КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 22.11.2008
20:38  Eurasianet: Узбекистан в силах повлиять на исход афганской войны
17:45  Открылся официальный сайт посольства Туркменистана в России - www.turkmenembassy.ru
17:34  И.Царегородцева: РФ вернется в Афганистан. Москва заинтересована в диалоге с пуштунами
16:31  Первой красавицей Казахстана-2008 стала Айнур Исина из Астаны
15:27  Е.Пономарева: Трагедия голода в СССР 30-х годов и идеология "голодомора как геноцида"
14:43  Всех Туркменских школьников переоденут в новую форму. От фабрики "Бахтар"
14:24  Н.Шарипов: "Мы сделаем революцию!". В нефтегазовый сектор Таджикистана наконец пошли серьезные инвестиции
12:03  И.Горбачев: Мировой кризис: до Киргизии дошло?
11:31  "Гардиан": Несмотря на изобилие богатств, расточительная деятельность Ахмадинежада заводит Иран в экономический хаос
10:21  В ГУАП "Taji Air" новое руководство. А.Махмадалиев вместо Х.Тиллоева
10:08  "Къ": Неолимпийский Мишка. Саакашвили покушается на зимнюю Олимпиаду в Сочи
09:30  Asia Times: Гонконг и кальян Исламских инвестиций
09:27  Купальники поверх колготок... В Алматы прошла Неделя высокой моды прет-а-порте
09:25  Мужество афганской журналистки Фариды Некзад оценил наградой Международный Комитет по защите журналистов
09:24  Т.Наматбаева: Медицинские услуги в Киргизии доступны не всем
09:23  А.Блинов: Авторитаризм первого и второго сорта. Зависимость экономики США от Китая избавляет Пекин от резкой критики со стороны правозащитников
09:21  "НГ": Москву ждут погромы, как в Париже? Есть риск, что, оставшись без работы, многие трудовые мигранты станут преступниками
08:20  Дарига Назарбаева: "Я подсела на виртуальную иглу" (интервью "МК)
06:19  А.Сарыбаев: Мировой кризис Киргизии не грозит
06:05  Венгрия хочет поинвестировать в киргизские горы
01:17  Wall Street Journal: Талибан набирает силу и влияние в Афганистане, создает суды и органы местного управления на юге страны
Пятница, 21.11.2008
13:47  М.Калашников: Неизбежность кризиса. Военные конфликты за доступ к энергоносителям ожидают нас уже в недалеком будущем. Ч. 2-я
13:15  В соучастии в убийстве журналиста А.Саипова заподозрен сын одного из лидеров киргизской оппозиции Беккул Джекшенкулов
12:19  ТИПЧ: Лицам с двойным гражданством туркменские службы не выдают паспорта нового образца
12:09  Д.Малеваная: Ничтожный капитал. Что готовят Киргизии радикалы-"ревкомовцы"
11:41  Срок срочной военной службы в Узбекистане снижен до одного года
11:34  А.Леонов: Арал станет новым Каспием? Каракалпакские сепаратисты мечтают об отделении от Узбекистана
11:15  Н.Герасимова: Жестокая доля. Ипотечный кризис бьет не только по экономике, но и по демографии Казахстана
11:10  Смешались люди, кони, копья... В Казахстане сняли очередной исторический кино-роман - "Махамбет" (рецензия)
11:05  Г.Марченко (глава "Народного банка Казахстана"): "Мировой финансовый кризис оказал свое воздействие на Казахстан раньше всех"
11:02  Камбоджа решила пока не объявлять войну Таиланду. Из-за индуистского храма Преах Вихеар
10:54  Э.Козубекова: Шоковая терапия для киргизских чиновников
10:53  Издан каталог одного из лучших в мире собраний русского авангарда - Нукусского музея изобразительных искусств
10:48  35% кыргызстанцев находится за чертой бедности - последние официальные данные
10:18  Л.Гайсина: "Таджикские Помпеи". Пенджикент и его достопримечательности
10:15  Таджикистан уменьшает площади посевов хлопка. Нет воды все орошать
10:02  Казахстан планирует создать СП с неназванными "иностранными государствами" по производству оружия и боеприпасов
09:59  "Больше всего в Казахстане работает компания "ЛУКОЙЛ", которая", - интервью Н.Назарбаева российским СМИ
09:54  В.Павлов: Китаю грозит безработица. Глобальный кризис бьет по экспорту Поднебесной
09:45  Financial Times: Китай - это Албания, увеличенная в 350 раз. Или нет?
09:42  Los Angeles Times: Внешняя политика США страдает "синдромом Путина-Мушаррафа-Карзая-Саакашвили"
09:29  Ради саммита глав государств кокчетавские дуболомы едва не снесли одну из лучших в мире геофизическую лабораторию "Боровое"
09:25  "Белый парус": Олигархизм и мировой экономический кризис
09:22  Х.Рафсанджаниев: ОБСЕ - вызовы, шансы и кому оно надо
09:20  А.Шустов: Энергетический потенциал Узбекистана
09:18  "ЖЖ": Каким будет воздействие финансовой бури на Китай?
09:15  РГ": Патентованный мигрант. Новые правила трудоустройства гастарбайтеров готовит Совет Федерации
09:12  Как китайцы стали первыми. "Китайские истории" от А.Винокурова
09:08  Здание библиотеки Аскара Акаева окончательно изъято в пользу киргизского государства
09:04  "Къ": Россия выдавливает газ. Украине снова объявлена газовая война
09:01  Corriere della Sera: Ядерные программы в Иране и Сирии. МАГАТЭ бьет тревогу
Архив
  © www.centrasia.ruВверх  
    Узбекистан   | 
Eurasianet: Узбекистан в силах повлиять на исход афганской войны
20:38 22.11.2008

УЗБЕКИСТАН: ТАШКЕНТ В СИЛАХ ПОВЛИЯТЬ НА ИСХОД АФГАНСКОЙ ВОЙНЫ

Победа или поражение в сражении за Афганистан – этот вопрос может решаться сейчас в Узбекистане. В ситуации, когда движение "Талибан" все активнее чинит препятствия поставкам грузов для натовских и американских сил в Афганистан по территории Пакистана, Ташкент предлагает наиболее простое решение этой крайне важной проблемы.

На протяжении большей части 2008 года Соединенные Штаты и Евросоюз пытаются организовать наземный транзитный коридор, который бы соединил Западную Европу и Афганистан. Эти усилия постоянно наталкиваются на многочисленные геополитические препятствия, включая ухудшающиеся американо-российские отношения.

Другим осложнением, по крайней мере до последнего времени, являлась напряженность в отношениях между Вашингтоном и Брюсселем, с одной стороны, и Узбекистаном, с другой. Отношения между ними распались на гребне андижанских событий 2005 года, когда сотни, а то и тысячи участников акции протеста в Узбекистане были расстреляны силами безопасности страны. Мало что изменилось в Узбекистане, чтобы смягчить разногласия по поводу тех андижанских событий. Но усугубление ситуации в Афганистане заставило обе стороны снова вернуться к взаимодействию друг с другом. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"]. Без сотрудничества между США, ЕС и Узбекистаном никакого наземного коридора в Афганистан не будет, поскольку по территории Узбекистана проходит единственная железнодорожная ветка, ведущая в северный Афганистан через пограничный мост в Термезе.

После недель секретных переговоров весной этого года Ташкент согласился предоставить НАТО доступ к своей железнодорожной сети и ввел послабления в вопросе пролета воздушных судов. Немаловажен и тот факт, что Ташкент принял решение предоставить свою железнодорожную сеть для провоза натовских грузов без консультаций со своими партнерами по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в том числе с Россией. С апрельского саммита НАТО в Бухаресте Узбекистан неоднократно демонстрировал свою политическую и экономическую независимость от России, а недавно приостановил членство в возглавляемом Россией Евразийском экономическом сообществе.

Несмотря на сотрудничество со стороны Ташкента, евразийский транзитный коридор никак не станет реальностью, главным образом благодаря политическим трениям, вызванным российско-грузинским конфликтом. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"]. Москва дала свое предварительное согласие на создание транзитного коридора, маршрут которого пролег бы по территории Украины и России и далее через Центральную Азию в Афганистан. Но Россия дала добро лишь на транспортировку невоенных грузов, а теперь вообще создалась обстановка взаимных подозрений, которой не наблюдалось с момента распада СССР в 1991 году. Между тем необходимость в еще одном надежном маршруте поставок возрастает с каждой минутой. В настоящее время основная часть грузов для сил НАТО и США в Афганистане идет через Пакистан. Прекрасно отдавая себе отчет в стратегическом значении этого маршрута, движение "Талибан" сосредоточило усилия на уничтожении грузовиков и наведении страха на водителей. Так, например, налет на грузовой конвой, имевший место в начале ноября на одном из главных пограничных переходов, соединяющем Пакистан и Афганистан – Хайберском проходе – привел к остановке поставок на целую неделю.

В нынешней ситуации американские и европейские стратеги изыскивают пути организации другого маршрута транспортировки грузов с запада на восток, пусть и более дорогостоящего, но идущего в обход России. Этот маршрут будет начинаться на черноморском побережье Грузии и вести через неспокойные закавказские страны по железной дороге в Азербайджан. Там грузы придется перегружать на суда для транспортировки по Каспию в Казахстан. По прибытии на территорию Центральной Азии грузы снова нужно будет везти по железной дороге до узбекского города Термез.

По имеющимся сообщениям, узбекское руководство заломило высокую цену за свое сотрудничество, хотя Ташкент и сам заинтересован в том, чтобы положить конец талибской угрозе. По мнению некоторых местных экспертов, узбекские власти пытаются добиться гарантий безопасности для администрации президента Ислама Каримова, а также расширения объема военной помощи и экономического сотрудничества. Они хотят получить все эти блага несмотря на тот факт, что Ташкент практически не продвинулся на пути исправления своей плачевной репутации в области соблюдения прав человека. Вашингтон и Брюссель неоднократно заявляли, что условием углубления сотрудничества является совершенствование ситуации в области прав человека.

НАТО, похоже, твердо в своем стремлении обеспечить центральноазиатский маршрут несмотря на все издержки, особенно учитывая обещание выделить дополнительные ресурсы в помощь Афганистану, данное в ходе предвыборной кампании избранным президентом США Бараком Обамой.

В новом подходе к вопросу транспортировки грузов НАТО укрепляет и то, что в ноябре Казахстан наконец-таки ратифицировал два давних двусторонних американо-казахстанских меморандума, включающих положения о транзите военных грузов наземными путями по территории Казахстана и через его воздушное пространство.

Если маршрут Закавказье-Центральная Азия-Афганистан окажется осуществимым, Германия, вероятно, продолжит работу над своими планами по расширению железнодорожной ветки Термез-Хайратон, которая в настоящее время уходит вглубь афганской территории лишь на три километра, достроив еще 67 километров пути до города Мазари-Шариф на севере Афганистана, имеющего важнейшее стратегическое значение. Как бы там ни было, похоже, что решения нынешней проблемы доставки грузов придется ждать месяцы, а то и целый год.

19.XI.2008

Источник - Eurasianet
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1227375480
Новости Казахстана

 Перейти на версию с фреймами
  © www.centrasia.ruВверх