военной техники
11:10  В Индонезии разбился пассажирский самолет МА-60 китайской сборки
10:57  Алавиты давят суннитов гусеницами. Сирия ввела танки в Баниас
10:34  Снос памятников Ленину стал причиной жарких дебатов в парламенте Таджикистана
10:30  Вetter.kz: Сколько веревочке не виться? Экс-аким Алматы Храпунов должен стать первой ласточкой на казахстанских нарах
10:27  В.Куделев: Ситуация в Ливии - горячий апрель 2011г.
10:24  В.Сотников: Все ли ясно в вопросе об уничтожении Усамы Бен Ладена?
10:20  "Я не совершал контрабанду военной формы из Германии, так как...". Генерал Мирзоев просит у Э.Рахмона амнистию
10:17  Associated Press: Центральная Азия начинает страдать от дефицита топлива в России
10:12  "Stratfor": Как Китай борется с социальной нестабильностью?
09:50  А.Каминский: Африканское иго. Как полковник Сармантай Нургажин создавал ВВС Анголы
09:43  А.Ермеков: Смерш – смерть шпионам. Фронтовые дороги генерала Болсамбекова
09:42  Е.Дьяконов: Черная метка (из книги "Zona.uz")
09:26  Н.Замарева: Пакистан и ликвидация Усамы Бен Ладена
09:25  Хакеры в погонах. В Казахстане задержаны 4 офицера финансовой полиции и 1 - КНБ
09:22  Счетный комитет Казахстана: Бобик сдох. Госпрограмма борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы благополучно провалена
08:08  П.Тарасенко: Бен Ладена опознали сподвижники. "Аль-Каида" признала факт гибели своего лидера
07:43  "КазМунайГаз" делится планами сотрудничества с иностранными компаниями, в т. ч. китайскими партнерами
07:19  В казахстанском Актау задержан матерый каракалпакский вор Досимбетов и ташаузская убийца Бердиева
04:46  ИБР дает Таджикистану $18,7 млн. на достройку памирской автодороги Шагон-Зигар
Пятница, 06.05.2011
21:22  В.Путин решил создать к выборам "Общероссийский народный фронт"
21:08  Ш.Рахимбоева: Таджикский Табошар - бомба замедленного действия
19:20  А.Турсункулов: Бакиевы покупают приговоры на самих себя?
19:15  "Учур": Эй, Россия, Россия, "мать…" родная
19:12  Кто станет новым Омбудсменом–Акыйкатчы Кыргызстана?
14:09  С.Баймаганбетов возглавил Таможенный комитет Казахстана
13:04  Бизнес на покойниках. Недельный дайджест кыргызскоязычной прессы от С.Черикова
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Узбекистан   | 
В.Сидоренко: Бухарские одеяния в миниатюрах МовароуннахраВ.Сидоренко: Бухарские одеяния в миниатюрах Мовароуннахра
13:00 08.05.2011

Восточная миниатюра – уникальный источник для изучения истории костюма далекого прошлого. Она доносит до нас не только образцы одежды, не дошедшей до нас в силу ее тленности, но и позволяет определить эстетический вкус жителей, местное своеобразие, манеру поведения.

Благодаря этому источнику были исследованы костюмы Ближнего Востока, Индии, Турции, Средней Азии в различные периоды истории, выявлены недостающие звенья в эволюции одежды, которые невозможно было определить из-за отсутствия этнографического материала. Это особенно касается костюмов Бухары XVI - XVII вв., которые практически отсутствуют в коллекциях музеев мира, в то время как образцов более позднего времени (XIX - начало ХХ вв.) предостаточно. Интерес к бухарской одежде более раннего периода не ослабевает еще и потому, что с обретением Узбекистаном независимости, проведением массовых зрелищ актуальность изучения исторического костюма возрастает. Материал, который дает бухарская миниатюрная живопись XVI - XVII вв., в какой-то мере позволяет выявить социальные, возрастные, сословные признаки мужской и женской одежды, форму и особенности ношения головных уборов, дает представление о прическах, ювелирных украшениях и т.д. Достоверность их изображения подтверждается и другими видами источников (например, письменными).

В XVI - XVII столетиях Бухара имела статус столичного города, здесь велось широкое строительство, развивались искусство и ремесленничество. Улицы и рынки были полны приезжих купцов.

В Шейбанидской и Аштарханидской Бухаре изготовление одежды было особой отраслью производства, в которой были заняты, по данным казийских документов, ткачи хлопчатобумажных и шелковых тканей - бофандагон и шохибофон, красильщики тканей - сабогон, портные - дарзиен, ткачи - чалм-футабофон, шапочники и тюбетеечники - такидузон, сапожники - кафшдузон, ювелиры - заргарон, что свидетельствует о профессиональной специализации бухарских мастеров. Их изделия продавались на специальных рынках, где каждый вид ремесла имел свое особое место. Некоторые из них сохранились до нашего времени (Таки тильпак-фурушон и Таки-заргарон).

Производимые в Бухаре хлопчатобумажные, шелковые (шаи) и полушелковые ткани (адрас, алача), бархат (бахмаль), парча (зарбафт) и др., а также набивные хлопчатобумажные ткани (чит) применялись для собственных нужд и на продажу в другие страны. Кроме тканей, на продажу вывозили бухарских портных и сапожников, в частности в соседнюю Русь.

Популярными сюжетами бухарских миниатюр были сцены дворцовых приемов и пиршеств на лугу, сюжеты к классической литературе. Они дают представление о разнообразных мужских и женских нарядах. Судя по изображениям на миниатюрах, мужская и женская одежда состояла из одинаковых компонентов, несколько варьируемых покроем. Это широкая туникообразная рубаха, позволявшая легче переносить жару, длинные шаровары, необходимые при манере сидеть на полу на расстеленных одеялах-курпачах, и верхний халат, спасающий от яркого солнца и осенне-зимних холодов. Различия между мужскими и женскими одеяниями проявлялись в покрое головных уборов, использовании различных тканей и в таких видах специфической одежды, как мурсак, который одевали исключительно на улицу, или паранджа. Одежда у мужчин и женщин была нижней и верхней, парадной и повседневной. В миниатюрах в основном изображена верхняя одежда, но нижняя зачастую выглядывает из-под нее.

Одежда феодальной знати выделялась прежде всего великолепием верхних халатов, тканями, из которых они были сшиты, богатством декоративной вышивки, наличием различных украшений – дорогих поясов, пуговиц, эгретом головного убора и оружием. Так, на миниатюрах XVI в. хан часто изображается в облегающем стан верхнем распашном халате - фараджи, украшенном орнаментальной вышивкой на спине, груди по плечам и подолу. Фараджи имеет очень длинные рукава, почти до щиколоток, и если в них вдевают руки, то рукава образуют у запястья множество складок. Вероятно, носить его таким образом было очень неудобно и чаще всего его набрасывали на плечи или небрежно вдевали руку лишь в один рукав, а другой при этом свисал свободно. На уровне предплечий фараджи имел разрезы, в которые можно было просовывать руки, тогда рукава превращались в декоративную деталь. Фараджи шили на подкладке из другой ткани - "астар", иногда подкладка была из меха соболя, лисы или белки, ее миниатюрист изображал соответствующим цветом. На фараджи шли самые дорогие ткани - атлас и шелк.

Еще один вид верхней одежды - "каба", которая одевалась на нательную рубаху и представляла собой прилегающее платье-халат, запахивающийся справа налево, образуя косой ворот с длинными - до запястья, или короткими - до локтя, рукавами. Каба могла иметь и осевой разрез спереди до подола, с мысообразным вырезом на груди и застежкой на пуговицы. На миниатюрах она всегда изображается подпоясанной кушаком или кожаным пояском с золотыми бляхами - камарбанд, к которым прикрепляли богато украшенное оружие: меч и кинжал, нож, а также мешочек с деньгами.

В XVI cтолетии основным головным убором знатного бухарского мужчины была чалма из белой с золотой или серебряной нитью тонкой и прозрачной ткани. Она наматывалась на тюбетейку и надевалась так, что лоб и уши оставались открытыми. Хан в особо торжественных случаях надевал корону - тадж, представлявшую собой конической формы шапку с золотой пуговицей на макушке тульи и золотым венцом у ее основания. Обувь - мягкие черные или желтые сапожки из кожи.

В середине XVI в. одежда бухарской феодальной знати становится изысканнее, более приталенной, длина ее укорачивается до середины икр, чаще используются цветные парчовые ткани, в то время как в первой половине века они были преимущественно однотонные. Продержавшись до середины XVII в., эта мода начинает меняться под влиянием индийской одежды в сторону большей декоративности, достигаемой не золотошвейной вышивкой, а за счет использования разнообразных тканей: в мелкий рисунок, клетку или полоску. Чаще используется бархат, фактуру которого художники передают очень простым способом: каба интенсивного синего или черного цветов по контуру обводится белой линией, и создается эффект переливов бархатного ворса. Верхние халаты и каба становятся на индийский манер более прилегающими в верхней части и пышными, собирающимися в мелкие складочки на талии, может быть, за счет кроя. Каба имеют маленькие округлые или прямоугольные воротнички, спереди до талии - двойную строчку, а на подоле - широкий расшитый золотом бордюр. Каба хана по-прежнему перепоясывается камарбандом, а знати - футой (кушаком). Чалма в первой половине XVII столетия была пышной и имела перевязь из другой цветной, видимо, парчовой ткани.

Со второй половины XVII в. в аристократической среде модна небольшая чалма, намотанная так, что витки ее, скрещиваясь надо лбом, обнажают на одну четверть невысокий конической формы кулох, который к тому же украшают эгретом. Перевязь же исчезает совсем. Опять же под влиянием индийской моды чалма накручивается из цветных тканей: лиловых, красных, из ткани в крупную полоску, образующую при наматывании пестрый или шахматный узор.

Мужская одежда простых сословий отличается меньшим количеством одновременно носимых одежд, однотонными, более простыми, тканями и головными уборами: это маленькие цветные чалмы - фута для горожан и разнообразной формы войлочные шапки с черными отворотами, а также шапки с меховым околышем.

Наряды бухарских женщин XVI - XVII вв. еще более декоративны, разнообразны и многослойны. Эстетические и этические критерии женского костюма определялись нормами шариата, согласно которым одежда должна быть свободной и не подчеркивать форм фигуры. По словам Алишера Навои, тело женщины словно было заключено в "темницу из одежд". Реванш они брали, используя дорогие расшитые ткани ярких цветов, украшая себя ювелирными драгоценностями, подводя глаза и брови, отбеливаясь и румянясь. Эстетическим идеалом была белокожая, со стройным станом, пышнотелая женщина с округлым, как полная луна, лицом, маленьким ртом, миндалевидными глазами и сведенными в форме лука бровями.

Такой ее воспевали поэты, такой она изображена и на миниатюрах. Знатные дамы одевали одновременно несколько одежд, чтобы подчеркнуть свое благосостояние: нательную туникообразную белую рубаху с длинными рукавами с горизонтальным или вертикальным воротом, называемую в письменных источниках "курта". Нижние до щиколоток штанишки - эзор, лозим - заправляли в изящные узконосые сапожки или напускали поверх туфель без задников - кафш, кавуш. Сверху одевалось также туникообразного покроя цветное платье - куйлак, пирохан - с длинными рукавами и горизонтальным воротом (у девушек) или глубоким разрезом на груди (у женщин) с вертикальным швом на спине и по бокам. Поверх пирохан надевалась каба с длинными или короткими рукавами и осевым разрезом. Завершался туалет верхним халатом - джома, предохраняющим от непогоды. В праздники женщины, как и мужчины, надевали шелковый фараджи на меховой подкладке, расшитый золотом.

В целом одежда XVI в. отличается богатством вышивки на плечах, груди и спине верхних халатов всевозможных расцветок, среди которых преобладают желтые, голубые, синие, сиреневые цвета. Женщины простых сословий (служанки, музыкантши) носили аналогичную одежду, но из простого материала, без вышивки и меньшим числом - нижнюю пирохан, штанишки и каба, полы которой подворачивают для удобства в работе за кушак. В середине XVI в. появляется другой вид женской верхней одежды простых сословий - кальтача – длиной до середины бедра.

В конце XVI - начале XVII в. оживляются контакты с Сефевидском Ираном, что отражается на женской одежде сильнее, нежели на мужской: длина укорачивается до икр, демонстрируя полосатые, сужающиеся у щиколоток штанишки; платья и каба застегиваются на одну большую пуговицу и имеют глубокий вертикальный разрез на груди. Ткани имеют крупный или мелкий растительный орнамент, как в сефевидских Казвине и Мешхеде, но в отличие от их моды верхняя одежда женщин никогда не подпоясывается. Эта мода с незначительно варьированной длиной одежды сохраняется до 40-х гг. XVII в., когда бухарские красотки начинают ориентироваться на Индию и когда появляются подчеркивающее формы женского тела прилегающее каба до колен, сердцевидно вырезанное на груди, а под ним - нижнее прозрачное платье с горизонтальным разрезом и застегнутое на крупные пуговицы. Одежда шьется из местных гладкоокрашенных или привозных индийских тканей с крупным или мелким рисунком, бархата, а также из прозрачных тканей, когда нижняя одежда в изображении художника как бы просвечивается сквозь них.

Своеобразным видом женских халатов был мурсак, который имел на груди глубокий вырез, полы его заходили одна на другую, а по бокам на талии он имел мелкую оборку за счет присборенной отрезной юбки. Такой халат, согласно этнографическим данным, носили до XIX в., а сейчас он превратился в похоронную одежду. Мунисак надевался поверх каба.

Особо хочется отметить женские украшения, прически и головные уборы - показатель возраста и статуса. Девочки и молодые незамужние девушки заплетали косы и носили на голове тюбетейки или маленькие шапочки. Молодые бездетные женщины одевали налобную повязку - пешонабанд в виде тонкой ленты, концы которой завязывались на затылке и спускались на спину. У знатных она украшалась золотой зубчатой диадемой. Принцессы, жены ханов и женщины ханского рода носили, согласно средневосточной традиции, зубчатую корону - тадж - в виде полусферической формы шапки с крупным драгоценным камнем на макушке тульи. Более солидные по возрасту матроны, имеющие детей, надевали на голову расшитую тюбетейку, а поверх нее - короткий платок из прозрачной белой ткани с золотой или цветной нитью. Служанки такой платок завязывали узлом на затылке, и концы его небрежно торчали по сторонам. Со временем, уже в середине XVI в., вместо тюбетейки женщины стали носить высокий и твердый пешонабад из ткани, видимо, расшитый, замужние женщины убирали волосы в специальный накосник - кулюта, сочкап. Пожилые и старые женщины из простого народа носили просторные платья сдержанных расцветок с широкими рукавами, а на голову надевали специальный платок, два конца которого завязывались под подбородком, а два других свободно свисали сзади на спине - лечек, окутывающий голову и плечи.

В XVII в. бухарские дамы носят совершенно необычный головной убор, представляющий собой плоскую, овальной формы шапочку, надеваемую низко на лоб, а на затылке к ней с помощью эгрета прикрепляется белый или цветной платок из тонкой прозрачной ткани, окутывающий плечи, шею и спускающийся на спину до лопаток. Шапочка, возможно, является трансформацией пешонабанда, которому приделали плоский верх. Такая шапочка на миниатюрах изображена белой или расшитой драгоценными камнями. У девочек на голове - маленькие стрельчатой формы тюбетейки, полукруглые шапочки с меховым околышем, расшитые драгоценными камнями или орнаментом, а у молодых девушек - кокетливо надвинутые на лоб небольшие куполообразные шапочки, присобранные на макушке с помощью большой золотой пуговицы. По венцу, плотно прилегающему к голове, они украшаются жемчугом, а на затылочной части - эгретом из перьев.

На миниатюрах ювелирные украшения изображены на женщинах придворного круга, музыкантшах и танцовщицах и реже - на простых горожанках, причем в XVI в. их изображения минимальны, так как, видимо их скрывали одежды. В основном это серьги, ожерелья, жемчужные подвески, поддерживающие головные уборы принцесс, кольца, ножные и ручные браслеты. Специфически бухарским украшением XVI в. было нагрудное ожерелье хайхаль, состоящее из крупных золотых розеток, поддерживающих лепесткообразную амулетницу - тумор, усыпанную кораллами, бирюзой и рубинами. Подобные ожерелья в указанное время не встречаются на миниатюрах других регионов и сохранились до начала ХХ в. в Ташкенте, Самарканде и Бухаре и более известны как зебигардон или зебиниса.

В XVII в. под влиянием индийской моды ожерелья носят в виде многорядных бус из жемчуга, кораллов, бирюзы, соединенных в центре одним крупным драгоценным камнем в золотой оправе. Иногда вместе с ожерельем надевают массивную золотую гривну. В это время также начинают носить подмышечные ожерелья - култик-тумор, до этого не встречавшиеся и сохранившиеся в бухарском костюме до начала ХХ в.. В целом ювелирные украшения становятся разнообразнее: помимо колец, которые носят на безымянном, указательном пальцах и мизинце обеих рук, мы видим изображения всевозможных браслетов: ручных (их одевали на запястье поверх рукавов, они представляли собой ряд золотых обручей, скрепленных золотыми шариками), ножных (носили на щиколотках), а также особых браслетов для предплечья в виде золотого обруча с крупным прямоугольным камнем в оправе, иногда обрамленным более мелкими драгоценными камнями - бирюзой, сапфирами, жемчугом или кораллами. Серьги в XVII в. были разнообразной формы: каплеобразные, как в прошлом веке, кольцевые с двумя золотыми подвесками или подвесками в виде многолепесткового цветка, а также в виде вертикальной основы с нанизанными на нее рубинами, жемчугом и бирюзой. Пожилые женщины-служанки носили носовые серьги - булаки.

Разнообразна обувь XVII в. Это мягкие сапожки - махси, полусапожки - нимчакме, высокие сапожки на каблучках - чакме и кожаные туфли без задников - кавуши. Все сапожки черного, желтого или реже - белого цветов, причем голенища сапог аристократок расшиты. У пожилых женщин сохраняются черные узконосые туфли - кавуши, которые они носят на босу ногу, в отличие от молодых, надевающих кавуши с сапожками.

Таким образом, бухарский костюм XVI - XVII вв., как свидетельствуют миниатюры, складывался из синтеза строгих форм кроя, математической выверенности пропорций одежды, богатства орнаментальной вышивки, оставляющей впечатление изысканной роскоши, а также из цвета и фактуры тканей, их рисунка, а в женской одежде - еще и ювелирных украшений.

Миниатюры XVI - XVII вв. дают огромный бесценный материал по истории бухарского костюма в конкретных зримых образах. Интересны военная одежда и обмундирование, обрядовые наряды, костюмы духовенства (шейхов и дервишей), а также отдельные предметы костюма и аксессуары, также широко отраженные в миниатюрной живописи. Многие виды одеяний, головных уборов, украшений того времени возрождаются в наши дни.

В.Сидоренко

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1304845200
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх