КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 08.03.2013
19:32  О.Ибраимов: Тема Сталина в кыргызской поэзии
17:59  Б.Колбаев: Проблемы Бишкека решит отставка мэра?
17:51  Арабист Джон Бреннан утвержден в должности директора ЦРУ
17:50  Во Франции отдали под суд мать ребенка по имени Джихад
17:48  КНДР разорвала соглашения о ненападении с Южной Кореей
16:55  На Казахстан обрушился невиданный снегопад
16:05  Зять бен Ладена Абу Гейт предстанет перед американским судом
14:38  В китайском Синьцзяне опять резня "на почве межэтнической ненависти"
14:34  Награды первых леди: Путин оказался женат на "алайской царице"
14:18  У Православной митрополии Казахстана оказывается есть даже свой орден - "Алгыс/Благодарность"
14:15  А.Белякина: Кровать Абая - разграбленный раритет Казахстана
14:13  Г.Вологодская: Дважды в один паводок. Восточный Казахстан – в состоянии дежавю
10:22  56 протестующих дали себя уговорить и освободили здание акимата Жалал-Абадской области
09:41  Знай наших! Российская "мисс" Эльмира Абдразакова родом из Казахстана
09:36  А если не будут брать – отключим газ. Миннефти Казахстана Мынбаев шантажирует Россию Китаем
09:33  И.Иванов: Иран и Туран. Плацдармы демократии и/или очаги конфликтов?
09:26  "Параграф": Русские энергобароны мрачнеют при упоминании о "Камбар-Ата-1"
09:23  Б.Сейдахметова: Союз трех. Москва станет первым пунктом зарубежного турне нового китайского лидера
09:14  А.Келдибек: Щупальца религиозного спрута охватывают силовые структуры Кыргызстана
09:09  Л.Савин: "Мягкая сила" для Ирана. США будут действовать хитрее
09:03  "АП": 2012 год – год кризиса для таджикских СМИ?
09:01  А.Маннонов: Таджикские вузы - качество низкое, коррупция высокая
08:58  "Арена.kg": Весной в Киргизии будет переворот власти? (мнения)
08:52  Р.Отунбаева: "Я постоянно езжу по регионам – везде спокойно. Да, у народа есть проблемы, я этого не отрицаю"
08:51  В Западном Казахстане задержаны опасные миссионеры-баптисты
08:46  Washington Post: Третьим будешь? Джеб Буш подумывает о президентских выборах 2016 года
08:44  Россия: Партия "Новая сила" собрала 100 тысяч подписей за введение визового режима со странами ЦА
08:37  Н.Шабунц: Туркменистан. Страна, где захлебываются от счастья
08:35  Заработал официальный сайт Государственной миграционной службы Туркменистана - migration.gov.tm
08:19  "Эксперт": Китай поделится капиталом с Россией
08:16  И.Мурадян: Король Лир из Авлабара. Позорнй конец Михаила Саакашвили
08:13  Россия спроектировала основной ударный вертолет КНР
08:11  Le Point: В Тегеране зреет революция?
08:09  И.Савельева: Следующий Папа Римский не будет последним
08:08  С.Нажмиддинов: Таджикская армия – насильно мил не будешь
08:07  К.Сирожиддинов: Рогунская ГЭС - недочеты оценочных отчетов
08:06  Н.Нуртазина: Аль Фараби и его учение об идеальном обществе
08:01  Скончался Дамиано Дамиани - автор кинохита 80-х "Спрут"
08:00  Николас Мадуро примет присягу в качестве временного президента Венесуэлы
07:52  А.Михайлов: Николай Северцов - туркестанский пленник. Как русские исследовали Среднюю Азию (история)
07:44  Г.Каримова: "Оппоненты воспользовались ситуацией, чтобы связать дело с моим именем"
07:21  "РА": Чего добиваются митингующие в Оше?
00:39  Ань Бан: Китай на грани экологической катастрофы - необходимы срочные меры
00:36  EurasiaNet: В Кыргызстане продолжают закрывать узбекские школы
Четверг, 07.03.2013
20:16  Д.Кучера: Азербайджан наращивает кампанию по международному признанию Ходжалинской трагедии
19:31  А.Миловзоров: Китай принюхивается к российскому газу
19:27  Ю.Сосинский-Семихат: Французская армия увязла в Мали
18:07  Э.Салохов: Когда Таджикистан расплатится с долгами?
17:34  Депутатам Жогорку Кенеша Киргизии присвоены классные чины
17:32  Сельские учителя Таджикистана освобождаются от службы в армии
15:39  Экс-министр соцразвития Киргизии Равшан Сабиров осужден на 5 лет
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Кыргызстан   | 
О.Ибраимов: Тема Сталина в кыргызской поэзии
19:32 08.03.2013

Все кыргызские историки единодушны во мнении, что Советская власть, остановившая тотальный геноцид кыргызов 1916 года, была самой желанной властью, по крайней мере, для большинства нашего народа. А лидеры нового советского государства, преподнесенные официальной пропагандой в ореоле спасителей и освободителей всех угнетенных масс, очень скоро стали доминирующей темой в литературе и искусстве. Особенно сильно впечатлил Ленин. Даже внешне, визуально. Да и человек, расстрелявший самого царя и пошатнувший тысячелетние устои российского самодержавия, не мог не вызвать к себе удвоенный, даже утроенный интерес.

Простые массы воприняли его как умудренного жизненным опытом человека, защитника бедных в облике мудреца, причем, мудреца в старшем, зрелом возрасте, чему в немалой степени способствовали знаменитая а-ля ленинская борода, огромный "сократовский лоб" (Горький) и, конечно, большая лысина. Так восприняли его и Токомбаев, и Бокомбаев, особенно Токтогул, истинный могикан народной поэзии, акын и несравненный импровизатор, который без всякой риторики задавался вопросом о том, "какая мать родила такого сына, как Ленин?".

Такая образная визуализация личности вождя в массовом сознании довольно скоро переросла в ореол "отца", учителя, наставника, тем более он очень кстати высказался на съезде ВЛКСМ о том, что всем надо "учиться, учиться и учиться". Так рождался знаменитый ленинский лозунг, его почти мессианская заповедь, которая потом, собственно, и преобразила бывшую империю, совершенно справедливо прозванную тем же Лениным "тюрьмой народов".

После смерти Ленина в 1924 году его в целом очень удачно заменил-опять же визульно–Сталин. Ленинская борода компенсировалась не менее знаменитыми усами "вождя всех времен и народов", темпераментная ленинская речь была заменена неторопливой, четко поделенной на периоды и крайне упрощенные по смыслу, сталинским слогом. Отсутствие стильного по тем временам ленинского галстука в горошину и не менее модной кепки у Иосифа Виссарионовича компенсировалось серой кителью и кепкой с высокой кокардой. Как известно, эту стильность пролетарского вождя потом переняли лидер китайских трудящихся товарищ Мао, еще позже вьетнамский товарищ Хо Ши Минь и др. Я подчеркнуто говорю только о внешних атрибутах вождейпотому, что народ тогда еще не знал и не читал труды пролетарских лидеров, поэтому литературизация их образов в основном опиралась на официальную пропаганду и многочисленные портреты.

Говоря о поэтической сталиниаде, мне бы хотелось только констатировать факты нашей литературной истории, и у меня нет ни капли желания иронизировать над тем, как наши первопроходцы искренне восхищались личностью вождей, особенно кровавого "дяди Джозефа". Достаточно сказать, что во многом стихи и поэмы и о Ленине, и о Сталине буквально были исторгнуты из глубин сердца. Более того, я считаю, что некоторые из них давно утвердились как наша литературная классика.

Поэтическая сталиниада расцвела пышным цветом в 30-е годы. В это время Сталин уже добился полного единовластия, фактически устранив всех своих потенциальных соперников и запустив гигантскую карательно-пропагандистскую машину всеобщего идеологического одурманивания, одновременно приступив к "большому террору". Города, улицы, населенные пункты, колхозы и артели, носящие имя Сталина, уже исчислялись сотнями, если не тысячами. Вождь, по всей видимости, искренне считал, что он и есть мессия, спаситель и благодетель человечества, локомотив живой истории, хотя до второй мировой войны, к которой он пришел почти без никакой подготовки и после которой он уже был самим божеством, было еще далеко.

Зачинателем поэтической сталиниады в киргизской лирике стал совсем молодой тогда Дж. Боконбаев. Он с присущей ему искренностью и легкостью поэта-репортера, поэта-публициста в 1930 году написал оду "Наша эпоха", посвященную Сталину, где, правда, имя "Вождя" не упоминалось. Но он же в 1932 году свое стихотворение "Наше перо", поименованное им как "рапорт" первой конференции КирАП, начинает следующими словами: "Наше перо–сталинское, да опрокинем старье!"

И все же здесь, в данной теме акценты расставил А.Токомбаев, написавший в 1934 году оды "Только ты", "Слава Сталину", а в 1935-м "Сталин - Сталин" и др.

Сталин! Ты в мертвую жизнь душу живую вдохнул,
Сталин! Ты счастье принес в каждый наш аул.
Выполнил ты клятву свою, данную Ильичу:
Ты нас ведешь; знамя побед ты над нами развернул.

Славься, Сталин! Мир возродить - лишь тебе по плечу,
Славой тебе сиять в веках так же, как Ильичу!
(Пер. Л.Пеньковского)

В 1936 году, в канун "большого террора", жертвами которого стали миллионы ни в чем неповинных людей, Дж. Боконбаев и Дж. Турусбеков опубликовали нечто вроде стихотворной аллилуйи под названием "Солнце наше - Сталин, Свет наш - Сталин" ("Күнүбүз биздин Сталин, Нурубуз биздин Сталин"), по-своему исчерпав тему и доведя ее до абсурда. Так зародился поэтический гелиоморфизм, генетически восходящий к народным эпосам (напр., описания Манаса в эпосе "Манас"). Совместный дифирамб Дж. Боконбаева и Дж. Турусбекова стал своеобразным апогеем поэтического культа Сталина. В итоге сталинская тема превратилась в стихотворное клише, в набор повторяющихся эпитетов и заклинаний.

Нельзя, однако, исключить, что к написанию такого рода дифирамбов подтолкавали побуждения чисто внешнего порядка, как, скажем, требования политической конъюнктуры, желание выглядеть благонадежным, что уже начинало входить в норму литературной жизни, особенно во второй половине 30-х. Ведь известно, что Дж.Турусбеков, автор классической музыкальной драмы "Не смерть, а жизнь", почти всегда носил с собой сборник опального К.Тыныстанова, расстрелянного в 1938 году, выпивал, часто впадал в депрессию и т.д. В таком же тревожном настроении бывал и выдающийся поэт и драматург Дж.Бокомбаев. А из русских поэтов самым безудержным сталинистом-правда, до поры до времени-выступил Б.Пастернак…

Вместе с тем, нет никакого основания сказать, что другие поэты, написавшие оды и посвящения как Ленину, так и Сталину, намеренно лицемерили или нацеливались на какие-то политические дивиденды. Нет, это было их твердым, глубоким убеждением. Они и на самом деле верили и боготворили вождей пролетариата, в том числе и Сталина. Разочарования и сомнения наступили-если наступили-гораздо позже.

Ты - жизнь моя, солнце мое,
Ты - цветок мой, солнцем порожденный.
Ты - сад мой, звезда моя,
Ты - блаженство, светильник мой,
Ты - сердце мое, моя душа,
Ты - мужество, ты - сила моя.

Такие стихотворениясвидетельствуют об огромных масштабах проникновения авторитаризма в народное сознание, в миросозерцание деятелей литературы и искусства.

Да, при создании образа Ленина и Сталина, других руководителей Коммунистической партии и Советского государства, сказалась именно поэтика героических эпосов. Уподобление эпических персонажей, особенно Манаса, небесным светилам ("Будто создан из сплава солнца и луны; будто создан из опоры неба и земли"- это сказано о Манасе) является испытанным поэтическим приемом народных эпосов. А тенденция восхваления, поэтизации отдельных личностей в киргизской поэзии конца 20-х - 30-х является почти общим местом.

Не отставали от кыргызских акынов и другие народы Средней Азии и Кавказа. К примеру, поэтическая сталиниада казахского акына Джамбула Джабаева–это совершенно отдельная тема.

Любопытно, кстати, отметить, что образный гелиоморфизм был присущ и русской поэзии XVIII века. В одах таких поэтов, как М. Невзоров, П. Сохацкий, В. Левшин, а также в произведениях аналогичного жанра А.Радищева сравнение вступающего на престол царя с солнцем было общим местом.

Словом, творческое становление кыргызской поэзии 20-30-х годов, литераторов так называемого "эркинтоуского призыва" совпало с возникновением сталинщины, и не для того мы процитировали наиболее характерные тексты 30-х годов, чтобы вынести какие-либо обвинительные вердикты, навести тень на добрые имена упомянутых крупных представителей киргизской советской литературы.

Мне, историку кыргызской литературы ХХ века, хотелось лишь, чтобы пролить некоторый свет на сложную, вместе с тем, объективную социально-политическую атмосферу 30-х годов, попытаться выявлять мировоззренческие, социально-духовные истоки поэтической сталиниады, являющейся неотрывной частью культурной истории эпохи сталинского "красного террора".

Осмонакун Ибраимов
07.03.2013

Источник - Белый парус
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1362756720
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх