Кыргызстан   |   Узбекистан   |x .
Открытие границ с Киргизией несет лишние угрозы Узбекистану, - Б.Эргашев
22:26 05.10.2017

Алмазбек Атамбаев совершил свой последний в должности президента Киргизии визит в соседний Узбекистан. Он прибыл в Ташкент с подписанным законом о ратификации договора о государственной границе. Сегодня аналогичный закон подписал президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев. На переговорах главы государств рассмотрели региональные проекты, обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества, и опять же приграничные проблемы - неурегулированными остаются 15% межгосударственных рубежей - самых проблемных, связанных с анклавами (для одной стороны) и эксклавами (для другой). Проблема требует решения, которого не видно. Предлагающийся вариант обмена территориями отдает неким отчаянием и отбраковывается большинство экспертов. На вопросы корреспондента EADaily отвечает заместитель директора по геокультуре и геоэкономике Средней и Центральной Азии Центра традиционных культур Бахтиер Эргашев.

Как Вы прокомментируете перспективу этих переговоров, будет ли результат?

С наскока эту проблему не решить. Это поняли обе стороны. Проблема должна решаться постепенно, без спешки. Да и быстро в любом случае не получится разобраться с анклавами или участками территорий совместного владения. Поначалу будет полностью закончена работа с 85% границы, т. е. по тем участкам, где нет противоречий. Остальное - потом. И уже хорошо, что эдакая "гонка" с этими 15% прекратилась. Обе стороны поняли, что так - "на раз" - вопрос не решить. Пока же Ташкент и Бишкек договорились облегчить населению въезд-выезд, условия пребывания.

С киргизской стороны звучат такие экзотические предложения как "обмен территориями". Насколько реален такой вариант?

Если говорить об анклавах, то у Киргизии таких больших анклавов как узбекские Сох (74 тыс. населения) и Шахимардан (более 5 тыс. населения) на территории Узбекистана нет. У киргизов в Узбекистане есть анклав Барак, из одного селения. Как их менять? Обмена здесь просто быть не может. Это только по территории, т. е. земле. А ведь еще и у людей надо интересоваться - жители Соха и Шахимардана, в случае чего, захотят стать гражданами Киргизии? Обмен мне видится ошибкой, которая будет иметь серьезные социальные последствия на всей территории Ферганской долины. Обмены территориями могут быть, когда речь идет о пастбищах или даже сельскохозяйственных посевных угодьях небольших площадей - скажем до 100 гектаров, чтобы выровнять пограничную линию, создать жителям некоторый комфорт в приграничье. Такие прецеденты - сплошь и рядом, и это нормальная практика в процессе делимитации, использованная, к слову, в свое время Узбекистаном и Казахстаном. Но у Узбекистана и Киргизии - другая ситуация, отягощенная угрозами, которые вырисовываются из Киргизии и Таджикистана. В отношении этих стран в регионе стало использоваться определение "коридор транзита угроз для стран региона". И это так - к сожалению, эти две страны стали источниками определенных проблем в сфере безопасности для своих соседей.

Вы связываете это с упрощением правил перехода киргизско-узбекской границы?

Это дополнительная угроза. Политическая нестабильность и постоянные политические пертурбации - события в 2005 и 2010 годах в Киргизии я все-таки не могу назвать революциями, но государственными переворотами - сформировали в конечном счете систему бесконтрольности центральной властью отдельных деятелей и слабого контроля периферии. Государственная идеология была принесена в жертву демократическим экспериментам. И только в последнее время власти Киргизии стали в должной степени осознавать угрозу радикализации общества. А основа любого состоявшегося государства - комплекс идей, которые предлагаются обществу и предлагаются самим обществом. Боюсь, что власти Киргизии опоздали. В южной части страны радикальные исламские идеи проникли в массы и стали серьезным фактором, влияющим на власть и общество. В иных населенных пунктах реальная власть принадлежит главам религиозных общин, способных диктовать правила игры, образа жизни местным государственным чиновникам. В Узбекистане совершенно другая ситуация. Проникновение радикальных идей и их носителей было серьезной проблемой, это одна из главных причин того, почему граница в Узбекистане была жестко закрытой. Сейчас Ташкент решил либерализовать пограничный режим с Киргизией. Но ведь угрозы с той стороны никуда не делись!

Как же быть, решение о либеральном пограничном режиме ведь уже принято?

Я подозреваю, что этот вопрос все еще находится в процессе решения. Мы все знаем, что значительную часть боевиков-наемников, которые воевали в Сирии и в Ираке составляют выходцы из Узбекистана и Киргизии. Статистика показывает, что в Узбекистан наемники не возвращаются под страхом наказания. Они оседают на юге Киргизии и становятся большой проблемой для киргизских властей, потому что как я уже отметил, в ряде регионов Киргизии именно исламские фундаменталисты и есть реальная власть. В любом случае, открытие границы не должно облегчить возможность проникновения в Узбекистан нежелательных элементов.

Согласно релизам, "президенты Узбекистана и Киргизии обсудили региональные проекты, затронули вопросы экономического сотрудничества". Что стоит за этим официозом?

Видимо, речь шла об участи Узбекистана в строительстве ГЭС в Киргизии. Президент Узбекистана заявил о готовности "принимать самое активное участие в строительстве ГЭС, в том числе и финансовое". Но пока ничего конкретно не известно ни об основных принципах участия, ни о финансовых условиях, ни технических, ни о правовых. Обсуждался также давний вопрос строительства железных дорог из Китая. Это более практично. Транскавказский коридор, в принципе, уже готов. Туркмения тоже готовит свои мощности, на сегодня - портовые. Мосты через Амударью построены. Остался последний стык - Китай-Киргизия-Узбекистан. С Китаем утрясаются технические разногласия по поводу ширины колеи. Похоже, выбор будет сделан в пользу российского (советского) стандарта колеи. Таким образом, каких-то серьезных возражений со стороны России уже не должно быть - она была против этого проекта главным образом из-за ширины колеи, и теперь в реализации проекта одним негативным фактором меньше. Осталось утрясти маршрут с Бишкеком.

Президенты еще беседовали о двустороннем сотрудничестве. Что Ташкент и Бишкек могут предложить друг другу?

Узбекистан получает из Киргизии электроэнергию - закупки были возобновлены с лета 2017 года. Если говорить о киргизском экспорте, то речь о небольшом объеме продукции ограниченного ассортимента. В обратном направлении - из Узбекистана в Киргизию - товаропотоки могут быть несравнимо объемнее. Вопрос в конкретной заинтересованности, в конкретных соглашениях.

Центральноазиатская редакция EADaily
5.10.17

Источник - eadaily.com
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1507231560
Новости Казахстана

  Обсуждение. Сообщений [ - ]Добавить сообщение  
  © www.centrasia.ruВверх