КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 07.03.2007
23:25  "Слово Кыргызстана" > Казахстан - еще один азиатский "тигр"?
19:01  Азербайджанская партия "зеленых" против американского военного присутствия на Каспии
16:51  Нахихикал. Казахстанским орденом "Достык" награжден главный КВНщик Александр Масляков
16:40  "Это огромный проект на миллиарды долларов", - cовместная пресс-конференция Н.Назарбаева и М.Саакашвили
15:43  Заведующим Информационно-аналитическим центром Администрации Н.Назарбаева стал А.Шоманов
14:16  "Все наши ценности – симуляция..." Умер автор "Фатальных стратегий" французский философ Жан Бодрийяр
14:12  Е.Кожевникова: Таджикский парадокс. Почему буксуют инвестиционные проекты?
14:06  О.Краснова: За что посадили экс-гендиректора "Ургенчтрансгаза" З.Батырова?
13:58  ВПК > Рацион без "русской кухни". Как армия Азербайджана переходит на стандарты НАТО
13:55  "РВ" > Бросок в будущее. Туркменистан выходит из изоляции
13:51  М.Сумароков: Нацпроект, которого нет. Так ли нужна России иностранная рабочая сила?
13:04  Какие газеты читают таджикские министры? (опрос Asia-Plus)
12:43  М.Калишевский: Из Москвы выдача есть. Российские власти и среднеазиатская политэмиграция. Часть I
12:39  В.Дубовицкий: "Амазонки" на Памире. Из истории одного путешествия
12:28  "Литер" > PRo и контра. Оппозиция Кыргызстана собирается искать поддержки в ОДКБ
11:25  Т.Казанцева: SOSтояние нестояния. Освоение шельфа Каспия беспокоит экологов
10:49  "РГ" > Россия-Узбекистан: первым делом "голубое топливо", а самолеты - потом
09:12  РБК > Америка уводит туркменский газ. Подальше от России и "Газпрома"
09:07  Индус Миттал ищет подходы к украинцу Януковичу. Чтобы отобрать у узбека Усманова Криворожский ГОК
09:03  Депутат А.Бекназаров: "Погасить внешний долг Кыргызстана можно... за счет посевов опиумного мака"
08:53  Washington Times: Китайские шпионы представляют "активную" угрозу для США
08:39  Меня и моих близких и родственников запугивают и терроризируют, - заявление узбекского правозащитника Ж.Шосалимова
08:19  Вход в Шамбалу охраняла древняя тувинская крепость Пор-Бажын? "Комсомолка" зовет в экспедицию
07:51  А.Асроров: Казахстанский Кашаган и Европа: векторы пока не сходятся. Ч. 2-я
07:49  О.Сидоров: Армия Кыргызстана - вчера и сегодня. Ч. 2-я
07:47  "НГ" > Саакашвили получит казахстанские инвестиции. Астана обещает построить в Батуми НПЗ
07:41  "Къ" > Гостайна Ирана скрылась в неизвестном направлении
07:37  В.Соловьев: Туркмению вернули на карту мира. К Г.Бердымухаммедову потянулись высокие гости
06:44  И.Грошков: Тегеран ждут новые резолюции. СБ ООН готовит очередной ультиматум
06:10  Меньше всех в мире любят США, Израиль и Иран, - опрос ВВС
05:55  В Джокьякарте сгорел при посадке Boeing-737-400: 49 погибших
00:33  З.Тодуа: Экспансия исламистов на Кавказе и в Центральной Азии (глава из новой книги). Ч. 1-я
00:03  Операция "Ахиллес". НАТО начало очередное "последнее-решительное" наступление в Афгане
00:02  Всех бишкекских проституток заставляют пройти медобследование
Вторник, 06.03.2007
23:23  Премьер России М.Фрадков прилетел в Ташкент
19:15  Минобороны Казахстана подготовило концепцию "серьезных структурных изменений вооруженных сил"
18:31  А.Шекхар: "Повинную голову меч не сечет". Андижанские женщины возвращаются из США
17:48  Штрих-код на банке... Узбекские педагоги занимались в Алма-Ате мошенничеством
16:33  Зуд новаторства. Вице-премьер Казахстана А.Мусин предлагает акиматам перейти на "корпоративную форму управления"
16:07  Суматру дважды за день тряхнуло на 6 баллов - 70 погибших
15:22  Узбекские правозащитники из МОПЧ провели саммит... на Украине
13:29  В.Тимирбаев: Конфронтация или согласие? Что происходит в Киргизии
12:37  В.Хусенов: Бухара - Клондайк для инвесторов
12:35  Китаец, заработавший $380 млн на продаже муравьев, приговорен к смертной казни
12:30  Жители Оша выступают против канатной дороги на священную Сулейман-гору
12:10  Израильские спецслужбы похители двух иранских генералов?
11:56  Рosit.kg > Возможна ли гражданская война в Кыргызстане? (к итогам опроса)
11:50  ТИПЧ > Интернет по-туркменски. Доступ есть, свободы нет
11:46  О.Косарь: Мартовский Кыргызстан - от системного воровства к системному многоженству
11:42  Премьер России М.Фрадков летит в Ташкент обсуждать поставки газа и вопросы миграции
11:38  Дж.Лиллис: Казахстан планирует проведение политических реформ
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Казахстан   |   Кыргызстан   | 
"Слово Кыргызстана" > Казахстан - еще один азиатский "тигр"?
23:25 07.03.2007

Еще один азиатский "тигр"?
Мы живем совсем рядом. Полчаса езды от Бишкека - и ты уже в первом после границы казахстанском селе - Кордае, по-советскому - Георгиевке. Братские народы, как нас тогда называли, очень похожие даже внешне. Как же получилось, что еще 15 лет назад казахстанцы ездили к нам за изделиями текстиля, сыром и колбасами, потому что у нас работала промышленность, а сегодня макроэкономика соседей шагает вперед гигантскими шагами, но компактный и, казалось бы, более подготовленный к реформам Кыргызстан все никак не выберется из кризиса?

Доктор исторических наук Токонай ОЖУКЕЕВА, внимательно изучающая судьбу среднеазиатских республик после развала Союза, - об особенностях казахстанского прорыва.

На ошибках Горбачева

Последствия распада к 1990 г. единого народнохозяйственного комплекса СССР для Казахстана были очень тяжелыми, так как 95% предприятий республики управлялись из центра. Анализируя ошибки и промахи Горбачева, в Казахстане решили их не повторять. Назарбаев с самого начала рыночных реформ был убежден в необходимости собственной программы, рыночной, приемлемой для всех слоев общества. Была сформирована новая команда профессионалов, "мозговой трест", призванный воплотить в жизнь рыночную стратегию, - Высший экономический совет, который возглавил Даулет Сембаев, опытный госплановец, собравший молодых экономистов.

Бизнесу - свободу действий

Рынок предполагает инициативу, и, чтобы поддержать будущих бизнесменов, по предложению Назарбаева приняли законы, составляющие каркас правовой среды предпринимательства, дающие возможность хозяйственникам не придерживаться устаревших правил. Уже в 1991 г. Казахстан, по мнению многих экспертов, в сфере законодательного обеспечения перехода к рыночной экономике находился впереди других в Союзе - как по масштабности охваченных проблем, так и по прогрессивности принятых актов. Еще осенью 1991 г. Назарбаев преобразовал Совет Министров в Кабинет министров, одновременно ликвидировав 16 отраслевых министерств и ведомств, а добрый десяток других преобразовав в концерны, ассоциации, управленческие аппараты которых содержались не за счет госбюджета, а самими организациями. Когда гендиректор крупнейшего объединения "Жезказганцветмет" Тамерлан Урумов возразил, что, дескать, зря ликвидировали Министерство цветной металлургии, Назарбаев ответил:" Как бы трудно ни было - переживем. Мы никогда не перейдем к самостоятельности, рынку, если будем держаться старых структур".

До ноября 1993 г. Казахстан продолжал находиться в рублевой зоне. Единая денежная система, пусть и пришедшая в состояние развала, все же связывала все республики и предприятия, препятствовала тому, чтобы сепаратные действия дали позитивный результат в отдельных государствах. Попытки же самостоятельно увеличить бюджетные расходы республик вызывали лишь дополнительную инфляцию, сводя на нет усилия других республик по контролю над бюджетом. Промедление с введением тенге привело к тому, что осенью 1993-го миллиарды старых советских рублей хлынули в Казахстан, подчистую выметая магазинные прилавки и жестоко подрывая экономику. Инфляция достигла 2 258%, что позволило называть ее гиперинфляцией. Поэтому введение национальной валюты стало неизбежным на этом этапе.

После этого началось постепенное оздоровление финансово-экономической ситуации в стране, тем более что ранее создали предпосылки к преодолению гиперинфляции. Получили сильный импульс к развитию торговля, частное предпринимательство. Уже в 1993 г. в среде малого и среднего бизнеса было зарегистрировано 22 517 предприятий. Появилось около 200 банков, включая иностранные.

Вместо монополии - конкуренция

По казахстанскому варианту приватизации в государственной собственности должны остаться оборонные предприятия, железные дороги, связь, теплоэнергетика, космос, вся крупная промышленность, которая перерабатывает недра, - золото, алмазы... Недродобывающие предприятия преобразуются в государственные национальные акционерные компании, где государство держит контрольный пакет акций, но не управляет непосредственно, а участвует в расстановке директоров. А дальше - чисто рыночные отношения: 50% акций продаются трудящимся своих и других предприятий, 20% - всему народу Казахстана. В республике решили, что госсобственность не должна превышать 30% основных фондов промышленности.

"Еще 10-15 таких, как "КРАМДС"

Ахиллесовой пятой демонтажа командно-распределительной системы является отсутствие дисциплины оплаты труда, так как правительство не может противостоять требованиям трудящихся о повышении зарплаты и увеличивает число выплачиваемых дензнаков, которые от этого еще более теряют в цене.

Назарбаев периодически дает установки правительству Терещенко о необходимости перехода к непопулярным мерам, таким, как замораживание заработков в госсекторе или, возможно, скромный их рост, установление уровня зарплаты на переходный период и строжайшее его соблюдение. Уже тогда президент пришел к выводу, что в конечном счете контроль за ростом заработной платы с помощью административных мер также приносит вред, снижая возможности эффективного производства. Единственный кардинальный выход из этого положения - поэтапная замена госсобственности частной.

Назарбаеву приходилось в это нелегкое время убеждать премьер-министра, членов правительства, акимов, руководителей госпредприятий, что только частный собственник, как показывает мировой опыт, может установить естественный предел роста зарплаты, ибо он выплачивает ее из своего кармана. Это вовсе не означало, что позиция президента сводилась к немедленной замене государственной собственности на частную. Он нацеливал на долгосрочную и поэтапную программу по созданию подлинного, а не ложного соперничества между различными секторами экономики. Роль частного сектора, акционерных обществ, малых предприятий должна возрастать прямо пропорционально их способностям. В Казахстане посчитали, что частные предприниматели должны иметь реальную возможность покупать некоторые госпредприятия, но только в пределах своих собственных средств и суммы кредита, которую они могут получить, предложив в качестве залога материальную ценность.

Свои либеральные установки Назарбаеву приходилось внедрять в массовое сознание в обстановке ожесточенной идеологической борьбы. Ортодоксальные коммунисты (возрожденная Компартия Казахстана) и сторонники уравниловки ("Рабочее движение" и др.) твердили на каждом шагу, что "разгосударствление и приватизация - это грабеж общенародной собственности". Жестко и решительно внедряя рынок в Казахстане, Назарбаев тем не менее не забывал об идеологической составляющей, перетягивая на свою сторону наиболее энергичную и дееспособную часть общества. Поддержал создание промышленно-финансовых групп, коммерциализацию и корпоратизацию крупных и средних предприятий, считая, что Казахстану нужны 10-15 корпораций типа "КРАМДС", организованных с учетом западного опыта управления промышленным производством.

Не перераспределять, а зарабатывать

Президент часто напоминает, что в переходный период страна находится в тяжелом положении, а ее экономика - в кризисном и не способна нести бремя обширных социальных программ. На помощь со стороны государства могут реально рассчитывать только те, кто не в состоянии помочь себе сами: дети и инвалиды. Любопытен пример, который он привел, выступая в марте 1995-го перед профсоюзным активом. В Германии после войны была надолго заморожена зарплата, там вообще воцарилось классовое примирение. Все три главных действующих лица серьезно разрушенной западногерманской экономики - частные собственники, госаппарат и наемные работники, представленные профсоюзами, - поняли, что спор по поводу перераспределения богатства станет губительным для всех. Экономическое развитие Германии пошло быстрыми темпами, в отличие от Великобритании, где профсоюзы постоянными забастовками фактически сковали действия правительства. В результате Германия опередила по своему экономическому развитию Великобританию.

Вместо "красных директоров" - эффективные менеджеры

Назначив в ноябре 1994 г. премьер-министром Акежана Кажегельдина, Назарбаев решил вывести реформы на новый качественный уровень. Было принято решение фундаментального характера - передать в управление иностранным компаниям крупнейшие экономические объекты Казахстана - горнодобывающие, химические и металлургические предприятия с последующей приватизацией. Оппозиция считала, что идет "распродажа Родины", но Назарбаев утверждал, что в экономике не бывает справедливых или несправедливых решений. Бывают решения только эффективные и неэффективные, а точнее, выгодные и невыгодные. В Казахстане задачи приватизации понимали не просто как изменение формы собственности, а как передачу собственности от государства наиболее эффективному владельцу. Сверхбыстрая приватизация (а многие предприятия были отданы иностранцам без долгов) позволила придать мощный импульс экономике, ликвидировать "красных директоров" как неэффективных менеджеров и потенциальную политическую силу. Под "красными директорами" имеются в виду не руководители, назначенные при Советской власти, а директора, которые заботились прежде всего о личных интересах. Назарбаев с тревогой отмечал, что уже первые опыты приватизации показали: имеется повод для беспокойства - новые хозяева зачастую меняли корпус топ-менеджеров компаний. Это заставило ряд руководителей начать обустраивать собственный отход, лишая предприятия последних средств, а иногда - и основного имущества. В этом процессе "отмывание" денег происходило в основном через Россию, причем львиная доля средств "застревала" именно там. И если бы приватизация затянулась, этот процесс не оставил бы в стране практически ничего: приватизировать было бы нечего.

>Конечно, быстрая приватизация имела свои недостатки. Предприятия зачастую переходили в руки далеко не лучших собственников. Но, безусловно, "минусы" не превосходили "плюсы". В частности, легализовалась часть теневого капитала казахстанского происхождения и подтянулись значительные российские экспортированные капиталы. Не секрет, что учредителями или участниками целого ряда "зарубежных" фирм являлись структуры и лица Казахстана или ближнего зарубежья. А каждый контракт на управление содержит условия, неисполнение которых позволяет расторгнуть его в любой момент. Поэтому практически все крупные инвесторы вкладывали значительные суммы в развитие инфраструктуры, в том числе социальной и коммунальной сферы. "Головная боль" крупных промышленных центров Казахстана неизбежно становилась и их "головной болью".

Президент пишет кодекс

Принятый курс на макроэкономическую стабилизацию позволил создать новые инструменты управления национальной экономикой. По сути, это была монетаристская финансовая политика, практиковавшаяся ранее развитыми странами Запада (США, Великобритания), а также государствами с переходной экономикой (Венгрия, Чехия, Польша, Словения), а затем - Россией и странами Балтии. Назарбаев в то время почти ежедневно общался с известными экономистами, экспертами МВФ, Европейского банка реконструкции и развития, расширяя и углубляя свои экономические познания. Задачами правительства на этот период он определил: урегулирование госбюджета, решение проблемы долгов, совершенствование налоговой системы, увеличение доходной части бюджета путем налоговых и таможенных поступлений.

Исключительное значение Назарбаев придавал правовой базе реформ. Он сам вместе с квалифицированными юристами писал Налоговый и Гражданский кодексы, отвечающие мировым стандартам, держал в поле зрения законы о земле, приватизации , банкротстве, банках...

В 1995 г. провели налоговую реформу. В результате осуществления программы перехода на международные банковские стандарты из более чем 200 банков в стране сохранились 48, ставших устойчивыми финансовыми институтами. Уже к концу 1997 г. частный сектор доминировал и составлял 70% производства.

Сильная власть+ инвестиции

В Казахстане оставалась сильной исполнительная власть. Это способствовало резкой активизации иностранного капитала, кредитов и инвестиций.

Назарбаев, изучая западный опыт реформ, пришел к выводу, что практически все развитые страны мира использовали иностранные кредиты, займы и инвестиции. За счет чего появились "новые индустриальные страны" - Южная Корея, Сингапур, Тайвань? За счет того, что крупный транснациональный капитал, взяв шефство над целыми отраслями их национального производства, буквально ввел эти страны в систему мирового разделения труда, всячески способствуя их экспортной экспансии. Здесь у Назарбаева не было никаких сомнений, тем более что опора на внешние источники нейтрализовала влияние такого негативного фактора, как периодическое сужение внутреннего платежеспособного спроса, так как, по его мнению, все предприятия, переданные в иностранное управление, своевременно погасили задолженности по зарплате, внесли средства в Пенсионный фонд, возвратили долги энергетикам, транспортникам и другим смежникам. Инофирмы привлекли ресурсы почти на миллиард долларов.

В феврале 1997 г. Мажилис одобрил законопроект "О государственной поддержке прямых инвестиций в Казахстане", который предложил значительно расширить систему льгот и преференций: освободить на пять лет от уплаты подоходного, земельного налогов и налога на имущество и снизить их ставки наполовину на последующие пять лет, полностью или частично освободить от обложения таможенными пошлинами импорта оборудования, сырья и материалов, необходимых для реализации инвестиционных проектов. Все это способствовало усилению притока иностранных инвестиций. Суммарные долгосрочные инвестиционные обязательства зарубежных компаний по уже заключенным контрактам с Казахстаном оценивались более чем в 60 млрд. долларов.

В конце 90-х, после затянувшегося на восемь постсоветских лет свободного падения, экономика Казахстана стала выходить из пике. В 2000 г. темп роста ВВП, согласно официальной статистике, составил 10% (для сравнения: в Кыргызстане на нынешний год намечен рост внутреннего валового продукта на 5,5%). Основными чертами стали макроэкономическая стабилизация, снижение ставки коммерческих кредитов, демонтаж механизма командной системы, снижение доли государственной собственности до 20%, сформировавшаяся новая нормативно-правовая база, низкие масштабы неплатежей. Но это уже тема другого рассказа.

Подготовила Кифаят АСКЕРОВА.

Источник - Слово Кыргызстана
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1173299100
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх