КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 04.05.2012
23:00  Гейдар Джемаль: Ислам как зеркало Европы
22:55  Р.Устраханов: Россия должна защищать свои интересы. Как норвежский Киркенес "съедает" Мурманск
22:52  С.Саркоров: Таджикистан вышел на тропу войны?
22:50  В Узбекистане хотят создать Академию кулинарии
20:46  Генерал-герой Сабир Рахимов - сын двух братских народов
20:18  На юге Казахстана взялись восстанавливать размытую и развалившуюся Кызылагашскую плотину
20:13  В ОАЭ арестован беглый руководитель департамента Казжелдороги Кожасбай
20:07  С.Звягинцев: Зачем сажать, когда можно удавить экономически. К юбилею таджикской печати
20:03  Г.Марченко (глава Нацбанка РК): "В ТС должна быть наднациональная валюта..." (интервью "РГ")
19:16  В Баку откроется Центр Льва Гумилева
19:14  А.Жунушов: Нужен ли Кыргызстану берег турецкий?
18:25  В Кеминских горах пойман за рубкой и воровством леса "зять президента" Киргизии
16:42  Король Бахрейна обвинил иностранные СМИ в разжигании насилия
12:05  А.Рар: Запад ведет себя так же, как и Советский Союз
11:43  "Они ковали победу в тылу" - акция "Камкорлык" в Восточном Казахстане
11:34  А.Махсумов/В.Гиголаев: Национальный вопрос. Кто делит народы на свои и чужие?
11:27  А.Кутуева/Д.Подольская: "Болезный" Фонд.kg. Стоит ли овчинка выделки?
11:26  И.Дудка: Финполиция Киргизии - старые песни на новый лад
11:22  Е.Коэмец: Как боевая верблюжья упряжка (фото) дошла до Рейхстага!
11:15  20-летняя "война" Кенесбая Калиева. Оказал первую помощь маршалу Черняховскому, но спасти его не смогли...
11:12  Г.Вологодская: Сухая угроза. Через два года Казахстан и Китай подпишут соглашение о разделе Иртыша и окончательно прикончат великую реку
11:09  Н.Малишевский: Об идентичности "цивилизованного общества"
11:03  La Tribune: Китай и Россия будут дружно развивать экономику Сибири
10:55  Christian Science Monitor: Документы Усамы бен Ладена - 5 главных откровений
10:10  Н.Меден: Евразийская интеграция и Берлин
10:09  М.Борисов: Нелюди из Пещеры Красного Оленя. В Южном Китае обнаружен ранее неизвестный вид людей (фото)
10:06  La Repubblica: Рождение пиратского интернационала. Свобода в Сети!
09:52  В Бишкеке на площади Победы состоялась акция "Победили вместе" и стартовала акция "Георгиевская ленточка"
09:51  В Кыргызстане раскрыта очередная сеть подпольных ячеек "Хизб-ут-Тахрир"
09:47  Генсек ООН Пан Ги Мун: "Новые медиа" сыграли "центральную роль" в падении авторитарных режимов
09:39  "Манкурт жолу": "Пусть потом они (депутаты) не трутся о посох народной власти..."
09:29  Хунвэйбины для Елбасы. В Китае провели первый Курултай казахстанских студентов
09:23  Дм.Пановкин: Союз волка и Красной Шапочки. Похоже, американцам удалось закрепиться в Афганистане
09:16  Душанбе. Убийца "Деда Мороза" осужден на 10 лет
09:12  EurasiaNet: Туркменистан. Аркадаг сосредоточил весь бизнес в руках семьи
09:11  Азита Ранжбар: Кыргызстан. Похищенные невесты не могут найти защиту в суде
08:39  Байас Турал: В Конституции должно быть написано только одно предложение: "История государства – история кыргызов...
08:31  В.Месамед: Израиль – страны Центральной Азии. Два десятилетия диалога
00:57  Spik.kz: Есть у деградации начало, есть у деградации конец? Унылая нива казахстанского образования
00:23  "Къ": МТС возвращается в Туркмению. С первого раза ничего не поняли?
00:14  Иуда ржет в аду. Медведев повесил на шею Горбачеву орден Святого апостола Андрея Первозванного
00:07  Global Times: Китай требует извинений от США за дело Чэня
00:03  Е.Просвирнин: Персидский поход 1805 года полковника Карягина - круче, чем 300 спартанцев
Четверг, 03.05.2012
21:01  Д.Мынбай (министр культуры РК): "С целью формирования унитарной культурной политики и создания новых стандартов культурного развития регионов" (интервью)
20:59  Т.Медеу-улы: Жанаозен. Каковы же его результаты?
17:40  Таджикского олигарха Назарова будут судить в России
16:45  Ш.Кучкаров: Окрестности Рогуна опять трясет. В ближайшие 10 лет стоит ждать 100-метровых цунами
15:20  Появился новый способ обхода интернет-цензуры в Центральной Азии с Psiphon 3
14:58  А.Евстратов: Иран - Таджикистан - Россия: освоение Евразии
14:51  Синьцзянский телецентр начал вещать на кыргызском языке
14:47  Российский "Газпром" пытается поиметь с Киргизии дырявые баки Майли-Суйских газохранилищ
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    ЦентрАзия   | 
Гейдар Джемаль: Ислам как зеркало Европы
23:00 04.05.2012

Гейдар Джемаль: Ислам как зеркало Европы

В недавнем прошлом - всего три поколения назад - Европа была бесспорным центром мира. С конца 18-го века ведущие европейские державы активно занимались строительством колониальных империй. Если не брать в расчет специфическую историю заморской деятельности Испании и Португалии, относящуюся к более раннему периоду, имперское строительство таких стран как Великобритания, Голландия, Франция так или иначе пересекалось с зоной влияния Ислама. Когда британцы вторглись в Индию, империя Великих Моголов еще далеко не закончила свою экспансию на субконтиненте, что привело к прямому столкновению британского колониализма и центральноазиатской исламской традиции государственности.

Большинство колониальных захватов, касающихся мусульманских территорий, - если не считать Южную и Юго-восточную Азию - касалось тех стран, которые отпали от последнего халифата. Османский халифат, доживший до 1922 года, представлял собой могущественную силу и геополитическую угрозу для Европы вплоть до середины 18-го века, того самого, когда началась стремительная экспансия Запада по проторенным путям Александра Македонского.

В целом, несмотря на все претензии, которые можно предъявить османскому султанату, несмотря на заслуженный в 19-ом столетии сомнительный титул "больного человека Европы", последний халифат выполнил свою историческую миссию: он спас ближневосточное цивилизационное ядро от длительного пребывания в империалистическом рабстве. Несмотря на то, что подмандатные территории, перешедшей после Первой мировой войны по решению Лиги наций под контроль Великобритании и Франции (Ирак и Сирия, например) "познакомились" с политической зависимостью от чуждой и враждебной силы, этот период длился недолго - всего лишь одно поколение.

Таким образом, исламский мир пережил полный разгром и унижение только единожды в своей истории - от монголов Чингизхана. Запад же сумел установить свой административный контроль напрямую лишь на периферии исламского мира: Северная Африка, Индонезия, Малайзия, мусульманская Индия. Разумеется, к этому можно добавить и завоевания Центральной Азии и Кавказа со стороны Российской Империи. Генералы Кауфман и Скобелев также внесли свой вклад в тысячелетний западный проект "сдерживания Ислама".

В наше время расхожими стали разговоры об "исламизации Европы", о реванше Ислама за геостратегическое поражение в 20 веке. Да, либеральной мировой системе удалось поставить практически во всех странах исламского мира прозападных диктаторов, навязать умме проникнутый светским либеральным духом государственный строй, фактически создать условия криптоколониального контроля. Однако специфика исламского религиозного сознания такова, что сдерживание Ислама через административный контроль также бесперспективно как попытка вычерпать море ситом. Ислам ушел на улицы и площади, в подпольные и полуподпольные мечети, противопоставив себя видимой официальной надстройке так называемых "национальных государств", на которые была разделена мировая умма после Второй мировой войны. Одновременно с этим в Европе стали стремительно расти диаспорные сообщества мусульман.

Сам по себе рост числа мигрантов, исповедующих Ислам в наиболее развитых мусульманских странах не объясняет ту медийную истерику, которая была поднята в этой связи в последние годы. Не оправдывает само по себе существование диаспор на задворках постиндустриального общества и динамику радикального национализма, добившегося заметных успехов на европейской политической сцене. Приниженный второсортный статус мусульман Европы не позволяет им превратиться в серьезный внутренний фактор, влияющий на ход европейской истории. Есть нечто другое, вызывающее раскол в западном обществе.

На протяжении последних десятилетий набирает силу переход европейцев в Ислам. Количество новых мусульман Европы переходит в меняющееся качество европейской идентичности. Только в Германии, например, по официальным данным Ислам приняли не менее 150000 немцев (сюда не включаются немки, вышедшие замуж за мусульман и потомство от смешанных браков).

Эта растущая армия принявших Ислам европейцев поддерживается не менее солидным резервом мусульман, родившихся на европейской почве во втором и третьем поколениях. Многие из них получают прекрасное образование и становятся деятелями науки и культуры на своей новой родине. При этом они сохраняют исламскую идентичность, а иногда приходят к гораздо более радикальному пониманию политического Ислама, чем их родители.

Именно этот процесс и вызывает страх и агрессию у местных борцов за европейскую идентичность, у тех, кто формирует ряды "Национального фронта" Франции или расплодившихся по Центральной и Северной Европе бесчисленных "Партий Свободы". Неонацистское движение Европы, кстати, активно сотрудничающее с Израилем, питается не столько ненавистью к диаспорам, сколько неприятием растущего исламского тренда в своем собственном культурном поле.

Брейвик, расстрелявший 69 собственных земляков - таких же норвежских подростков, каким был он сам - и объясняющий это борьбой против исламизации Норвегии, как нельзя лучше выразил в этом парадоксе чего на самом деле боятся национал-либералы, составляющие стержень современного неонацизма.
Но это не единственный парадокс. Гораздо более глубокий состоит в том, что и рост диаспор на европейской земле и переход европейцев, разуверившихся в парадигме западной цивилизации, в Ислам, и активизация неонацистов, противостоящих этим процессам - все это происходит с ведома и с подачи реальных хозяев Европы - старых традиционалистских кругов, связанных с наследственной знатью и клерикальным истеблишментом. Клубная власть Старого Света, которую не разгромили, а только слегка попугали в 1945 году нахлынувшие в Европу орды "американских варваров", никуда не делась - она просто ушла с публичной сцены в тень.

Однако именно эта клубная власть, опирающаяся на людей, чьи фамилии столетиями находились наверху социальной пирамиды, готовят сегодня монументальный переход к новому цивилизационному укладу, который будет являться ничем иным как полномасштабной консервативной революцией сверху.
Парламентская электоральная демократия обречена. Либеральный истеблишмент Европы - это умирающее явление. В основе этого духовного кризиса, который немедленно проявляется в социальной и экономических сферах, лежит утрата фундаментальной вещи, на которой покоится западное общество последние 100-150 лет: доверие.

В действительности, именно "доверие" стало квазирелигиозным содержанием того, что либеральные просветители называли "общественным договором". Европейцы утратили веру в Бога (а как писал Достоевский, "если Бога нет, то все позволено"). Коллапс традиционной христианской матрицы проявился в двух мировых войнах и толкнул ужаснувшуюся Европу к новой "религии" - культу социума. В этом смысле западный европеец стал своеобразным двойником homo soveticus: и тот и другой сделали своим божеством "всемирный человейник" (по выражению Александра Зиновьева). Разумеется, "человейник" в западном, сугубо либеральном формате.

Сегодня эта квазирелигия, доверие к социуму и к якобы избранной этим социумом власти, стремительно рассыпается. Ислам, пришедший в Европу, со своим радикальным антилиберализмом и безусловным утверждением трансцендентного принципа как единственного смысла, стал именно тем зеркалом, в котором европейцы обнаружили тщету всех своих философских и социологических иллюзий.

Россия, где крах социальной веры произошел несколько раньше чем на Западе, дает миру пример той бездны, которая открывается с окончательным распадом общественного договора.

Клубные элиты Запада знают, что переход к новому цивилизационному укладу, который будет покоиться на открытом социальном неравенстве, институтах новых привилегий, экономике постпотребления, и жесточайшей дегуманизации политического дискурса, невозможен без глубочайших потрясений, без беспощадного "перетряхивания" всех пластов человеческого пространства. Единственной интегральной формой таких потрясений, которые ведут к смене парадигмы и появлению "нового человека", является гражданская война.
Ее-то и готовят сегодня господа старого мира, которые нежданно для тех, кто еще не утратил веру в общечеловеческие ценности и социальное доверие, собираются вернуться, чтобы снова взять под свой контроль мировую историю.

04.05.12
Гейдар Джемаль,
Специально для Iran.ru

Источник - Iran.ru
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1336158000
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх