КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 07.05.2002
18:51  А.Акаев - "Кыргызстан в изменившемся мире". Выступление в Парламенте по внешнеполитическим проблемам
18:37  С.Ниязов доволен темпами экономического роста Туркмении. ВВП достиг 17 трлн. манатов!
18:29  Экс-главе КНБ Туркмении Назарову инкриминируют организацию "преступной группы", пытки электротоком и убийство 5 человек
18:24  Мажилис Казахстана делит каспийский шельф. Пока Гужвин (астраханский губернатор) не приватизировал все острова
18:21  Н.Назарбаев вручил погоны и раздал ордена. В Казахстане 13 новых генералов
09:49  Любовь к электричеству. Правительство Казахстана создает единую систему энергетики страны
09:40  А.Рашид - Россия и Китай не знают, что противопоставить проникновению США в ЦентрАзию
09:36  Возрождение Возрождения. США занялись очисткой биологического полигона на аральском острове
09:30  Исчез канал выпуска пара. Главная проблема современной Киргизии - отсутствие единства элиты
09:26  Был, уже ушел. Пакистанский МИД официально опровергает: на нашей земле бен-Ладенов нет
09:22  Рахат Алиев (старший зять Н.Назарбаева) уедет послом Казахстана в Австрию?
09:09  Д.Оторбаев (спецпредставитель Акаева по инвестициям): Нужно создавать ЦентрАзиатский общий рынок (интервью)
01:07  "UzReport.com" - 650 узбекско-китайских мини-тракторов выпустит "Ташкентский тракторный завод" в 2002 году
01:02  Т.Кулибаев - Нефтяная политика Казахстана: цели, море, приоритеты, российское направление
00:52  Киргизские коммунисты требуют присоединиться к союзу России-Белоруссии
00:43  "Немецкая волна" - США обвинили Казахстан в пиратстве и грозят санкциями... пока торговыми
00:30  "Злоупотреблял положением". Освобожден от должности вице-премьер - глава Нацбанка Туркмении С.Гандымов
00:21  Все уехали. Гендиректор Степногорского комбината биооружия Лепешкин покидает Казахстан последним (интервью)
00:07  А.Салымбеков (аким Нарынской обл. Киргизии) - Демаркация границ с Китаем - это дипломатический успех обеих стран!
00:02  США не знают, что делать с Исмаил-ханом (правитель Герата). Дружить - поздно, убивать - рано
Понедельник, 06.05.2002
20:47  "The Economist" - Запад пытается остановить загнивание ЦентрАзии. Геополитика и демократия как виды спорта
19:08  Улицы Ашхабада будут переименованы в... цифры. От Дворцовой плошади за №2000 и далее по секторам
15:10  Киргизы в России. Что ожидает трудового мигранта кроме скинхедов и ментов-шовинистов?
15:07  "The Guardian" - Британия требует выдать проживающего в Москве торгового агента Талибана Виктора Бута
13:19  Москва давит тарифами, но... Казахстан вынужден подписать 10-летний договор об экспорте нефти через РФ
13:03  На афганском фронте без перемен: Ладена ищет "Горный лев", ракеты падают, племена - восстают
13:01  "Права и свободы должны соблюдаться". Президент Ирана Хатами угрожает консерваторам отставкой
12:52  Иран Ру" - Разговоры об "Оси зла" готовят почву новому мировому порядку
01:36  М.Леонтьев о "Семье" и евразийстве. "Путин - нормальный современный националист"
01:32  Война Туркмении с Интернетом будет остановлена? "Время новостей" пытается прояснить ситуацию
01:23  Китай как азиатская доминанта. Поводы для оптимизма и... пессимизма
01:08  Рейтинг с комментарием. 100 самых известных политиков Киргизии в баллах. №№1-3 - Акаев, Кулов, Аширкулов
01:01  Энергетический блицкриг США в "евразиатских Балканах" (ЦентрАзии). Анализ
00:52  Процесс пошел... идет... стоит... Судебная реформа в Казахстане. Точки зрения
00:43  А.Мигранян - "Центральноазиатский плацдарм, или Третье геополитическое отступление России"
00:39  Правительство Киргизии продолжает процедуру передачи Китаю 125 тыс.га своей территории
00:23  Б.Шихмурадов предлагает свой "нестандартный" план решения афганской проблемы
00:16  "Синьхуа" - Внутриполитический расклад в Пакистане после перевыборов Мушаррафа
00:12  Курманбек Бакиев - премьер-министр Киргизии. Политический портрет
00:08  В Казахстане образован Консультационный совет по внешней политике. Глава - К.Токаев
00:04  В.Путин подписал указ о защите соотечественников. Главным защитником будет МИД РФ
Воскресенье, 05.05.2002
11:03  В Иране закрыты две газеты близкие к Хатами. Консерваторы наступают на реформистов
11:01  Ташкент продолжает репрессии против исламистов. Исламские движения в мусульманской стране - это естественно?
10:56  А.Рашид - "Незапланированное восстание элит в ЦентрАзии". Высадка американцев - поворотный пункт истории?
10:54  "Исламская бомба" для Ирана. Что обсуждали Хатами и Рахмонов на последней встрече
10:45  "Res Publica" - "ЦентрАзия: политические принципы и беспринципная политика". Итоги последних саммитов
10:40  Н.Назарбаев в поле. Казахстан начинает реформу села с ввода частной собственности на землю
01:00  68 миллионов китайских комсомольцев отпраздновали 80-летие Коммунистического союза молодежи
00:48  Приватизация в Узбекистане - руководители на местах не до конца осознали суть процесса
00:41  А.Лукашенко - Степень социальной защиты людей в Туркмении просто поражает
00:32  Кто есть кто в Афганистане. Американцев потчуют дезинформацией старейшины и полевые командиры, симпатизирующие талибам
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Кыргызстан   | 
А.Акаев - "Кыргызстан в изменившемся мире". Выступление в Парламенте по внешнеполитическим проблемам
18:51 07.05.2002

Выступление Президента А.Акаева перед обеими палатами Жогорку Кенеша КР.
7 мая 2002

Уважаемые Торага Жогорку Кенеша!
Уважаемые депутаты!

В сегодняшнем докладе, посвященном проблемам международной политики, мне хотелось поделиться с вами своим видением сложившейся в мире обстановки и соображениями о наших дальнейших действиях. Девизом доклада я выбрал "Кыргызстан в изменившемся мире".

11 сентября 2001 года навсегда останется черной датой в человеческой истории. Мир впервые воочию на телевизионных экранах увидел характер и масштабы новой угрозы, которая нависла над человечеством. Этой новой угрозой стал международный терроризм, главное гнездо которого оказалось по соседству с нами в Афганистане. Былые заботы, связанные с ядерным противостоянием великих держав, которые ранее будоражили сознание людей во всем мире, отошли как бы на второй план.

Кыргызстан, Россия, наши партнеры и союзники по региону оказались в особом положении. Мы – на южных рубежах, а Россия – в Чечне уже не первый год вели борьбу с бандформированиями международных террористов. Наши обращения к мировому сообществу, предупреждения о новой угрозе, которая способна приобрести глобальный характер, в полной мере тогда не были услышаны. Не хотел бы представлять себя провидцем, но еще в марте 2001 года, за полгода до трагических событий в Нью-Йорке и Вашингтоне, в своей статье "Взорвется ли Центральная Азия?" я писал о том, что для эффективной борьбы с международным терроризмом необходимо выстраивать единый антитеррористический фронт. Жизнь это подтвердила.

Понимая характер угрозы, в тот период мы осуществили свои надлежащие меры. По линии Договора о коллективной безопасности, СНГ и Шанхайской организации сотрудничества еще до сентябрьских событий – в целях организации коллективного отпора международному терроризму – были приняты решения о создании антитеррористических центров, а по линии ДКБ – Коллективных сил быстрого развертывания. Мы в тот период волей судьбы оказались форпостом в борьбе с международным терроризмом. Однако сентябрьская действительность превзошла самые худшие опасения.

Призыв Президента Дж. Буша о создании антитеррористической коалиции, практические действия США получили нашу полную поддержку. В координации и по согласованию с партнерами и союзниками мы дали согласие на размещение на нашей территории военного контингента коалиции, внося тем самым весомый вклад в общие усилия. Это отвечало как нашим национальным интересам, так и интересам партнеров и союзников Кыргызстана. Я как Президент благодарен вам, уважаемые депутаты, за то, что, проявляя высокую политическую ответственность, вы оперативно приняли соответствующие решения по этому вопросу. Мы не могли поступить иначе. Опасность была не за тридевять земель, а нависала над порогом нашего собственного дома.

Уважаемые депутаты!

Как известно, у любого, даже самого разумного решения находятся оппоненты и критики. Определенные силы высказывают опасения, не приведет ли размещение американского и иных западных контингентов на территории Кыргызстана к ущемлению российских стратегических интересов. Во время моих февральских встреч в Москве с Президентом В. Путиным, а затем в ходе мартовской встречи с ним в Алма-Ате мы "сверили часы" и еще раз подтвердили согласованность своих позиций. Я вновь заверил российского лидера, что Кыргызстан был, есть и будет надежным стратегическим партнером и союзником России, твердо приверженным Декларации о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве. Об этом со всей ясностью, уважаемые депутаты, довожу до вашего сведения.

Новый поворот в международных делах после 11 сентября привел к активизации наших отношений с Соединенными Штатами Америки. США, как известно, всегда проводили глобальную внешнюю политику. Однако после 11 сентября она получила новые черты и другое измерение. В этой связи предлагаю вдуматься в следующую мысль. За последние десятилетия мировое сообщество не раз показывало способность объединяться во имя общих целей. Создано немало международных организаций для поисков совместных решений в сфере безопасности, экономики, науки, культуры, образования, борьбы с опасными болезнями и т.д. Но то, что произошло после 11 сентября, носит качественно иной характер. Произошло не только объединение, а объединение сил, подчеркиваю – объединение сил, для непримиримой борьбы с общей угрозой.

Формирование антитеррористической коалиции по благородству ее целей и масштабности задач мы вправе сравнивать с созданием антинацистской коалиции в годы Второй мировой войны. Единение участников антинацистской коалиции в борьбе против общего врага, несмотря на существование среди них идеологических расхождений, обеспечило тогда разгром нацизма. Уверен, что и на современном этапе путем объединения сил мы способны устранить на Земле угрозу международного терроризма в интересах нынешнего и будущего поколений.

В общее дело мы смогли внести реальный вклад, который за рубежом оценивается по достоинству. О высокой оценке мировым сообществом нашей позиции убедительно свидетельствует принятое "Парижским клубом" решение о реструктуризации наших долгов на самых выгодных для Кыргызстана условиях. Мы с признательностью оцениваем полученную в Парижском клубе поддержку со стороны США, России, Германии и Японии. Это поистине благородная позиция наших добрых друзей.

В данной связи отмечу одну деталь. При возвращении в Бишкек после визита в Германию и Швецию, увидев в аэропорту "Манас" самолеты антитеррористической коалиции, я вспомнил время, когда размышлял над внешнеполитической доктриной "Великий шелковый путь". Первой практической задачей при ее реализации было коренная реконструкция аэропорта "Манас". Ныне он оказался пунктом, где размещено крупное авиационное соединение коалиции. Затронув тему аэропорта "Манас", я не могу не выразить глубокой признательности Японии. Именно за счет японских инвестиций эта наша современная авиационная гавань коренным образом реконструирована и доведена до мировых стандартов. За счет японских инвестиций реконструируется дорога Бишкек-Ош, которая будет продолжена до Хорога. По этой трассе пойдут грузы, предназначенные для послевоенного восстановления Афганистана. Идеи доктрины "Великий шелковый путь", предусмотренные в ней проекты вписались ныне в международную жизнь, обрели надлежащее место.

Уважаемые депутаты!

Антитеррористическая операция в Афганистане, по имеющейся информации, развивается успешно, хотя отдельные очаги сопротивления международных террористов все еще там сохраняются. На первый план начинают выходить задачи экономического возрождения этой многострадальной земли, налаживания мирной жизни, развития демократических процессов. Трудности этого периода будут гигантскими, но это трудности созидательного характера, связанные с восстановлением страны, воскрешением национального духа, возвращением афганцев во всемирную семью народов. Как известно, идет разработка международной программы восстановления афганской экономики, создан специальный международный фонд, в котором аккумулируются крупные средства.

Внеся значительный вклад в борьбу с международным терроризмом, Кыргызстан не может оставаться в стороне от участия в мирных преобразованиях в Афганистане. Наши возможности в данной области достаточно весомы. В Афганистане уже побывала ответственная делегация во главе с вице-премьер-министром А.Сулайманкуловым. В ее состав было включено 35 наших бизнесменов, т. е. в Кабуле был высажен крупный кыргызский "деловой десант". Руководство делегации встретилось с главой временной администрации Афганистана Хамидом Карзаем и рядом министров. А наши бизнесмены завязали там широкие контакты по своей линии. Таким образом, положено начало добрым отношениям с новым руководством и деловыми кругами этой страны. Надлежит всемерно развить достигнутый успех, конкретно определиться в торгово-экономических отношениях, детально изучить возможности поставки туда наших товаров и оборудования, использования имеющейся у нас инфраструктуры, опыта экономических реформ и демократических преобразований. Нужно также привлечь внимание афганской стороны к нашему богатому экспертному потенциалу в тех областях, которые в современных условиях представляются для Афганистана актуальными, в том числе по борьбе с последствиями стихийных бедствий. Вскоре в Кабуле предстоит открыть наше торговое представительство, а афганцы в свою очередь планируют открыть торговую миссию в Бишкеке.

В связи с намечающимися в Афганистане мерами по развитию демократического процесса, проведению выборов в законодательные органы власти немалое поле открывается и для Жогорку Кенеша.

Уважаемые депутаты!

Выше я говорил о двух векторах нашей внешней политики – российском и американском, которые в новых условиях обрели дополнительное звучание. Наряду с этим существует еще одно направление внешней политики Кыргызстана, которое в нынешних условиях по своей значимости выходит на первый план. Речь идет о сотрудничестве с нашим великим соседом – Китайской Народной Республикой. В дополнение к проникнутым искренностью и сердечностью двусторонним кыргызско-китайским отношениям сложилась и все более эффективно проявляет себя в международных делах Шанхайская Организация Сотрудничества, идейную основу которой заложил Председатель КНР Цзянь Цзэминь.

Мы должны с благодарностью оценивать позицию Китая в той критической обстановке, которая сложилась после 11 сентября. Будучи связанными своими обязательствами в рамках ШОС, мы не смогли бы пойти на далеко идущее участие в антитеррористической коалиции, если бы не понимание нашей позиции в Пекине. Китай с каждым годом становится все более мощным фактором укрепления безопасности и стабильности не только в Азии, но и во всем мире. Это ярко проявилось и в последний период. Содействуя успеху антитеррористической операции в Афганистане, Китай и на этапе послевоенного урегулирования в этой стране, как я уверен, сыграет ключевую роль.

Происходящее в настоящее время соединение в нашей международной политике российского, китайского и американского векторов позволит создать для нашей страны мощный внешнеполитический фундамент, укрепить ее положение в изменившемся мире.

Уважаемые депутаты!

Затронув тему кыргызско-китайского сотрудничества, хотел бы привлечь ваше внимание к тому факту, что 5 января этого года мы отметили десятилетие установления дипломатических отношений между Кыргызстаном и КНР. Хорошо помню свое волнение, когда буквально через неделю после распада СССР и обретения нами полного государственного суверенитета, великий Китай в числе первых установил с Кыргызстаном дипломатические отношения. Не меньшее волнение вызвало приветственное послание Председателя Цзянь Цзэминя нашему народу в связи с десятилетием этой даты. В своем послании китайский лидер подчеркнул, что Китай навеки останется добрым соседом, хорошим партнером и верным другом Кыргызстана. Думаю, что вы в полной мере оцениваете значимость этих заверений с точки зрения глубинных национальных интересов нашей страны. Эксперты оценивают, что именно Китай в 21 веке займет ключевое место в мире по своему политическому влиянию и экономической мощи.

В январском послании Председателя Цзянь Цзэминя мое внимание привлекли слова: "Китай и Кыргызстан связывают общие горы и реки. Отношения между двумя странами уходят своими истоками в глубь веков". Проникновенные слова! За ними стоит память об истории, которую и мы не имеем права забывать. Об истории, в которой, несмотря на существование в те далекие времена жестоких нравов, Китай не раз проявлял в отношении кыргызов благородство и понимание их национальных интересов.

Я думаю о наших пращурах, живших на земле Ала-Тоо во времена танского Китая. В 751 году произошла крупнейшая битва при Таласе. Это была битва китайцев с арабами, которая навсегда отбила аннексионистские планы арабов в отношении наших земель. Это произошло 1251 год тому назад! Осуществив свою миссию, китайцы вернулись на родину. Это был жест великодушия. Могущество танского Китая в тот период было неоспоримо. Связи кыргызов и китайцев тогда развивались с большой пользой для наших предков.

Можно вспомнить более близкие времена 19 века, которые наши историки относят к кокандскому периоду. В Китае тогда царствовала цинская династия. Цинский Китай, завоевав Синьцзянь, начал проявлять завоевательные устремления в отношении кыргызских земель. По множеству причин, в том числе из-за жесткого сопротивления кыргызов, китайцы той эпохи были вынуждены отказаться от своих первоначальных планов. Одной из наиболее важных причин тому стал приход в Среднюю Азию России, с которой правители цинского Китая, похоже, не хотели меряться силами. Именно в тот период и возникла проблема кыргызско-китайского пограничного размежевания. Царская Россия, а затем Советский Союз должных усилий по демаркации границы в регионе Тянь-Шаня не предприняли.

После кровопролитных боев 1969 года за остров Даманский советские и китайские представители перенесли основное внимание на пограничное размежевание на основных участках совместной границы, преимущественно на Дальнем Востоке и в Забайкалье, растянувшейся более чем на три тысячи километров. Граница в горах Тянь-Шаня отступила как бы на второй план. Распад СССР привел к тому, что пограничное размежевание стало заботой нашего молодого суверенного государства.

Мой незабвенной памяти старший друг Президент Франции Ф. Миттеран говорил, что обсуждать границы – значит обсуждать войну. Я верю, что в кыргызско-китайских отношениях речь об этом не идет и никогда не пойдет, но данная тема по ряду известных вам причин ныне обжигает руки.

Уважаемые депутаты!

Вокруг проблемы кыргызско-китайского пограничного размежевания сплелось множество мифов и измышлений. Некоторые считают, что спорных территорий на нашей границе с Китаем не существует. Это явная попытка ввести в заблуждение. Споры между Китаем и Советским Союзом по пограничным вопросам возникали не только за столом переговоров, но и переходили в военные столкновения. Бои в 1969 году на острове Даманском, как известно, грозили перерасти в большую войну. Лишь встреча выдающихся государственных деятелей премьеров Алексея Косыгина и Чжоу Эньлая потушила тогда взрывоопасный пограничный конфликт. Ради исторической правды надо сказать, что остров Даманский в порядке пограничного урегулирования был затем Москвой передан Китаю.

Вторая линия в мифотворчестве состоит в неправомерных ссылках на старые документы. В этой связи можно напомнить, что Россия после революции 1917 года аннулировала все царские договоры. То же самое пытался сделать в недавнем прошлом Китай, считая старые договоры с Россией неравноправными, навязанными силой. По этой причине Пекин предъявлял претензии на значительную часть российской территории на востоке.

В странах СНГ есть силы, которые, например, оспаривают Беловежские соглашения, считая их незаконными. В оправдание своей позиции они приводят множество аргументов, кажущихся вполне убедительными. Согласно такой позиции, страны Содружества, в том числе суверенный независимый Кыргызстан – это "незаконнорожденные дети". Можно, оказывается, дойти и до такого абсурда.

Существует еще одно мифическое представление - о так называемых исконных территориях. Я мог бы сослаться на мнение видных ученых, считающих понятие об исконности исторически некорректным. Если бы оно было введено, то Россия, например, могла бы предъявить претензии на Прибалтику, Польшу и Финляндию, не говоря уже о странах СНГ, входивших в свое время в состав Российской империи. Возвращаясь к приведенному выше историческому факту о битве китайцев при Таласе в 751 году, можно мысленно представить виртуальную ситуацию и вокруг земли Ала-Тоо.

Я твердо убежден, что исторические факты и документы нужно брать в сопоставлении с современными реалиями, руководствуясь мудростью и разумом. Иной подход заводил бы дело в опасный тупик.

Уважаемые депутаты!

Вам хорошо известно, что сложившиеся глубоко дружественные и доверительные отношения между Кыргызстаном и КНР позволили выйти на приемлемое для нас решение спорных пограничных проблем, в котором учтены также интересы наших соседей Казахстана и Таджикистана. Речь идет о трех документах. Первый из них – соглашение о точке стыка госграниц Кыргызстана, Казахстана и Китая. Второй – дополнительное соглашение между Кыргызстаном и Китаем о госгранице. И третий – соглашение между Кыргызстаном, Таджикистаном и Китаем о точке стыка госграниц этих трех государств. Указанные документы в установленном порядке представлены в Жогорку Кенеш для ратификации. Надеюсь, что вы, уважаемые депутаты, как народные избранники с присущей вам политической и гражданской ответственностью выполните свою задачу, не затягивая этот вопрос во времени.

Главным из трех документов является, разумеется, соглашение о кыргызско-китайском пограничном размежевании. Переговоры по этому вопросу были для меня и нашей делегации непростыми. Вы знаете, что, садясь за стол переговоров, каждая сторона надеется на максимум возможного, оставаясь в то же время на позициях реальности. Только угроза силы порой заставляет ереговорщиков отступать.

Классическая переговорная формула в дипломатии предполагает, что в спорах по пограничным делам стороны выходят обычно на решение 50 на 50. Китайские переговорщики на начальном этапе потребовали передать Китаю большую часть спорной территории на бедельском участке. Руководствуясь симпатиями к Кыргызстану, Председатель Цзянь Цзэминь в августе 1999 года согласился на соотношение 70 на 30 в нашу пользу. Более благоприятного варианта нам достичь никогда не удастся!

Мне кажется, что настала пора, проявляя политическую волю и мудрость, ратифицировать соглашение. Всякий иной подход отдавал бы душком авантюризма, стремлением организовать вокруг проблемы государственной важности политические игрища и, в конечном счете, принизил бы нашу страну, особенно в условиях великодушной политики Китая по отношению к Кыргызстану вообще и в пограничных вопросах в частности. Историческая судьба возложила на нас задачу сделать кыргызско-китайскую границу на века границей братской дружбы, мира и добрососедства. Это наш долг перед грядущими поколениями.

Как вы знаете, в июне в Санкт-Петербурге состоится очередной саммит Шанхайской организации содружества, где мне предстоит встреча с Председателем Цзянь Цзэминем. Не только для меня, но и для всех людей каждая встреча с ним это большое событие. Уверен, что предстоящая санкт-петербургская встреча для нас обоих будет и полезной, и воодушевляющей.

Что касается обсуждения в комиссиях и палатах Жогорку Кенеша пограничной проблемы, то руководство МИДа и знающие эту проблему правительственные эксперты исчерпывающе ответят на ваши вопросы.

Уважаемые депутаты!

В последнее время Кыргызстан в своей внешней политике вышел на новые рубежи, заняв в изменившемся мире, в рамках антитеррористической коалиции, заметное и достойное место. Я отчетливо ощутил это во время бесед и встреч с руководителями России и других стран СНГ, а также в ходе недавно состоявшихся визитов в Турцию, Германию и Швецию. Переговоры с руководителями указанных зарубежных государств далеко выходили за традиционные рамки двусторонних отношений, сосредотачиваясь на сей раз на ключевых проблемах международной политики. Собеседников интересовали наши оценки и видение по проблемам антитеррористической борьбы, укрепления мира и безопасности в региональном и глобальном масштабах.

Проводимая нами политическая линия была признана адекватно отвечающей задачам, стоящим ныне перед антитеррористической коалицией и международным сообществом в целом. Понимая наши трудности, лидеры указанных стран признали необходимость увеличить выделяемую Кыргызстану помощь. Я был рад встретить столь доброжелательную к нам атмосферу во время встреч с Президентом Турции А. Сезером, Президентом ФРГ Й. Рау и Федеральным канцлером Г. Шредером, премьер-министром Швеции Г. Перссоном. Помимо этого состоялось множество встреч и бесед с министрами и представителями деловых и парламентских кругов, выступлений перед общественностью и научными кругами.

Исключительно насыщенным оказался визит в Германию. Прибывая на немецкую землю, поневоле испытываешь глубокие внутренние чувства. Это земля, на которой родились, жили и трудились великие философы, поэты, композиторы и ученые, обогатившие мир своими творениями. Мы встретили там немцев, которые родились и жили в Кыргызстане. Они сохранили светлую память о нашей благодатной земле и стремились выразить нам свои симпатии. Мы были этим искренне тронуты.

Помимо переговоров с президентом и канцлером в Германии состоялись встречи с руководителями земли Бавария Э. Штойбером, земли Северный Рейн-Вестфалия В. Клементом и правящим бургомистром Берлина – К. Воверайтом. В целом все визиты оказались, как говорят, урожайными. Наши партнеры выразили намерение оказать поддержку проводимому в Кыргызстане курсу на демократические преобразования, предоставить помощь для укрепления рыночной экономики, осуществления ряда важных для республики проектов.

Наша экономика должна это вскоре почувствовать.

В Турции у нас много друзей, встречи с которыми всегда вызывают удовлетворение. Однако для меня особенно волнующим стало посещение гумбеза кыргызским воинам в древнем городе Изнике. Десять веков назад, пройдя не одну тысячу километров сложного пути через чужие земли, кыргызские степные рыцари вступили - вместе с прибывшими затем турецкими аскерами - в бой за крепость Изник. Победа досталась ценой жизни кыргызского воинства. В память и в благодарность за их ратные подвиги турками воздвигнут величественный гумбез. Я поклонился священному праху наших храбрых древних предков.

Уважаемые депутаты!

Место Кыргызстана в изменившемся мире, неразрывно связано с возросшей ролью, которую играет в современном мире регион Центральной Азии. Хотел бы высказать глубокое удовлетворение тем, что руководители соседних государств президенты Нурсултан Назарбаев, Ислам Каримов и Эмомали Рахмонов проявили единство в поддержке целей и задач антитеррористической коалиции. Действия коалиции, предотвращая губительные последствия бандитских акций, исходивших ранее из Афганистана, отвечают, по моему мнению, коренным интересам всего региона и каждой из его стран. И дело не только в единстве позиций в борьбе с внешней угрозой. В последнее время наметилась линия на укрепление внутрирегионального сотрудничества в целях решения общих проблем. Свидетельством тому стало преобразование Центральноазиатского экономического сообщества. На его месте возникла новая организация – Центральноазиатское сотрудничество в составе Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. Эта организация включает в рамки своей деятельности не только экономические проблемы, но и вопросы политического взаимодействия входящих в него стран. Это качественно новый этап в развитии внутрирегионального сотрудничества, который способен дать импульс центростремительным тенденциям и принципиально изменить ситуацию в регионе.

Мне кажется, что в правильном направлении развиваются дела в Евразийском экономическом сообществе, в частности в связи с намерением Украины и Молдовы войти в состав ЕврАзЭС. Расширение зоны свободной торговли как главной цели ЕврАзЭС за счет указанных стран придаст этой организации новое качественное измерение.

Последние встречи глав государств, входящих в Содружество Независимых Государств, показывают, что большой и пока еще не востребованный потенциал имеется и в СНГ. Предложения по повышению эффективности деятельности СНГ на мартовском саммите Содружества в Алма-Ате высказаны всеми президентами. Уверен, что они найдут практическую реализацию.

В отношении перспектив деятельности организаций, созданных и действующих на постсоветском пространстве, я придерживаюсь оптимистического подхода. Идеи интеграции в современном мире неодолимы.

Хотел бы высказать еще одно принципиальное соображение. Выход внешней политики Кыргызстана на новые рубежи означает еще большую ответственность за наши действия в международных делах. Речь идет о сохранении стабильности в политике и о предсказуемости в наших практических действиях. Если бы мы в сентябре медлили и колебались, тем более приняли неконструктивные решения, не отвечающие новым реалиям, мы могли бы потерять в мировом сообществе свое место, завоеванное десятилетием настойчивых усилий. Оперативные взвешенные шаги позволили нам укрепить отношения с Россией, Китаем, США и другими нашими партнерами, усилить свои позиции в мире.

Уважаемые депутаты!

Сила внешней политики зиждется не только на благородстве ее целей и активности в их практической реализации, но и на устойчивости внутренней ситуации, гражданском мире и согласии. События последнего времени в Кербене, связанные с массовыми беспорядками и человеческими жертвами, не могут не вызывать серьезной озабоченности. Они породили негативный отклик и за рубежом.

Это было серьезное испытание для нашей демократии, в развитие которой вложены многолетние усилия всего народа. К сожалению, экзамен на демократическую зрелость выдержали не все. Среди них ряд политиков, которые во имя своих популистских конъюнктурных интересов занимались подстрекательством, противодействовали священному принципу демократии о верховенстве права и закона. Не выдержали испытания некоторые работники правоохранительных органов и местные власти.

Государственная комиссия под председательством первого вице-Премьер министра Н. Танаева в скором времени завершит работу и доложит вам свои выводы. Урок предстоит извлечь всем – сверху донизу. Виновные будут наказаны в полном соответствии с законом, как и надлежит в демократическом государстве.

На данном этапе мы с вами призваны сделать все необходимое для того, чтобы оздоровить обстановку, восстановить в обществе гражданский мир и согласие, побыстрее залечить раны. Опасность состоит в том, что некоторые безответственные и безрассудные силы, раздувая оставшиеся на пепелище угольки, могут попытаться вновь разжечь пожар, разбередить незажившие раны. Такие попытки иначе как антинародными назвать нельзя. В конечном счете они получат суровую оценку общества.

Выдавая желаемое за действительное, зачинщики и заступники беспорядков в Кербене, нагнетают психоз относительно якобы существующего в республике социально-экономического кризиса. Не собираюсь отрицать имеющихся у нас трудностей, но это те трудности, которые в последние годы не обошли стороной ни одно из государств СНГ. Корни этих трудностей гнездятся в глубоком системном кризисе, который мы унаследовали от советских времен. Для выкорчевывания этих корней необходимо немалое время. Не видеть этого –значит сознательно отворачивать глаза от исторической правды.

С этой трибуны я обращаюсь к вам, уважаемые депутаты, ко всем гражданам Кыргызстана с призывом проявлять благоразумие, не поддаваться подстрекательским лозунгам, не позволять, чтобы безответственные политиканы подрывали законность и порядок, сеяли семена гражданской розни и раздора, будоражили общество, втягивая народ в свои авантюры. У кыргызов есть только одна страна, другой у нас нет. Построив свой общий дом, мы обязаны хранить его от пожара и разграбления. Закон и право должны быть высшими нормами нашей национальной жизни. Уверен, что объединенными силами мы это сделаем.

Уважаемые депутаты!

Сильная внешняя политика – это общее государственное дело и единое народное достояние. Все мы, будь то Президент, Жогорку Кенеш, правительство, министерство иностранных дел и любое другое ведомство, связанное с внешними делами, должны действовать скоординировано и согласованно, помогая и содействуя друг другу. Это значит - действовать в интересах государства. Разнобой, как это недавно случилось в союзной нам стране, когда руководитель одной из палат парламента во время зарубежного визита действовал по собственному усмотрению вопреки внешнеполитической линии государства, может нанести непоправимый ущерб.

Стабильность во внешней политике, верность союзническим и партнерским обязательствам – это самые главные признаки надежности государства. Прослыть ненадежным означает потерять доверие. Я считаю, что на данном этапе мы вышли на уровень сильной внешней политики. В этой сфере сила определяется не мощью оружия и военным потенциалом, а приверженностью тем ценностям, которые веками уважаются в мире. Этим ценностям привержена и внешняя политика Кыргызстана.

Завершая свое выступление, хотел бы подчеркнуть, что высшим мерилом правильности нашей внешней политики является ее верность национальным интересам и поддержка народом, который проявляет глубокое внимание к внешнеполитическому направлению государственной деятельности. Этими принципами мы руководствовались ранее и будем руководствоваться и впредь.

Благодарю за внимание!

Источник - Кабар
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1020783060
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх